Философия средних веков. Схоластика презентация

Содержание

Слайд 2

СХОЛАСТИКА – спекулятивное познание истины
МИСТИКА – созерцательное, опытное познание истины

Слайд 3

СХОЛАСТИКА: периодизация

VIII – IX вв. подготовительный период (Алкуин, И.С.Эриугена)
IX – XII вв. период

развития и формирования (Пьер Абеляр, Ансельм Кентерберийский)
XIII в. «золотой век схоластики», период завершенных философских систем (Фома Аквинский, Сигер Брабантский)
XIV в. период критики и кризиса схоластики (В.Оккам)

Слайд 4

Патристика. Тертуллиан: верую, ибо абсурдно Credo quia absurdum

Какое отношение имеют Афины к Иерусалиму? Какое

согласие между академией и церковью?
Долой все попытки создать смешанное христианство, которое будет смесью стоических, платонических и диалектических идей. ..Ибо обладание наиглавнейшей верой не оставляет ничего такого, во что мы еще должны верить.

Слайд 5

Патристика. Августин

«Понимание есть вознаграждение веры. Посему не стремись понимать то, во что можешь

верить, но верь в то, что можешь понять» (О Евангелии от Иоанна; 24, 6)
Истину о Боге можно постичь сразу, в чистом виде, простым актом веры.
Самый надежный путь к истине не тот, который начинается от разума и ведет к уверенности в вере, а наоборот, тот, который начинается от веры и ведет от Откровения к разуму.

Слайд 6

Восточное (православное) христианство

Рациональное философское знание допускается, но признается «внешним».
Главное – опытное мистическое богопознание.
Церковь

– институт, необходимый для мистического преображения (обожения) человека.

Слайд 7

Специфика католического христианства

Истинное познание Бога невозможно без помощи разума (способности суждения).
Рационализация христианского вероучения,

его систематическое изложение.
Философия – «служанка богословия» - основной инструмент систематизации вероучения.

Слайд 8

Рождение СХОЛАСТИКИ -Каролингское Возрождение

Культурный подъём в империи Карла ВеликогоVIII-IX вв.
Центром "Каролингского Возрождения" была

"Академия" при дворе Карла Великого, которой руководил Алкуин

Слайд 9

Семь свободных искусств

Слайд 10

Положение философии

Метафизические, психологические и этические проблемы трактовались в связи с ТЕОЛОГИЕЙ
Логические вопросы излагались

в Тривиуме, как ДИАЛЕКТИКА.
ДИАЛЕКТИКА явилась обособлением философии.
ФИЛОСОФИЮ противопоставляли ТЕОЛОГИИ в смысле применения диалектики и логики к решению проблем, вместо Откровения

Слайд 11

ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ РАЗУМА И ВЕРЫ

Иоанн Скотт Эриугена (810-877): вера и разум неразделимы.
«Истинная

философия есть истинная религия и обратно, истинная религия есть истинная философия».
Разум и авторитет «проистекают из одного и того же источника, а именно, из божественной мудрости»
«Никто не восходит на Небо иначе, чем через философию»

Слайд 12

Онтология (близка неоплатонизму)

Бог есть Начало и Конец всего сущего. В сущности непознаваем, но

познаваем через проявления.
Четыре уровня бытия:
Природа творящая, но не сотворенная – Бог как первичное бытие (Бог-Отец)
Природа творящая и сотворенная – идеи, выделившиеся из Бога-Отца, через которые Он являет себя и дает себя познать (Бог-Сын, Логос)
Природа сотворенная и нетворящая – множественный мир, созданный в пространстве и времени – дальнейшая эманация Бога, реализация Его идей. О человеке: «тело – наше, но мы – не тело».
Природа несотворенная и нетворящая – конечная цель всякой жизни, сотворенной Богом. Все сотворенное возвращается к Нему, от множественности возвращается к единству, воссоединяется в Первоначале.

