Слайд 2Плотницкие традиции на Руси передавались из поколения в поколение. Плотники хранили в памяти
строительные приёмы, типичные конструкции, архитектурные формы и следовали им на практике. И всё же каждый мастер свой почерк имел. Оттого и «лицо» у каждой избы особенное.
Слайд 3Русская изба – традиционное крестьянское жилище – делалась срубной, из брёвен. Брёвна сопрягали
между собой весьма плотно, сплачивая их (отсюда возникло слово «плотник»).
Слайд 4Сруб – это конструктивно-техническая основа здания.
Слайд 5Срубить избу – дело непростое, не каждому оно под силу. Только очень опытный
плотник сложит без единого гвоздя всю избу от первого венца до «копыта». Сруб собирали из горизонтально положенных брёвен – венцов, которые по углам связывались врубками с небольшими выпусками – «в обло» и без выпусков – «в лапу». Посмотреть со стороны – кажется, что брёвна сплетаются по углам друг с другом. Мудрые русские плотники придумали замечательные способы соединения брёвен между собой, которые крепость срубу придавали, устойчивость, да и красоты прибавляли.
Слайд 9Топор был как бы продолжением рук плотника. Мастер не мог работать чужим инструментом.
Топорище он вырезал по своему вкусу, вернее – по руке. Топором русские плотники припазовывали брёвна, делали врубки, вязали венцы – горизонтальные ряды брёвен в срубе, а также выполняли очень тонкую работу. В руках народных мастеров топор становился резцом художника.
Слайд 10Возводили дом на низком фундаменте из брёвен, пластин или брусьев длиной 7-9 м.
В плане он был квадратной или прямоугольной формы, ограниченной принятым размером бревна. Один венец накладывался на другой. Сколько венцов – такова и высота сруба.
Слайд 11Обрати внимание на главные конструктивные особенности возведения безгвоздевой (самцовой) крыши избы. Они впечатляют
многих. Вот как об этом рассказывает известный реставратор памятников деревянного зодчества А.А.Ополовников: «Как просто, мудро и в то же время сложно соединены в крыше все части! Нет ни одного гвоздя, но она надёжна и прочна. В то же время в силуэте целого, в каждой детали ощущается рука зодчего и скульптора, творящего во имя красоты».
Слайд 12В брёвна фронтона врублены продольные горизонтальные брёвна – слеги. Поперечные брёвна сруба, образующие
фронтон, на которые опираются концы слег, называются самцы. Поперёк слег кладут кокоры, или курицы, - срубленные с корнем молодые ели. Упругие и по-своему красивые очертания их корневищ напоминают каких-то горделивых птиц или конские головы…
Слайд 13На свисающих концах куриц лежит длинное бревно с выдолбленным лотком – поток. Это
водосток и в то же время опора всей крыши. В него упираются нижние концы досок (кровельных тесин), и таким образом они удерживаются на своих местах.
Слайд 14Доски для крыши тоже тёсанные топором, а не пиленные. Стык обоих скатов крыши
закрывает выдолбленное снизу тяжёлое бревно, которое на Севере называют охлупень или шелом… Далеко выступающие вперёд наружные концы шеломов имеют плавный и как бы внутренне напряжённый изгиб. Конец шелома, выходящий на фасад, обрабатывают резьбой либо в виде простой геометрической фигуры, либо в виде головы коня или птицы.
Слайд 15Торцы слег тесовой кровли, выходящие на фасад, закрывают резными причелинами, чтобы предохранить их
от намокания. Полотенце – вертикальная доска, украшенная резьбой, прикрывает стык между причелинами. Кровельным покрытием служили обычно тесницы.