Слайд 2
![Платон Плато́н (др.-греч. Πλάτων, между 429 и 427 до н.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/383247/slide-1.jpg)
Платон
Плато́н (др.-греч. Πλάτων, между 429 и 427 до н. э.,
Афины — 347 до н. э., там же) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля.
Слайд 3
![Идеальное государство В мировоззрении Платона очень важное место принадлежит его](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/383247/slide-2.jpg)
Идеальное государство
В мировоззрении Платона очень важное место принадлежит его взглядам
на государство и общество. В нем сочетается философский идеализм и интерес к общественным отношениям. По Платону, существующим несовершенным формам государственности предшествовала идеальная форма общежития глубокой древности. Тогда боги управляли отдельными областями, а в обществе было все необходимое для жизни, войны отсутствовали, люди были свободны. Однако нельзя брать этот период за образец - этого не позволяют современные реалии. Идеальному типу государства у Платона противопоставляется отрицательный, в котором всем движут материальные стимулы. Все существующие государства Платон относит к этому - отрицательному типу: «Каково бы не было государство, в нем всегда есть два государства, враждебные друг другу: одно - государство богатых, другое - бедных».
Слайд 4
![Формы государства](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/383247/slide-3.jpg)
Слайд 5
![Идеальное государство Тимократия (господство честолюбцев) явилась первой по времени из](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/383247/slide-4.jpg)
Идеальное государство
Тимократия (господство честолюбцев) явилась первой по времени из отрицательных форм.
Первоначально она сохраняла черты совершенного строя, но со временем обозначились признаки упадка - страсть людей к обогащению и корысть.
Второй ступенью разложения стала олигархия (господство небольшой группы населения над большинством). «У власти там стоят богатые, а бедняки не участвуют в правлении».
Олигархия переходит в еще худшую форму государственного устройства - в демократию (господство большинства в обществе, где различия между богатыми и бедными обостряется еще сильнее). «При таком государственном строе люди будут очень различны».
Самой худшей формой государства Платон считал тиранию (господство одного над всеми). Тирания происходит из демократии - рабство из свободы. «Все чрезмерное обычно вызывает резкое изменение в противоположную сторону». Тиран постоянно ведет войны, чтобы держать подчиненных в страхе и убедить их в необходимости вождя; постоянная же война вызывает недовольство и ненависть против тирана, который вынужден уничтожать недовольных.
Слайд 6
![Идеальное государство Всем вышеозначенным формам государственности Платон противопоставляет проект наилучшего](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/383247/slide-5.jpg)
Идеальное государство
Всем вышеозначенным формам государственности Платон противопоставляет проект наилучшего государства, основным принципом
которого выносит справедливость. Таким государством управляет меньшинство, но в отличие от олигархии способное меньшинство. Каждому гражданину здесь отводится специальное занятие и специальное положение.
В нем необходимые функции и работы разделены между специальными разрядами граждан, разделение по разрядам происходит по нравственным задаткам и свойствам отдельных групп людей.
Слайд 7
![Идеальное государство Устройство совершенного государства должно строится в первую очередь](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/383247/slide-6.jpg)
Идеальное государство
Устройство совершенного государства должно строится в первую очередь на
потребностях: «Государство возникает, когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но во многом еще нуждается. ... Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства».
Свой проект Платон считает осуществимым лишь для греков, для всех остальных народов он неприменим ввиду их якобы неспособности к устройству общественного порядка.
Слайд 8
![Аристотель Аристо́тель (др.-греч. Ἀριστοτέλης; 384 год до н. э., Стагира,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/383247/slide-7.jpg)
Аристотель
Аристо́тель (др.-греч. Ἀριστοτέλης; 384 год до н. э., Стагира, Фракия
— 322 год до н. э., Халкида, остров Эвбея) — древнегреческий философ. Ученик Платона. С 343 года до н. э. — воспитатель Александра Македонского. В 335/4 годах до н. э.[3] основал Ликей (др.-греч. Λύκειον Лицей, или перипатетическую школу). Натуралист классического периода. Наиболее влиятельный из философов древности; основоположник формальной логики.
