Философия эпохи Возрождения презентация

Содержание

Слайд 2

Особенности

Антитрадиционализм - негативное отношение к традиционным ценностям. Развитие = улучшение
Антропоцентризм – человек

– центр мироздания
Гуманизм - человек не - пассивный продукт творения Бога, а личность способная к самосовершенствованию
Пантеизм - учение, отождествляющее Бога и природу

Слайд 3

Корни

Античное философское и культурное наследие
Естественнонаучные знания
Формирование капиталистических производственных отношений
Социально- политические идеи
Влияние

мусульманской философии и немецких мистиков

Слайд 4

Основные проблемы

1.Сущность и предназначение человека
2.Критика средневековой схоластики
3.Теоретические и методические начала естествознания


4.Философские вопросы политики и права

Слайд 5

Периодизация

Ренессансный гуманизм (XIV – XVI)
Неоплатонизм (сер. XV в. - первая пол. XVI в.)
Натурфилософия

(вторая пол. XVI в. - нач. XVII в.)

Слайд 6

Характеристика

Слайд 7

Черты Ренессансного гуманизма

Непрофессионалы
Центры - не в университетах
Академии (свободные кружки) - в частных

домах
Критика схоластической философии
Изменение стиля и содержания философствования
Интерес к человеку в противовес схоластическому псевдознанию

Слайд 8

Черты Ренессансного гуманизма

Античность - идеал
Средние века - «темное царство»
Задача истинных философов - подражание

античной культуре
Возрождение античного миропонимания
Переводы и комментарии к античным текстам, популярное их изложение на национальных языках
Комментарии – текстологические
Комментирование свободное от богословских (догматических) представлений

Слайд 9

Черты Ренессансного гуманизма

Эстетизация и морализация
Философия эпикуреизма - наслаждение духовное, а не чувственное
Художественные произведения

-духовное наслаждение
Разум человека – дар Божий для совершенствования земной жизнь
Человек как творец подобен Богу
Человек и мир прекрасны - созданы Богом
Задача человека — улучшать мир

Слайд 10

Черты Ренессансного гуманизма

Социальные взгляды гуманистов
Все слои населения равны
Каждый человек есть образ Божий
Церкви

себя не противопоставляли
Христианская аргументация
Античная философия + христианская вера = возрождение истинной Церкви
Истинная вера в Бога

Слайд 11

Франческо Петрарка (1304-1374)

«Канцоньере, “Моя тайна” (диалог) (1342 — 1343), трактаты “Об уединении жизни”

(1346), “О монашеском досуге” (1347), “Инвектива против врага” (1352 — 1353), памфлет “О своем и чужом невежестве” (1307).

Слайд 12

Данте Алигьери (1265-1321)

«Божественная комедия»
Трактаты «Пир» и «Монархия»

Слайд 13

Лоренцо В(Б)алла (1407-1457)

Родоначальник исторической критики
Язык - воплощенный дух, слово - воплощенная мысль

«Рассуждение о подложности так называемого Константинова дара»
1440
«Сравнения и комментарии к Новому Завету, полученные из различных списков на греческом и латинском языке 

Слайд 14

Философия Лоренцо Валла

Эпикур - идеал
«Об истинном и ложном благе»
«О монашеском обете»
Трактовка

понятия «наслаждение»
Наслаждение помогает выжить
Опасность не доставляет наслаждения
Наслаждение - истинное благо
Без добродетели можно прожить
Добродетель - полезность для человека
Критерий полезности - наслаждение / не-наслаждение
Наслаждение - то счастье, которое испытывает душа в раю
«Лучше смерть за родину, чем позор»

Слайд 15

Неоплатонизм

Онтологические вопросы:
Проблема бытия Бога и мира
Соотношение Божественного и земного
Происхождение мира
Соотношение свободы воли и

необходимости

Слайд 16

Виссарион Никейский (ок. 1400- 1472)

Кардинал папы Евгения IV
Самый греческий среди латинян и самый

латинский среди греков
Перевёл «Метафизику» Аристотеля
Иван III + Софья Палеолог 
Основы для объединения Церквей Греческой и Римской

Слайд 17

Флорентийская Платоновская Академия

Георгий Гемист Плетон (Плифон) Малатест (1355–1452)
Православный священник из Константинополя
Трактат «Законы»

сожжен по приказу патриарха

Слайд 18

«Эллинская теология Плифона»

Отказывается от многих христианских положений в пользу платонических и неоплатонических
Не креационизм,

