Слайд 2
![Древнейшее упоминание названия «Валдай» содержится в новгородской берестяной грамоте №](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/61127/slide-1.jpg)
Древнейшее упоминание названия «Валдай» содержится в новгородской берестяной грамоте № 740 1140-1150-х
годов, где идёт речь о долге или налоге с Валдая в 15 кун; речь, возможно, идёт о регионе в целом, а не о конкретном населённом пункте, который впервые определённо упоминается в 1495 году как деревня Валдайское селище. Название дано по расположению при озере Валдай.
До 1654 года — дворцовое село, затем до 1764 года было передано Иверскому монастырю.
Слайд 3
![Взойдя 25 июля 1652 года на патриарший престол, Никон высказал](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/61127/slide-2.jpg)
Взойдя 25 июля 1652 года на патриарший престол, Никон высказал своё
намерение основать в России монастырь по образу и подобию Иверского монастыря на горе Афон. Царь Алексей Михайлович одобрил предприятие патриарха и выделил из казны средства для устройства обители. По свидетельству Павла Алеппского, монастырь предполагалось строить в «афонских архитектурных традициях», даже монашеские облачения должны были соответствовать греческим образцам.
Слайд 4
![Выбор места для монастыря связан с видением, которое Никон имел](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/61127/slide-3.jpg)
Выбор места для монастыря связан с видением, которое Никон имел во
время путешествия на Соловки за мощами митрополита Филиппа. Летом 1653 началось строительство, а к осени были построены и готовы к освящению две деревянные церкви. Соборный храм был освящён в честь Иверской иконы, а тёплый — во имя святителя Филиппа Московского. Первым настоятелем монастыря Патриарх назначил архимандрита Дионисия.
Слайд 5
![При первом посещении строящейся обители в феврале 1654 года Никон](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/61127/slide-4.jpg)
При первом посещении строящейся обители в феврале 1654 года Никон переименовал
посад Валдайский в село Богородицкое, а также нарёк Валдайское озеро Святым, предварительно освятив его и опустив на дно Евангелие и крест (так гласит местное предание). Сохранилось письмо патриарха царю, где он сообщает о видении над островом знамения в виде огненного столпа. Сам монастырь в дополнение к прежнему названию был назван «Святоозерским».
Слайд 6
![В 1655 году в монастырь переселилась братия белорусского Оршанского Кутеинского](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/61127/slide-5.jpg)
В 1655 году в монастырь переселилась братия белорусского Оршанского Кутеинского монастыря
в количестве более 70 человек. Среди насельников в то время был будущий Патриарх Иоаким, а также Исакий Полоцкий — брат Симеона Полоцкого. Иноки перевезли с собою на новое место всё своё имущество и типографию. С приходом Кутеинских монахов, начали развиваться книгопечатание и переплётное мастерство
Слайд 7
![В 1991 году монастырь, находившийся в аварийном состоянии, был возвращён](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/61127/slide-6.jpg)
В 1991 году монастырь, находившийся в аварийном состоянии, был возвращён Новгородской
епархии. Первым наместником монастыря после передачи его епархии стал игумен Стефан (Попков). В 1998 году архиепископ Лев (Церпицкий) освятил церковь Богоявления. Были возобновлены богослужения в Успенском соборе. В конце 2007 года завершилась комплексная реставрация монастыря.
Слайд 8
![19 сентября 2009 года Валдайский Иверский монастырь посетил Кирилл, патриарх](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/61127/slide-7.jpg)
19 сентября 2009 года Валдайский Иверский монастырь посетил Кирилл, патриарх Московский
и всея Руси. В январе 2011 года закончена реставрация фресковой живописи Успенского (Иверского собора), в алтаре и во всем храме до нижнего яруса. Есть небольшой музей, посвящённый патриарху Никону и истории монастыря.
В апреле 2008 года было сообщено о принятом решении впервые позолотить пять куполов Иверского собора, на что «понадобится около трёх тысяч так называемых „золотых книжек“». Нынешняя пёстрая раскраска фасадов и золочение куполов не имеют прецедентов в истории обители