- Главная
- Технология
- Художественная обработка материалов
Содержание
- 2. Цель: познакомить с видами художественных промыслов, связанных с росписью по дереву, лаковой живописью, историей их возникновения
- 3. Художественная обработка материалов Прялки, разукрашенные городецкими мастерами расходились по всей России Матрешка - один из самых
- 4. Карта ремесел
- 5. Городецкая роспись Н.А. Столесникова. Мастерицы. Настенная коробка. А.Е. Коновалова. Всадники. Донце прялки.
- 6. Этот народный художественный промысел сложился к середине XIX века в старинном волжском городе Городце, известном по
- 7. Панно "Свидание"
- 8. Прялки, разукрашенные горо-децкими мастерами, расходи-лись по всей России. Прялку, по обычаю, дарил жених невесте: она была
- 9. Со временем городецкие мастера стали расписывать не только прялки, но и ларцы-шкатулки, сундуки, мебель и посуду.
- 11. Творчество мастеров Полхов-Майдана
- 12. Матрешка – один из самых попу-лярных русских сувениров – появилась лишь в конце ХIХ века в
- 14. Вне зависимости от того какое изделие расписывается (будь то матрешка или что-либо из точеной посуду), технология
- 15. В полиэтиленовых крышках можно разводить и водоэмульсионную краску. Необходимо следить, чтобы в краске не было комков,
- 16. следующего должен хорошо высохнуть. Слой нитролака, например, должен сохнуть не менее суток, иначе новый слой может
- 17. Палехская лаковая живопись
- 18. Палех – поселок в Ивановской области. Согласно летописям, посе-ление возникло еще до XV века. Первоначально Палех
- 20. И.В. Ливанова. Полив капусты. Шкатулка.
- 21. Федоскинская лаковая живопись
- 22. Немножко истории: Художественный промысел лаковой миниатюры в подмосковном селе Федоскино ведет свою историю от небольшой купеческой
- 23. Иногда зрителям кажется, что миниатюра светится, сияет изнутри нежным, волшебным светом. Не верится, что чудесная шкатулочка
- 24. Лаковая миниатюра Холуя
- 25. Художественный промысел лаковой миниатюры в поселке Холуй, Ивановской области, возник в 1932 году. Холуй, так же,
- 26. Б. Харчев. Шкатулка "По-щучьему велению"
- 27. Г. Блинова. Шкатулка «Папоротников цвет»
- 28. Действие на миниатюрах происходит на фоне яркого, многоцветного пейзажа. И пейзаж не просто фон – он
- 29. Лаковая живопись Мстёры
- 30. Мстёра, как Палех, Федоскино, Холуй, принадлежит к основным центрам народных промыслов лаковой миниатюры. Промысел возник в
- 31. Ю. Ваванов. Тарелка "Весна"
- 32. Сказочная Мстёра В отличие от палешан, художники Мстёры почти не используют черный фон. Изображение миниатюры развертывается
- 33. И.А. Фомичев. Шкатулка. Сказка о царе Салтане.
- 35. Уже в XVII веке в селе Хохлома проходили ярмарки, где торговали деревянной расписной посудой, изго-товленной в
- 36. "Золотая хохлома"
- 40. Основное отличие хохломской от других видов росписи – горячая обработка олифы, что обеспечивает высокую стойкость отделки
- 41. операции изделия становятся блестящими и гладкими. 7. Полудка. Куколкой (мягкий тампон, набитый тряпками) натирают метал-лическим порошком
- 42. Роспись по красному фону также отличается большой графичностью. Из-за яркости фона, на котором другие цвета плохо
- 44. Скачать презентацию
Слайд 2
Цель: познакомить с видами художественных промыслов, связанных
с росписью по дереву, лаковой живописью,
Цель: познакомить с видами художественных промыслов, связанных с росписью по дереву, лаковой живописью,
Слайд 3Художественная обработка материалов
Прялки, разукрашенные
городецкими мастерами
расходились по всей России
Матрешка - один из
Художественная обработка материалов
Прялки, разукрашенные
городецкими мастерами
расходились по всей России
Матрешка - один из
популярных русских
сувениров
«В работах художников
из Мстеры сказка уживается
с реальностью»
Слайд 4Карта ремесел
Карта ремесел
Слайд 5Городецкая роспись
Н.А. Столесникова. Мастерицы. Настенная коробка.
