Содержание
- 2. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА. Для адекватного восприятия мира человеку природой были предоставлены пять органов чувств. Как
- 3. Восприятие света и цвета. Цвет является комплексной характеристикой потока электромагнитной энергии. Однако, с другой стороны, необходимо
- 4. Восприятие света и цвета. 1 Колбочки (колбочковые клетки) - фоторецепторы сетчатки глаза человека (и позвоночных животных),
- 5. Восприятие света и цвета. Колбочки бывают трех видов, каждый из которых воспринимает цветовую энергию в одном
- 6. Объективные характеристики цвета Если рассматривать свет по волновой теории, то волна кроме длины имеет и вторую
- 7. Объективные характеристики цвета Среди излучений сложного спектрального состава видимого света большое значение имеют те, которые образуют
- 8. Субъективные характеристики цвета Характер ощущения цвета зависит как от суммарной реакции чувствительных к цвету рецепторов глаза
- 9. Субъективные характеристики цвета Цветовой тон - это субъективный признак цвета, который познается через ощущения и определяется
- 10. Субъективные характеристики цвета Насыщенность цвета - это второй субъективный признак цвета, характеризующий силу, интенсивность ощущения цветового
- 11. Субъективные характеристики цвета Ощущения цветности и насыщенности можно приближенно выразить объективными характеристиками излучений. Так, цветовой тон
- 12. Метамерные цвета. Излучения, которые имеют одинаковый цвет, но различный спектральный состав, называются метамерными. Метамерия цветов это
- 13. Пороговая чувствительность восприятия цвета Передача светлотного и цветового контраста во многом зависит от чувствительности глаза, которая
- 14. Систематизация оттенков цвета Потребность в систематизации и классификации цветов возникла давно. Продиктована она была как потребностями
- 15. Систематизация оттенков цвета Цветовые круг и треугольник обладают и еще одним свойством: оптическое смешение трех основных
- 16. Законы Грассмана Изучением цветовых пространств и преобразованием в них занимается наука, называемая колориметрия (от лат. color
- 17. Законы Грассмана Следствия первого закона. В качестве системы координат трехмерной цветовой модели могут выступать различные величины,
- 18. Законы Грассмана Следствие третьего закона. Если в смеси трех цветов один непрерывно изменяется, а другие остаются
- 19. Комплиментарные цвета Комплиментарные цвета - это те, которые находятся в цветовом круге друг напротив друга. Комплиментарные
- 20. Комплиментарные цвета Самым точным представлением цвета считается трехмерное цветовое дерево Манселла. Посмотрите, в нем нет оранжевого,
- 21. Комплиментарные цвета Аналоговые цвета Смежные цвета Контрастные цвета Комплементарная триадная схема Классическая триадная схема Аналогичные цвета
- 22. Комплиментарные цвета
- 23. Библиотечные форматы представления цвета
- 24. Библиотечные форматы цвета Цветовой формат – это способ представления цветов, используемый при обработке, хранении, передаче и
- 25. Библиотечные форматы цвета Табличный формат Основой табличного формата является введение ограничения на количество цветов, используемых в
- 26. Библиотечные форматы цвета Каталог PANTONE
- 27. Телевизионные форматы представления цвета
- 28. ТВ форматы цвета Телевизионные цветовые модели.(YIQ и YUV) Первый стандарт на цветное телевидение был принят в
- 29. ТВ форматы цвета За пределами территории США применяются альтернативные телевизионные стандарты - PAL и SECAM, которые
- 30. ЛИТЕРАТУРА 1. Преображенский П.В., Шостак В.И., Балашевич Л.И. Световые повреждения глаз. - Л.: Медицина, 1986, -
- 31. ВАШИ ВОПРОСЫ
- 33. Скачать презентацию
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА.
Для адекватного восприятия мира человеку природой были
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА.
Для адекватного восприятия мира человеку природой были
Восприятие света и цвета.
Цвет является комплексной характеристикой потока электромагнитной энергии. Однако,
Восприятие света и цвета.
Цвет является комплексной характеристикой потока электромагнитной энергии. Однако,
Восприятие света и цвета.