Слайд 9
![Идеальное государство Учение Аристотеля далеко от мистического реализма Платона. Высшая](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/383247/slide-8.jpg)
Идеальное государство
Учение Аристотеля далеко от мистического реализма Платона.
Высшая цель Аристотеля
- созерцательное постижение, интеллектуальная интуиция, но человеческая природа для него несовершенна, и жизнь нуждается в ряде благ, среди которых философ выделяет и богатство.
Слайд 10
![Аристотель Государство для Аристотеля само по себе - некий вид](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/383247/slide-9.jpg)
Аристотель
Государство для Аристотеля само по себе - некий вид общения, это
высшая форма общения людей. В пределах самого государства существует множество видов общения.
В экономических отношениях Аристотель видит три вида социальных форм общения: 1) общение в рамках отдельно взятой семьи, 2) общение в рамках общих хозяйственных дел, 3) общение в рамках обмена хозяйственными благами.
Целью любых экономических отношений Аристотель считает выгоду.
Слайд 11
![Аристотель «Всякое государство представляет собой своего рода общение, всякое же](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/383247/slide-10.jpg)
Аристотель
«Всякое государство представляет собой своего рода общение, всякое же общение организуется
ради какого-либо блага (ведь всякая деятельность имеет в виду предполагаемое благо).
Очевидно, все общения стремятся к тому или иному благу, причем больше других и к высшему из всех благ стремится то общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения . Это общение и называется государством или общением политическим».
Слайд 12
![Аристотель В общении же, образующем государство цели совсем иные, они](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/383247/slide-11.jpg)
Аристотель
В общении же, образующем государство цели совсем иные, они не исключительно
хозяйственные. «Оно (государство) появляется лишь тогда, когда образуется общение между семьями и родами ради благой жизни, в целях совершенного и самодовлеющего существования».
Слайд 13
![Аристотель Целое предшествует части, и государство как структура предшествует семье](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/383247/slide-12.jpg)
Аристотель
Целое предшествует части, и государство как структура предшествует семье и личности.
Семьи и отдельные лица принадлежат составу государства, однако по Аристотелю, не все лица можно отнести к государственному составу, рабы остаются за чертой. Аристотель сторонник рабовладельческой системы. Вопрос о рабстве он рассматривает в рамках отношений внутри семьи. Рабство связано с вопросом о собственности, а собственность - часть семейной организации (раб - одушевленная часть собственности, предмет первой необходимости).
Слайд 14
![Аристотель Аристотель считает, что главных форм государственного устройства две –](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/383247/slide-13.jpg)
Аристотель
Аристотель считает, что главных форм государственного устройства две – демократия (власть
большинства) и олигархия (власть меньшинства).
Обе эти формы государственности, по его мнению не приносят общей пользы и являются ущербными. игархия (власть меньшинства).
Слайд 15
![Аристотель Наилучшее же государственное общение - это то, которое достигается](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/383247/slide-14.jpg)
Аристотель
Наилучшее же государственное общение - это то, которое достигается посредством «среднего
элемента», и те государства имеют наилучший строй, где больше «среднего элемента».
«В каждом государстве мы встречаем три части граждан: очень зажиточные, крайне неимущие и третьи, стоящие в середине между теми и другими, ... очевидно, ... средний достаток из всех благ всего лучше».
Слайд 16
![Аристотель Противоречие Аристотеля с Платоном наблюдается, прежде всего в вопросе](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/383247/slide-15.jpg)
Аристотель
Противоречие Аристотеля с Платоном наблюдается, прежде всего в вопросе о собственности.
В этом споре Аристотель - сторонник личной собственности, а Платон - ее противник. «Трудно выразить словами, - говорит Аристотель, - сколько наслаждения в сознании, что нечто тебе принадлежит...».