Слайд 13

Формулировка проблемы универсалий (Порфирий//Боэций)

«Далее: я не стану говорить относительно родов и видов,
(1)

существуют ли они самостоятельно [т.е. — субстанционально], или же находятся в одних только мыслях, и если они существуют [самостоятельно, субстанционально], то
(2) тела ли это, или бестелесные вещи, и [если бестелесно, то]
(3) обладают ли они отдельным бытием, или же существуют в чувственных предметах и опираясь на них…»

Слайд 14

1. существует ли универсальное субстанциально или же только мысленно,
2. если субстанциально, то

— телесно или бестелесно,
3. а если бестелесно, то — в отрыве или неотрывно от тел.

Слайд 15

Проблема универсалий

Реализм. Понятия – не только абстракции разума. Они – реально существующие прототипы

явлений.
Род – «четвероногое»
Вид – «собака», «кошка»
Единичное существо.
Роды и виды предшествуют конкретным вещам.

Слайд 16

Ансельм Пьер Абеляр Кентерберийский

1033-1109

1079-1142

Слайд 17

Ансельм Кентерберийский:

ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ РАЗУМА И ВЕРЫ: верую, чтобы понимать
Credo, ut intelligum
Я

стремлюсь понять хоть в какой-то степени Твою истину, в которую мое сердце верит и которую оно любит…Я не ищу того, чтобы понять, дабы уверовать, но я верю, дабы понять. Ибо я верю также в то, что если бы я не уверовал, то я бы и не понял.

Слайд 18

вера как предпосылка рационального знания

У человека есть два источника знания -вера и разум.


Но само познание может начинаться только с веры, ибо все, что хочет человек понять с помощью разума, уже дано ему в Божественном Откровении.

Слайд 19

Проблема универсалий

Реализм.
согласно Ансельму, объекты, соответствующие общим понятиям "человек", "животное" и др. существуют реально.

При этом общие понятия существуют до конкретных вещей, как мысли Творца предшествовали творению мира.
Т.е., он следовал учению Платона об объективном существовании "идей", которые существуют до возникновения конкретных вещей.

Слайд 20

Понимание Бога и цели человека в неоплатонизме, августинизме

Бог - бытие - некое «совершенство».
Цель

человека - устремление к непосредственному интеллектуальному созерцанию Бога, как истока бытия, максимума совершенства.

Слайд 21

Апостериорные доказательства бытия Бога

1. Существует множество видов и степеней блага. «Все они с

необходимостью являются благами через нечто, что мыслится как одно и то же в различных благах…(и оно) есть наибольшее благо. Тогда оно является благом само через себя, поскольку всякое благо является благом через него… Но то, что есть в высшей степени благо, есть также и в высшей степени большое. Итак, существует нечто одно, самое благое и самое большое, т.е. высшее в отношении всего существующего».

Слайд 22

Ансельм обращает внимание на тот факт, что все конкретно сущее, т.е. чувственно данное,

"вещное" - случайно и относительно. Но весь мир не может быть случайным и относительным, поэтому необходимо признать, что за случайным и относительным стоит нечто вечное, неизменное и абсолютное.
Например, все вещи - это некие блага, к которым стремятся все люди.
Однако ни одна из вещей не обладает всей полнотой блага. Вещи благи потому, что в той или иной степени причастны Благу самому по себе, которое является причиной всех частичных относительных благ. Благо само по себе есть первичное Бытие, которое превосходит все, что существует - высшее благо, высшая сущность, высший индивидуальный Дух. Это Бытие и есть Бог.

Слайд 23

2. «Нечто есть высшая величина, потому что все, что велико, велико через нечто

одно, что велико само через себя. Я имею в виду не пространственно большое, как какое-нибудь тело, но то, что чем больше, тем лучше и достойнее, какова мудрость. И так как не может быть высшей величиной ничто, кроме высшего блага, то необходимо есть наибольшее и наилучшее, т.е. высшее в отношении всего существующего»

Слайд 24

3. «Всякое существующее существует либо через нечто, либо через ничто». Но ведь ничто

состоит из ничего, и в этом смысле его просто нет. Либо мы принимаем существование бытия, благодаря которому все сущее таково, каково оно есть, либо нет ничего. Тогда, поскольку все существующее существует через это одно, нет сомнения, что это одно само существует через себя. Тем самым мы принимаем абсолютное высшее бытие.

