Слайд 2
![Термин "иудаизм" происходит от названия еврейского племенного объединения Иуды, считавшегося](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/7649/slide-1.jpg)
Термин "иудаизм" происходит от названия еврейского племенного объединения Иуды, считавшегося по
библейскому повествованию самым многочисленным среди всех 12 еврейских колен.
В узком смысле под иудаизмом подразумевается религия, возникшая на рубеже II - I тысячелетий до н. э. среди еврейских племен. В более широком смысле иудаизм - это комплекс правовых, морально-этических, философских, в том числе и религиозных, представлении, определявших на протяжении около четырех тысячелетий уклад жизни евреев.
Слайд 3
![Семь основных элементов: 1)учение о Боге, сущности вселенной и человеке](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/7649/slide-2.jpg)
Семь основных элементов:
1)учение о Боге, сущности вселенной и человеке
2) Концепцию
богоизбранности народа Израиля
3) Священное Писание
4) Свод религиозных законов, охватывающих также область светского права;
5) порядок религиозного ритуала
6) систему религиозных институтов;
7) Кодекс морально-нравственных отношений.
Слайд 4
![Священное Писание иудаистов (Сфарим) известно также в древнееврейской аббревиатуре как](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/7649/slide-3.jpg)
Священное Писание иудаистов (Сфарим) известно также в древнееврейской аббревиатуре как Танах;
в него входят Тора (Учение),
или Пятикнижие, авторство которого приписывается пророку Моисею;
Нэвиим (Пророки) - 21 книга религиозно-политического и историко-
хронологического характера; Кэтувим (Писания) - 13 книг разнооб-
разного религиозного жанра.
Слайд 5
![Центральная доктрина иудаизма - вера в единого Бога, который бессмертен,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/7649/slide-4.jpg)
Центральная доктрина иудаизма - вера в единого Бога, который
бессмертен, вечен, всемогущ,
вездесущ и безграничен. Иудаизм проповедует адекватность человеческого разума образу Бога, следствием
чего является вера в бессмертие человеческой души. В соответствии
с нормами иудаизма верующий поддерживает связь с Богом через
молитву, а божья воля открывается человеку через Танах.
Слайд 6
![Этническая замкнутость иудаизма явилась важным фактором его жизнестойкости, поскольку он](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/7649/slide-5.jpg)
Этническая замкнутость иудаизма явилась важным фактором его жизнестойкости, поскольку он не
просто призывал евреев к монотеизму, но и выделял их из всех других народов, определял евреев как Богом избранный народ
Слайд 7
![До VII в. до н.э. у евреев была другая религия.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/7649/slide-6.jpg)
До VII в. до н.э. у евреев была другая религия. Её
называют древнееврейской религией. Она возникла в XI в до н.э. вместе с возникновением классов и государства у еврейского народа и была политеистической. Историки считают, что монотеистические представления у евреев сформировались в религию только в VII в. до н.э. во время правления в Иудее (Южной части Палестины) царя Иосии. В 621-й год до н.э. он издал указ, запрещающий почитание всех богов, кроме одного. Этого единственного Бога евреи называли именем Яхве .
Слайд 8
![Самая крупная диаспора находилась в Вавилонии, где в результате соприкосновения](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/7649/slide-7.jpg)
Самая крупная диаспора находилась в Вавилонии, где в результате соприкосновения евреев
с зороастрийской культурой в иудаизм были привнесены вера в мифы об ангелах и сатане, в загробное царство, бессмертие души. Иудаизм стал идейной мотивацией к восстановлению государственной самостоятельности, принявшей форму движения к возврату на землю библейских предков с целью воссоздания иерусалимского храма. Во главе "собирания" евреев вокруг иерусалимской святыни находилось жреческое сословие. Тора была обязательным законом.
Слайд 9
![Завоевание Иудеи Римской империей сопровождалось разрушением многих палестинскик городов, массовыми](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/7649/slide-8.jpg)
Завоевание Иудеи Римской империей сопровождалось разрушением
многих палестинскик городов, массовыми гонениями на
евреев. В этих условиях
в иудаизме возникло несколько религиозно-политических течений, наиболее крупными из которых были фарисеи, саддукеи и ессеи, что явилось отражением расслоения еврейского общества Иудеи на различные имущественные и сословные категории.
Слайд 10
![Важным общественно-религиозным фактором диаспоры была синагога, ставшая не только молельным](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/7649/slide-9.jpg)
Важным общественно-религиозным фактором диаспоры была синагога,
ставшая не только молельным домом, но
и местом проведения народных собраний, на которых решались важные политические и гражданско-правовые вопросы. Руководство синагогами и еврейскими общинами постепенно переходит к законоучителям Торы - раввинам.
Слайд 11
![Различают Талмуд иерусалимский, составленный в Палестине, и Талмуд вавилонский, созданный](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/7649/slide-10.jpg)
Различают Талмуд иерусалимский, составленный в Палестине, и Талмуд вавилонский, созданный в
диаспоре. Талмуд стал основой законодательства, судопроизводства и
морально-этическим кодексом для верующих евреев. Большинство евреев соблюдают лишь один из разделов талмудического права, касающийся религиозных праздников.
Самые значительные из них: шаббат (суббота) - время отдыха и запрета на любую деятельность. Йом - киппур (день всепрощения) - суточный пост, символизирующий покаяние; песах (пасха) - праздник, знаменующий начало весны; суккот и швуот – праздники, посвященные сбору урожая; симхат Тора (радость Торы) – празднуется по случаю завершения цикла чтения Торы в синагоге.
