Снегурочка Александр Николаевич Островский презентация

Содержание

Слайд 2

Портрет А.Н. Островского Василий Перов (1877) В 1873 году А.Н.Островский

Портрет А.Н. Островского
Василий Перов (1877)

В 1873 году А.Н.Островский создаёт одно

из самых задушевных и поэтических произведений – «весеннюю сказку» «Снегурочка». Сказочное царство берендеев в ней –это мир без насилия, обмана и угнетения. В нём торжествует добро, правда и красота, а потому искусство слилось и растворилось тут в повседневности, стало источником жизни.
В этой сказке – утопия Островского о братской жизни людей друг с другом, вытекающая из крестьянского идеала жизни миром.
Ю. Лебедев

«А эта поэма «Снегурочка» - лучшее, что есть. Молитва русская и мудрость, мудрость пророка»
В. М. Васнецов

Слайд 3

Фольклорные источники «Снегурочки» Народные сказки («Русские народные сказки» А.Н.Афанасьева и

Фольклорные источники «Снегурочки»


Народные сказки («Русские народные сказки» А.Н.Афанасьева и его труды

по русской мифологии «Поэтические воззрения славян на природу»),
обрядовую поэзию;
народные заговоры (клич бирючей – свадебный приговор Владимирской губернии);
народные песни.

Работая над пьесой, Островский внимательно изучал фольклорные, исторические, этнографические источники:

Бирючи

Слайд 4

Снегурочка и русская литературная сказка Жанр литературной сказки в русском

Снегурочка и русская литературная сказка

Жанр литературной сказки в русском искусстве был

очень популярен.
«Весенняя сказка» «Снегурочка»продолжает традицию русской литературной сказки. Летом 1831 г. в Царском Селе произошло знаменитое поэтическое состязание А.С.Пушкина и В.А.Жуковского, в результате которого появились сказки-поэмы «Сказка о царе Салтане» (Пушкина) и «Сказка о царе Берендее» (Жуковский).
Но в отличие от своих гениальных предшественников, Островский создал произведение иного жанра – сказку-драму.
Неоднократно исследователи подчёркивали связь «Снегурочки» с произведениями Шекспира «Сон в летнюю ночь», «Буря».
Наряду с мифологическими героями (Мороз, Весна, Прекрасная Елена, отчасти Лель как сын Ярила) действуют герои реальные – Мизгирь, Купава, Мураш, Бобыль, Бобылиха и др.
Однако сказочные герои наделяются реальными чертами, а герои немифологические имеют сказочные черты: сказкой Островский одухотворяет повседневность.
Слайд 5

Жители царства берендеев - герои сказки вымышлены, но если мы

Жители царства берендеев - герои сказки вымышлены, но если мы обратимся

к истокам создания пьесы, то увидим лежащий в основе реалистический мир древнего русского народа.
Слайд 6

Пролог. Эскиз декорации. Васнецов В.М. Несомненно, что Александр Островский, предки

Пролог. Эскиз декорации. Васнецов В.М.

Несомненно, что  Александр Островский,  предки которого -

люди Северной Руси, знали поэтическое народное предание о берендеевом царстве, бытовавшее среди жителей Переяславля-Залесского.
Невдалеке от городка находилось знаменитое Берендеево болото, бывшее когда-то озером. Посреди болота на острове были остатки древнего поселения – городища.

Там-то, по преданию, в древние времена и жило счастливое племя берендеев, которым управлял мудрый и добрый царь.

Слайд 7

Заречная слободка Берендеевка. Эскиз декорации, 1885 В сказании о берендеях

Заречная слободка Берендеевка. Эскиз декорации, 1885

В сказании о берендеях воплотилась

вековая мечта крестьянства о жизни в мире, согласии и материальном достатке:
Веселы грады в стране берендеев,       Радостны песни по рощам и долам,       Миром красна Берендея держава.
Слайд 8

. Брусила и берендеи ребята Берендейки красавицы без всякого упрека,

.

Брусила и берендеи ребята

Берендейки

красавицы без всякого упрека, то есть со стороны

красоты... учтивость русская, обворожительная, с улыбкой; без заграничного лоску, а так в душу лезет, да и на поди… Что за типы, что за красавицы женщины и девочки. Вот где я об земь бился и разрывался пополам"...

А.Островский о впечатлениях после Переяславля.

"Типы русской красоты, солидной, которая меряется саженью и особенным каким-то широким вкусом...