Слайд 25

4.В мире существуют объекты различных степеней совершенства, следовательно, должно существовать нечто абсолютно совершенное.

Слайд 26

Онтологическое (априорное) доказательство бытия Бога

Бог есть то, сверх чего нельзя ничего помыслить. Имеется

противоречие в предположении о том, что величайшее, из того, что можно помыслить, не существует. Следовательно, Бог существует.

Слайд 27

Ансельм выстраивает доказательство истинности своего тезиса от обратного. Он, ссылаясь на Псалмы Давида,

приводит пример существования некоего безумца, который сказал: "нет Бога".
Но если он отрицает Бога, то должен как-то представлять себе, что есть Бог. Следовательно, даже безумец, отрицающий Бога, на самом деле, имеет Бога в уме.
Но "то, больше чего нельзя себе представить" не может существовать только в уме человека. Иначе это самое "нечто" было тем, "больше чего можно представить себе".
Значит, "без сомнения, нечто, больше чего нельзя себе представить, существует и в уме, и в действительности".
Далее Ансельм приводит доказательства того, что Бог - это совокупность всех совершенств: Он вечен, бесконечен, вездесущ, всемогущ, всеблаг и т.д.

Слайд 28

Платон. Диалог «Федон».

«Душа – это принцип жизни; но то, что по понятию своему,

имеет признак жизни, не может отличаться противоположным признаком, стало быть, душа должна вечно жить».

Слайд 29

П. Абеляр. ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ РАЗУМА И ВЕРЫ: понимаю, чтобы верить Intelligo ut credam

Сомнение

– исходный пункт любого исследования.
Дело ученого – следуя путем разума, перейти от сомнения к истине. Это возможно только при последовательном и правильном применении диалектики (логики).
Диалектический разум вправе сомневаться в Св. Писании. Но он может понимать христианские истины, которые обычному разуму кажутся абсурдными, например, триединство Бога.

Слайд 30

Иерархия разума по Абеляру

Божественный разум
Диалектический разум человека
Обычный разум человека

Слайд 31

П. Абеляр. Проблема универсалий: концептуализм

Универсалии реально присутствуют:
1. В единичных вещах
in re
2. В познающем

уме человека
post rem

Слайд 32

Проблема универсалий. Концептуализм
Индивидуальность – не просто соединение материи и формы. Ведь форма задает лишь

видовые, но не индивидуальные отличия. Одна и та же сущность подходит к каждому отдельному лицу не во всём её существенном (бесконечном) объёме, но только индивидуально, конечно
Необходимость особого индивидуализирующего акта Бога для создания индивидуальности.
Индивидуальное – вершина и цель творения

Слайд 33

Абеляр и Элоиза

Слайд 34

Аверроэс и латинские аверроисты (Сигер Брабантский) ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ РАЗУМА И ВЕРЫ: ПОНИМАЮ, ЧТОБЫ

ВЕРИТЬ
Закон Божий совершенно ясно делает обязательным объяснение природы с помощью разума, благодаря чему мы можем сделать заключение о существовании Бога через Его творение.
Откровение необходимо – для тех, кто не способен рационально мыслить.

Слайд 35

1126—1198 1235 - 1282

Слайд 36

Из 219 утверждений аверроистов, осужденных церковью в 1277 г.

