Слайд 2
![В Боге едином по существу три Лица или Ипостаси: Отец,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/71602/slide-1.jpg)
В Боге едином по существу три Лица или Ипостаси:
Отец, Сын
и Святой Дух.
Три лица в Боге равны между собой и единосущны.
Слайд 3
![Три лица различны по своим личным свойствам: Отец не рожден](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/71602/slide-2.jpg)
Три лица различны по своим личным свойствам:
Отец не рожден ни
от кого,
Сын рожден от Отца,
Дух Святой исходит от Отца.
Слайд 4
![Ипостаси нераздельны и неслиянны; рождение Сына никогда не начиналось, никогда](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/71602/slide-3.jpg)
Ипостаси нераздельны и неслиянны; рождение Сына никогда не начиналось, никогда не
оканчивалось, Сын родился от Отца, но не отделился от него, Он пребывает в Отце; Бог Дух Святой вечно исходит от Отца.
Слайд 5
![Что нам говорит Ветхий завет?](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/71602/slide-4.jpg)
Что нам говорит Ветхий завет?
Слайд 6
![1. О том, что Бог Един в трех лицах: Быт.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/71602/slide-5.jpg)
1. О том, что Бог Един в трех лицах:
Быт. 1, 26: "И
сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, и по подобию". Множественное число указывает, что Бог — не одно Лицо.
Быт. 3, 22: "И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло" (слова Божии пред изгнанием прародителей из рая).
Слайд 7
![Быт. 18, 1-3: об Аврааме — "И явился ему Господь](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/71602/slide-6.jpg)
Быт. 18, 1-3:
об Аврааме — "И явился ему Господь у дубравы
Мавре… возвел (Авраам) очи свои взглянул, и вот, три мужа стоят против него…и поклонился до земли и сказал:…если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего" — "Видите ли, наставляет блаженный Августин, Авраам встречает Трех, а поклоняется Единому…Узрев Трех, он уразумел таинство Троицы, а поклонившись как Единому, исповедал Единого Бога в трех Лицах"
Слайд 8
![2. О Сыне Божием: Пс. 2, 7: "Ты Сын Мой;](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/71602/slide-7.jpg)
2. О Сыне Божием:
Пс. 2, 7: "Ты Сын Мой; Я ныне
родил Тебя".
Пс. 109, 3: "…из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое".
Ис. 7, 14 : се дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя ему Эммануил .
Ис. 9, 6: Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь Мира .
Слайд 9
![3. О Святом Духе: Пс. 142, 10: "Дух Твой благий](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/71602/slide-8.jpg)
3. О Святом Духе:
Пс. 142, 10: "Дух Твой благий да ведет
меня в землю правды".
Ис. 48, 16: "…послал Меня Господь и Дух Его".
Быт.1,2: и Дух Божий носился над водою.
Быт.2, 7: И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.
Слайд 10
![Что нам говорит Новый Завет?](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/71602/slide-9.jpg)
Что нам говорит Новый Завет?
Слайд 11
![Ин.1,1,3 : В начале было Слово, и Слово было у](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/71602/slide-10.jpg)
Ин.1,1,3 : В начале было Слово, и Слово было у Бога,
и
Слово было Бог... Все чрез Него нáчало быть, и без Него ничто не нáчало быть, что нáчало быть.
Ин.1, 14: И Слово стало плотию, и обитало с нами,
полное благодати и истины; и мы видели славу Его,
славу, как Единородного от Отца.
Ин. 1, 18: Бога не видел никто никогда; Единородный
Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.
Слайд 12
![Ин.10, 30: Я и Отец – одно. Лк. 1, 13:](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/71602/slide-11.jpg)
Ин.10, 30: Я и Отец – одно.
Лк. 1, 13: Отец Небесный
даст Духа Святаго
просящим у Него.
Ин. 15, 26: Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне;
Слайд 13
![Мф. 28, 19: Итак идите, научите все народы, крестя их](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/71602/slide-12.jpg)
Мф. 28, 19: Итак идите, научите все народы, крестя их
во
имя Отца и Сына и Святого Духа
Ин.14, 9: Видевший Меня видел Отца;
и т.д.