Слайд 9

Конфликт, скрывающийся в мире природы (холод – тепло ) становится

Конфликт, скрывающийся в мире природы (холод – тепло ) становится конфликтом

внутри природы человека: жить, не зная, что такое любовь, или,
узнав настоящую любовь, погибнуть.

В пьесе противопоставлены два мира — реальный и фантастический, олицетворяющий, по словам композитора Римского-Корсакова, «вечные, периодически выступающие силы природы».

Дед Мороз и Весна - родители Снегурочки

На свете всё живое должно любить.

Слайд 10

Снегурочка и Весна Яриле-солнцу — «творческому началу, вызывающему жизнь в

Снегурочка и Весна

Яриле-солнцу — «творческому началу, вызывающему жизнь в природе и

людях» — враждебен суровый Мороз.
Слайд 11

Снегурочка и Лель Снегурочка — холодное дитя Мороза и Весны

Снегурочка и Лель

Снегурочка — холодное дитя Мороза и Весны — всей

душой тянется к людям, к солнцу. Постепенно любовь и тепло торжествуют в ее сердце, приводя к гибели.

Оптимистическая идея пьесы — прославление могущественных животворных сил природы, несущих людям счастье — коренится в народной поэзии. «Снегурочка» воплощает вместе с тем мысль о великой преображающей силе искусства.

В проснувшемся чувстве Снегурочки и Мизгиря – тожество человеческой любви. Гибель Снегурочки – трагически-прекрасный символ, означающий конец влияния Мороза на сердца берендеев и торжество Солнца.

Слайд 12

Премудрый царь Берендей Снегурочки прекрасная кончина И страшная погибель Мизгиря

  Премудрый царь Берендей  

Снегурочки прекрасная кончина
И страшная погибель Мизгиря
Тревожить нас не

могут; Солнце знает,
Кого карать и миловать. Свершился

Правдивый суд! Мороза порожденье –
Снегурочка погибла…
Изгоним же последний стужи след
Из наших душ и обратимся к Солнцу

С её красой любви не знать?!
Как тут не гневаться богам?.

Слайд 13

В.М. Васнецов Автопортрет. 1873 Вначале Васнецов оформил спектакль «Снегурочка» по

В.М. Васнецов

Автопортрет. 1873

Вначале Васнецов оформил спектакль «Снегурочка» по пьесе Александра Oстровского, поставленный

в январе 1882 года на домашней сцене Абрамцевского кружка. Неожиданно для художника "Снегурочка" стала не только самым задушевным его произведением, но и открытием нового направления в русском театрально-декоративном искусстве.
Слайд 14

Роли исполняли тоже собственными силами. В частности, В.Васнецов замечательно сыграл

 
Роли исполняли тоже собственными силами. В частности, В.Васнецов замечательно сыграл Деда

Мороза, а И.Репин – боярина Бермяту.

Когда в январе 1882 г. "Снегурочку" ставили на домашней сцене в Абрамцеве, взрослые и дети с увлечением сами готовили костюмы; их работой руководила Е.Д.Поленова –
тонкий знаток и
ревностный
собиратель
крестьянского
искусства.

Илья Ефимович Репин

Слайд 15

Купава и Мизгирь Когда М.Васнецова спрашивали, откуда взял он такие

Купава и Мизгирь

Когда М.Васнецова спрашивали, откуда взял он такие чудесные краски,

он отвечал так: "...От народных гуляний в Вятке, в Москве, на Девичьем поле, от переливчатой игры жемчугов, бисера, цветных каменьев на кокошниках, телогрейках, шубках и прочем женском одеянии, которое видел и у себя на родине!.."
Слайд 16

Палаты царя Берендея. Эскиз декорации, 1885 Глядя на эскиз декорации

Палаты царя Берендея. Эскиз декорации, 1885

Глядя на эскиз декорации В. Васнецова "Палаты

царя Берендея", мы вспоминаем объяснение царем Берендеем "палатного письма" скоморохам:

Используя архитектурные детали древнерусского зодчества, мотивы русских народных вышивок, резьбы и росписи по дереву, художник создал гармоничный образ сказочных царских палат, превратив их в яркое живописное зрелище.

