Содержание
- 2. ПЛАН ЛЕКЦИИ 1. Периодизация и философские школы древнеиндийской философии. 2. Характерные черты древнеиндийской философии. 3. Философия
- 4. В ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ ВЫДЕЛЯЮТ ТРИ ОСНОВНЫХ ЭТАПА: ВЕДЫ («знания») – религиозно-философские трактаты, включающие в себя религиозные
- 5. 2. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ 1.КОСМОЛОГИЗМ - философское мировоззрение, в основе которого располагается знание о Космосе
- 7. 3. ФИЛОСОФИЯ ВЕД И УПАНИШАД ВЕДЫ – это священные книги, божественное откровение, написанные многими поколениями индийских
- 8. 3. ФИЛОСОФИЯ ВЕД И УПАНИШАД Заключительная часть ВЕД – УПАНИШАДЫ (8-7 вв. до н.э.). Содержит трактаты
- 9. 3. ФИЛОСОФИЯ ВЕД И УПАНИШАД В УПАНИШАДАХ РАССМАТРИВАЮТСЯ УЧЕНИЯ О КАРМЕ И САНСАРЕ. САНСАРА – это
- 11. 4. СПЕЦИФИКА НЕОРТОДОКСАЛЬНЫХ ФИЛОСОФСКИХ ШКОЛ В это время появляются учения адживикизма (отрицавшего закон кармы и идею
- 13. 5. НЕОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ - ЧАРВАКА-ЛОКАЯТА ЧАРВАКА-ЛОКАЯТА (сер. 1 тысячелетия до н.э.) – основатель -мудрец Брихаспати;
- 15. 5.1. НЕОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ - ДЖАЙНИЗМ ДЖАЙНИЗМ И БУДДИЗМ ассимилировали основные мировоззренческие категории ортодоксальной философии -
- 16. 5.2. НЕОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ - БУДДИЗМ БУДДИЗМ (6-5 в. до н.э.) философско-этическое учение, отвергавшее крайности и
- 18. 6. ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ – ВЕДАНТА Несмотря на имеющиеся различия, все они заняты поиском истины, духовного
- 19. 6.1. ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ – МИМАНСА МИМАНСА (санскрит. букв. исследвание) занимается объяснением ведического ритуала и единственная
- 20. 6.2. ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ – САНКХЬЯ САНКХЬЯ (санскрит) (ок. 7 в. до нашей эры ) основывается
- 21. 6.3. ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ – ЙОГА ЙОГА (санскрит. букв. - связь, соединение, сосредоточение) направлена на практическое
- 23. 6.4. ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ – ВАЙШЕШИКА ВАЙШЕШИКА (санскрит «вишеша» - особенное), - материалистическая система. Основатель –
- 24. 6.5. ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ – НЬЯЯ НЬЯЯ (санскрит) является учением о формах мышления, которое исследует метафизические
- 26. 10. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: ОСНОВНАЯ 1. Бегалинова К.К., Альжанова У.К., Философия Ч.1., Алматы, 2010. -287 с. 2.
- 27. 10. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ 1. Основы философии: Учебник/Кохановский В.П. и др.,-Р на-Д: Феникс, 2007.-315 с. 2.
- 29. Скачать презентацию
ПЛАН ЛЕКЦИИ
1. Периодизация и философские школы древнеиндийской
философии.
2. Характерные черты
ПЛАН ЛЕКЦИИ
1. Периодизация и философские школы древнеиндийской
философии.
2. Характерные черты
3. Философия Вед и Упанишад.
4. Специфика неортодоксальных философских школ
5. Неортодоксальные философские школы. Чарвака-
локаята.
5.1. Неортодоксальные философские школы. Джайнизм.
5.2. Неортодоксальные философские школы. Буддизм.
6.Ортодоксальные философские школы. Веданта.
6.1. Ортодоксальные философские школы. Миманса.
6.2. Ортодоксальные философские школы. Йога.
6.3.Ортодоксальные философские школы. Вайшешика.
6.4. Ортодоксальные философские школы. Санкхья.
6.5. Ортодоксальные философские школы. Ньяя.
7. Рекомендуемая литература.
В ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ ВЫДЕЛЯЮТ ТРИ ОСНОВНЫХ ЭТАПА:
ВЕДЫ («знания») – религиозно-философские трактаты,
В ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ ВЫДЕЛЯЮТ ТРИ ОСНОВНЫХ ЭТАПА: ВЕДЫ («знания») – религиозно-философские трактаты,
1. ПЕРИОДИЗАЦИЯ И ФИЛОСОФСКИЕ
ШКОЛЫ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Первый этап:
5-6 вв. до н. э. –
ВЕДИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
Третий этап
2 в. до н. э. – 7 в. н. э. –
ЭПОХА СУТР
Второй этап
6-2 вв. до н. э. –
ЭПИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
2. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
1.КОСМОЛОГИЗМ - философское мировоззрение, в основе которого
2. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
1.КОСМОЛОГИЗМ - философское мировоззрение, в основе которого
располагается знание о Космосе и Представление о человеке как
«гражданине Мира», связан с астрологическими знаниями о Вселенной
и человеке, который телесно и духовно отражает в себе звездное небо.
2. ТЕОЛОГИЗМ (от греч. theos - бог) – совокупность религиозных доктрин
о сущности и действии бога. Предполагает концепцию личного абсолютного бога,
сообщающего человеку знание о себе в откровении.
3. ПОЛИТЕИЗМ (от поли… и греч. theos - бог) –
многобожие, вера во многих богов.
4. АНТРОПОМОРФИЗМ (от антропо… и греч. morphe – форма, вид) –
уподобление человеку, наделение человеческими свойствами
(например, сознанием) предметов и явлений неживой природы,
небесных тел, животных, мифических существ.
5. Почти вся литература по индийской философии написана
НА САНСКРИТЕ .
3. ФИЛОСОФИЯ ВЕД И УПАНИШАД
ВЕДЫ – это священные книги, божественное
3. ФИЛОСОФИЯ ВЕД И УПАНИШАД
ВЕДЫ – это священные книги, божественное
многими поколениями индийских мудрецов. Ведическая литература – это
период со 2-го тысячелетия до 6 в. до н.э.
ВЕДЫ СОСТОЯТ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ ЧАСТЕЙ:
ВЕДЫ содержат в себе религиозные тексты, правила поведения и управления обществом, регуляцию семейно-брачных отношений, правила ведения хозяйства. Цель четырех Вед - убедить человека в том, что он является частицей вселенского организма, которая зависит от высших сил.
В Ведах закрепляется главные сословия или касты индийского общества: 1. Брахманы – священнослужители и монахи;
2. Кшатрии – воины и представители племенной власти;
3. Вайшьи – земледельцы, ремесленники и торговцы;
4. Шудры – непосредственые производители из самого низкого населения.
1. РИГВЕДА (сборник гимнов); 2. ЯДЖУРВЕДА (жертвенные изречения);
3. САМАВЕДА (жертвенные песни); 4.АТХАРВАВЕДА (песни-заклинаия).
2. БРАХМАНЫ (ритуальные тексты), которые являются комментариями к
текстам Вед.
3. АРАНЬЯКИ или “лесные книги”, предназначавшиеся для аскетов-отшельников.
3. ФИЛОСОФИЯ ВЕД И УПАНИШАД
Заключительная часть ВЕД – УПАНИШАДЫ (8-7
3. ФИЛОСОФИЯ ВЕД И УПАНИШАД
Заключительная часть ВЕД – УПАНИШАДЫ (8-7
Ядром учения Упанишад является тождество бытия человека с универсумом.
ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ, РАССМАТРИВАЕМЫЕ В УПАНИШАДАХ:
1. единство всех аспектов бытия, особенно духовной стороны бытия;
2. космологическая тематика;
3. поиск причинно-следственных связей и явлений;
4. человек, его познание и нравственное совершенствование.
Атман – это Я, самосознание Брахмана. личное духовное начало, индивидуальная душа человека. Совпадение Я-Атмана с безличным Брахманом открывает путь человеку к высшему блаженству.
Брахман – это безличный духовный абсолют, из которого происходит всё остальное, безличное мировое начало.
Главная формула УПАНИШАД – «АТМАН ЕСТЬ БРАХМАН», т.е. их совпадение.
3. ФИЛОСОФИЯ ВЕД И УПАНИШАД
В УПАНИШАДАХ РАССМАТРИВАЮТСЯ УЧЕНИЯ О КАРМЕ
3. ФИЛОСОФИЯ ВЕД И УПАНИШАД
В УПАНИШАДАХ РАССМАТРИВАЮТСЯ УЧЕНИЯ О КАРМЕ
САНСАРА – это вечный круговорот перевоплощений души
(или личности в буддизме) в цепи новых рождений
(в образе бога, человека, животного).
САНСАРА осуществляется по закону кармы.
