Восточный и западный типы правопонимания презентация

Содержание

Слайд 2

Правопонимание - это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека,

включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению.

Правопонимание - это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека,

Слайд 3

Слайд 4

Позитивистское (легистсткий, социологический и психологический типы правопо- нимания) - основано на методологии позитивизма

как особого течения социально-философской мысли, суть которого состоит в ограничении предмета познания лишь сферой фактического, позитивного знания. чувственное восприятие
Метафизическое (естественно-правовой и либертарно-юридический подходы) - стремится к абсолютному знанию, сугубо рациональное внеопытное рассуждение

Позитивистское (легистсткий, социологический и психологический типы правопо- нимания) - основано на методологии позитивизма

Слайд 5

Cубъективные (антропологические) основания генезиса права в полной мере обнаруживают себя только в социокультурном

времени-пространстве Запада.
В основе: автономный тип личности, остро и глубоко осознает свою изначальную свободу как ценность, стремится реализовать ее в социуме в форме права, т.е. в виде системы социальных норм, и поэтому становится субстанцией и детерминантой права.

Cубъективные (антропологические) основания генезиса права в полной мере обнаруживают себя только в социокультурном

Слайд 6

В основе незападных цивилизаций лежит гетерономный тип личности (как проявление ментальности восточного типа,

который сам себя не рассматривает как изначально свободное, автономное существо и поэтому не становится субстанцией и детерминантой права.

В основе незападных цивилизаций лежит гетерономный тип личности (как проявление ментальности восточного типа,

Слайд 7

Западный и незападный
способы бытия права
Западный — с антропологическим (антропоцентристским)

подходом и либеральным типом правопонимания,
Незападный — с этатистским («государствоцентрис- тским») подходом и легистско-позитивистским (императивистским) типом правопонимания

Западный и незападный способы бытия права Западный — с антропологическим (антропоцентристским) подходом и

Слайд 8

Либеральное правопонимание
Право рассматривается не как принуждение, внешняя по отношению к индивиду

норма, а как осознанная, ценностно- признанная, воплотившаяся свобода индивида, внутренне присущая ему от рождения.

Либеральное правопонимание Право рассматривается не как принуждение, внешняя по отношению к индивиду норма,

Слайд 9

Легистский позитивизм
Понятие права определяется через понятие государства, а государство рассматривается в качестве

исключительного источника и причины права

Легистский позитивизм Понятие права определяется через понятие государства, а государство рассматривается в качестве

Слайд 10

Западное правопонимание Этатистский подход

от франц. «etat» – государство
1. право – основной социальный регулятор.

Мораль и религия – вспомогательные.
2. светский характер права.
3. право – это творение человека. Ценность имеет не право как закон, а творчество, т.е. способность людей самим устанавливать закон своей социальной жизни.
4. государственные установления – это право, не произвол
5. закон – проявление силы государства

Западное правопонимание Этатистский подход от франц. «etat» – государство 1. право – основной

Слайд 11

Восточное правопонимание

1. основной социальный регулятор религия. Позитивное право – вспомогательный.
2. В результате право как правовой

обычай (то, что соответствует признаку социальности) –имеет религиозный характер. Даже функциональная норма нуждается в освящении. (законы Ману, Хаммурапи)
3. право как человеческое установление не имеет ценности, социальной значимости именнов силу сотворенности его человеком.
4. Государственное установление, не имеющее поддержки в религиозной традиции, воспринимается как произвол.
5. Чрезвычайный характер государственных установлений на Востоке в силу этого свидетельствует не о силе власти, а о ее слабости. Ибо лишь пошатнувшаяся власть, т.е. власть, не находящая поддержки в вере людей, и в обычаях, прибегает к законам.

Восточное правопонимание 1. основной социальный регулятор религия. Позитивное право – вспомогательный. 2. В

Слайд 12

Возможные предпосылки различий в правопонимании:

1.Социокультурные
2. Геополитические
3. Гносеологические
4.Исторические

Возможные предпосылки различий в правопонимании: 1.Социокультурные 2. Геополитические 3. Гносеологические 4.Исторические

Слайд 13

Источники

Учебник. http://lib4all.ru/base/B3100/B3100Content.php
Поляков А.В. Общая теория права: Проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода:

Курс лекций. СПб.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2004.
В. В. ЛАПАЕВА . Типы правопонимания: правовая теория и практика. Моно- графия. — М.: Российская академия правосудия, 2012.
Нерсесянц В.С. Философия права: либертарно-юридическая концепция // Вопросы философии. 2002. № 3. С. 10.
Власенко Н.А.. Теория государства и права: учебное пособие (2-е издание, переработанное, дополненное и исправленное). - М.: Проспект,2011. – 416 с., 2011 - перейти к содержанию учебника
М.К. СИГАЛОВ: ТРАДИЦИОННОЕ ИСЛАМСКОЕ ПРАВОПОНИМАНИЕ
Мороз Е.В. МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ПРАВОПОНИМАНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
Теория государства и права (Ж.Б. Доржиев)
http://www.labex.ru/page/g14_komp_34.html (Особенности правопонимания в японии)

Источники Учебник. http://lib4all.ru/base/B3100/B3100Content.php Поляков А.В. Общая теория права: Проблемы интерпретации в контексте коммуникативного

Имя файла: Восточный-и-западный-типы-правопонимания.pptx
Количество просмотров: 72
Количество скачиваний: 0