Слайд 17

Палатное письмо имеет смысл. Небесными кругами украшают Подписчики в палатах

Палатное письмо имеет смысл.     Небесными кругами украшают     Подписчики в палатах потолки     Высокие; в простенках

узких пишут,     Утеху глаз, лазоревы цветы     Меж травами зелеными; а турьи     Могучие и жилистые ноги     На притолках дверных, припечных турах,     Подножиях прямых столбов, на коих     Покоится тяжелых матиц груз.     В преддвериях, чтоб гости веселее     Вступали в дом, писцы живописуют     Таких, как вы, шутов и дураков... (Действие II, явл. I)      

   

Слайд 18

Бобыль и Бобылиха Главные герои сказки в эскизах В.М. Васнецова

Бобыль и Бобылиха

Главные герои сказки в эскизах В.М. Васнецова представляют собой

колоритные народные типы так же, как и персонажи эпизодические (бирючи, бобыль Бакула и Бобылиха). Даже берендеи и берендейки трактованы не как безликие статисты. Представлены в эскизах и мизансцены бытового характера: ссора берендеевых "робят", подгулявший Бакула, которого тянет домой Бобылиха.
Слайд 19

Ярилина долина. Эскиз декорации. Васнецов В.М. А в 1885 году,

Ярилина долина. Эскиз декорации. Васнецов В.М.

А в 1885 году, в Русской

частной опере Саввы Мамонтова, была поставлена опера Римского-Корсакова "Снегурочка". Эскизы декораций и костюмов тоже были исполнены В.М. Васнецовым
Слайд 20

Н.А. Римский-Корсаков Портрет кисти Валентина Серова. Музыка Римского-Корсакова к моей


Н.А. Римский-Корсаков
Портрет кисти Валентина Серова.
Музыка Римского-Корсакова к моей «Снегурочке» удивительна; я ничего

не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так же выражающего всю поэзию древнего языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки.
А.Островский

В начале семидесятых годов Римский-Корсаков познакомился со сказкой А. Н. Островского «Снегурочка» (1873). Тогда она не произвела на него большого впечатления. «В зиму 1879—1880 годов, — вспоминал композитор, — я снова прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на ее удивительную поэтическую красоту… Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна».

Слайд 21

Николай Андреевич Римский-Кораков Опера сочинялась летом 1880 года в глухой

Николай Андреевич Римский-Кораков

Опера сочинялась летом 1880 года в глухой русской деревне. Композитор

говорил впоследствии, что ни одно произведение не давалось ему с такой легкостью и быстротой, как «Снегурочка». В 1881 году опера была завершена. Премьера, состоявшаяся 29 января (10 февраля) следующего года на сцене Мариинского театра, прошла с большим успехом.

На первом представлении оперы был художник В.И.Суриков. Он "был вне себя от восторга. Когда вышли бобыль и бобылиха и с ними толпа берендеев с широкой масленицей, с настоящей старинной козой, когда заплясал бабец в белом мужицком армяке, его широкая русская натура не выдержала, и он разразился неистовыми аплодисментами, подхваченными всем театром".

Суриков, Василий Иванович

Слайд 22

В 1885 году в Русской частной опере Саввы Мамонтова была

В 1885 году в Русской частной опере Саввы Мамонтова была поставлена

опера Римского-Корсакова "Снегурочка". Эскизы декораций и костюмов были исполнены художником Виктором Васнецовым .
Слайд 23

Эту картину художник писал со своей жены--Н.И. Забелы-Врубель, исполнявшей партию

Эту картину художник писал со своей жены--Н.И. Забелы-Врубель, исполнявшей партию снегурочки

в одноимённой опере Римскаго-Корсакова

М.. Врубель

Слайд 24

Ю.В.Лебедев Царство добрых берендеев – упрёк современному обществу, враждебному сказке,

Ю.В.Лебедев

Царство добрых берендеев – упрёк современному обществу, враждебному сказке, положившему в

своё основание эгоизм и расчёт. В «Снегурочке» именно стужа людских сердец приносит горе берендеям. Меркнул лучи животворящего Ярилы- Солнца, охлаждаются люди по отношению друг к другу. Любовь Снегурочки – искупление грехов берендеев. Принимая эту жертву бог солнца Ярила сменяет гнев на милость и возвращает берендеям свет и тепло, совет и любовь. Не эгоизм, а бескорыстная и беззаветная любовь спасёт человечество – такова вера Островского, такова лучшая из его надежд.
С позиций нравственных ценностей, открытых в «Снегурочке», оценивал Островский жизнь эпохи 70-х годов, где над всеми человеческими отношениями начинали господствовать деньги и векселя, где люди поделились на волков и овец.
Имя файла: Снегурочка-Александр-Николаевич-Островский.pptx
Количество просмотров: 129
Количество скачиваний: 0