Согласно Упанишадам, цель человеческой жизни –
это ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ САНСАРЫ.
Достигнуть освобождения человек может лишь путём АСКЕЗЫ
и праведного образа жизни, через внутреннее самосовершенствование.
КАРМА (санскрит - деяние) – основное понятие в Упанишадах,
буддизме, индуизме, джайнизме, дополняющее понятие сансары.
В широком смысле – общая сумма совершённых всяким живым
существом поступков, и их последствий, определяющая характер его
нового рождения, перевоплощения.
В узком смысле – закон воздаяния, влияние совершённых действий
на характер настоящего и последующего существования.
4. СПЕЦИФИКА НЕОРТОДОКСАЛЬНЫХ ФИЛОСОФСКИХ ШКОЛ
В это время появляются учения
4. СПЕЦИФИКА НЕОРТОДОКСАЛЬНЫХ ФИЛОСОФСКИХ ШКОЛ
В это время появляются учения
Несмотря на широкую популярность неортодоксальных концепций, они были постепенно вытеснены обновленной ортодоксией - индуизмом, и последующее развитие индийской философии было связано, в основном, с ортодоксальными индуистскими школами умозрения (даршанами) - ведантой, мимансой, санкхьей, йогой, ньяей и вайшешикой.
ОТНОШЕНИЕ К ВЕДАМ – основание для разделения
индийских философских школ на
ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ и НЕОРТОДОКСАЛЬНЫЕ.
НЕОРТОДОКСАЛЬНЫЕ концепции (вторая треть I тысячелетия до н.э.)
ОТРИЦАЛИ АВТОРИТЕТ ВЕД и
особый статус варны (сословия) брахманов
как единственных законных хранителей священного знания.
5. НЕОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ - ЧАРВАКА-ЛОКАЯТА
ЧАРВАКА-ЛОКАЯТА (сер. 1 тысячелетия до н.э.)
5. НЕОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ - ЧАРВАКА-ЛОКАЯТА
ЧАРВАКА-ЛОКАЯТА (сер. 1 тысячелетия до н.э.)
Теория познания Чарваки-локаяты. Основой познания является чувственное восприятие мира. Недоступное нашим органам чувств не существует. Следовательно нет ни богов, ни загробного мира, а религия всего лишь заблуждение разума.
Этика Чарваки-локаяты. Целью человеческого существования является достижение наслаждения, богатства, а главными поведенческими принципами – эгоизм, гедонизм или погоня за земными наслаждениями. Нормы морали рассматриваются как человеческие условности, через которые необходимо переступать в собственных эгоистических устремлениях.
ЧАРВАКА отрицает АВТОРИТЕТ ВЕД
и проповедуемые ими принципы – существование бога-абсолюта, души и т.п.
Материя определяется как основа всего сущего,
существующая в виде четырёх первоэлементов: вода, земля, огонь и воздух.
Жизнь и сознание являются производными от них.
Чарвака провозглашает, что существует только этот мир или ЛОКА.
5.1. НЕОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ - ДЖАЙНИЗМ
ДЖАЙНИЗМ И БУДДИЗМ ассимилировали основные
5.1. НЕОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ - ДЖАЙНИЗМ
ДЖАЙНИЗМ И БУДДИЗМ ассимилировали основные
Джайны делятся на монахов-аскетов и мирян, занимающихся торговлей.
ЭТИКА джайнистов называется «Три драгоценности» - это: правильное
понимание, правильная вера, правильное познание. Отсюда цель правильное жизни – соблюдение АХИМСЫ – непричинения вреда живым существам. Соблюдение ахимсы делает невозможным земледелие, ибо вспашка земли влечёт за собой убийство червей и насекомых.
ДЖАЙНИЗМ (6 в. до н.э.) – основатель Махавира Вардхамана или Джина
(победитель сансары).
В центре учения – ПРОБЛЕМА БЫТИЯ ЛИЧНОСТИ.
Сущность личности двойственна – ДЖИВА (духовная) и АДЖИВА (материальная).
Соединение материи с душой узами кармы приводит к возникновению индивида.
Карма постоянно сопровождает душу в бесконечной цепи перерождений.
Джайнисты выделяют злую и добрую кармы.
Освобождение души из под влияния кармы и Сансары возможно
при помощи аскезы и совершения благих деяний.
5.2. НЕОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ - БУДДИЗМ
БУДДИЗМ (6-5 в. до н.э.) философско-этическое
5.2. НЕОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ - БУДДИЗМ
БУДДИЗМ (6-5 в. до н.э.) философско-этическое
Основные направления буддизма: хинаяна и махаяна.