В Новом Завете, особенно в Евангелии очень много мест, свидетельствующих о Святой Троице- единой и нераздельной.
Слайд 14
![Ипостасные свойства](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/71602/slide-13.jpg)
Слайд 15
![Ипоста́сь (греч. υποστασις) - термин христианского богословия, используемый для обозначения](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/71602/slide-14.jpg)
Ипоста́сь (греч. υποστασις) - термин христианского богословия, используемый для обозначения того, что
существует само по себе, самостоятельно; является синонимом терминов "лицо" и "личность".
Слайд 16
![Происхождение термина Слово υποστασις происходит от глагола υφιστημι (от υπο](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/71602/slide-15.jpg)
Происхождение термина
Слово υποστασις происходит от глагола υφιστημι (от υπο + ιστημι),
который переводится как "подставлять", и имеет основное значение - подставка, основание.
Кроме того, оно употреблялось в значении слова υποσταθμη - осадок, отстой. При этом, как замечает протоиерей Георгий Флоровский "Суффикс "σις" придает коренному смыслу оттенок статический, но не динамический (не процессуальный)"
Слайд 17
![Употребление термина в Священном Писании](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/71602/slide-16.jpg)
Употребление термина в Священном Писании
Слайд 18
![В канонических книгах Септуагинты слово "ипостась" встречается 19 раз. Один](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/71602/slide-17.jpg)
В канонических книгах Септуагинты слово "ипостась" встречается 19 раз. Один раз оно встречается
также в девтероканонической книге Премудрости Соломона и дважды – в апокрифической книге Псалмов Соломона.
Посредством слова υποστασις в Септуагинте в различных контекстах переданы значения 13 различных древнееврейских слов, не имеющих выраженного философского смысла.
Слайд 19
![В Новом Завете слово υποστασις употреблено пять раз.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/71602/slide-18.jpg)
В Новом Завете слово υποστασις употреблено пять раз.
Слайд 20
![Во втором послании к коринфянам апостол Павел дважды использует его](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/71602/slide-19.jpg)
Во втором послании к коринфянам апостол Павел дважды использует его в обычном нефилософском смысле.
Аналогичным образом употреблено это слово в третьей главе Послания к евреям. Кроме того, слово υποστασις используется автором послания к евреям при определении понятия веры: "Вера же есть осуществление (υποστασις) ожидаемого и уверенность в невидимом" (Евр. 11, 1). Здесь данное слово уже приобретает заметное философское наполнение.
Слайд 21
![Это же слово автор послания к евреям выбирает и для](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/71602/slide-20.jpg)
Это же слово автор послания к евреям выбирает и для характеристики
отношений Отца и Сына:
"Сей, будучи сияние славы и образ
ипостаси (υποστασεως) Его" (Евр. 1, 3).
Это единственное место Синодального текста Священного Писания, в котором слово "ипостась" оставлено без перевода. Святые отцы в своих богословских работах рассмотрению этого стиха уделяли особое внимание. Именно на этот стих они в значительной степени опирались, придавая слову υποστασις статус одного из основных богословских терминов.
