Слайд 2
![Исторические предпосылки возникновения журналистики: социально-политические; идейные; экономические; культурно-образовательные; материально технические Е.В.Ахмадулин, Краткий курс теории журналистики](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/63922/slide-1.jpg)
Исторические предпосылки возникновения журналистики:
социально-политические;
идейные;
экономические;
культурно-образовательные;
материально технические
Е.В.Ахмадулин, Краткий курс
теории журналистики
Слайд 3
![Г.Буасье, «Газета Древнего Рима»: Хотя книгопечатание и неизвестно было древним,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/63922/slide-2.jpg)
Г.Буасье, «Газета Древнего Рима»:
Хотя книгопечатание и неизвестно было древним, нужно все
же признать, что они были очень близки к нему ... Поэтому не без основания можно допустить, что лишний шаг, единственный, который еще оставалось сделать, был бы, несомненно, сделан, если бы газета получила свое настоящее значение и если бы потребность в распространении её возбудила дух изобретения
Слайд 4
![Так почему же он не был сделан? ..Римляне не нуждались](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/63922/slide-3.jpg)
Так почему же он не был сделан?
..Римляне не нуждались в прессе
для совершения своих великих дел; она, несомненно, помогла им в достижении некоторых из полученных ими результатов, но они добились их и без нее.
Слайд 5
![Концепция «осевого времени» К.Ясперса: Ясперс делит всю историю человечества на](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/63922/slide-4.jpg)
Концепция «осевого времени» К.Ясперса:
Ясперс делит всю историю человечества на две части:
собственно историю и доисторию, рубеж между которыми проходит около 500 лет до н.э.
Слайд 6
![«Доистория»: В этот период появляется то, что отличает человека от](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/63922/slide-5.jpg)
«Доистория»:
В этот период появляется то, что отличает человека от животных. Это
прежде всего речь, язык, т.е. способность обмениваться более сложной информацией, нежели примитивные сигналы животных.
Слайд 7
![«Осевое время»: Наиболее важным изменением, произошедшим в период осевого времени,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/63922/slide-6.jpg)
«Осевое время»:
Наиболее важным изменением, произошедшим в период осевого времени, становится формирование
современного рационального мышления, позволившего человеку осознать исторический процесс и свое место в нем.
Слайд 8
![До «осевого времени»: «... духовное состояние людей было сравнительно неизменным,…](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/63922/slide-7.jpg)
До «осевого времени»:
«... духовное состояние людей было сравнительно неизменным,… все повторялось
в неизменном и очень медленном духовном течении, которое не осознавалось и потому не познавалось»
Слайд 9
![После «осевого врмени»: «Теперь же, напротив, напряжение растет и становится](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/63922/slide-8.jpg)
После «осевого врмени»:
«Теперь же, напротив, напряжение растет и становится основой бурного,
стремительного движения… И это движение осознается – человеческое существование в качестве истории становится теперь предметом размышлений»
Слайд 10
![После «осевого врмени»: Из трех великих цивилизаций, перешагнувших рубеж доистории,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/63922/slide-9.jpg)
После «осевого врмени»:
Из трех великих цивилизаций, перешагнувших рубеж доистории, лишь одна,
европейская, смогла создать на основе этой рациональности современную науку и технику, затронувшие все стороны человеческой жизни, в том числе и сферу массовых коммуникаций.
Слайд 11
![Фалес из Милета ок.625 – 547 гг. до н.э. Утверждал,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/63922/slide-10.jpg)
Фалес из Милета
ок.625 – 547 гг. до н.э.
Утверждал, что «все вещи
состоят из воды», т.е. предположил, что бесконечное разнообразие того, что существует в мире, структурировано настолько, что позволяет дать какой-то один ответ.
Слайд 12
![Парменид период расцвета 504-501 до н. э. Eсли признано, что](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/63922/slide-11.jpg)
Парменид
период расцвета 504-501 до н. э.
Eсли признано, что существовать могут
только непротиворечивые объекты, истинность обобщений можно выяснить, проверяя их на отсутствие противоречия. Т.о. Парменид сформулировал основное правило логического рассуждения.
Слайд 13
![Софисты Группа профессиональных странствующих учителей – обучавших молодых людей тому,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/63922/slide-12.jpg)
Софисты
Группа профессиональных странствующих учителей – обучавших молодых людей тому, как добиться
успеха в обществе, и потому утверждающих, что изучать нужно не философию, а риторику – искусство говорить убедительно.
Слайд 14
![Горгий из Леонтин ок. 483 — 375 гг. Благодаря Горгию](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/63922/slide-13.jpg)
Горгий из Леонтин ок. 483 — 375 гг.
Благодаря Горгию и
его последователям в Греции начинает формироваться новый тип красноречия, предназначенный не для споров и тяжб, а для прославления и уничижения, не для доказательства или опровержения фактов, а для их оценки.
Слайд 15
![Продик V век до н.э. Его классификация частей речи: имена,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/63922/slide-14.jpg)
Продик
V век до н.э.