1 Колбочки (колбочковые клетки) - фоторецепторы сетчатки глаза
Восприятие света и цвета.
1 Колбочки (колбочковые клетки) - фоторецепторы сетчатки глаза
колбочек, состоящий из мембранных дисков, содержит зрительные пигменты
(родопсинов), которые реагируют на свет различных длин волн. У человека пигменты колбочек трех типов – красного, синего и зеленого.
2 Палочки (палочковые клетки) - фоторецепторы сетчатки глаза, обеспечивающие сумеречное зрение. Наружный отросток рецептора придает клетке форму палочки. Несколько палочек связаны с одной биполярной клеткой, которые также группируются и имеют общий выход на зрительный нерв.
У человека палочки на периферии сетчатки численно преобладают над колбочками, что объясняет ориентацию зрительной системы человека на дневное освещение.
Восприятие света и цвета.
Колбочки бывают трех видов, каждый из которых воспринимает
Восприятие света и цвета.
Колбочки бывают трех видов, каждый из которых воспринимает
Наименьшее воздействие на зрительную систему оказывает синий цвет.
Пик энергии приходится на область желто-зеленого цвета.
Немалую роль играет и красный цвет, так как его составляющая в общей сумме энергии максимальна.
Поэтому при разработке графического интерфейса прикладных программ и систем в качестве фонового цвета рекомендуется выбирать синий, а в качестве цвета переднего плана (цвета символов) – желтый цвет.
Объективные характеристики цвета
Если рассматривать свет по волновой теории, то волна кроме
Объективные характеристики цвета
Если рассматривать свет по волновой теории, то волна кроме
Мощность излучения для цвета определяется понятием "яркость". Мощность излучения можно рассматривать в двух плоскостях: 1) мощность излучения непосредственно от источника излучения и, 2) мощность излучения от объекта отражающий или пропускающий излучения другого источника. Поверхность и вещество объекта, как правило, меняет мощность и длину волны излучения. Следовательно, яркость - понятие объективное (физическое) и оно характеризуется количеством света, попадающего в глаз наблюдателя от объекта излучающего, пропускающего сквозь себя или отражающего свет.
Объективные характеристики цвета
Среди излучений сложного спектрального состава видимого света большое значение
Объективные характеристики цвета
Среди излучений сложного спектрального состава видимого света большое значение
Между белыми и черными поверхностями лежит множество поверхностей, отражающих белый свет неполно от 99% до 1% падающего. Это множество образует ряд серых (ахроматических) цветов. Ряд ахроматических цветов представляет собой серая ступенчатая шкала, которую используют в полиграфии для контроля репродукционных процессов. Поля такой шкалы, полученной на черно-белой фотобумаге, различаются только по светлоте. Светлота - одна из субъективных характеристик видимого света.
Субъективные характеристики цвета
Характер ощущения цвета зависит как от суммарной реакции чувствительных
Субъективные характеристики цвета
Характер ощущения цвета зависит как от суммарной реакции чувствительных
Цветовой тон, насыщенность и светлота - это три субъективно воспринимаемых глаза признака хроматических цветов.
Субъективные характеристики цвета
Цветовой тон - это субъективный признак цвета, который познается
Субъективные характеристики цвета
Цветовой тон - это субъективный признак цвета, который познается
Субъективные характеристики цвета
Насыщенность цвета - это второй субъективный признак цвета, характеризующий
Субъективные характеристики цвета
Насыщенность цвета - это второй субъективный признак цвета, характеризующий
Насыщенность цвета предметов проявляет себя максимально, если предметы освещены светом этого цвета. Натренированный наблюдатель при дневном освещении различает до 180 цветовых тонов и до 16 ступеней (градаций) насыщенности. (Таким образом, пространство цветового охвата человека состоит из 1880 оттенков чистых цветов, а оттенки смешенных цветов представляют очень большое, но конечное множество цветов.) При пониженном освещении число различимых цветов заметно сокращается. Кроме того, резко меняется представление о цветовом тоне, если освещение цветное. Ночью (при голубом лунном свете) все кошки черные.