а эманация
Вселенная не сотворена, ибо она божественна, следовательно, как и Бог, вечна
Переход от Божественного единства к многообразию земного мира происходит через языческих богов
Упоминания имена богов для удобства
Зевс - высший Бог как вневременной творец природы и абсолютного бытия

Слайд 19

Марсилио Фичино (1433-1499)

Герметический корпус
Все диалоги Платона
«Платоновское богословие о бессмертии души»

Слайд 20

Виды деятельности

1) переводы («Эннеады» Плотина, «Комментарии к Зороастру», Дионисия Ареопагита)
2) философия

(комментарии к Платону и Плотину, «О христианской религии»)
3) магия («О жизни») 
4) священничество

Слайд 21

Философские взгляды

Синтез: христианство, Каббала, платонизм
Философия - ученая религия, открывающая разуму истины, содержащиеся в

вере
Философия – сестра религии

Слайд 22

Философии как «откровение»

Философия - озарение (illuminatio) (Гермес Трисмегист)
Смысл философской деятельности -

подготовить душу
Интеллект д.б. способен к восприятию света Божественного откровения
Философия совпадает с религией
Начало и вдохновение - в священных мистериях
Пророки «просвещены» этим светом
Миссия пророков - сохранение священных неразглашаемых истин.
Логос - один для всех
Христос воплотил Слово, а это и означает полноту Откровения (Божественный Логос)

Слайд 23

Концепция души

Иерархическая структура бытия - пять ступеней
Мир интеллигибельный:
Бог- бесконечное высшее существо, деятельность

которого порождает мир вещей в процессе постепенного творения (эманации)
Ангелы
Душа (Сopula mund'i) (узы, связь мира) - триединый «узел соединения»
Мир физический:
Форма - качество
Материя - конституирует физический мир
Телесные качества – низшее
Человек божественен
Главный признак человека - стремление к свободе

Слайд 24

«Платоническая (сократическая)  любовь»

Переосмысление в христианском духе
Эрос (по Платону) - сила, которая посредством видения

красоты возвышает человека до абсолюта
Платонический эрос = христианской любви
Любовь - воссоединение в Боге человека эмпирического с метаэмпирической Идеей
Истинный человек и Идея человека - одно целое
Любя тела, мы будем любить тень Бога, в душе - подобие Бога, в ангелах - образ Бога
Любя Бога, становимся возлюбленными мы сами
Искупление и преображение

Слайд 25

Ипостаси мира

По Плотину («О трёх изначальных ипостасях») - Благо, Ум, Душа
Мир — движение

души
Мир берет начало от Бога
Душа находится везде в природе
Мир находится в единстве
Красота - Любовь - Наслаждение

Слайд 26

Естественная магия

Использует благоприятное воздействие небесных тел для оздоровления тела
Соединяет медицину с астрологией 
Универсальная одушевленность

вещей
«Дух» - самая тонкая материальная субстанция, пронизывающая все тела
Пневматическая субстанция (ДУХ) есть везде:
В человеке
На небе - небесный Дух самой чистой природы
Задача - подготовка «духа» в человеке к возможности, стать «духом» мира, жизненная сила которого истекает из звезд

Слайд 27

Пико Делла Мирандолла (1463 -1494)

«Речь о достоинстве человека»
«Против астрологии»

Слайд 28

Теософская система

Влияние мусульманской и иудейской философии
Каббала - мистическая доктрина
Два аспекта:
Теоретико-доктринальный («аллегорическая» интерпретация

Библии)
Практическая магия - сакральность еврейского языка (22 буквы), голоса ангелов, десять имён власти и атрибутов Бога («sefirot»)
Доктрина sefirot - есть «десять самых общих имен Бога, которые в комплексе дают Его единое великое Имя»
Еврейский алфавит отражает духовную природу мира и языка
Творение - самовыражение Бога, является выражением

Слайд 29

Философия Пико

Пантеистические тенденции
Философская мудрость должна слиться с обновленным христианством
Мудрость свободно перетекает из учения

в учение, избирая для своей манифестации форму, соответствующую обстоятельствам
Свобода выбора - главное условие всякого деяния и его моральной оценки
Божественность не дана человеку, но достижима

Слайд 30

Антропологическая этика

Свобода воли - выбор самых различных путей
Бог-Отец вложил в человека зародыши

разнообразной жизни
Употребление - во власти человека
Человек падший
Ангельское совершенство
Человек достоин большего восхищения, чем ангелы

Слайд 31

Сотворение мира

Творческий аспект (космологический контекст) - соотношение десяти сфер космоса, сфер семи планет,