Его классификация частей речи: имена, артикли, глаголы, причастия
и частицы – была началом всей современной грамматики.
Слайд 16
![Протагор ок. 480 – 410 гг. до н.э. Человек –](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/63922/slide-15.jpg)
Протагор
ок. 480 – 410 гг. до н.э.
Человек – мера всех вещей:
тех, которые есть, - что они есть, а тех, которых нет, - что их нет
Слайд 17
![Лисий умер ок. 380 г. до н.э. Его искусство состоит](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/63922/slide-16.jpg)
Лисий
умер ок. 380 г. до н.э.
Его искусство состоит в том,
чтобы создать у суда благоприятное впечатление от личности говорящего. Портрет, создаваемый речью, должен свидетельствовать в пользу произносящего ее; разумеется, портрет этот бывает иногда очень далеким от действительности
Слайд 18
![Сократ 469 – 499 гг. до н.э. Мы станем лучшими](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/63922/slide-17.jpg)
Сократ
469 – 499 гг. до н.э.
Мы станем лучшими людьми, если станем
задавать вопросы, чем если не станем; в это я верю и за эту веру буду сражаться словом и делом
Слайд 19
![Сократ рассуждает](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/63922/slide-18.jpg)
Слайд 20
![Платон 427 – 347 гг. до н.э. Риторика не имеет](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/63922/slide-19.jpg)
Платон
427 – 347 гг. до н.э.
Риторика не имеет даже права называться
наукой, изучающей законы речи, так как форма речи не подчиняется никаким общим законам и определяется только конкретным содержанием речи; риторика есть всего лишь практическое знание, приобретаемое не изучением, а опытом.
Слайд 21
![Платон В противовес риторике выдвинул особую речевую манеру, — диалектику,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/63922/slide-20.jpg)
Платон
В противовес риторике выдвинул особую речевую манеру, — диалектику, когда участники
диалога объединены общей целью – поиском истины.
Слайд 22
![Аристотель 384 – 322 гг. до н.э. Так как все](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/63922/slide-21.jpg)
Аристотель
384 – 322 гг. до н.э.
Так как все дело риторики направлено
к возбуждению того или иного мнения, то следует заботится о стиле не как о чем-то заключающем в себе истину, а как о чем-то неизбежном. <…> стиль приобретает весьма важное значение вследствие испорченности слушателя…
Слайд 23
![Аристотель Написанная им в 335 г. до н.э. «Риторика» заложила для нее прочный теоретический фундамент.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/63922/slide-22.jpg)
Аристотель
Написанная им в 335 г. до н.э. «Риторика» заложила для нее
прочный теоретический фундамент.
Слайд 24
![Исократ 436 — 338 г. до н.э. Риторика — важнейшая](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/63922/slide-23.jpg)
Исократ
436 — 338 г. до н.э.
Риторика — важнейшая общеобразовательная дисциплина,
заключающая в себе основы морали и государственной мудрости; она заключает в себе не только теорию стиля и ораторской речи, но и вводит в существо тех вопросов, о которых обычно говорят ораторы
Слайд 25
![Демосфен 384 — 322 г. до н.э. Завершитель эпохи аттического](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/63922/slide-24.jpg)
Демосфен
384 — 322 г. до н.э.
Завершитель эпохи аттического красноречия,
последний и самый замечательный художник публичной речи в эпоху греческой независимости
Слайд 26
![Цицерон 106 – 43 гг. до н.э. мое мнение таково,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/63922/slide-25.jpg)
Цицерон
106 – 43 гг. до н.э.
<…> мое мнение таково, что
никто не может быть во всех отношениях совершенным оратором, если он не изучит всех важнейших предметов и наук. На самом деле, речь должна быть пышным плодом знания предмета; если же оратор не усвоит и не познает предмета своей речи, то словесная форма такой речи представляется пустой и чуть ли не детской болтовней.
«Об ораторе»
Слайд 27
![Е.П.Прохоров: Политическая деятельность великих ораторов древности, представляет яркое проявление того,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/63922/slide-26.jpg)
Е.П.Прохоров:
Политическая деятельность великих ораторов древности, <…> представляет яркое проявление того, что
можно уже с большой определенностью назвать пражурналистской деятельностью – целенаправленное распространение в массе людей сведений, оказывающих на них идейно-психологическое воздействие, формирующих их мнения, представления, стремления, побуждающих к тем или иным действиям
Слайд 28
![РАФАЭЛЬ «АФИНСКАЯ ШКОЛА» 1 – Платон и Аристотель, 2 –](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/63922/slide-27.jpg)
РАФАЭЛЬ
«АФИНСКАЯ ШКОЛА»
1 – Платон и Аристотель, 2 – Пифагор,
3
– Диоген Лаэртский, 4 – Гераклит,
5 – Рафаэль, 6 – Эпикур, 7 – Александр Македониский,
8 – Сократ, 9 - Евклид