Эсхатологические мифы презентация

Слайд 2

Миф о конце света финно-угорского народа В саамском мифе о

Миф о конце света финно-угорского народа

В саамском мифе о конце

света Мяндаш — небесный олень; его тропа — тропа солнца. На златорогого белого оленя Мяндаша охотится громовник Айеке-Тиермес со своим луком-радугой; он видит добычу и смеется — от этого слышится гром. Человеку опасно видеть преследуемого небесного оленя: от сияния его глаз он может ослепнуть, от топота копыт — оглохнуть. Когда в оленя попадет первая стрела, горы извергнут огонь, реки потекут вспять, иссякнут источники и высохнет море. Когда вторая стрела вопьется Мяндашу в лоб, огонь охватит землю, горы сгорят, а на севере лед закипит. Северный ветер станет пламенем, и сам Северный Старец сгорит. Когда же собаки Тиермеса схватят оленя и бог вонзит в его сердце нож, звезды падут с небес, утонет солнце, потухнет луна, на земле останется прах.
Слайд 3

Миф о конце света Скандинавии В процессе мироустройства боги обуздали

Миф о конце света Скандинавии

В процессе мироустройства боги обуздали чудовищ —

змея Ёрмунганда, волка Фенрира и др. Но с приближением конца мира эти чудовища вырвутся на волю, приплывёт корабль мертвецов Нагльфар, по мосту радуги Биврёст придут воины Муспелля и разрушат этот мост, от чего пойдет разрушение Мидгарда и Асгарда, и произойдёт последняя битва Рагнарёк, в которой на стороне богов будут выступать павшие воины. Боги и чудовища уничтожат друг друга, и огненный великан Сурт уничтожит мир, после чего должен возникнуть новый мир. Лив и Ливтрасир — супружеская пара, которой суждено пережить Рагнарёк и гибель мира; они возродят человеческий род.
Ещё, по преданию, Рагнарёк переживут боги: Видар, Вали, Магни, Моди и Улль, а Бальдр и Хёд вернутся в мир живых.
Слайд 4

Мифы о конце света американских индейцев Большинство мифов американских индейцев

Мифы о конце света американских индейцев

Большинство мифов американских индейцев о конце

света предполагают или циклическую теорию (как у ацтеков), или поверье, что за катастрофой последует новое творение, или, наконец, (как в некоторых районах Северной Америки) поверье о всеобщем возрождении без катастрофы. (В этом случае погибнут только грешники). По верованиям ацтеков, мир разрушался уже три или четыре раза, и в будущем ожидается четвертое (или пятое) разрушение. Каждый из этих миров управляется Солнцем, падение или исчезновение которого и знаменует конец.
Некоторые мифы Северной и Южной Америки рассказывают о супружеской паре, которая даст начало народу, населяющему новый мир. Так, племя чоктау верит, что мир будет разрушен огнем, но души вернутся, кости обрастут плотью, и воскресшие люди вновь окажутся в местах своего бывшего обитания. Можно встретить подобный миф у эскимосов: люди воскреснут, обретя жизнь от своих костей (верование, характерное для охотничьих племен).
Слайд 5

Мифы о конце света индийского народа Учение индусов о «поколениях»

Мифы о конце света индийского народа

Учение индусов о «поколениях» —

вечное творение, упадок, уничтожение и возрождение Вселенной — напоминает в какой-то мере первобытную концепцию ежегодного обновления мира, но с важными различиями. По теории индусов, человек не играет никакой роли в периодическом возрождении мира; по сути, человек не желает этого вечного возрождения, он стремится не участвовать в этом космическом цикле. Более того, сами боги, по-видимому, не являются истинными творцами, они скорее инструмент, с помощью которого осуществляется космический процесс. Для индусов, собственно, окончательного конца мира не существует, существуют только более или менее длительные интервалы между уничтожением одной вселенной и появлением другой. Конец имеет только сама человеческая жизнь; человек может остановить это движение, куда он оказывается слепо вовлеченным.
Слайд 6

Весьма редко встречаются первобытные мифы о конце Света, где нет

Весьма редко встречаются первобытные мифы о конце Света, где нет указаний

относительно возможного воссоздания мира. Так, в верованиях племени кай (Новая Гвинея)Творец Маленгфунг, сотворив мир и человека в нем, удалился на край света, за горизонт, и погрузился в сон. Каждый раз, когда он поворачивается во сне, земля содрогается,но когда-нибудь он поднимется с ложа и разрушит небо,которое обрушится на землю и уничтожит все живое. Наодном из Каролинских островов, а именно, о. Намолут, засвидетельствовано предание, что творец однажды уничтожит человечество за грехи. Но боги будут продолжатьжить, и это предполагает возможность нового сотворения.На другом из Каролинских островов, а именно, на о. Аурепик, за катастрофу несет ответственность сын творца. Когда он заметит, что хозяин острова не занимается большесвоими подданными, он затопит остров, вызвав циклон.Здесь еще неясно, идет ли речь о решающем конце:ведь идея наказания грешников предполагает, какправило, последующее сотворение нового человечества.
Трудно интерпретировать верования племени негритана Малакском полуострове. Они убеждены, что- однажды Карей уничтожит мир, так как люди не уважают егопредписаний. Поэтому во время грозы туземцы пытаются предотвратить катастрофу, принося кровавые искупительные жертвы. Катастрофа будет всеобщей, одинаковой для праведников и для грешников, и, по-видимому,за ней не последует новое творение. Поэтому туземцынегрита называют Карей «плохим», а представители племени пле-сакай видят в нем врага, который «украл у нихрай».
Слайд 7

Можно встретить подобный миф у эскимосов: люди воскреснут, обретя жизнь

Можно встретить подобный миф у эскимосов: люди воскреснут, обретя жизнь от

своих костей (верование, характерное для охотничьих племен). Вера, что катастрофа есть неизбежное следствие «старости» иразложения мира, по-видимому, достаточно распространена. Согласно верованиям племени чироки, «когда мирсостарится окончательно, люди умрут, веревки разорвутся, и земля погрузится в Океан» (земля представляется им огромным островом, подвешенным к небесному сводучетырьмя веревками )
В мифе племени майду Творец Земли уверяет чету, которую он создал, что «когда этот мир износится, я пересоздам его целиком, и когда я его переделаю, выобретете новое рождение». Один из основных космогонических мифов народа като, племени атапаски, начинается с сотворения нового неба, заменяющего старое, крушение которого кажется неизбежным. Как замечает Александер по поводу космогонических мифов Тихоокеанского побережья, «многие рассказы о сотворении, по-видимому, сводятся в действительности к преданиям, сообщающим о воссоздании земли после великой катастрофы; некоторые мифы, однако, говорят и о сотворении мира впервые и о воссоздании его заново».
Короче говоря, эти мифы о конце Света, более или менее определенно предполагающие воссоздание новой вселенной, выражают одну и ту же древнюю и очень распространенную идею о прогрессирующей «деградации» Космоса, что требует его периодического разрушения и восстановления. Именно из этих мифов о конечной катастрофе, которая будет в то же время провозвестником неизбежного возрождения мира, вышли и развились уже в наше время пророческие и милленаристские тенденции первобытных обществ.
Имя файла: Эсхатологические-мифы.pptx
Количество просмотров: 142
Количество скачиваний: 2