Единосущие. Богообщение презентация

Содержание

Слайд 2

Задачи занятия: Определить основные богословские понятия по теме. 2. Выявить

Задачи занятия:
Определить основные богословские понятия по теме.
2. Выявить отражение в Символе

веры единсущие
Бога-Сына с другими Лицами Пресвятой Троицы.
3. Обозначить способы богообщения и богопознания.
Слайд 3

И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже

И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от

Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
Слайд 4

Единосущие Бога-Сына. В.М.Васнецов Андрей Рублев

Единосущие Бога-Сына.

В.М.Васнецов

Андрей Рублев

Слайд 5

Бог и разумная тварь (человек, ангел) определяются: - природой (что?)

Бог и разумная тварь (человек, ангел) определяются: - природой (что?) - ипостасью (как?

каким образом?) - лицом, личностью (кто?)

«А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном,
а другие в низком употреблении.
Итак, кто будет чист от сего,
тот будет сосудом в чести,
освященным и благопотребным Владыке,
годным на всякое доброе дело».
(2Тим. 2:20-21)

Слайд 6

Лицо человека соотносится с образом Божиим (план, потенция). Подобие –

Лицо человека соотносится с образом Божиим
(план, потенция).
Подобие – реализация плана

в результате совместных усилий человека и Бога
(синергия: аскетика и благодать Божия).
Слайд 7

Внутритроичная жизнь – абсолютное взаимопроникновение (перихорезис): - единосущие (одна плоть),

Внутритроичная жизнь – абсолютное взаимопроникновение (перихорезис):
- единосущие (одна плоть),
- любовь как

полная открытость и самоотдача (жертва),
уникальность каждого: ипостасные свойства Пресвятой Троицы
(Нерожденность, Рождение, Исхождение),
равночестие при монархии Отца.
Пресвятая Троица - образец жизни
для христианина.
Слайд 8

Имена Божии (Бога-Сына) указывают на: Божественную Его природу: Господь, Сын

Имена Божии (Бога-Сына) указывают на:
Божественную Его природу:
Господь, Сын Божий, Слово,

Премудрость,
- Человечество Христа: Иисус («Бог мое спасение», «Спаситель») и Христос («Помазанник»).

«В начале было Слово, и Слово было у Бога,
и Слово было Бог.
Оно было в начале у Бога.
Все чрез Него на́чало быть, и без Него
ничто не на́чало быть, что на́чало быть.
В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
И свет во тьме светит, и тьма не объяла его».
(Ин. 1:1-5).

Слайд 9

«Единородного, иже от Отца рожденнаго… рожденна, не сотворенна»

«Единородного,
иже от Отца рожденнаго…
рожденна, не сотворенна»

Слайд 10

В чем различие рождения и творения?

В чем различие рождения и творения?

Слайд 11

Слайд 12

Бог-Сын: не есть творение Божие, происходит из сущности Отца: единосущен

Бог-Сын:
не есть творение Божие,
происходит из сущности Отца: единосущен Отцу,
обладает равным с

Отцом Божественным достоинством,
личностно отличен от Отца.
Рождение от Отца - личное (ипостасное) свойство Сына Божия.
Слайд 13

Когда рожден Бог-Сын?

Когда рожден Бог-Сын?

Слайд 14

«Бог… существует в вечном вневременном бытии без начала и конца…

«Бог… существует в вечном вневременном бытии
без начала и конца…
Для

Бога всё — «ныне».
В этом вечном настоящем Бога, до сотворения мира,
Бог Отец рождает Своего Единородного Сына вечным,
всегда существующим рождением…
рожденный от Отца и имеющий Свое начало в Нем, Единородный Сын Божий всегда существовал,
или, вернее, «существует» —
несотворенный, вечный и божественный»
(протопросвитер Фома Хопко).
Слайд 15

«Рожденнаго прежде всех век» - предвечный характер рождения, совечность Отца

«Рожденнаго прежде всех век» -
предвечный характер рождения,
совечность Отца и

Сына.
"Прежде нежели был Авраам, Я есмь".
(Ин. 8:58)
Ересь Ария: «было [время], когда Сына не было», Сын есть творение Божие,
Сын не единосущен Отцу.

Святитель Николай Чудотворец заушает еретика Ария на I Вселенском Соборе

Слайд 16

«Свет от Света, Бог истинный от Бога истинного»

«Свет от Света, Бог истинный от Бога истинного»

Слайд 17

Единая Божественная природа (сущность) «Если мы исповедуем неизменную природу Бога,

Единая Божественная природа (сущность)
«Если мы исповедуем неизменную природу Бога,
мы

не отрицаем различия между Причиной и Причинным, и только в этом улавливаем,
чем Один от другого отличен»
(свят. Григорий Нисский).
Слайд 18

«Сияние славы Его и образ Ипостаси Его» (Евр.1:3) «Один Бог

«Сияние славы Его и образ Ипостаси Его»
(Евр.1:3)
«Один Бог Отец

Слова живого. Премудрости ипостасной, и Силы и Образа присносущего; Совершенный, Родитель Совершенного, Отец Сына единородного, один Господь, Единый от Единого,
Бог от Бога, Образ и Изображение Божества,
Слово действенное. Мудрость, объемлющая состав всего, и Творческая Сила всей твари, истинный Сын истинного Отца, Невидимый Невидимого, Нетленный Нетленного, Бессмертный Бессмертного, Присносущий Присносущего»
(свт. Григорий Неокесарийский).
Слайд 19

«Им же вся быша» «Вся тем быша, и без Него

«Им же вся быша»
«Вся тем быша, и без Него ничтоже бысть,

еже бысть»
(Ин. 1:3)
«Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано» (Кол. 1:16).
Слайд 20

Единосущие Лиц Пресвятой Троицы – единое действие, единое творение мира.

