Философия французского просвещения презентация

Содержание

Слайд 2

Французскую (+отчасти английскую) философию XVIII в. принято называть философией Просвещения.
Ее представители разрушали

устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке, открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и идеологически подготовили Великую французскую революцию (1789 – 1794 гг.).

Слайд 3

Для всех философов Просвещения характерна идея переустройства жизни на разумных началах. Они надеялись

на распространение знания среди образованных людей, особенно среди правителей, которые и должны внедрить разумные принципы в повседневную жизнь своих стран.

Слайд 4

Человек, согласно просветителям , – это часть природы, всецело телесное материальное существо. Разум

они или отождествляли с чувствами (Гельвеций), или рассматривали как некое общее чувство (Дидро). Жить в согласии с природой и разумом – значит жить, избегая страданий и по возможности наслаждаясь.
Человек не является злым по природе. Таким его делает общество: несовершенство общественных отношений и неправильное воспитание.

Слайд 5

Вывод: надо изменить общество и систему воспитания! Правильно воспитанный, т.е. просвещенный, человек займет

позицию разумного эгоизма, принцип которого – «живи сам и дай жить другим».
Соответствующий этому принципу государственный строй должен обеспечить юридическое равенство всех граждан и даст возможность каждому получать выгоду (минимум страданий, максимум удовольствий), не ущемляя личные интересы всех других.

Слайд 6

Основные направления:

В философии французского Просвещения можно выделить три основных направления:
Деистическое;
Атеистическо-материалистическое;
Утопическо-социалистическое (коммунистическое).

Слайд 7

Деистическое направление французской философии

Деизм (не путать с дуализмом) – направление в философии,

сторонники которого:
Видели в Боге первопричину всего сущего (но не более);
Отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и жизнь людей после их сотворения.
К деистическому направлению принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.

Слайд 8

Франсуа Мари Аруэ (Вольтер) (1694-1778)

Один из идейных вождей французского просвещения
Был деистом и дуалистом
Всю

жизнь воевал против официальной церкви и догматических религиозных взглядов.

Слайд 9

Вольтер

Выступал за «естественную религию» - принцип соблюдения морали, общей для всего человечества («Поступай

так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой»).
К Богу надо подходить с позиций разума, а не веры (доказывать его существование).

Слайд 10

Бог – первопричина всего сущего, «великий геометр», вносящий порядок в этот мир
Душа это

сознание, функция тела;
Развитие общества зависит от образования, идеал правления – просвещенная абсолютная монархия

Слайд 11

Жан Жак Руссо (1712-1778)

Слайд 12

Возмущался тем, что Вольтер презирал простой народ – «чернь»;
Как и Вольтер, способствовал приближению

революции во Франции
Видел в Боге волю и мировой разум,
Считал, что человек состоит из смертного тела и бессмертной души.

Слайд 13

Жан Жак Руссо:

Выступал против религии как таковой, против христианства, однако из-за боязни, то

в случае исчезновения религии упадут нравы и исчезнут материальные ограничения, предлагал создать заменитель религии - «гражданскую религию», «культ великого существа Бога», «культ мировой воли» и т.д.
Главной причиной противоречий в обществе считал частную собственность.

Слайд 14

Руссо обосновал право народа на восстание (угнетенное, лишенное прав и собственности большинство имеет

право свергнуть паразитирующее меньшинство и властителя и создать общество по собственному усмотрению).
В справедливом, идеальном обществе все должны обладать равными правами, а частная собственность равномерно должна быть распределена между всеми гражданами в размерах, необходимых для жизни, но не для обогащения.

Слайд 15

Руссо – один из авторов идеи «общественного договора»:
По этой теории, люди, находясь в

естественном (природном) состоянии, по свободному соглашению создают такой институт (государство), который силой закона надежно обеспечивает их естественные, данные им от рождения права и кладет начало их собственно гражданской жизни.

Слайд 16

(Жан Жак Руссо, продолжение):

В будущем государстве должна быть применена принципиально новая система воспитания

детей: они должны быть изолированы от окружающего мира в специальных учебных заведениях, где их будут воспитывать на идеях личной свободы, взаимоуважения, нетерпимости к религии и деспотизму, обучать овладению профессией и знанию наук.

Слайд 17

Атеистическо-материалистическое направление:

Атеисты отвергали саму идею существования Бога в любых формах, объясняли происхождение мира

и человека с материалистических и естественно-научных позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму.
Представителями атеистическо-материалистической философии были Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.

