Скандинавский детектив в литературе и кино презентация

Слайд 2

Скандинавский детектив как литературный феномен Сегодня скандинавский детектив (шире –

Скандинавский детектив как литературный феномен

Сегодня скандинавский детектив (шире – скандинавский нуар)

– высокоразвитый и богатый жанр, выходящий за рамки массовой литературы и сочетающий социальную критику, психологическое и детективное начало, мрачные пейзажи и натурализм деталей
Традиции: английский детектив (интеллектуальный, элегантный, композиционно строгий) и американский детектив (обилие крови, жестокости, крутые полицейские)
В Скандинавии детектив появился в 1950-х гг. в попытке соединить оба начала: шведы Мария Ланг (1914 – 1991) – 43 книги о комиссаре Кристере Вийке; Стиг Трентер (1914 – 1967) – романы о фотографе Харри Фриберге и полицейском Веспере Юнсоне; норвежка Герд Нюквист (1913 – 1984) – например, «Травой ничего не скрыто» (1966)
Однако родоначальниками специфической модели (социально-психологического детектива) стали супруги журналисты Пер Валё (1926 – 1975) и Май Шёвалль (р. 1953) – с 1963 по 1975 – 10 повестей о Мартине Беке – критика «шведской модели» (коррупция, моральная нищета и т.п.)
Академия шведского детектива – создана в 1971 (21 член), вручает премии (напр. им. Мартина Бека), издает книги, есть исследовательская библиотека детектива в Эскильстуне
Слайд 3

Скандинавский детектив как литературный феномен Успех скандинавскому детективу за рубежом

Скандинавский детектив как литературный феномен

Успех скандинавскому детективу за рубежом принесла трилогия

С. Ларссона «Миллениум» (2005 – 2007)
«Лицо» скандинавского детектива в XXI веке – шведы Стиг Ларссон (1954-2004), Хеннинг Манкель (1948 – 2015), норвежец Ю Несбё (р. 1964) и их герои – Лисбет Саландер, Курт Валландер, Харри Холле – асоциальные личности, одиночки, романтические герои
Другие авторы: шведы Черстин Экман, Оке Эдвардссон, Оса Ларссон, Лиса Марклунд, Хокан Нессер, Карин Альвтеген, Юхан Теорин; датчане Юсси Альдер-Олсон, Лейф Давидсен, Питер Хёг, норвежцы Карин Фоссум, Кнут Фальдбаккен, Анне Хольт, Йорн Лейер Хорст и др.
Черты:
Социальная критика (оборотная сторона счастливого общества: наркотики, скрытый нацизм, экстремизм, прогнившая система, коррупция, семейное насилие и т.п.)
Место действия – столицы или глухие уголки провинции (острова) – мрачные пейзажи, снег, дождь, холод
Концепция мира: зло внутри, все – или палачи или жертвы, грех в себе, нужно его побеждать, мистический или философский подтекст
Разрушенные семьи, несчастное детство, секс как грех (стыд)
Герой – аутсайдер , асоциальный, с внутренними проблемами (алкоголизм, депрессия, нарушение сна и .т.п), сильные женские характеры, феминизм
Натурализм сцен насилия, жестокость, детализация
Язык разговорный, живой, динамичный, нередко слэнг, диалекты
Неспешность развития сюжета, детали быта и поп-культуры
Слайд 4

Стиг Ларссон – обличитель шведской модели Стиг Ларссон / Stieg

Стиг Ларссон – обличитель шведской модели

Стиг Ларссон / Stieg Larsson (1954

– 2004) родился в Вестерботтене в семье художника, когда родителям было по 19 лет, рос с бабушкой, затем с родителями
В 16 лет ушел из дома, увлекался левым молодежным движением, был политическим активистом Социалистической партии Швеции (вышел в 1987 г.)
Бывал в горячих точках, где шли революции и гражданские войны (Эритрея, Гренада)
Работал журналистом в левых изданиях
Был антифашистом, представлял британскую газету  Searchlight, создал организацию и журнал Expo
Автор научно-популярных книг «Правый экстремизм» и «Шведская демократия»
С 1974 г. до смерти жил в гражданском браке с Евой Габриэльссон
Написал трилогию «Миллениум» (2005 – 2007), но не успел издать – скоропостижно умер от инфаркта 9 ноября 2004 г., в 2015 г. Давид Лагеркранц закончил четвертую книгу
Критиковал шведскую модель, считал, что нейтралитет создал условия для скрытого нацизма и шовинизма
Имя файла: Скандинавский-детектив-в-литературе-и-кино.pptx
Количество просмотров: 68
Количество скачиваний: 0