Главный этический принцип буддизма – это непричинение вреда окружающим, в основе которого лежат совершенная удовлетворённость и доброта.
Освобождение от страдания – НИРВАНА – это состояние высшего духовного экстаза или несвязанности личности с внешним миром и одновременно прекращение волнения дхарм.
В основе БУДДИЗМА лежит учение о «ЧЕТЫРЁХ БЛАГОРОДНЫХ ИСТИНАХ»:
1.Жизнь есть страдание. Рождение, болезнь, старость, смерть, встреча с неприятным
невозможность достичь желаемого – всё это ведёт к страданию.
Страдание – состояние беспокойства, напряжённости, пульсация ДХАРМ
(Это – психофизические элементы бытия или квинтэссенция духовного бытия,
включающая понятия совести, нравственности, справедливости и пр.
Мир состоит из взаимодействующих 72 элементов-дхарм).
2. Причиной страданий является желание, ведущее через страсти к перерождению.
3. Устранение причин страдания заключается в устранении этого желания.
4. Путь ведущий к устранению страданий – «БЛАГОЙ ВОСЬМЕРИЧНЫЙ ПУТЬ»:
1) правильное суждение (мысль); 2) правильное решение; 3) правильная речь;
4) правильное усилие, стремление; 5) правильное действие; 6) правильное
сосредоточение. внимание; 7) правильная вера; 8) правильная жизнь.
6. ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ – ВЕДАНТА
Несмотря на имеющиеся различия, все они
6. ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ – ВЕДАНТА
Несмотря на имеющиеся различия, все они
Философское обоснование индуизма содержится в шести системах:
ВЕДАНТА, МИМАНСА, САНКХЬЯ, ЙОГА, ВАЙШЕШИКА, НЬЯЯ.
ВЕДАНТА (санскрит. буквально завершение Вед) является
завершением Вед и наиболее влиятельной системой индуизма.
Целью бытия Веданты считает «освобождение», достижение изначального
тождества атмана и брахмана.
Брахман рассматривается как абсолютная духовная сущность мира,
а индивидуальные атманы достигают слияния с брахманом через любовь
и познание Бога.
Освобождение достигается через понимание иллюзорности
материального мира и неизменности высшей реальности как брахман.
Такое понимание приходит через соблюдение нравственных норм и
практику медитации.
Важное значение придаётся духовному наставничеству учителя.
6.1. ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ – МИМАНСА
МИМАНСА (санскрит. букв. исследвание) занимается объяснением
6.1. ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ – МИМАНСА
МИМАНСА (санскрит. букв. исследвание) занимается объяснением
Основатель – Джаймини.
Главная цель человеческой жизни в мимансе - рождение на небесах, с которыми отождествлялся источник постоянного блаженства.
Особая роль мимансы в истории индуизма связана с созданием целостной трактовки ведийских текстов и ритуалов. Основное внимание школа уделяла эпистемологии и философии языка.
В мимансе дхарма или идея долга и жертвоприношения ведёт к постепенному искуплению от кармы и освобождению от сансары.
Миманса отрицает существование бога-творца и управителя Вселенной.
Миманса утверждала идеал сравнительно более
деятельной жизни и способствовала складыванию системы индуизма.
6.2. ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ – САНКХЬЯ
САНКХЬЯ (санскрит) (ок. 7 в.
6.2. ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ – САНКХЬЯ
САНКХЬЯ (санскрит) (ок. 7 в.
Основатель – Капилой.
В основе дуалистической концепции санкхья – противопоставление двух начал: ПРАКРИТИ или первоматерии, природы как основы всего сущего и ПУРУШИ или духа, абсолютной души, выводящего пракрити из первоначального бездеятельного равновесия и тем, побуждающего её к созданию всего психического и материального мира.
Цель бытия – разъединение ПУРУШИ и ПРАКРИТИ, «освобождение» пуруши в форме индивидуальных духовных начал.
Через соединение пракрити и пуруши возникают материальные (вода. воздух, земля и др.) и духовные принципы мира (интеллект, сознание и др.).
6.3. ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ – ЙОГА
ЙОГА (санскрит. букв. - связь, соединение,
6.3. ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ – ЙОГА
ЙОГА (санскрит. букв. - связь, соединение,
Цель учения – достижение «освобождения», т.е. достижение мокши или нирваны.
Основная философская идея – соотнесённость человеческой психофизиологии и космоса (тела Вселенной).
