Слайд 2
Чу́кчи или Луораветланы
Немногочисленный коренной народ крайнего северо-востока Азии, разбросанный на огромной территории от
Берингова моря до реки Индигирки и от Северного Ледовитого океана до рек Анадыря и Анюя. Численность по данным Всероссийской переписи населения 2002 года — 15767 человек, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года — 15908 человек.
.
Слайд 3
Ма́нси
Малочисленный народ в России, коренное население Ханты-Мансийского Автономного Округа — Югры. Ближайшие родственники
хантов. Говорят на мансийском языке, но вследствие активной ассимиляции около 60 % используют в обиходе русский язык.
Общая численность 12269 чел. (по переписи 2010).
Около 200 человек проживают на севере Свердловской области. Несколько человек — на северо-востоке Пермского края (государственный заповедник «Вишерский»).
Этноним «манси» (на мансийском — «человек») — самоназвание, к которому обычно прибавляют название местности, откуда происходит данная группа (сакв маньсит — сагвинские манси). Соотносясь с другими народами, манси называют себя «манси махум» — манси народ.
Слайд 4
Не́нцы
Из коренных малочисленных народов российского Севера ненцы являются одним из самых многочисленных. По
итогам переписи 2002 года, в России жили 41 302 ненцев, из которых около 27 000 проживали в Ямало-Ненецком автономном округе.
Традиционное занятие — крупностадное оленеводство (использовали для санного передвижения). На полуострове Ямал несколько тысяч ненецких оленеводов, держащих около 500 000 оленей, ведут кочевой образ жизни.
Названия двух автономных округов России (Ненецкий, Ямало-Ненецкий) упоминают ненцев, как титульную народность округа; ещё один такой округ (Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ) в 2007 г. был упраздён и преобразован в Таймырский Долгано-Ненецкий район Красноярского края.
Слайд 5
Эвены
Общая численность — около 20 тысяч человек. Проживают преимущественно на востоке РФ. Так
по данным переписи 2002 года в Республике Саха (Якутия) проживало 11 657 эвенов, в Магаданской области — 2527, в Камчатской области — 1779 (из них в Корякском автономном округе — 751), в Чукотском автономном округе — 1407, в Хабаровском крае — 1272.
Также согласно переписи 2001 года, 104 эвена проживало на Украине.
В 1930—1934 годах на Дальнем Востоке СССР существовал Охотско-Эвенский национальный округ.
Слайд 6
Эвенки
В России эвенки проживают в основном в Якутии (18 тыс.) и Красноярском крае
(4,6 тыс., в том числе 3,8 тыс. в Эвенкийском районе), а также в Бурятии (2,6 тыс.), Приамурье (1,5 тыс.), Забайкалье (1,5 тыс.), Приангарье (Предбайкалье) (1,4 тыс.). В 1930—2006 годах существовал Эвенкийский автономный округ, в 1931—1938 — Витимо-Олёкминский национальный округ, созданные в районах компактного проживания эвенков. Для эвенков характерен традиционный природоресурсный тип хозяйствования.
Слайд 7
Юкагиры
По данным переписи 2002 г. численность юкагиров была 1509 человек. Расселены, в основном,
в бассейне реки Колымы, в Республике Якутия (Саха) (1097 чел.), Чукотском автономном округе (185 чел.), Магаданской области (79 чел.). В Якутии юкагиры в основном сосредоточены в национальном юкагирском муниципальном образовании «Олёринский Суктул» Нижнеколымского улуса.
Слайд 8
Эскимосы
Эскимо́сы (эскимос. ᐃᓄᐃᑦ) — народ, составляющий коренное население территории от Гренландии и Нунавута
(Канада) до Аляски (США) и восточного края Чукотки (Россия). Численность — около 170 тыс. человек. Языки относятся к эскимосской ветви эскимосско-алеутской семьи.
Антропологи считают, что эскимосы — монголоиды арктического типа (малая арктическая раса). Их основное самоназвание — «инуи́ты». Слово «эскимос» (эскиманциг — «сыроед», «тот, кто ест сырую рыбу») принадлежит языку индейских племен абенаков и атабасков. Из названия американских эскимосов это слово превратилось в самоназвание как американских, так и азиатских эскимосов.