Единосущие Лиц Пресвятой Троицы
– единое действие, единое творение мира.
Ипостасные причины

бытия различны:
- Отец - Причина первичная,
- Дух - Причина совершенствующая,
- Слово - Причина действующая.
Слайд 21

«Яко из Того и Тем и в Нем всяческая» (Рим.

«Яко из Того и Тем и в Нем всяческая»
(Рим.

11:36).
«Всякое действование, от Бога простирающееся
на тварь, от Отца исходит, через Сына простирается и совершается Духом Святым»
(свт. Григорий Нисский).

Бог Саваоф (неканоническая икона)

Творение мира

Священное Предание:
«из (от) Отца через Сына в Духе Святом».

Слайд 22

Есть ли различие между действованиями Божественных Лиц в предвечном бытии Бога и в тварном мире?

Есть ли различие
между действованиями Божественных Лиц
в предвечном бытии Бога

и в тварном мире?
Слайд 23

В предвечном бытии Троицы - рождение и исхождение вне времени

В предвечном бытии Троицы - рождение и исхождение
вне времени и

«независимо» одно от другого.
В тварном мире (в плане Божественного домостроительства) - вневременная последовательность:
- Отец - Источник действия (свойства),
- Сын - Явление или Совершитель, действующий посредством Духа Святого,
- Святой Дух - завершающая, являющая и усвояющая Божественное действие Сила.
Слайд 24

«Бог есть любовь» (1Ин. 4:8). Отец - Источник любви: «Ибо

«Бог есть любовь» (1Ин. 4:8).
Отец - Источник любви:
«Ибо так возлюбил

Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного»
(Ин. 3:16).
Сын - Явление Любви, Откровение ее:
«Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Сына Своего»
(1Ин. 4:9).
Святой Дух усвояет любовь Божию человекам:
«Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым»
(Рим. 5, 5).
Равночестие при монархии Отца: Отец действует через Сына и Святого Духа
«не как через служебное орудие, но как через естественную и ипостасную Силу» (прп. Иоанн Дамаскин).
Слайд 25

Домашнее задание: - что есть грех? - как грех и

Домашнее задание:
- что есть грех?
- как грех и зло вошли в

человеческую природу?
- каким образом Сын Божий спасает человека?
Слайд 26

Богообщение. Богопознание.

Богообщение. Богопознание.

Слайд 27

Слайд 28

Богообщение - познание Бога посредством соединения с Ним.

Богообщение - познание Бога посредством соединения с Ним.

Слайд 29

Путь священства (миряне) «А Сын Человеческий не имеет, где приклонить

Путь священства (миряне)
«А Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф.

8:20).
«Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу;
теперь знаю я отчасти, а тогда познаю,
подобно как я познан»
(1 Кор. 13:12).
Слайд 30

Путь совершенства (монашество) «Когда же все покорит Ему, тогда и

Путь совершенства (монашество)
«Когда же все покорит Ему,
тогда и Сам Сын

покорится Покорившему все Ему,
да будет Бог все во всем»
(1 Кор. 15:28).
Слайд 31

Экстаз – (греч., экс – выход, стазис – статичное состояние)

Экстаз – (греч., экс – выход, стазис – статичное состояние)
-

состояние чрезвычайной восторженности, исступления, восхищения человеческого духа, вызванное
особым воздействием Божественной благодати.
Экстаз — высшая форма молитвенного состояния и нравственного совершенства христианского подвижника.
Экстаз не вызывается искусственно, а является следствием действия Божественной благодати.

Феофан Грек. Макарий Египетский.
Фреска церкви Спаса на Ильине 1378 г.

Слайд 32

Эсхатоло́гия (от греч. εσχατόθ – конечный, последний) – раскрываемое Православной

Эсхатоло́гия (от греч. εσχατόθ – конечный, последний) – раскрываемое Православной Церковью

учение
о конечных судьбах мира и человека.
Православная эсхатология может быть разделена на:
эсхатологию посмертного человеческого существования,
эсхатологию грядущих судеб человечества и мира.
Слайд 33

Воскресение во плоти – для всех людей. Богообщение – качественно

Воскресение во плоти – для всех людей.
Богообщение – качественно разное и

зависит от уникальности личности и богонаправленности:
- для правдеников - блажество,
- для грешников – вечные муки (Бог вечен).
«В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так,
Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам»
(Иоан.14:2)
Слайд 34

Преподаватель: Шевченко Светлана Группа ВКонтакте: Введенская Воскресная школа. Закон Божий. Вход только по ссылке: vk.com/club171048066

Преподаватель: Шевченко Светлана
Группа ВКонтакте:
Введенская Воскресная школа. Закон Божий.
Вход только по ссылке:

vk.com/club171048066
Имя файла: Единосущие.-Богообщение.pptx
Количество просмотров: 385
Количество скачиваний: 0