Философия серебряного века презентация

Содержание

Слайд 2


Новые течения в искусстве, литературе, музыке, балете…: символизм, импрессионизм, модернизм...

Слайд 4

Рационализация
истин веры

ВЛАДИМИР СОЛОВЬЁВ
1853–1900

Слайд 5

Владимир Соловьев “отец русской философии”

Сын историка, профессора Московского университета, Сергея Михайловича Соловьева

Выпускник Историко-филологического отделения

Московского университета (1874)

Первая философская система:
Всеединство
(Богочеловечество, софиология)

богослов, поэт, публицист,
литературный критик

Первая лекция (1875):
Метафизика и положительная наука
- Как возможна метафизика?

Слайд 6

О. Мишель д'Эрбини

Слайд 7

Три периода

Слайд 8

La Sophia (1876)
Философские начала цельного знания (1877)
Чтения о Богочеловечестве (1878)
Критика отвлеченных начал (1880)
Смысл

любви (1892-1893)
История и будущность теократии (1887)
Россия и вселенская Церковь (1889)
Оправдание добра (1897)
Поэзия

Сочинения

Слайд 9

Платон
Неоплатонизм
Гностицизм
Спиноза
Лейбниц
Я. Бёме
Немецкий романтизм
Славянофилы (A. Хомяков, И. Киреевский)

Влияние

Слайд 10

Задача:

«ввести вечное содержание христианства в новую, соответствующую ему, т.е. разумную безусловную форму»
История и

будущность теократии

Слайд 11

Оправдать исторической христианство с помощью средств современной науки и философии

“Теперь мне ясно, как

дважды два четыре, что все великое развитие западной философии и науки, по-видимому, равнодушное и часто враждебное
к христианству, в действительности толь­ко вырабатывало для христианства новую, достойную его форму”
(Письмо к Е. Селевиной, 1873)

Слайд 12

Философские начала цельного знания, 1877

Слайд 13

Полемика с

Позитивизм (contra чистый эмпиризм)
Немецкий романтизм (contra отвлеченный рационализм)
Традиционная православное богословие (contra фидеизм)

Слайд 14

Как возможно (цельное) знание?

“Ветви одного и того же дерева разнообразно скрещиваются
и переплетаются

между собою, причём эти ветви и листья на них различным образом соприкасаются друг с другом своими поверхностями, – таково внешнее или относительное знание,
но те же самые листья и ветви помимо этого внешнего отношения связаны ещё между собою внутренно посредством своего общего ствола
и корня, из которого они все одинаково получают свои жизненные соки, – таково знание мистическое или вера”

Слайд 15

Ср. Плотин, Эннеады, III, 8, 10:

“Представьте себе жизнь некоего гигантского древа, растущего сверху

вниз и обнимающего собою все, в то время как его принцип, начало, пребывает целостно и неизменно в его корне, обеспечивая дереву богатейшую и разнообразную жизнь, оставаясь при этом простым и единым”

Слайд 16

Метафизика всеединства

Существует структура, которая обхватывает все сущности и обеспечивает их внутреннуюю связь

друг с другом

Слайд 17

Николай Кузанский: Бог как unus et omnia и omnia uniter
(„один и все”, „все

в едином”)

Шеллинг: Allheit und Einheit

Греческая философия: έν και παν

Слайд 18

Два центра/полюса абсолюта

Слайд 19

Панентеизм

Слайд 20

Богочеловечество

12 чтений – С-Петербург, 1878 опубликовано 1878–1881

“Задача чтений
г. Соловьева будет: показать разумность положительной

религии. Показать, что истина веры, во всей полносте ее конкретного содержания есть вместе с тем
и истина разума”

“философия религии одинаково необходима для всех мыслящих людей - как верующих, так и неверующих, ибо если первые должны знать, во что они верят, то вторые, конечно, должны знать, что они отрицают”

Слайд 21

Истина о Боге
Истина о человеке (укорененного в Боге)

Цель:

Религия есть “связь человека и мира

с безусловным началом и средоточием всего существующего”

“Человеческая личность только потому может свободно, изнутри соединяться с божественным началом, - что она сама в известном смысле божественна, или - точнее - причастна Божеству”

Слайд 22

Бог и человек нуждаются друг в друге

“Божество, понимаемое только как идеальный космос, как

все или как гармония всего, - такое божество является для человека только как чистый объект, следовательно, только в идеальном созерцании, и религия, которая этим ограничивается, имеет характер умозрительный и художественный, исключительно созерцательный, а не деятельный”

Слайд 23

Св. Троица

Слайд 24

“Общая идея триединства Божия, будучи столько же истиною умозрительного разума, как и откровения,

никогда не встречала возражений со стороны наиболее глубокомысленных представителей умозрительной философии: напротив, они относились к этой идее не только с признанием, но и с энтузиазмом как к величайшему торжеству умозрительной мысли”

“Вечный, или божественный, мир не есть загадка для разума”

“Первый есть безусловное Первоначало, дух как самосущий, то есть непосредственно существующий как абсолютная субстанция.
Второй есть вечное и адекватное проявление или выражение, существенное Слово первого.
Третий есть Дух, возвращающийся к себе и тем замыкающий круг божественного бытия, - Дух совершенный, или законченный, - Дух Святой”