А.Е. Коновалова. Всадники. Донце прялки.
Городецкая роспись
Н.А. Столесникова. Мастерицы. Настенная коробка.
А.Е. Коновалова. Всадники. Донце прялки.
Слайд 6 Этот народный художественный промысел сложился к середине XIX века в старинном волжском
Этот народный художественный промысел сложился к середине XIX века в старинном волжском
Слайд 7Панно "Свидание"
Панно "Свидание"
Слайд 8
Прялки, разукрашенные горо-децкими мастерами, расходи-лись по всей России. Прялку, по обычаю,
Прялки, разукрашенные горо-децкими мастерами, расходи-лись по всей России. Прялку, по обычаю,
Городецкие мастера украшали донца прялок резьбой, инкрус-тацией, а потом стали расписы-вать яркими масляными краска-ми. По традиции, в верхней части прялки изображалось Древо жизни и всадники. А в нижней – разные сценки из повседневной жизни: чаепитий, катания на лодках и кару-селях…
Слайд 9
Со временем городецкие мастера стали расписывать не только прялки, но и ларцы-шкатулки,
Со временем городецкие мастера стали расписывать не только прялки, но и ларцы-шкатулки,
Слайд 11Творчество мастеров
Полхов-Майдана
Творчество мастеров
Полхов-Майдана
Слайд 12 Матрешка – один из самых попу-лярных русских сувениров – появилась лишь в
Матрешка – один из самых попу-лярных русских сувениров – появилась лишь в
Вскоре матрешек стали изготовлять и в других районах страны, например в городе Семенове, в селе Полхов-Майдан, на Вятской земле, в Башкирии и Воронеже.
В наши дни традиционное искусство матрешки переживает свое второе рождение. Вот только изменилась внешность куколки.
Слайд 14
Вне зависимости от того какое изделие расписывается (будь то матрешка или
Вне зависимости от того какое изделие расписывается (будь то матрешка или
Перед нанесение рисунка на изделие поверхность последнего необходимо обработать. Точеные изделия после изготовления часто имеют дефекты, мешающие росписи. Например, поверхность изделия из-за недостаточной шлифовки ворсится. Другой дефект – на торцевых участках при движениях резца получается гладкая полированная поверхность, и древесные поры оказываются закрыты. Краска не впитывается в древесину, а собирается в капли, как бы скатывается по поверхности. То же самое получается, если изделие часто брали руками и оно оказалось захватанным, с жирными пятнами. В таких местах краска также не ляжет на дерево.
Эти дефекты можно устранить с помощью мелкозернистой наждачной бумаги. Ею шлифуют поверхность по волокну, чтобы не поцарапать изделие и не создать еще большего ворса.
Рисунок можно наносить остро отточенным мягким карандашом, тонкими линиями. Твердый карандаш может оставить глубокие царапины на древесине, которые после покраски могут быть заметны. Если рисунок буде жирным и ярким, то он тоже может быть виден из-под красочного слоя.
Расписывать рекомендуется чистой акварелью с добавлением водоэмульсионной краски или гуашью и темперой. При росписи акварелью получается красивая бархатистая поверхность. Водяная краска, смачивая ее, поднимает мельчайший ворс, который при высыхании не опускается, и это создает эффект бархата. Кроме того, под прозрачной акварелью видны разводы древесной текстуры, что придает изделиям особую нарядность.
