Слайд 2
В еврейском тексте Торы, рассказывающем о Сотворении мира, используются 2 глагола
различных по своему смыслу (творить и создавать).
Слайд 3
Первый глагол это בָּרָא "бара", переводимый обычно "творить" и смысл его
в том, что творится "нечто из ничего" (Creatio ex Nihilo), т. е. творится что то новое, чего еще не было в этом мире, твориться то, что не может быть сделано, из того, что уже существует.
Слайд 4
В отличие от этого, другой часто повторяющийся при Сотворении глагол עָשָׂה
"аса" - "создавать" - означает переделку одного в другое, создание нового объекта из уже имеющихся элементов.
Слайд 5
В первой главе книги Бытие глагол "бара" употребляется всего в трех
местах. Первый раз в Быт1:1, который говорит: "В начале сотворил Бог небо и землю. Он показывает нам, что первоначально мир "создан из ничего", что само существование мира является чем-то новым, отделенным от Бога.
Слайд 6
Еще одним важным обстоятельством является то, что слово Бог на еврейском
стоит во множественном числе “сотворил Боги”. Это говорит о том, что Бог иной по сравнению с человеком.
Слайд 7
После этого, в рассказе о первом, втором, третьем и четвертом днях
творения, глагол "бара" не используется. Все описание создания в эти дни - света, небосвода, морей, растений, солнца, луны и звезд это лишь переделка того, что было создано в Начале.
Слайд 8
Однако в 5-й день, при сотворении животных Быт 1:21, снова употребляется
глагол "бара", так как душа животных является принципиально новой субстанцией, которая не является частью материального мира.
Слайд 9
Третий раз слово "бара" встречается при рассказе о сотворении человека Быт
1:27. Это означает, что человеческая душа - это опять новая субстанция, которая не только не является материей, но и не равна животной душе. Здесь слово "бара" встречается трижды, когда говорится об образе Божием и о том, что целый человек это мужчина и женщина и взаимоотношения между ними уникальны и установлены Богом.
Слайд 10
Рассказ Торы о шести днях творения не имеет целью просто сообщить
хронологию сотворения мира. Но тогда возникает вопрос: если целью Торы не является хронология, то зачем нам вообще рассказывается о творении?
Слайд 11
Быт 1-2 представляет собой описание фундаментальных параметров, лежащих в основе структуры
сотворенного Богом мира. А мир и сегодня имеет эту структуру и продолжает функционировать в соответствии с этой структурой. Таким образом, все описание творения дается нам для понимания устройства окружающего нас мира, для понимания нашей жизни сейчас, а не только как информация о прошлом.
Слайд 12
Самое большое противоречие в хронологии находится между 3 и 4 днями
творения. Сначала созданы растения, а затем светила. Возможным разрешением этого противоречия является то, что в Быт 1:16 перечислены все три вида светил — солнце, луна и звезды. Ученые утверждают, что земля "обзавелась" луной на поздних этапах своего формирования, когда земля уже могла иметь растительный покров. В этом случае библия просто утверждает, что к моменту присоединения луны, растения уже существовали.
Слайд 13
В стихе 1:26 сказано: Сотворим человека...
этот стих - единственный при описании
творения мира, в котором глагол, описывающий действия Бога, используется во множественном числе. К кому же обращается Бог, говоря "мы" при "творении" человека? Есть различные комментарии к этому стиху , и хотелось бы выбрать здесь такой, который лучше поможет нам увидеть самих себя в истории Сотворения мира. Бог обращается к самому человеку - прежде всего к первому Адаму, но также и ко всякому человеку, ко мне и к тебе, говоря: "Давай мы вместе - Я и ты - сделаем из тебя человека".
Слайд 14
1:1 В начале Сотворил Боги...
"Элохим"
В отличии от личного имени Яхве.
Грамматически это
имя воспринято как совмещение прошедшего, настоящего и будущего времен ивритского глагола "быть".
Слайд 15
1:1 ...духовный и материальный мир
Библия это не учебник по мироустройству, а
путеводитель в построении личных взаимоотношений с Богом.
Слайд 16
1:3-4 Бог творит свет (в отличие от тьмы) и отделяет свет
от тьмы, иначе говоря создает источники света.
Когда мы с Богом то мы в свете.
Слайд 17
Быт 1:5 Есть две точки зрения на
продолжительность дня творения:
1. "буквальный день"
(24 часа) или
2. "период времени" не ограниченный никакими рамками.
Подсказка находится в Быт 2:4-5. Здесь
еврейское слово יֹום "день" (йом),
переведенное на русский язык как "время",
охватывает весь период творения.
Слайд 18
Иоанн Златоуст в толковании на книгу Бытие: «Для чего сказано, что
было утро и был вечер, чтобы ты знал, что не мгновенно все появилось, а что было начало, середина и конец этого периода».
Василий Великий в своем труде «Шестоднев» пишет: «Если ты скажешь день или век, то выразишь одно и то же понятие».
Слайд 19
1:1-2 сотворение изначальной субстанции из ничего ex Nihilo
1:3-5 день первый
1:6-8 день
второй
1:9-10, 11-13 день третий
1:14-19 день четвертый
1:20-23 день пятый
1:24-25, 26-31 день шестой
Слайд 20
1. сказал стал свет хорошо назвал
--------------------------------------------------------------------------
2. сказал создал стало так назвал
--------------------------------------------------------------------------
3.
сказал стало так назвал
сказал стало так хорошо
--------------------------------------------------------------------------
4. сказал создал стало так хорошо
--------------------------------------------------------------------------
5. сказал сотворил хорошо благословил
--------------------------------------------------------------------------
6. сказал создал стало так хорошо
сказал сотворил (весьма хорошо) благословил
Слайд 21
Самые первые заповеди
Быт 1:28
1. Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю.
2. Обладайте
ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.