Субъективные характеристики цвета
Ощущения цветности и насыщенности можно приближенно выразить объективными характеристиками
Субъективные характеристики цвета
Ощущения цветности и насыщенности можно приближенно выразить объективными характеристиками
Светлота - третий субъективный признак, характеризующий ощущения объективной величины яркости цвета. Когда одновременно рассматриваются разноокрашенные предметы, мы отчетливо видим, какие из них светлее, какие темнее, хотя они и различны по цветовому тону. Сопоставляя цвета в светах и тенях отдельных предметов, мы видим различия в освещенности и цвета разных участков рассматриваемого объекта. Например, окрашенные в желтые цвета предметы более светлые, а окрашенные в фиолетовые цвета - более темные.
Метамерные цвета.
Излучения, которые имеют одинаковый цвет, но различный спектральный состав, называются
Метамерные цвета.
Излучения, которые имеют одинаковый цвет, но различный спектральный состав, называются
Наибольшей метамерией, т. е. наибольшим разнообразием по спектральному составу, обладают белые излучения источников света. С увеличением насыщенности метамерия цветов уменьшается. Спектральные цвета не имеют метамеров, так как каждый из них создается одним - единственным монохроматическим излучением. Среди красок наибольшей метамерией, т. е. наибольшим разнообразием по спектральному составу, обладают темные, зачерненные цвета.
Уменьшение метамерии цвета с увеличением насыщенности имеет большое практическое значение в полиграфии, особенно при выборе печатных красок и цветоделительных светофильтров, а также при разработке алгоритмов цветоделения.
На метамерии цвета основаны все колориметрические методы, в которых для излучения сложного состава подбирается такая смесь некоторого монохроматического излучения с белым светом, которая зрительно неотличима от него по цвету.
Пороговая чувствительность восприятия цвета
Передача светлотного и цветового контраста во многом зависит
Пороговая чувствительность восприятия цвета
Передача светлотного и цветового контраста во многом зависит
Систематизация оттенков цвета
Потребность в систематизации и классификации цветов возникла давно. Продиктована
Систематизация оттенков цвета
Потребность в систематизации и классификации цветов возникла давно. Продиктована
Самой простой систематикой было расположение цветов в том порядке, в каком они находятся в радуге. Такая попытка и была сделана Ньютоном после того, как он получил видимый цветной спектр путем разложения белого света. Эти цвета Ньютон разделял на однородные, первичные, простые, которые вызываются лучами одинаковой преломляемости, и неоднородные или производные, ощущение которых вызывается лучами различной преломляемости.
Радуга послужили также основой для систематики цветов в виде круга и треугольника. Идея графического выражения системы цветов в виде замкнутой фигуры была подсказана тем, что концы спектра имеют тенденции замкнуться - синий край через фиолетовый переходит в пурпурный, а красный также приближается к пурпурному.
Систематизация оттенков цвета
Цветовые круг и треугольник обладают и еще одним свойством:
Систематизация оттенков цвета
Цветовые круг и треугольник обладают и еще одним свойством:
Цвет формируется, с одной стороны, источником, а с другой, - отражающей поверхностью. Источники света могут быть либо цветными, либо ахроматическими. Для описания свойств источников (светящихся объектов) используется понятие яркости (англ. brightness), а для описания свойств несветящихся объектов (отражающих поверхностей) –понятие светлоты (англ. lightness).
В компьютерной графике традиционным является представление цвета в одной из двух системах смешения цветов: в аддитивной (RGB – Red, Green, Blue), либо в субтрактивной (CMY – Cyan, Magenta, Yellow).
RGB-модель называют аддитивной (от англ. add - складывать) моделью, поскольку при соединении цветов происходит сложение световых потоков, а максимальная сумма в итоге дает белый цвет (рис.5.2а).
CMY–модель называют субстрактивной (от англ. subtract - вычитать) моделью, т.к. присоединение световых потоков приводит к вычитанию энергии (рис.5.2б). Обе системы образуют цветовые пары. При этом основные цвета RGB- и CMYК-моделей составляет взаимодополняющие пары цветов.
Законы Грассмана
Изучением цветовых пространств и преобразованием в них занимается наука, называемая
Законы Грассмана
Изучением цветовых пространств и преобразованием в них занимается наука, называемая
Зрительная система человека воспринимает цвет, как трехмерный объект.