Удобно пользоваться наборами акварельных красок в тюбиках. Акварель можно выдавить, например, в полиэтиленовые крышки для банок и развести водой до нужной консистенции. Такие жидко разведенные краски хороши тем, что на всем протяжении работы их цвет и тон будут одинаково равномерными.
Слайд 15 В полиэтиленовых крышках можно разводить и водоэмульсионную краску. Необходимо следить, чтобы в
В полиэтиленовых крышках можно разводить и водоэмульсионную краску. Необходимо следить, чтобы в
Оттенки водоэмульсионной краски кроющие, непрозрачные. Текстура древесины и карандаш под ними не видны. Необходимо стараться покрыть поверхность изделия одним ровным слоем колера, так как наслоение краски очень заметны.
Одной гуашевой краской расписывать изделия не рекомендуется. Она легко стирается, сильно пачкается. Чтобы ее закрепить, в колер нужно добавить водоэмульсионную краску или клей ПВА. Для черного цвета можно использовать черную тушь.
После росписи рисунок необходимо обвести черным контуром. Он придаст росписи сочность и яркость. Обводить лучше тушью. Черная акварель или гуашь не такие однородные, они прозрачны и могут стираться.
Удобно расписывать несколько одинаковых матрешек. Один колер следует последовательно нанести на все изделия. К моменту росписи последней матрешки первая уже высохнет и не будет опасности размазать краску. Самые маленькие куклы удобно расписывать, насадив их на иголку, спицу или шило.
После росписи и обводки изделия необходимо покрыть лаком, чтобы закрепить краску и повысить ее декоративную выразительность. Любой колер, кроме белого, под слоем лака становится ярче, сочнее. А вот белый приобретает желтоватый оттенок. Поэтому при создании эскиза в цвете это необходимо учитывать.
Лучше всего лакировать изделие способом окунания: насадить его на спицу или шило и полностью опустить в емкость лаком. Затем вынуть и дать лишнему лаку стечь. Для этого изделие необходимо подвести над емкостью.
Лак при этом желателен масляный. Застывает он долго и успевает полностью стечь. Нитролак может застыть до полного стекания и образовать наслоения и подтеки.
После высыхания изделие необходимо отшлифовать очень мелкой наждачной бумагой для ликвидации неровностей, пузырьков воздуха и т. п. Операцию по лакированию следует повторить 2 – 3 раза. После последнего высыхания шлифовать изделие не надо.
Лак можно наносить и кистью. В этом случае каждый его слой перед нанесением
Слайд 16
следующего должен хорошо высохнуть. Слой нитролака, например, должен сохнуть не менее суток,
следующего должен хорошо высохнуть. Слой нитролака, например, должен сохнуть не менее суток,
Декоративные блюда, тарелки и другие сравнительно плоские изделия можно покрывать паркетным лаком. Для матрешек он не годится, так как долго застывает и с поверхности изделиях он хорошо растечется, выровняется и после высыхания даст очень ровную, красивую поверхность.
Слайд 17Палехская лаковая живопись
Палехская лаковая живопись
Слайд 18 Палех – поселок в Ивановской области. Согласно летописям, посе-ление возникло еще до
Палех – поселок в Ивановской области. Согласно летописям, посе-ление возникло еще до
Слайд 20И.В. Ливанова. Полив капусты. Шкатулка.
И.В. Ливанова. Полив капусты. Шкатулка.
Слайд 21Федоскинская лаковая живопись
Федоскинская лаковая живопись
Слайд 22Немножко истории:
Художественный промысел лаковой миниатюры в подмосковном селе Федоскино ведет свою историю
Немножко истории:
Художественный промысел лаковой миниатюры в подмосковном селе Федоскино ведет свою историю
К середине XIX века сложился особый тип росписи федоскинских мастеров. В основе сюжетов миниатюр лежат сценки из крестьянского быта, пейзажи и натюрморты, копии картин известных художников, портреты знаменитых людей, иллюстрации к русским народным сказкам, былинам, фольклорные мотивы и исторические события.