Слайд 22
![Определение термина](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/71602/slide-21.jpg)
Слайд 23
![Известна определенная сложность в дифференциации термина "ипостась". Так святые Отцы](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/71602/slide-22.jpg)
Известна определенная сложность в дифференциации термина "ипостась". Так святые Отцы писали:
Свт. Василий
Великий:
"Понятие общего относится к сущности, а ипостась - это отличительный признак каждого (Лица)";
"Итак, нерожденный - это образ существования, а не имя сущности";
Слайд 24
![Свт. Амфилохий Иконийский: "Ведь Отец, Сын и Святой Дух -](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/71602/slide-23.jpg)
Свт. Амфилохий Иконийский:
"Ведь Отец, Сын и Святой Дух - это наименования способа существования, то есть отношения";
Прп. Иоанн Дамаскин:
"(Ипостась) обозначает
то, что существует само по себе, самостоятельно";
Слайд 25
![Авва Фалассий Ливийский: «Ипостась определяет естество с личными свойствами; так](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/71602/slide-24.jpg)
Авва Фалассий Ливийский:
«Ипостась определяет естество с личными свойствами; так что каждая ипостась имеет
и то, что едино обще естеству, и то, что собственно ипостаси»;
Слайд 26
![Архимандрит Киприан (Керн) свидетельствует: "Для обоих Григориев (Григория Нисского и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/71602/slide-25.jpg)
Архимандрит Киприан (Керн) свидетельствует:
"Для обоих Григориев (Григория Нисского и Григория Богослова) Ипостась является не
только отдельно взятым индивидом со своими отличительными признаками, но и реально существующим разумным лицом. Ипостаси суть, таким образом, способы Божественного бытия";
Слайд 27
![Отец Олег Давыденков: "Ипостась указывает не только на отличие, но](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/71602/slide-26.jpg)
Отец Олег Давыденков:
"Ипостась указывает не только на отличие, но и на самотождественность вещи,
ее нумерическое отличие, то есть на отдельное существование";
Слайд 28
![В.Н. Лосский говорил о несводимости ипостаси к сущности: "Ипостась есть](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/71602/slide-27.jpg)
В.Н. Лосский говорил о несводимости ипостаси к сущности: "Ипостась есть то, что есть
усия (сущность), к ней приложимы все свойства – или же все отрицания, – какие только могут быть сформулированы по отношению к "сверхсущности", и, однако, она остается к усии несводимой. Эту несводимость нельзя ни уловить, ни выразить вне отношения трех Ипостасей, которые, собственно говоря, не три, но "Три-Единство"". И это различие может быть выражено тем, что природа отвечает на вопрос "что", ипостась же отвечает на вопрос "кто", на который отвечают только именем собственным.
Слайд 29
![Единый Бог христианства не является безличной сущностью философских спекуляций, не](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/71602/slide-28.jpg)
Единый Бог христианства не является безличной сущностью философских спекуляций, не есть абстракция, лишенная живого
личного отношения к человеку. Он имеет конкретное Личное (Ипостасное) существование, Его природа существует лично, она – живое личное бытие. При этом личное существование создавшего мир Бога превышает человеческий разум. Человеческий разум тварен, а создавший его Бог бесконечно превосходит тварное естество, раскрываясь человеку в непостижимом единстве нераздельных Божественных Лиц Троицы, Которая есть Начало всего, Творец мира.
Слайд 30
![Ипоста́сные (личные) сво́йства – особенности существования Лиц Пресвятой Троицы, отличающие Лица Друг от Друга.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/71602/slide-29.jpg)
Ипоста́сные (личные) сво́йства – особенности существования Лиц Пресвятой Троицы, отличающие Лица Друг от Друга.
Слайд 31
![Все три Лица Пресвятой Троицы отличаются личными (ипостасными) свойствами, которые](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/71602/slide-30.jpg)
Все три Лица Пресвятой Троицы отличаются личными (ипостасными) свойствами, которые несообщимы
Друг Другу, принадлежат исключительно Божественному Лицу Отца, Сына или Святого Духа.
Слайд 32
![Свойство Ипостаси Отца – нерожденность. Свойство Ипостаси Сына – рожденность. Свойство Ипостаси Святого Духа – исхождение.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/71602/slide-31.jpg)
Свойство Ипостаси Отца – нерожденность.
Свойство Ипостаси Сына – рожденность.
Свойство Ипостаси Святого Духа –
исхождение.
Слайд 33
![«Нерождаемость, рождение и исхождение – только этими ипостасными свойствами и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/71602/slide-32.jpg)
«Нерождаемость, рождение и исхождение – только этими ипостасными свойствами и различаются
между собой три Святые Ипостаси, нераздельно различаемые не по сущности, а по отличительному свойству каждой ипостаси», – говорит св. Иоанн Дамаскин.
Слайд 34
![В порядке Божественных Лиц Ипостась Отца занимает первое место (Мф.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/71602/slide-33.jpg)
В порядке Божественных Лиц Ипостась Отца занимает первое место (Мф. 28:19),
поскольку Он является единением и связью для Лиц Пресвятой Троицы, рождает Сына
(Ин. 5:26, Пс.2:7, Пс.109:3) и производит Святого Духа (Ин. 15:26, 1Кор. 2:12).