Слайд 25

Вторая ипостась – принцип единства всего:

Логос (Бог)
София (“идеальное человечество”):
“вечное тело Божие и вечная

душа мира”
Богочеловеческий организм
Осуществление внутреннего начала единства воо внешней форме
Посредник между Богом и эмпирическим миром

Слайд 26

София

"второе произведенное единство, противостоящее первоначальному единству божественного Логоса, есть, как мы знаем, душа

мира, или идеальное человечество (София), которое содержит в себе и собою связывает все особенные живые существа или души"

Христос (Логос)
Мировая душа
Богоматерь
“Вечная женственность”
Богочеловечество
Идеальное человечество
Церковь

Слайд 27

София отпадает от исконного единства с первым началом

“С обособлением же мировой души,

когда она, возбуждая
в себе свою особенную волю, тем самым отделяется
ото всего, - частные элементы всемирного организма теряют
в ней свою общую связь и, предоставленные самим себе, обрекаются на разрозненное эгоистическое существование, корень которого есть зло, а плод - страдание”

Слайд 28

“божественное существо не может довольствоваться вечным созерцанием идеальных сущностей (...); но будучи "свободно

от зависти", то есть от исключительности, оно хочет их собственной реальной жизни, (...) и останавливается на каждом из них в отдельности, сопрягается с ним актом своей воли и тем утверждает, запечатлевает его собственное самостоятельное бытие”

Слайд 29

Возвращение Софии к Богу
Три периода

Слайд 31

Три видения Софии

Три свидания

(Москва – Лон(Москва – Лондон – Египет. 1862–75–76)
Москва–Лондон–Египет
1862–1875–1876
дон –

Египет. 1862–75–76)

Слайд 32

Алтарь открыт... Но где ж священник, дьякон?
И где толпа молящихся людей?
Страстей

поток,– бесследно вдруг иссяк он.
Лазурь кругом, лазурь в душе моей.
Пронизана лазурью золотистой,
В руке держа цветок нездешних стран,
Стояла ты с улыбкою лучистой,
Кивнула мне и скрылася в туман.

Слайд 33

Прошли года. Доцентом и магистром
Я мчуся за границу в первый раз.
Берлин,

Ганновер, Кёльн – в движенье быстром
Мелькнули вдруг и скрылися из глаз.
  Не света центр, Париж, не край испанский,
Не яркий блеск восточной пестроты –
Моей мечтою был Музей Британский,
И он не обманул моей мечты.
И вот однажды – к осени то было –
Я ей сказал: "О Божества расцвет
Ты здесь, я чую,– что же не явила
Себя глазам моим ты с детских лет?"
И только я помыслил это слово –
Вдруг золотой лазурью все полно,
И предо мной она сияет снова –
Одно ее лицо – оно одно.

Слайд 34

"В Египте будь!" – внутри раздался голос.
В Париж – и к югу

пар меня несет.
С рассудком чувство даже не боролось:
Рассудок промолчал, как идиот.
Я ждал меж тем заветного свиданья,
И вот однажды, в тихий час ночной,
Как ветерка прохладное дыханье:
"В пустыне я – иди туда за мной".
  Смеялась, верно, ты, как средь пустыни
В цилиндре высочайшем и в пальто,
За чёрта принятый, в здоровом бедуине
Я дрожь испуга вызвал и за то
  Чуть не убит,– как шумно, по-арабски
Совет держали шейхи двух родов,
Что делать им со мной, как после рабски
Скрутили руки и без лишних слов

Слайд 35

Николай Онуфриевич Лосский (1870–1965)

Слайд 36

Родился в Креславе (ныне Латвия) в православно-католической семье
От материализма и атеизма к идеализму

и религии
Закончил физико-математический и историко-филологический факультеты Петербургского университета
Учеба в Германии у Вильгельма Виндельбанда, Вильгельма Вунда
Профессор С-Петербургского университета
С 1922 г. – эмиграция (Прага, Нью-Йорк, Париж)
Отец Владимира Лосского

Слайд 37

Сочинения

Обоснование интуитивизма (1906)
Мир как органическое целое (1917)
Основные вопросы гносеологии (1919)
Свобода воли (1927)
Ценность

и Бытие (1931)
Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция (1938)
Бог и мировое зло. Основы Теодицеи (1941)
Условия абсолютного добра (1944)
История русской философии (1951)
Достоевский и его христианское мировоззрение (1953)

Слайд 38

Влияние

В.С. Соловьев
Платон
Прокл
Бл. Августин
Немецкий идеализм
Анри Бергсон
Уильям Джеймс
Г.В. Лейбниц

Слайд 39

Интуитивизм

Идеал-реализм:
Каждое реальное (существующее во времени и пространстве) бытие
Существует на основе идеального

Субстанциальный

деятель

У истоков всех сущностей
Между реализмом и идеализмом

Слайд 40

Субстанциальный деятель

Сверхвременный
Вне пространства
Не пассивный, но творческий характер
Личностный характер
Не атомы, составляющие более сложные
структуры,

