Средневековая философия запада и востока презентация

Содержание

Слайд 2

План лекции Западная средневековая философия Восточная средневековая философия

План лекции

Западная средневековая философия
Восточная средневековая философия

Слайд 3

Западная средневековая философия ПЕРИОДИЗАЦИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ (IV – XV вв.)

Западная средневековая философия

ПЕРИОДИЗАЦИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ (IV – XV вв.)

Апологетика (от греч.

«апология» - защита) I – VI вв.

Переходный этап от античности к средневековью, сутью его является защита и обоснование христианских принципов от критика их со стороны язычества.

Выдвигаются такие проблемы как:

- уточнение личности Христа, т.е. обладает ли он божественной или человеческой природой.

- обоснование идей троицы, т.е. бог един или существует в трех ипостасях.

Унитарии – бог един. Тринитарии – бог троичен.

- Проблема обоснования философии как средства поддержки религиозных догматов. Вера становится выше разума.

Слайд 4

Патристика (с лат. «отец») VI – IX вв. На этом

Патристика (с лат. «отец») VI – IX вв.

На этом этапе

происходит интеллектуальное оформление христианского вероучения.
Философия развивается на основе идей Платона и неоплатонизма.

Схоластика (с лат. – дошкольная философия) IX – XV вв.

Развивалась под влиянием идей Аристотеля, возникло много идей не согласующихся с христианкой религией.

Слайд 5

АПОЛОГЕТИКА (I – VI вв.) Квинт Септимий Тертуллиан (ок. 160

АПОЛОГЕТИКА (I – VI вв.)

Квинт Септимий Тертуллиан
(ок. 160 – 230

гг.)

Поддерживал тезис о несоединимости философии и религиозной веры.
Между верой и разумом нет никаких точек соприкосновения.

«Верю потому что нелепо» (истинность веры отлична от истинности разума).
Евангелие – единственный авторитетный источник познания бога, а тем самым и любого знания.

Слайд 6

Ориген (184 - 254) - Считал христианство завершением эллинистической философии.

Ориген (184 - 254)

- Считал христианство завершением эллинистической философии.
- Искал

в трактатах древних философов правильные, с точки зрения христианства моменты.
- Объясняет отношение между богом и сыном божьим как отношение между светом и отблеском.
Слайд 7

Григорий из Ниссы (Нисский) (ок. 335 – 394 гг.) -

Григорий из Ниссы (Нисский)
(ок. 335 – 394 гг.)

- Занимался

обоснованием догмата Святой Троицы.
- Опирался на принципы неоплатонизма, согласно которым в сфере идеальной жизни существуют три основные субстанции: единое, разум и мировая душа.
- Божественные особы отделены друг от друга, но их соединяет божественная сущность.
Слайд 8

ПАТРИСТИКА (VI – IX вв.) Аврелий Августин («отец Римской церкви»)

ПАТРИСТИКА (VI – IX вв.)

Аврелий Августин
(«отец Римской церкви»)
(354 – 430 гг.)


- «Все сущее, поскольку оно существует и именно потому, что оно существует, есть благо».
- Бог сверхприроден.
- «Верю чтобы понимать, понимаю чтобы верить».
- «Время есть мера движения и изменения».
- «Человек испытывает страдания ровно на столько, насколько поддается им».

Основные работы «Исповедь», «О граде Божием»

Слайд 9

Северин Боэций (ок. 480 – 524 гг.) Основной труд «Утешение

Северин Боэций (ок. 480 – 524 гг.)

Основной труд «Утешение философией»


Обсуждает проблему общего и отдельного, существует ли общее на ровне с отдельным? если да, то отдельно от вещей, или в вещах?

Как соотнести свободу воли и божественное проведение?

Боэций выступил связующим звеном между античностью и средневековьем так как занимался объяснением древних трактатов.

Слайд 10

СХОЛАСТИКА (IX – XV вв.) ПОИСК УНИВЕРСАЛИЙ РЕАЛИСТЫ Реализм (от.

СХОЛАСТИКА (IX – XV вв.)

ПОИСК УНИВЕРСАЛИЙ

РЕАЛИСТЫ
Реализм (от. лат. realis – вещественный,

действительный) -
Общее существует реально.

НОМИНАЛИСТЫ
Номинализм (от лат. nomen – имя, наименование) – общее существует после вещей в сознании человека, носителем общего является слово, имя.

КОНЦЕПТУАЛИЗМ
учение, признающее значимость как реализма так и номинализма

Слайд 11

Иоанн Скот Эриуген («первый отец схоластики») (ок. 810 – 877

Иоанн Скот Эриуген
(«первый отец схоластики»)
(ок. 810 – 877 гг.)

