Слайд 2
![Онтология От греческого ontos – сущее и logos – слово,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/333831/slide-1.jpg)
Онтология
От греческого ontos – сущее и logos – слово, понятие, учение.
Это наука о бытии.
Касается самых существенных параметров в отношении “человек – мир” – мировоззрения.
Слайд 3
![Парменид считал, Что настоящее бытие является неизменным и постоянным, а](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/333831/slide-2.jpg)
Парменид считал,
Что настоящее бытие является неизменным и постоянным, а изменения,
которые наблюдаются в нем, есть небытие и фикция, обман.
Слайд 4
![Гераклит создает теорию, которая говорит, что стабильного, стойкого бытия нет,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/333831/slide-3.jpg)
Гераклит создает теорию, которая говорит,
что стабильного, стойкого бытия нет, сущность
бытия в вечном становлении, в единстве бытия и небытия.
Слайд 5
![Бытие не отождествляется и не сводится лишь к материальным образованиям,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/333831/slide-4.jpg)
Бытие
не отождествляется и не сводится лишь к материальным образованиям, а
включает в себя мир человеческого духа, все духовные явления, которые по своей сути являются идеальными.
Слайд 6
![Объекты бытия бытие природы бытие человека бытие общества бытие идеального](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/333831/slide-5.jpg)
Объекты бытия
бытие природы
бытие человека
бытие общества
бытие идеального
Слайд 7
![Бытие природы Существовало до появления человека и является первичным, базисным](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/333831/slide-6.jpg)
Бытие природы
Существовало до появления человека и является первичным, базисным относительно
других форм бытия. Характерным признаком бытия на уровне вещей и явлений природы является целостность, системность, упорядоченность.
Слайд 8
![Бытие идеального существует в двух формах: а) индивидуальное идеальное -духовный](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/333831/slide-7.jpg)
Бытие идеального существует в двух формах:
а) индивидуальное идеальное -духовный мир
отдельного человека, его чувства, переживания, мысли, идеи, подсознательное;
б) общественное (объективное) идеальное – общественное сознание, духовная культура общества.
Слайд 9
![Уровни структурной организации материи: неорганический мир; органический мир; человеческое общество.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/333831/slide-8.jpg)
Уровни структурной организации материи:
неорганический мир;
органический мир;
человеческое общество.
Слайд 10
![Неорганический мир: - Микромир (микроэлементарный уровень), для которого свойственно взаимодействие](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/333831/slide-9.jpg)
Неорганический мир:
- Микромир (микроэлементарный уровень), для которого свойственно взаимодействие полей и
частиц. Это мир чрезвычайно малых объектов. Время существования этих частиц измеряется млрд. долями секунды, а скорость их движения приближается к скорости движения света.
Слайд 11
![Макромир Это мир объектов, который воспринимается нашими органами чувств.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/333831/slide-10.jpg)
Макромир
Это мир объектов, который воспринимается нашими органами чувств.
Слайд 12
![Мегамир Это окружающий космос. Сюда относятся галактики, то есть такие объекты, размеры которых измеряются световыми годами.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/333831/slide-11.jpg)
Мегамир
Это окружающий космос. Сюда относятся галактики, то есть такие объекты,
размеры которых измеряются световыми годами.
Слайд 13
![Органический мир клеточный мир; мир организмов; популяционно-зрелищный мир; биосфера.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/333831/slide-12.jpg)
Органический мир
клеточный мир;
мир организмов;
популяционно-зрелищный мир;
биосфера.
Слайд 14
![Человеческое общество. Это высший уровень организации материи, который связан с](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/333831/slide-13.jpg)
Человеческое общество.
Это высший уровень организации материи, который связан с жизнедеятельностью
человека с момента его возникновения и последующего развития. Здесь выделяются такие структурные компоненты: лицо, семья, социальная группа, общество.
Слайд 15
![В научной картине мира выделяют формы движения Механическая форма; физическая](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/333831/slide-14.jpg)
В научной картине мира выделяют формы движения
Механическая форма;
физическая форма(тепловые
явления, электромагнитные, гравитационные);
химическая форма движения;
биологическая форма движения;
социальная форма движения.
Слайд 16
![Материальный мир состоит не только из объектов, которые находятся в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/333831/slide-15.jpg)
Материальный мир состоит не только из объектов, которые находятся в движении
и существуют во времени, а является процессом, который имеет свой темп, свои этапы.
Слайд 17
![Человеку свойственное и интуитивное ощущение времени, не всегда осознанное. Оно](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/333831/slide-16.jpg)
Человеку свойственное и интуитивное ощущение времени, не всегда осознанное. Оно обусловлено
тем, что в нашем организме существует много периодических процессов, которые выполняют функции часов.