Слайд 12
![В иудаизме существуют четыре конфессии. Главная конфессия - ортодоксальный иудаизм.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/7649/slide-11.jpg)
В иудаизме существуют четыре конфессии. Главная конфессия - ортодоксальный иудаизм. Он ведёт
своё начало от времени возникновения иудаизма как такового. Караимство возникло в Ираке в VIII в.н.э. Основная особенность караимства - отказ признавать святость Талмуда. Хасидизм возник в Польше в начале XVIII века. Хасиды требуют от своих приверженцев “горячей молитвы”, т.е. громкой молитвы со слезами на глазах. Реформированный иудаизм возник в начале XIX века в Германии. Сторонники реформированного иудаизма есть во всех странах, где есть евреи.
Слайд 13
![Священные книги иудаизма можно разделить на три группы. В первую](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/7649/slide-12.jpg)
Священные книги иудаизма можно разделить на три группы. В первую группу
входит одна книга-том, которую называют словом Тора(в переводе с иврита - “Закон”). Во вторую группу входит опять только одна книга-том: Танах. В третью группу входит некоторое количество книг-томов (а в каждом томе некоторое количество произведений). Это собрание священных книг называется словом Талмуд (“Изучение”).
Слайд 14
![Тора - самая главная, самая почитаемая книга в иудаизме. Танах](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/7649/slide-13.jpg)
Тора - самая главная, самая почитаемая книга в иудаизме. Танах - это одна
книга-том, которая состоит из двадцати четырех книг-произведений. Талмуд - это некоторое количество книг-томов.
Слайд 15
![Согласно главной идее этого учения, верующие должны почитать пророков. Пророки](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/7649/slide-14.jpg)
Согласно главной идее этого учения, верующие должны почитать пророков. Пророки это
люди, которым Бог дал задание и возможности возвещать людям истину. А истина, которую они возвещали, имела две основные части: истина о правильной религии (как надо верить в Бога) и истина о правильной жизни ( как надо жить). Среди всех пророков выделяются два великих: Илья и Моисей. Этих пророков почитают также в форме особых ритуальных действий во время религиозного праздника Песах. Именно в память о том, как Моисей вывел еврейский народ из египетского плена в Палестину, и празднуется иудейская Пасха.
Слайд 16
![Учения о душе имеют все религии классового общества. В Иудаизме](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/7649/slide-15.jpg)
Учения о душе имеют все религии классового общества. В Иудаизме существует
несколько главных его пунктов. Душа - сверхъестественная часть человека. Этот ответ означает, что душа, в отличие от тела, не подчиняется законам природы. Душа не зависит от тела, она может существовать и без тела. Душа существует как целостное образование или как совокупность мельчайших частиц, душа каждого человека сотворена Богом. Также душа бессмертна, а во время сна Бог у всех людей временно забирает души на небо. Утром Бог одним людям души возвращает, а другим - нет. Люди, кому Он душу не возвращает, умирают во сне.
Слайд 17
![Учение о загробной жизни в иудаизме со временем менялось. Можно](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/7649/slide-16.jpg)
Учение о загробной жизни в иудаизме со временем менялось. Можно говорить
о трёх вариантах учения о загробной жизни, которые последовательно сменяли друг друга. Первый вариант: души всех людей - и праведников, и грешников - идут в одну и ту же загробную страну, которую они называли словом “шеол”. После прихода мессии праведников ожидала награда в виде счастливой жизни на обновлённой земле. Второй вариант: души праведников немедленно после расставания с телом направлялись Богом в небесный рай (“ган эден”). А грешников направляли в ад, в место мучений. В третьем варианте, кроме евреев, жизнь в раю могли заслужить не только евреи.
Слайд 18
![Иудаизм был важным идейным источником для двух самых больших религий](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/7649/slide-17.jpg)
Иудаизм был важным идейным источником для двух самых больших религий мира
- для христианства и ислама. Две главные священные книги иудаизма - Тора и Танах - стали священными также и для христиан. Многие идеи этих книг были повторены в священной книге мусульман - Коране. Тора и Танах дали толчок развитию мировой художественной культуры, поэтому культурный человек должен знать, что из себя представляет иудаизм.
Слайд 19
![Священные места Святой город — Иерусалим, в котором находился Храм.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/7649/slide-18.jpg)
Священные места
Святой город — Иерусалим, в котором находился Храм. Храмовая гора, на которой возвышался Храм, —
в иудаизме считается наиболее святым местом. Другие святые места иудаизма — Пещера Махпела в Хевроне, где похоронены библейские праотцы, Вифлеем (Бейт-Лехем) — город, на пути к которому похоронена праматерь Рахиль, Наблус (Шхем), где похоронен Иосиф, Цфат, в котором развилось мистическое учение Каббалы и Тверия, где долгое время заседал Синедрион.
Слайд 20
![Религиозные символы В существенном смысле, символическое значение в иудаизме имеют](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/7649/slide-19.jpg)
Религиозные символы
В существенном смысле, символическое значение в иудаизме имеют молитва Шма и соблюдение шаббата и кашрута, ношение кипы (головного убора).Один
из внешних символов иудаизма с XIX века — шестиконечная Звезда Давида. Более древним символом иудаизма является семисвечник (Менора), который, согласно Библии и традиции, стоял в Скинии и Иерусалимском храме. Две расположенные рядом прямоугольные скрижали с закруглённой верхней гранью также являются символом иудаизма, зачастую встречающимся в орнаменте и декорации синагог. Иногда на скрижалях выгравированы 10 заповедей, в полной либо сокращённой форме, либо 10 первых букв еврейского алфавита, служащих для символической нумерации заповедей.