Изображения на федоскинских миниатюрах выполняются в реалистической манере, мельчайшие детали тщательно прорабатываются.
В 1904 году, после закрытия фабрики, мастера объединились в «Федоскинскинскую трудовую артель». На сегодняшний день это фабрика миниатюрной живописи.
Слайд 23 Иногда зрителям кажется, что миниатюра светится, сияет изнутри нежным, волшебным светом. Не
Иногда зрителям кажется, что миниатюра светится, сияет изнутри нежным, волшебным светом. Не
Слайд 24Лаковая миниатюра Холуя
Лаковая миниатюра Холуя
Слайд 25Художественный промысел лаковой миниатюры в поселке Холуй, Ивановской области, возник в 1932 году.
Художественный промысел лаковой миниатюры в поселке Холуй, Ивановской области, возник в 1932 году.
На основе традиций иконописи и возникла лаковая живопись Холуя. В 30-х годах
ХХ столетия образовалась артель
живописцев, с 1960 года – фабрика.
Художники Холуя пишут темперными
красками на лаковых изделиях из папье-маше.
В их живописи преобладают тона
красного, зеленого, коричневого
и синего цветов, контрастные сочетания
холодных и теплых тонов. Часто
используется золотой орнамент.
Тематика живописных миниатюр –
сказки, былины, современные сюжеты.
Слайд 26Б. Харчев. Шкатулка "По-щучьему велению"
Б. Харчев. Шкатулка "По-щучьему велению"
Слайд 27Г. Блинова. Шкатулка «Папоротников цвет»
Г. Блинова. Шкатулка «Папоротников цвет»
Слайд 28 Действие на миниатюрах происходит на фоне яркого, многоцветного пейзажа. И пейзаж не
Действие на миниатюрах происходит на фоне яркого, многоцветного пейзажа. И пейзаж не
В.А. Елкин. Гости Гвидона. Шкатулка.
Слайд 29Лаковая живопись Мстёры
Лаковая живопись Мстёры
Слайд 30 Мстёра, как Палех, Федоскино, Холуй, принадлежит к основным центрам народных промыслов лаковой
Мстёра, как Палех, Федоскино, Холуй, принадлежит к основным центрам народных промыслов лаковой
Слайд 31Ю. Ваванов. Тарелка "Весна"
Ю. Ваванов. Тарелка "Весна"
Слайд 32Сказочная Мстёра
В отличие от палешан, художники Мстёры почти не используют черный фон.
Сказочная Мстёра
В отличие от палешан, художники Мстёры почти не используют черный фон.
Слайд 33И.А. Фомичев. Шкатулка. Сказка о царе Салтане.
И.А. Фомичев. Шкатулка. Сказка о царе Салтане.
Слайд 35 Уже в XVII веке в селе Хохлома проходили ярмарки, где торговали деревянной
Уже в XVII веке в селе Хохлома проходили ярмарки, где торговали деревянной
Хохломская роспись отличается характерным сочетанием золотого цвета с черным, красным, зеленым, иногда коричневым и оранжевым. Изображение растений, ягод, плодов, птиц и рыб образуют прихотливый узорный орнамент. Секрет «золота» Хохломы – применение алюминиево-го (ранее серебряного или оловян-ного) покрытия, сверху наносится ри-сунок или лак. Изделие высушива-ется при температуре 100-120 гра-дусов. Под действием температуры лак приобретает желтоватый оттенок, и сквозь него «золотом» сверкает алюминиевый слой. Современные хохломские изделия – посуду, ме-бель, сувениры – создают мастера фабрики «Хохломской художник» (с. Семино) и объединения «Хохломская роспись» (г. Семенов), что в Нижегородской области.