Четыре цвета всегда линейно зависимы.
Трехмерное пространство цвета непрерывно.
Законы Грассмана
Следствия первого закона. В качестве системы координат трехмерной цветовой модели
Законы Грассмана
Следствия первого закона. В качестве системы координат трехмерной цветовой модели
- красный, синий и зеленый цвета (в системе RGB),
- голубой, малиновый и желтый цвета (в системе CMY),
- длина волны, чистота цветового потока и его энергия (физическая модель – см. ниже),
цветовой тон, насыщенность, яркость (художественная модель)
Учитывая трехмерную природу цвета, воспринимаемую зритель ной системой человека, следует помнить о его более сложной организации. Цветовой поток состоит из белого цвета (равномерное распределение равно и доминирующего цвета (длина волны λд ), определяющего, в конечном счете, результат воздействия на зрительную систему человека.
Следствия второго закона. Если складываются два цвета, то результат суммирования будет выглядеть светлее. Если два цвета равны одному и тому же цвету, то они равны между собой.
Законы Грассмана
Следствие третьего закона.
Если в смеси трех цветов один непрерывно изменяется,
Законы Грассмана
Следствие третьего закона.
Если в смеси трех цветов один непрерывно изменяется,
Комплиментарные цвета
Комплиментарные цвета - это те, которые находятся в цветовом круге
Комплиментарные цвета
Комплиментарные цвета - это те, которые находятся в цветовом круге
Если пользоваться обычным 12 частным кругом Иттена, то, например, усилителем желтого будет фиолетовый.
Круг Иттена из 12 частей, который удобен для составления сочетаний нескольких цветов с помощью геометрических схем не работает для комплиментарных цветов. поскольку он... примерен, а не точен.
Комплиментарные цвета
Самым точным представлением цвета считается трехмерное цветовое дерево Манселла.
Посмотрите, в
Комплиментарные цвета
Самым точным представлением цвета считается трехмерное цветовое дерево Манселла.
Посмотрите, в
Манселл считал, что существует 5 основных цветов и 5 дополнительных, а точный цветовой круг должен выглядеть вот так.
Пары комплиментарных цветов по Манселлу выглядят так: красный - бирюзовый("сине-зеленый"), красно-фиолетовый - зеленый, фиолетовый - желто-зеленый, сине-фиолетовый - желтый, синий – оранжевый.
Теоретически круг Манселла верен.
Но посчитал, что крайне сложно учить цвету кого бы то ни было, исключая оранжевый цвет, логически сложнее объяснить цветовой круг из 10 частей. Тем более, что психологически мы воспринимаем этот цвет как отдельный и очень сильный. Вероятно, исходя из похожих соображений в основном везде используется круг Иттена из 12 частей. Кроме того, круг Иттена удобен именно для построения геометрических сочетаний, которые получаются вполне гармоничны и интересны. единственное, с чем круг Иттена не может справиться - комплименты - искажение несколько заметно. Тут-то нам и понадобится круг Манселла. Основная терминология построена именно на 12 частном круге.
Комплиментарные цвета
Аналоговые
цвета
Смежные
цвета
Контрастные
цвета
Комплементарная
триадная
схема
Классическая
триадная
схема
Аналогичные
цвета
Двойная
разделенная
контрастная
Двойная
разделенная
контрастная
Комплиментарные цвета
Аналоговые
цвета
Смежные
цвета
Контрастные
цвета
Комплементарная
триадная
схема
Классическая
триадная
схема
Аналогичные
цвета
Двойная
разделенная
контрастная
Двойная
разделенная
контрастная
Комплиментарные цвета
Комплиментарные цвета
Библиотечные форматы
представления цвета
Библиотечные форматы
представления цвета
Библиотечные форматы цвета
Цветовой формат – это способ представления цветов, используемый при
Библиотечные форматы цвета
Цветовой формат – это способ представления цветов, используемый при
• табличный;
• библиотечный;
• пространственный (визуальный – фото, ТВ, цифра).
Каждый из этих форматов имеет свою сферу применения.