а «носители» по образцу идей Платона

Слайд 41

Не мир находится в пространстве и времени, а время и пространство существуют в

мире

Слайд 42

Субстанциальный деятель
- иерархия

Электроны, протоны и т.п.
Молекулы
Одноклеточные организмы и т.п. etc.
«Я»
Сложные структуры
Высшая субстанция

сотворены Богом

эволюция

Слайд 43

„Так человеческое “я” есть деятель, который, может быть, биллионы лет назад вёл жизнь

протона,
потом, объединив вокруг себя несколько электронов, усвоил тип жизни кислорода,
затем, усложнив ещё более своё тело, поднялся до типа жизни, например, кристалла воды,
далее перешёл к жизни одноклеточного животного
и – после ряда перевоплощений, или, лучше [сказать], выражаясь термином Лейбница, после ряда метаморфоз – стал человеческим “я”.”

Слайд 44

Свобода субстанциальных деятелей

Бог не ответственен за зло
Бог не создает автоматов - в

противном случае в мире не было бы свободы
„свобода тварного  существа необходимо связана с возможностью избрания пути зла, с возможностью, которая, правда, может никогда не стать действительностью. Фактически бесконечное множество деятелей изначала вступили на путь добра и образуют от века Царство Божие; но, с другой стороны, есть также бесконечное множество деятелей, неправильно использовавших свою свободу”
.

Слайд 45

Три уровня реальности

Бог

Эмпирические явления
(материальные и психические)

отвлеченно-идеальные
сущности

числа, геометрические фигуры, математические утверждения (формальные

идеи)

идеи, определяющие содержание отдельных существ

субстанциальные
деятели

Слайд 46

Вариант монадологии Лейбница

Субстанциальные деятели :
Носители сущностей
Индивидуальный, потенциально психический характер

Слайд 47

Субстанциальные деятели

Самостоятельные
Однако всякий деятель координируется со всем миром
в его настоящем, прошедшем и

будущем
“Имеют окна”

Слайд 48

«все имманентно всему»

Слайд 49

Интуиция

«непосредственное сознавание внешнего мира»
мистическое восприятие

«Внешние объекты координируются с познающей личностью в их целостности,

во всей бесконечной множественности их содержания»

Слайд 50

Четыре типа интуиции

Чувствительная постижение звуков, цветов и других физических качеств
Интеллектуальная постижение отвлеченно-идеальных основ,

напр., чисел, а также конкретно-идеальных сущностей, т.е. субстанциальных деятелей
Мистическая познание абсолюта как металогической, трансцендентной сферы
Аксиологическая познание объективно существующих ценностей в нравственном и эстетическом опыте

В зависимости от предмета знания

Слайд 51

Интуитивизм

Слайд 52

Интуиция требует акта внимания

Слайд 53

Отношение между объектом и субъектом

Гносеологическая координация

D

A

B

C

Слайд 54

Вариант всеединства

Возможность непосредственного познания

Онтологизм–
примат бытия над познанием,
онтологии над гносеологией

contra Кант

Слайд 55

Все существа сотворены Богом и имеют свободную волю

Бог не отвечает за зло
Подобно хору,

где каждый голос,
сохраняя свою индивидуальности,
созвучен другим голосам

Царствие Божие

Слайд 56

“Бог творит только идеальное бытие, а реальное бытие (события)
Он предоставляет творчеству самих

мировых существ. Мало того, и в составе идеального  бытия не все сотворено Богом. Конечно, Бог сотворил все конкретно-идеальные существа, т. е. всех субстанциальных деятелей. (...) Коротко говоря, Бог творит творцов и предоставляет им самим осуществлять свою жизнь во времени, даже вырабатывать более или менее самостоятельно типы жизни, напр., кислородность, азотность, кристалличность поваренной соли, ландышевость, орлиность, земную человечность и т. п.”

Эволюция

Слайд 57

Царствие Божие

Участие в жизни Бога
Путь совершествования
Обожение (Theosis) –

Слайд 58

“обожение есть конечная цель жизни”

„свобода тварного  существа необходимо связана
с возможностью избрания пути

зла, с возможностью, которая, правда, может никогда не стать действительностью. Фактически бесконечное множество деятелей изначала вступили на путь добра
и образуют от века Царство Божие; но, с другой стороны, есть также бесконечное множество деятелей, неправильно использовавших свою свободу”

Слайд 59

«Перед человеком, как существом, обладающим самосознанием, стоит задача преодолеть перечисленные виды зла и

несовершенства и содействовать процессу воссоединения всех тварей друг с другом и с Богом»

Слайд 60

Метемпсихоз и апокатастасис

Бог творит только идеальные существа (формальные идеи– числа и субстанциальные деятели),

а эмпирические существа (и их идеи) возникают
в результате осуществления субстанциальных деятелей, имеющих свободный характер
Бог сотворил лучший из возможных миров,
Процесс эволюции природы, совершенствования форм – путь достижения царствия Божия, обожения
Имя файла: Философия-серебряного-века.pptx
Количество просмотров: 28
Количество скачиваний: 0