Слайд 35
![«Естество в Трех, единое – учит св. Григорий Богослов, –](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/71602/slide-34.jpg)
«Естество в Трех, единое – учит св. Григорий Богослов, – Бог, единение
же – Отец, из которого Другие, и к которому Они возводятся, не сливаясь, а сопребывая с Ним».
Такое учение получило в Церкви наименование монархии (единоначалия) Ипостаси Отца.
Слайд 36
![Возводя Сына и Святого Духа к единому Виновнику, православное богословие](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/71602/slide-35.jpg)
Возводя Сына и Святого Духа к единому Виновнику, православное богословие учит,
что Ипостась Отца как совершенное Начало рождает и производит столь же совершенную Божественную реальность, равночестные с Собой Следствия (В. Н. Лосский).
Слайд 37
![Рождая Сына и изводя Святого Духа, Отец сообщает Им Свою](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/71602/slide-36.jpg)
Рождая Сына и изводя Святого Духа, Отец сообщает Им Свою единую
природу (сущность) в равной степени, но чрез разные формы рождения и исхождения.
Слайд 38
![«Все, что имеет Отец, имеет и Сын, и Дух, кроме](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/71602/slide-37.jpg)
«Все, что имеет Отец, имеет и Сын, и Дух, кроме нерожденности,
которая означает не различие по сущности, или в достоинстве, а образ бытия», – учит св. Иоанн Дамаскин.
Отец рождает Сына и изводит Святого Духа от вечности, совершенно духовно и непостижимо для тварного бытия.
Слайд 39
![Рождаясь от Ипостаси Отца, Сын рождается из Его существа, по](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/71602/slide-38.jpg)
Рождаясь от Ипостаси Отца, Сын рождается из Его существа, по слову
св. Иоанна Дамаскина, из сущности рождаемого. Ни Божественная Ипостась единородного Сына Божьего
(Ин. 3:16, 18; 1:14), ни Божественная Ипостась Отца не умаляются рождением Сына: «Совершен Родивший, совершенно Рожденное. Родивший Бог, Бог и Рожденный» (св. Кирилл Иерусалимский).
Слайд 40
![Рождение Сына есть рождение вечное и неразлучное. Оно никогда не](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/71602/slide-39.jpg)
Рождение Сына есть рождение
вечное и неразлучное.
Оно никогда не начиналось
и не заканчивалось, не означает отделения
Сына от Отца.
Нераздельно и неразлучно рожденный Сын всегда существует (Ин. 1:18) и пребывает
в Отце (Ин. 10:38).
Слайд 41
![Исхождение Святого Духа от Отца (Ин. 15:26) есть вечное и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/71602/slide-40.jpg)
Исхождение Святого Духа от Отца (Ин. 15:26) есть вечное и ипостасное
исхождение.
В изведении Святого Духа Отец
«сопривнес от Себя все силы, какие в Нем» (св. Василий Великий).
Слайд 42
![Исходя от Отца, Святой Дух, по слову св. Василия Великого,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/71602/slide-41.jpg)
Исходя от Отца, Святой Дух, по слову
св. Василия Великого, во
всем неотлучен и неотделим от Него.
Посредством исхождения от Отца Святой Дух является «собственным» Духом Сына.
Он собственен Ему по существу,
единосущен Ему через Ипостась Отчую.
Слайд 43
![Ипостасные отношения Сына и Духа явлены опосредованно, чрез Ипостась Отца.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/71602/slide-42.jpg)
Ипостасные отношения Сына и Духа явлены опосредованно, чрез Ипостась Отца. Ипостаси
Сына и Духа не имеют непосредственного ипостасного отношения.
Слайд 44
![«Отец – Родитель и Изводитель, рождающий и изводящий бесстрастно, вне](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/71602/slide-43.jpg)
«Отец – Родитель и Изводитель, рождающий и изводящий бесстрастно, вне времени,
и безтелесно; Сын – рожденное; Дух – изведенное, – учит св.Григорий Богослов – Не выходя из данных нам пределов, вводим Нерожденного, Рожденного и от Отца Исходящего, как говорит в одном месте сам Бог – Слово» (Ин. 15:26).