ЙОГА-ДАРШАНА разработала 8 стадий, ведущих к духовному освобождению: 1) отказ от пяти видов неправедного поведения; 2) соблюдение пяти непреложных правил; 3) правильная поза для сосредоточения; 4) управление дыханием; 5) отвлечение органов чувств от их объектов; 6) сосредоточение внимания; 7) созерцание объекта, удерживаемого вниманием и 8) просветление.
ЙОГА признаёт существование в человеке неосознаваемых сил и
возможности управления ими через
СИСТЕМУ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
на дыхательные пути и другие физиологические функции организма и
МЕДИТАЦИЮ,
ведущих к состоянию нирваны, т.е. к избавлению от земных желаний,
привязанностей, боли, страдания, удовольствия.
6.4. ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ – ВАЙШЕШИКА
ВАЙШЕШИКА (санскрит «вишеша» - особенное),
6.4. ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ – ВАЙШЕШИКА
ВАЙШЕШИКА (санскрит «вишеша» - особенное),
Основатель – мудрец Канадой (III - II вв. до н. э.).
Общая онтология и теория познания и логика привели к слиянию вайшешики с ньяей (синкретическая ньяя-вайшешика).
В полемике с буддизмом вайшешика отстаивала реальное существование категорий наряду с вещами. Вещи состоят из атомов, которые шаровидны, вечны и никем не созданы.
Из атомов возникают одушевлённые и неодушевлённые объекты. Мир атомарен, однако Бог, действующий в соответствии с законом кармы, управляет развитием мира.
Причиной движения атома считается сверхъестественная сила - адришта (невидимое).
6.5. ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ – НЬЯЯ
НЬЯЯ (санскрит) является учением о
6.5. ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ – НЬЯЯ
НЬЯЯ (санскрит) является учением о
Основатель - Готама (4-5 вв.).
Реализм сближает ньяя с атомистическим учением вайшешики. Ньяя выступала против скептицзма буддистской теории познания.
В области онтологии ньяя в основном принимает точку зрения вайшешики. В теории познания ньяя признает четыре типа простых актов познания. Ложное знание понимается как принятие одного объекта за другой.
«Освобождение» определяется в ньяя как высшая и конечная цель человеческой жизни в результате прекращения воздействия отрицательных факторов страдания.
НЬЯЯ разработала пяти членную форму логического вывода –
СИЛЛОГИЗМ (рассуждение в котором две посылки, связывающие
субъекты(подлежащие) и предикаты (сказуемые), объединены общим
термином, обеспечивающим «замыкание» понятий в заключении
силлогизма ) или выведение логического умозаключения (дедукции).
10. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
ОСНОВНАЯ
1. Бегалинова К.К., Альжанова У.К., Философия Ч.1., Алматы, 2010.
10. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
ОСНОВНАЯ
1. Бегалинова К.К., Альжанова У.К., Философия Ч.1., Алматы, 2010.
2. Бегалинова К.К., Альжанова У.К., Философия Ч.2., Алматы, 2010. -381 c.
3. Канке В.А. Философия для технических специальностей. Учебник. М., 2010.-500 с.
4. Алексеев П..В.Панин А.В. Философия:Учебник, МГУ, 2008.-400
5. Кохановский В.П.Философия: Конспект лекций, Р-на-Д: Феникс, 2007.-192 с.
6. Габитов Т.Х. Философия: Учебник.-Алматы: Раритет, 2008.-400 с.
7. Философия: Учебник /под ред. А.Ф.Зотова и др./.-М.: Академический проспект, 2007.-688 с.
10. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
1. Основы философии: Учебник/Кохановский В.П. и др.,-Р
на-Д: Феникс, 2007.-315
10. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
1. Основы философии: Учебник/Кохановский В.П. и др.,-Р
на-Д: Феникс, 2007.-315
2. Абишев К, Философия:Учебник для студ. и аспирант.-Алматы: Ин-т философии и политологии МНиВО РК, 2000.-250 с.
3. Спиркин А.Г. Основы философии: Учебник.-М.: Гарадарики, 2002.-368 с.
4. Аблеев С.Р. Философия в схемах и таблицах: Учебное пособие.- М: Высшая школа, 2004.-207 с.
5. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии: Древний мир - эпоха Просвещения: Сб. ст.-М.: Политиздат, 1991.-464 с.
6. Сумерки богов (Ф.Ницше, 3. Фрейд, Э. Фромм, А.Камю, Ж.-П. Сартр). – М., 1989.