Слайд 18
![Сознание Идеальный и осмысленный характер знаний об окружающем мире активность,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/333831/slide-17.jpg)
Сознание
Идеальный и осмысленный характер знаний об окружающем мире
активность, творчество и
целеустремленность в процессе отражения действительности
Слайд 19
![Самосознание Способность человека осмыслить самого себя, свою сущность и свое](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/333831/slide-18.jpg)
Самосознание
Способность человека осмыслить самого себя, свою сущность и свое место
в сложной системе отношений общество - природа, определить свою роль в жизни.
Слайд 20
![В ходе эволюции живых организмов с появлением высших животных возникает](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/333831/slide-19.jpg)
В ходе эволюции живых организмов с появлением высших животных возникает высшая
нервная деятельность, которая связана с наличием мозга, психики. Кроме ощущений возникают высшие формы отражения – восприятие и представление. С последующим развитием возникает сознание, как высшая форма отражения.
Слайд 21
![Между психикой животного и сознанием человека существуют качественные отличия](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/333831/slide-20.jpg)
Между психикой животного и сознанием человека существуют качественные отличия
Слайд 22
![1) У человека сформировалась новая система безусловных и условных рефлексов,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/333831/slide-21.jpg)
1) У человека сформировалась новая система безусловных и условных рефлексов, которая
обеспечила функцию языка. Это так называемая 2-га сигнальная система в отличие от 1-ї, свойственной животным.
Слайд 23
![2) У человека есть способность предусматривать результаты своей деятельности, характер и направление развития природы и общества.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/333831/slide-22.jpg)
2) У человека есть способность предусматривать результаты своей деятельности, характер и
направление развития природы и общества.
Слайд 24
![3) У человека сознание имеет целесообразный характер (человек формирует предварительно](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/333831/slide-23.jpg)
3) У человека сознание имеет целесообразный характер (человек формирует предварительно идеальный
результат своей деятельности). У животного есть лишь реакция.
Слайд 25
![4) Сознание человека отражает ценностное отношение к действительности (оценка явлений](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/333831/slide-24.jpg)
4) Сознание человека отражает ценностное отношение к действительности (оценка явлений в
зависимости от потребностей, интересов, определенных мотивов). Животное относится к действительности лишь в рамках физиологичных потребностей.
Слайд 26
![5) сознание человека характеризуется самосознанием, то есть осмыслением своего “Я”.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/333831/slide-25.jpg)
5) сознание человека характеризуется самосознанием,
то есть осмыслением своего “Я”. Животному
не свойственно выделять себя из природы, оно приспосабливается к ней; человек же, напротив, изменяет природу в соответствии со своими потребностями и интересами.
Слайд 27
![Сознание – основное свойство мозга Мозг человека, по словам Сеченова,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/333831/slide-26.jpg)
Сознание – основное свойство мозга
Мозг человека, по словам Сеченова, самая удивительная
машина в мире, это самый тонкий нервный аппарат, наивысшая форма организации материи. Он является также центром управления жизнедеятельности организма.
Слайд 28
![Социоантропогенез Социальная сущность сознания. Современная антропологическая наука свидетельствует о том,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/333831/slide-27.jpg)
Социоантропогенез
Социальная сущность сознания.
Современная антропологическая наука свидетельствует о том, что
развитие человека осуществлялось в рамках человеческого сообщества, а предшественником человека были приматы.
Слайд 29
![Развитие трудовой деятельности способствовало сочетанию индивидов в единственное целое, поскольку](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/333831/slide-28.jpg)
Развитие трудовой деятельности способствовало сочетанию индивидов в единственное целое, поскольку без
взаимоподдержки труд был бы невозможен. А с появлением более сложных форм труда возникла необходимость в более совершенных средствах общения, средствах передачи опыта, обмена опытом. Этим средством стал язык.
Слайд 30
![Литература: Бардонов С.М. О множественности форм пространства и времени. –](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/333831/slide-29.jpg)
Литература:
Бардонов С.М. О множественности форм пространства и времени. – Философская и
социологическая мысль. 1990 № 4.
Ковальзон М.Я., Енштейн р.И. О специфике пространства и времени как категориях социально-философской теории. – Философские науки, 1988 № 8.
Нестеренко В.Г. Введение в философию: онтология человека. Учебное пособие. – К., 1995. – Раздел 3.
Философия. Учебное пособие для студентов высших медицинских заведений. Киев, 1998. Раздел 5.