Слайд 9
Ханты
Выделяются три этнографические группы хантов: северные, южные и восточные, причём южные (прииртышские) ханты
смешались с русским и татарским населением. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX — начале XX веков, отмечал, что остяки (ханты) угро-финское племя, живущее по Оби, Иртышу и их притокам (Конде, Васюгану и др.), в Тобольской губернии и в Нарымском округе Томской губернии. Разделяется на три группы: северных остяков — в Березовском округе, восточных — в Сургутском и в Нарымском (по реке Васюган) и юго-западных или иртышских — в северной части Тобольского округа, по берегам Оби, Иртыша, Конды и т. д.
Слайд 10
Ульчи
Этнические корни ульчей уходят в глубокую древность. Археологические материалы свидетельствуют, что в культуре
современных ульчей просматриваются определенные параллели с культурой древних племен, обитавших на этой территории ещё в мезолите. Позднее аборигенное мезолитическое население подверглось культурному влиянию неизвестных пришельцев с Юга (в 3 тысячелетии до н. э.), а также с Запада и с Севера. Среди пришельцев с Запада и Севера были тунгусы, тюркоязычные и моноголоязычные элементы. В процессе длительных контактов, в том числе этнически смешанных браков, в бассейне Нижнего Амура и сформировались современные ульчи как этнос. В их состав вошли различные этнические элементы — нанайские, нивхские, манчжурские, негидальские, эвенкийские, айнские и многие другие. Все они оставили весьма заметный след в родовом составе ульчей, их языке, хозяйстве, материальной и духовной культуре.
Слайд 11
Удэгейцы
Территория компактного проживания удэгейцев издавна находится на северо-востоке Приморского края и юго-востоке Хабаровского
края, в основном, в горах и предгорьях Сихотэ-Алиня или у правых притоков Уссури и Амура.
В «Цзинь ши» («Истории империи Цзинь», составленной в 1345 году) говорится, что на крайнем северо-востоке империи Цзинь обитали «дикие люди удэгай». Это первое известное упоминание об удэге.
На протяжении своей истории удэге контактировали с нанайцами и эвенками, наиболее тесные связи были с орочами. До конца XIX века русские исследователи удэгейцев и орочей не разделяли, а считали одним народом.
До прихода русских удэгейцы не знали письменности, основной религией был шаманизм и анимизм, выраженные в вере в родство людей с медведем и уссурийским тигром, а главными занятиями — охота (главным образом на изюбра и лося), рыболовство (на крупных реках) и собирательство (в основном, женьшеня).
Слайд 12
Тофалары
Тофала́ры (ранее их называли — карагасы, самоназвание — тоъфа, тофа, топа, тоха, тыва,
что значит «человек») — коренной малочисленный народ России в Восточной Сибири.
Проживает на территории Тофаларии — Нижнеудинского района Иркутской области в бассейнах рек Бирюса, Уда, Кан, Гутара и других рек, а также на северных склонах Восточного Саяна. Живут в основном в посёлках Алыгджер, Верхняя Гутара, Нерха Нижнеудинского района Иркутской области
Слайд 13
Селькупы
Численность в России — около 4250 чел. (по переписи 2002).
Селькупы живут на севере
Томской (1787 чел.) и Тюменской (1857 чел.) областей (в частности, в Ямало-Ненецком АО — 1797 чел.) и в Красноярском крае (412 чел.).
Существуют две группы селькупов — северная (самознавание — «солькуп», «шолькуп») и южная (самознавание — «чумыль куп», «суссе кум» или «шош кум»). Северные селькупы живут на востоке Ямало-Ненецкого автономного округа (Красноселькупский район) и севере Красноярского края (Туруханский район). Южные селькупы живут на севере Томской области (Колпашевский район, север Парабельского и Каргасокского районов). Существует также классификация с более сложной географической привязкой: кетские селькупы (сюсюкумы), обские селькупы (шошкупы), и т. д.
Селькупскими национальными административно-территориальными образованиями являются Красноселькупский район и Иванкинское национальное сельское поселение в Колпашевском районе Томской области.