сфер неподвижных звезд и более высоких сфер
Иерархия «трех миров» — ангельского, небесного и элементарного
Бог - высшее бестелесное начало
Бог творит чувственный мир «из ничего»
Мир вещей возникает из «хаоса» — материи
Материя исполнена всех форм, находящихся в её недрах в смешанном и несовершенном виде
Существуют дурные ангелы (демоны) в иерархии антагонистической благому

Слайд 32

Николай Кузанский (1401-1464)

Николай Круфтс  (Кребс)
Кардинал
«Об ученом незнании», «Об искании Бога», «О Богосыновстве», «Простец», «О

видении Бога», «Об охоте за мудростью», «О вершине созерцания»
Пантеист
Вера / разум - «две истины»

Слайд 33

Богопознание

Бог не персонифицирован - Абсолют
О Боге нельзя ничего сказать
Познать Бога можно лишь

на путях апофатического (отрицательного) богословия
Чем больше мы познаем истину (Бога), тем больше убеждаемся в собственном незнании
Познание Бога по аналогии
Бог есть Единство, Равенство и Связь
Бог есть бесконечный абсолютный треугольник
Абсолютный треугольник – бесконечность
Бог – прямая
Бог - бесконечная окружность, центр которой везде

Слайд 34

Бог и Универсум

Онтологическая функция Бога - выражение единства и целостности мира
Бог – бесконечное

бытие
Универсум - ограниченное бытие
Бог - актуальная бесконечность (непознаваема)
Универсум – бесконечность потенциальная (познаваема)
Универсум - всё, что не есть Бог
Противостояние универсума и Бога
Мир - огромная космическая машина

Слайд 35

Цитаты:

«Бытие Бога в мире есть не что иное, как бытие мира в Боге»
«Истина

не допускает ни больше, ни меньше, и если бы она могла быть более или менее истиной, она уже не была бы истиной»

Слайд 36

Теория познания

Человек — существо божественное, поэтому он может познавать
Чувства и воображение — низший

уровень познания
Чувственное восприятие – толчок
Воображение обобщает данные
Рассудок - особая интеллектуальная деятельность (способность познания)
Рассудок не зависит от чувств
Идеи вложены в нас при рождении Богом
Рассудок сопоставляет и различает идеи и данные, которые поступают от воображения
Разум - интуитивное схватывание истины
Разум - интеллектуальная интуиция

Слайд 37

Новизна

Земля не есть центр Вселенной, поскольку центром может быть только Бог
Человек является

– микрокосмом
Человек подобен Богу, но не в абсолютном смысле, а как потенциальная возможность
Карта Европы
По его инициативе готовится реформа календарного исчисления
Большой вклад в исчисление бесконечно малых величин
Квадратура круга

Слайд 38

Джордано (Филиппо) Бруно (1548-1600)

Неоплатонизм в духе возрожденческого натурализма
 Индекс запрещённых книг
Площадь Кампо ди

Фьоре (Рим)
«Сжечь – не значит опровергнуть»

Слайд 39

Пантеизм

Природа – это Бог в вещах
Природа самостоятельна
Бог - синоним единства природы
Цель

философии - познание не сверхприродного Бога, а природы
«Бог есть бесконечное в бесконечном, он находится во всем повсюду»

Слайд 40

Натурфилософская доктрина

Реабилитация материи
Материя – «божественное бытие в вещах»
Объединение материи и формы
Душа

– внутренняя сила, присущая всякой вещи
Начало универсума составляет некая единая субстанция, в которой совпадают телесное и духовное, материальное и формальное, возможность и действительность
Солнце - центр универсума
Солнце не единично - одна из бесчисленных звезд
Земля – рядовая планета Солнечной системы (теория Коперника)
Мировая душа проникает в каждое небесное тело, образуя их внутренний деятельный принцип - причина движения
Одушевленность и населенность бесчисленных миров
Существование разных форм жизни, чувственной и разумной, отличных от тех, которые имеются на Земле
 «О бесконечности вселенной и мирах»

Слайд 41

Монада

Основная единица бытия
 Телесное + духовное
Объект + субъект
Бог - «монада монад»
Проявляется как целое она во

всём единичном

Слайд 42

Гносеология

Низко оценивает возможности чувственного познания
Ощущения не видят бесконечности
Бесконечность не может быть

объектом чувств
Рассудок осмысливает чувственную информацию
Разум (интеллект)
Интуиция (ум)
Имя файла: Философия-эпохи-Возрождения.pptx
Количество просмотров: 122
Количество скачиваний: 0