«Нет более возвышенной жизни, чем

жизнь философская»
«В мире нет мудрости иной, чем мудрость философов»
«Ни во что нельзя верить, кроме того, что или самоочевидно, или может быть выведено из самоочевидных утверждений»

Слайд 37

«Христианское Откровение является препятствием для учености»
«Знание теологии никому не прибавляет знаний ни на

йоту»
«Теология зиждется на выдумках»

Слайд 38

Концепция двойственной истины

Если выводы философии находятся в противоречии с Откровением, то
следует принять

их – как необходимые результаты логического рассуждения.
Но, оставаясь христианами, философы должны верить, что все, что Откровение говорит по этому поводу, истинно; всегда принимать позицию Откровения

Слайд 39

Фома Аквинский1221-1274 Проблема соотношения разума и веры: Гармония веры и разума
Следует пытаться понять,

если возможно понимание. Там, где понимание невозможно, следует верить

Слайд 40

Теология – высшая форма человеческого знания, поскольку в ее основе лежит вера

Теология –

тоже знание, только сверхразумное.
Между философией и теологией нет противоречия, ибо философия, как «естественная познавательная способность», в итоге приводит человека к истинам веры.
Разум открывает зависимость природы от Бога, показывает, как в природе воплощается божественный замысел

Слайд 42

Истины Откровения, доступные только вере: Троичность Бога, Воплощение, Искупление
Истины Откровения, доступные также и

пониманию разума: существование Бога и его атрибутов, существование человеческой души и ее бессмертие

Слайд 43

1. До сотворенных вещей (в Уме Бога) ante rem
2. В единичных вещах in

re
3. В познающем уме человека post rem

Ф. Аквинский: Проблема универсалий. Реализм. Универсалии реально присутствуют:

Слайд 44

Пять доказательств бытия Бога

1. доказательство от движения - все движущееся так или иначе

имеет причину движения. Источник движения, перводвигатель мира - нечто, лежащее за его пределами, т.е. Бог.
2. доказательство от конечной причины - любое явление имеет свою причину. Первопричина явления - Бог.

Слайд 45

3. доказательство от необходимости - каждая вещь имеет возможность как своего потенциального, так

и реального бытия. Если мы предположим, что все вещи находятся в потенции, то тогда бы ничего не возникло. Должно быть нечто, что способствовало переводу вещи из потенциального в актуальное состояние. Это нечто - Бог.
4. доказательство от совершенства - все вещи в этом мире обладают той или иной степенью совершенства. Поэтому должно быть абсолютное совершенство - Бог.
5. доказательство от цели - у каждого явления есть своя цель. Должна существовать высшая цель в создании Вселенной. Ее задает Бог.

Слайд 46

Дунс Скот 1270-1308: разрушение гармонии веры и разума. Начало.

Всемогущество Бога, Его необъятность, вездесущность,

провидение, справедливость, сострадание – догматы веры, недоступные рациональному доказательству

Слайд 47

Философия Теология

Слайд 48

Влияние Августина. Скот создал схоластическую систему, в которой

А)Вера имела перевес над разумом
Б) Интуиция

– над абстракцией
В) Отдельное – над общим
Г) Воля – над мыслью
Появилось две схоластики: томистская и скотистская.
В XIV в. объединились против «Via moderna» под названием «Via antiqua». Занимали реалистскую позицию в вопросе об универсалиях.

Слайд 49

Вильям Оккам: разрушение гармонии веры и разума. Продолжение

1288-1349

Абсолютно ничего из того, что касается

Бога, нельзя доказать с помощью естественного разума – даже Его существование.
Любые теологические суждения – вероятностны.

Слайд 50

Проблема универсалий: номинализм (В. Оккам)

Универсалии реально присутствуют:
В познающем уме человека
post rem
Только то, что единично

и конкретно, может реально существовать
Бритва Оккама
«Non sunt entia multiplicanda praeter necessitatem»
Не нужно множить сущности без необходимости.

Слайд 51

Некоторые выводы

Существует разум и реальные вещи. Оккам отбрасывал опосредующие звенья между ними: явления,

образы, интенциональные объекты.
Скептицизм охватывал не только рациональное, но и интуитивное знание.
Предметы, порожденные разумом, обладают психическим - субъективным бытием. Теория интенциональности.
Размежевание веры и разума – путь к фидеизму и к рационализму
Имя файла: Философия-средних-веков.-Схоластика.pptx
Количество просмотров: 29
Количество скачиваний: 0