Слайд 14
Саамы
Саа́мы (саа́ми, лопари, лапла́ндцы; самоназвание — кильд. са̄мь, с.-саамск. sámit, sampelaš; фин. Saamelaiset,
нюнорск Samar, швед. Samer) — малочисленный финно-угорский народ, коренной народ Северной Европы. Скандинавы и русские называли их «лопари», «лопляне» или «лопь», от этого наименования происходит название Лапландия (Лаппония, Лаппоника), то есть «земля лопарей». Область знаний, сферой изучения которой является этнография, история, культура и языки саамов, называется «лопаристикой», или «лапонистикой».
Слайд 15
Нивхи
Ни́вхи (нивх. нивах, нивух, нивхгу, ньигвнгун; устар. гиляки) — малочисленная народность на территории
Российской Федерации.
Самоназвания: нивх — «человек», нивхгу — «люди».
Проживают около устья реки Амур (Хабаровский край) и на острове Сахалин. Язык нивхский. Численность — 5,2 тыс. человек (2002).
Нивхи заселили Сахалин в период позднего плейстоцена, когда остров был соединен с Азиатским материком. Но во время ледникового периода океан поднялся, и нивхи оказались разделенными Татарским проливом на 2 группы.
Слайд 16
Нанайцы
Нана́йцы (нанайск. нанай, нани; кит. хэчжэ; устаревшее гольды) — коренной малочисленный народ Дальнего
Востока, проживающий по берегам Амура и его притоков Уссури и Сунгари в России и Китае.
Слово «нанай» растолковывается как «на» — земля, «най» — человек, человек земли (Г. Ходжер «Непроглядные сумерки»). В прошлом нанайцы были известны в литературе на русском и других европейских языках как гольды. В Китае нанайцы известны как хэчжэ ( кит. упр. 赫哲族, пиньинь: Hèzhé zú).
Слайд 17
Коря́ки
Коря́ки (нымыланы, чавчувены, алюторцы) — народ, коренное население северной части полуострова Камчатка. В
настоящее время компактно проживают в Камчатском крае, Магаданской области и Чукотском автономном округе России.
Общая численность — около 9 тыс. чел. (8743 чел. по данным переписи 2002 года в РФ, в том числе 7,3 тыс. чел. — в Камчатском крае.)
Говорят в основном по-русски, около 2 тыс. чел. сохраняет корякский язык, около 1 тыс. — алюторский язык. Письменность на русской основе.
В отношении религии среди коряков распространено христианство (русское православие), однако остаются сильны традиционные верования (шаманизм).
Слайд 18
Ительмены
Ительме́ны (ительмен. — ительмень, итэмэн) — одна из коренных народностей полуострова Камчатка. Язык
— ительменский. Название является русской адаптацией этнонима «итэнмэн» («сущий», «живущий здесь»).
Проживают на западе полуострова Камчатка, в основном в Тигильском районе Камчатского края (2296 человек) и в Магаданской области (643 человека).
Слайд 19
Долганы
Долга́ны (самоназвание — долган, тыа-кихи, саха) — тюркоязычный народ в России (всего 7300
чел., в Таймырском муниципальном районе Красноярского края ок. 5500 чел., в Якутии ок. 1300 чел.). Верующие — православные.
Долганская народность сложилась в XIX — начале XX вв. из переселившихся с рек Лена и Оленёк эвенков, якутов, местных эвенков, отдельных семей энцев и так называемых затундренных крестьян.
Слайд 20
Алеуты
В России живут на Командорских островах, которые составляют Алеутский район Камчатского края. Численность
алеутов в России — 482 человека (по переписи 2010 года), из них в крае — 401 чел., в селе Никольское, в единственном населённом пункте на острове Беринга и районе в целом (с 1970-х годов).
Большая часть алеутов (более 2000 человек-носителей языка) проживает в США на Алеутских островах (штат Аляска). Численность их в середине XVIII века достигала 12 — 15 тыс. человек. По переписи населения США 2000 года численность алеутов составила 17004 человека[1], в том числе на Аляске — 10708 человека, в штате Вашингтон — 2273 человек, в Калифорнии — 998 человек, в Орегоне — 479 человек и др.