- Философская

система по типу неоплатонизма.
- Подлинная религия является и подлинной философией и наоборот; сомнения, выдвигаемые против религии, опровергают и философию.
- Один из первых защитников рационализации теологии.
Слайд 12

Ансельм Кентерберийский («второй Августин») (1033 - 1109) - Без веры

Ансельм Кентерберийский
(«второй Августин»)
(1033 - 1109)

- Без веры нет подлинного познания.
-

«Вера ищет разум» (таким образом впервые сформулировал задачи теологии и философии).
- Истина содержится не только в мышлении, она самостоятельна и реально существует.
- В вопросе поиска универсалий занимает позицию умеренного реализма.

- При доказательствах существования бога, использовал так называемое онтологическое доказательство (из понятия вещи выводится доказательство ее реального существования).

Слайд 13

Фома Аквинский (1225 или 1226 – 1274 гг.) - Разграничил

Фома Аквинский
(1225 или 1226 – 1274 гг.)

- Разграничил области философии и

теологии: предметом первой являются «истины разума», второй «истины откровения»
- Разделял идею бессмертия души.
Слайд 14

Уильям Оккам (ок. 1300 – 1349 гг.) - Последовательный сторонник

Уильям Оккам
(ок. 1300 – 1349 гг.)

- Последовательный сторонник номинализма
- Боролся

против господства церкви над государством
- Внес существенный вклад в разработку логики.
Слайд 15

РАЗЛИЧИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ АНТИЧНОЙ И СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ

РАЗЛИЧИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ АНТИЧНОЙ И СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ

Слайд 16

2. Восточная средневековая философия VII-VIIIвв по XIIIв. Значительная роль ислама

2. Восточная средневековая философия

VII-VIIIвв по XIIIв. Значительная роль ислама в

становлении арабского государства.
Создание огромного полиэтнического и теократического Халифата.
Мусульманская философия развивалась между теологией (учение о Боге) и наукой.
Слайд 17

Это ситуация направляла философию на свободное развитие, на познание Бога

Это ситуация направляла философию на свободное развитие, на познание Бога и

человека.
Это было названо Ренессансом мусульманской духовности.
Слайд 18

Направления мусульманской философии: 1) Учение Братьев чистоты. 2) Восточный перипатетизм 3) Философия мусульманской ортодоксии 4) Суфизм

Направления мусульманской философии:
1) Учение Братьев чистоты.
2) Восточный перипатетизм
3) Философия мусульманской

ортодоксии
4) Суфизм
Слайд 19

1- е направление- Х в.г. Баср. Основная черта синкретизм- объединение

1- е направление- Х в.г. Баср. Основная черта синкретизм- объединение всех

религий и философских систем.

2 - е направление – IX-XI вв. основоположник аль-Кинди (философ арабов) (800-870 г.г)

Слайд 20

Общие черты: деизм, пантеизм, теория эманации. Выдающиеся представители Аль-Фараби, Ибн- Сина, аль Бируни, Ибн-Рушд и др.

Общие черты: деизм, пантеизм, теория эманации.
Выдающиеся представители Аль-Фараби, Ибн- Сина,

аль Бируни, Ибн-Рушд и др.
Слайд 21

- основное произведение “Жемчужины премудрости” - Бог- высшая ступень, необходимо

- основное произведение “Жемчужины премудрости”
- Бог- высшая ступень, необходимо сущее, он

есть первоначальный источник всякого истечения, причина многообразия. Мир, универсум подобен по сущности Богу (пантеизм), по форме –многообразен.

Аль-Фараби-(870-950 г.г)

Слайд 22

Материя- низшая ступень в иерархии форм, но обладает активностью. Человек

Материя- низшая ступень в иерархии форм, но обладает активностью. Человек –

сочетает в себе божественное и активное разумное, познающее бога.
Гносеология (эпистемология)- познание мира путем отражения.
О добродетельном человеке, все кач-ва которого направлены к достижению счастья.
Слайд 23

Основной труд “Канон врачебной науки”. Основной философский труд “Книга исцеления”.

Основной труд “Канон врачебной науки”. Основной философский труд “Книга исцеления”. Материя

богоподобна. Не мир связан с Богом, а материя. Мир – результат соединения материи и формы.
Гносеология- обучение и озарение.

Ибн-Сина (Авиценна)-980-1037 г.г.

Слайд 24

Если христианская философия основывалась на схоластике, то мусульманская – на

Если христианская философия основывалась на схоластике, то мусульманская – на каламе-

методе рассуждения, основанном на собственном разуме подвергающим все сомнению. Крупное направление калама – ашариты, которые утверждали примат разума (акл) над религиозными традициями (накл)
Имя файла: Средневековая-философия-запада-и-востока.pptx
Количество просмотров: 220
Количество скачиваний: 0