Слайд 18

Жан Мелье (1664 – 1729)

Священник по профессии, в процессе жизни пришедший к

полному отрицанию Бога и религии (атеизму), философ-материалист.

Слайд 19

Сын сельского ткача, окончил в Реймсе духовную семинарию, стал священником и, получив приход

в деревне, оставался в нем до конца своих дней. Написанный в последние годы жизни революционный и атеистический труд Мелье не мог быть опубликован. Желая сохранить произведение, Мелье переписал его в трех экземплярах и оформил у нотариуса в виде завещания. Впоследствии «Завещание» стало ходить в списках, как и «Извлечение» из него, сделанное в 1742 году Вольтером.

Слайд 20

Мелье писал о христианстве как о нелепой религии, которая вместе с властью образуют

два ярма для народа, главный источник всех пороков общества – неравенство, частная собственность и тирания. Только революция объединенного и просвещенного народа избавит его от социального зла.

Слайд 21

Причиной социальных антагонизмов Мелье видел частную собственность, которая возникла «по злой воле» некоторых

лиц, желающих избавиться от физического труда;
Выступал за свержение абсолютизма, ликвидацию существующего государства и частной собственности;
В качестве общества будущего видел союз братских общин, члены которых равны, вместе живут, вместе занимаются производительным трудом, равномерно делят полученные доходы и радуются жизни.
За социально-политические взгляды Мелье зачастую относят к социалистам-утопистам, первым коммунистам.

Слайд 22

Жюльен Оффрэ де Ламетри (1709-1751)

Французский врач и философ-материалист, атеист.
Подходил к рассмотрению человека

с позиций механицизма.

Слайд 23

Главные работы:

«Естественная история души» (1745),
«Человек-машина» (1747)
Согласно Ламетри, человек - «просвещенная машина», «искусный

часовой механизм»; человеческое тело - «живое олицетворение беспрерывного движения».

Слайд 24

Ламетри:

«Гордые и тщеславные существа, гораздо более отличающиеся от животных своей спесью, чем именем

людей, в сущности являются животными и перпендикулярно ползающими машинами...»

Слайд 25

Считал, что смысл жизни человека – личное счастье;
Считал частную собственность гарантией свободы человека;
Идеалом

государства видел «просвещенный абсолютизм» (просвещенную монархию).

Слайд 26

Дени Дидро (1713-1784)

Один из самых выдающихся французских философов-материалистов.

Слайд 27

Дени Дидро:

Дидро внес большой вклад в Просвещение, выдвинув идею создания «Энциклопедии наук, искусств

и ремесел». «Энциклопедия» была свободна от религиозных предрассудков и содержала основы ведущих наук, искусства и закладывала основы буржуазного мировоззрения. (В ее создании принимали участие ведущие философы эпохи). На создание «Энциклопедии» ушло свыше 20 лет.

Слайд 28

Философские взгляды Дидро близки к взглядам других французских просветителей-материалистов:
Признавал материю единственно существующей субстанцией;
Считал

сознание свойством материи;
В основе общества и государства видел «общественный договор», исходя из которого, отрицал божественность власти короля и феодалов;
Идеалом государства считал «просвещенную монархию», а экономики – разделенную (разумно, с учетом интересов большинства) частную собственность.

Слайд 29

Поль Анри Гольбах (1723-1789)

Слайд 30

Французский философ немецкого происхождения, материалист, «воинствующий» атеист, идеолог революционной буржуазии.
Подверг систематической критике идеализм

и религию.
Был сторонником механицизма в объяснении всех процессов.

Слайд 31

Значение атеистическо-материалистического направления:

Дали более реалистичное определение материи;
Освободили философию и науку от многих предрассудков;
Выдвинули

идею о сознании как свойстве материи отражать саму себя;
Обосновали идеи социальной справедливости и идеологически подготовили Великую французскую революцию.

Слайд 32

Утопическо-социалистическое направление

Зародилось в середине XVIII в., но особое распространение получило во время

Великой французской революции 1789 – 1794 гг. и после ее завершения.
К числу французских социалистов-утопистов принадлежали Мабли, Бабеф, Сен-Симон, Фурье и др.

Слайд 33

Основной интерес социалисты-утописты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального общества, основанного на

равенстве и социальной справедливости.
Имя файла: Философия-французского-просвещения.pptx
Количество просмотров: 158
Количество скачиваний: 2