Библиотечные форматы цвета
Табличный формат
Основой табличного формата является введение ограничения на количество
Библиотечные форматы цвета
Табличный формат
Основой табличного формата является введение ограничения на количество
растровых данных указывается таблица цветов или палитра (ColorMap, Color Index или Palette). Каждый элемент данной таблицы определяет цвет в формате RGB. Данные растра представляют собой ссылки наэлементы таблицы. Использование табличных, или индексированныхцветов, позволяет существенно уменьшить объем потока растровых графических данных.
По количеству цветов различают палитры следующих видов:
• монохромная: 1 бит/пиксель, или 1 bpp (bit per pixel);
• четырехцветная: 2 bpp;
• 16-цветная: 4 bpp;
• ахроматическая, или палитра в градациях серого цвета (grayscale):
8 bpp (256 цветов);
• цветная (8 bpp – 256 цветов);
На практике в цветовых таблицах больше 256 цветов не используется, так как при значении счетчика цветов более 255 для его хранения требуется уже не менее двух байт и вопрос о минимизации объема графических данных снимается.
Библиотечные форматы цвета
Каталог PANTONE
Библиотечные форматы цвета
Каталог PANTONE
Телевизионные форматы
представления цвета
Телевизионные форматы
представления цвета
ТВ форматы цвета
Телевизионные цветовые модели.(YIQ и YUV)
Первый стандарт на цветное телевидение
ТВ форматы цвета
Телевизионные цветовые модели.(YIQ и YUV)
Первый стандарт на цветное телевидение
При построении модели пространства YIQ учитывалась особенность человеческого зрения: глаз человека в большей степени реагирует на яркостную составляющую и в меньшей степени на цветовые характеристики. При этом человеческий глаз по-разному воспринимает разные части спектра.
Для передачи данного сигнала используется полоса в 6,1 МГц. Из них яркостной канал Y занимает 4 МГц, синфазный канал I – 1,5 МГц (по нему передаются цвета от оранжевого до голубого), интегрированный канал Q – 0,6 МГц (по нему передаются цвета от пурпурного до зеленого).
ТВ форматы цвета
За пределами территории США применяются альтернативные телевизионные стандарты -
ТВ форматы цвета
За пределами территории США применяются альтернативные телевизионные стандарты -
В телевизионном стандарте VHS используется единый канал, по которому передается вся информация о цвете и синхронизации. Такой канал называется композитным. Затем был внедрён новый стандарт S-VHS (Super VHS) – компонентный сигнал, в котором сигналы яркости ( Y ) и цветности ( V+U ) разнесены по разным каналам. Благодаря этому появилась возможность раздельной обработки и сжатия цветовых данных.
В профессиональных студийных системах Betacam запись цветового преобразования ведется в формате RGB, при этом каждый цвет передается по своему каналу.
ЛИТЕРАТУРА
1. Преображенский П.В., Шостак В.И., Балашевич Л.И. Световые повреждения глаз. -
ЛИТЕРАТУРА
1. Преображенский П.В., Шостак В.И., Балашевич Л.И. Световые повреждения глаз. -
2. Красновский А.А. Механизм образования и роль синглетного кислорода в фотобиологических процессах - В кн. Молекулярные механизмы биологического действия оптического излучения. - М.: Наука, 1988, - 23-37с.
3. Черницкий Е.А., Воробей А.В. Фотосенсибилизированные повреждения биологических мембран - В кн. Молекулярные механизмы биологического действия оптического излучения. - М.: Наука, 1988, - 102-131с.
4. Островский М.А., Федорович И.Б. Механизмы повреждающего действия света на фоторецепторы сетчатки глаза. - Физиология человека, 1982, т. 8, N 4, - 572-577с.
5. Зуева М.В., Иванина Т.А. Повреждающее действие видимого света на сетчатку в эксперименте (электрофизиологические и электронномикроскопические исследования). - Вестник офтальмологии, 1980, N 4, - 48-51с.
6. Заварзин А.А. Курс гистологии и микроскопической анатомии. - Л.: Медгиз, 1938, - 631с.
7. Популярная медицинская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1965, 1040с.
ВАШИ ВОПРОСЫ
ВАШИ ВОПРОСЫ