Слайд 36"Золотая хохлома"
"Золотая хохлома"
Слайд 40 Основное отличие хохломской от других видов росписи – горячая обработка олифы, что
Основное отличие хохломской от других видов росписи – горячая обработка олифы, что
Для хохломской росписи характерны: богатый растительный орнамент, вьющийся до поверхности изделия и условно изображающий цветы, растения, плоды, а иногда и животных; умелое построение композиции с использованием золотого фона; цветовая строгость письма (обычно применяется не более пяти цветов).
Существуют два вида росписи: фоновое и верховое письмо. При верховом – рисунок наносится на металлизированный фон, а при фоновом - оконтуренный узор образуется за счет незакрашенных участков фона.
Способ росписи, которым пользуются мастера Хохломы, довольно сложен и требует больших навыков. Состоит он из следующих операций:
1. Просушка изделий из липы или сосны до 10-12% влажности.
2. Грунтовка изделий тонкой измельченной осажденной глиной с последу-ющей сушкой.
3. Покрытие загрунтованной поверхности сырым льняным маслом с после-дующей протиркой льняными отрепьями.
4. Шпаклевка мягкой глиной на олифе.
5. Просушка на решетчатых стеллажах (колосниках).
6. Четырехкратное покрытие олифой. Олифу наносят на поверхность изде-лия помазками из подстриженной овчины. После трехкратного покрытия необходима подсушка на колосниках в течение 15-22 ч. После четвертого покрытия подсушку производят в печи при температуре 50-60°С. После этой
Слайд 41 операции изделия становятся блестящими и гладкими.
7. Полудка. Куколкой (мягкий тампон, набитый
операции изделия становятся блестящими и гладкими.
7. Полудка. Куколкой (мягкий тампон, набитый
8. Роспись масляными красками.
9. Подсушка на колосниках в течение 5-6 ч.
10. Закрепление росписи при температуре 80-90°С.
11. Четырехкратное покрытие олифой и двукратное – масляным лаком с при-месью золы и медянки. После каждого покрытия производится подсушка на колосниках.
12. Закалка при температуре 90-100°С. При закалке лак темнее, становится желтовато-коричневым, а серебристый цвет полудки приобретает золотистый блеск.
Письмо по металлизированному фону является основным приемом, но иногда роспись выполняется и без полудки, т.е. фоном служит натуральная древесина, покрытая лаком.
Если в орнаменте используется цвет золота, то рисунок наносят до термообработки. А если серебра, то после.
Орнамент имеет несколько разновидностей. Роспись по золотому фону, например, имеет легкий растительный орнамент, в композиции большую роль играют цветовые красные и черные пятна.
Роспись по черному фону обычно выполняется в виде золотых расплывчатых силуэтов с дополнительной прорисовкой тонкими штрихами, отчего рисунок становится графичным.
Слайд 42 Роспись по красному фону также отличается большой графичностью. Из-за яркости фона, на
Роспись по красному фону также отличается большой графичностью. Из-за яркости фона, на
Роспись выполняется следующим образом.
При верховом письме сначала пишут стебли, потом цветы, ягоды, листья и после этого травку. Растительный узор сопровождает все виды хохломского орнамента.
При фоновом письме на блестящей металлической поверхности наносят контур рисунка, затем закрашивают краской оконтуренные участки. После этого следует прорисовка. На листьях показывают прожилки, на цветах – тычинки, на окрашенном фоне пишут ягоды, листья и обязательно травку.
В условиях школьных мастерских наиболее приемлем способ хохломской росписи, применяемый при массовом изготовлении мебели, отделки служебных интерьеров. Он состоит из 8 операций:
1. Шпаклевка олифой с каолином.
2. Сушка при температуре 30-40°С.
3. Покрытие масляным лаком (тип №4 С).
4. Покрытие алюминиевым порошком.
5. Протирка подстриженной овчиной и сушка.
6. Роспись масляными красками.
7. Лакирование золотистым масляным лаком (тип №75).
8. Закалка при температуре 60-80°С для мелких изделий и при температуре 30-40°С для крупных.