Философия западного Средневековья презентация

Содержание

Слайд 2

План Средневековье Патристика и схоластика Номинализм Реализм Концептуализм Реализм в

План

Средневековье
Патристика и схоластика
Номинализм
Реализм
Концептуализм
Реализм в средневековой философии
Фомы Аквинский
Гуманистическая традиция
Неоплатоническая традиция
Натурфилософская традиция

Слайд 3

Средневековье -- период европейской истории, занимающий отрезок времени с V

Средневековье -- период европейской истории, занимающий отрезок времени с V по

XV вв. Средневековое мышление по своему существу было теоцентричным. Идея творения лежала в основе средневековой онтологии, а идея откровения составляла фундамент учения о познании. История понималась средневековыми мыслителями как осуществление заранее предусмотренного Богом плана спасения человека.
Слайд 4

Основными этапами развития средневековой философии являются патристика и схоластикаПатристика --

 Основными этапами развития средневековой философии являются  патристика и схоластикаПатристика -- этап в истории философии, охватывающий период

со II по VIII вв. Термин “патристика” (лат. patres-- отцы) обозначает совокупность теологических и философских доктрин первых христианских мыслителей, так называемых “Отцов Церкви” -- Августина Блаженного, Василия Великого, Григория Нисского, Оригена и др. Ранняя патристика (II -- III вв.) носит название апологетики. Для патристики характерно  интеллектуальное оформление и разработка христианской догматики и философии, развивавшейся под влиянием идей Платона. Главные проблемы патристики: сущность Бога, отношение веры и разума, души и тела, свободы человека, происхождение добра и зла и т.д. 
Слайд 5

Эпоху схоластики датируют VIII -- XV вв. На этапе схоластики

Эпоху схоластики датируют VIII -- XV вв. На этапе схоластики (греч.  schola --

ученая беседа, школа) в европейской философии  происходила систематическая разработка христианской философии под огромным влиянием философского наследия Аристотеля. Цель схоластической философии заключалась в оправдании веры посредством разума, т.е. в рациональном обосновании веры в Бога и христианского вероучения. Представителями средневековой схоластики являлись И. Росцелин, П. Абеляр, У. Оккам, И. Дунс Скотт и Фома Аквинский. 
Слайд 6

Поиск доказательства бытия Божия и толкование догмата о троичной сущности

Поиск доказательства бытия Божия и толкование догмата о троичной сущности Бога

в средневековой схоластике велись с позиций номинализма и реализма. Номинализм (лат. nomina -- имена) связывал общие понятия (универсалии) только со сферой мышления и трактовал их как имена реально существующих единичных объектов. В истории средневековой философии его представляли И. Росцелин, У. Оккам
Слайд 7

Реализм (лат. realis -- действительный, вещественный), напротив, базировался на признании

 Реализм (лат. realis --  действительный, вещественный), напротив, базировался на признании объективной реальности

универсалий. Позиция средневекового реализма, которую разделяли И. Дунс Скотт, Ансельм Кентерберийский  -- это продолжение линии Платона в философии.
     Концептуализм (лат.conceptus -- понятие), развивавшийся  П. Абеляром, пытался примирить номинализм и реализм.
Слайд 8

Реализм в средневековой философии — один из основных наряду с

Реализм в средневековой философии — один из основных наряду с номинализмом и концептуализмом вариантов решения спора

об универсалиях, выясняющего онтологический статус общих понятий, т. е. вопрос об их реальном (объективном) существовании. В отличие от номинализма, для которого реальна лишь единичная вещь, а универсалия — общее имя, и от концептуализма, для которого универсалия — основанное на реальном сходстве предметов обобщение в понятии, Р. считает, что универсалии существуют реально и независимо от сознания
Слайд 9

Их крайности были преодолены Фомой Аквинским, который, опираясь на учение

Их крайности были   преодолены Фомой Аквинским, который, опираясь на учение Аристотеля,

в XIII в. обосновал основные принципы христианской теологии. Выдвинутый им принцип гармонии веры и разума утверждал необходимость  использования философии для более доступного изложения и обоснования истин религии.  Философские воззрения Фомы Аквинского послужили основой неотомизма -- официальной философской доктрины Ватикана, возникшей в последней трети XIX в.
Слайд 10

Переходная эпоха между Средневековьем и Новым временем (XIV --XVI вв.)

     Переходная эпоха между Средневековьем и Новым временем (XIV --XVI вв.)

носит название Возрождение (или Ренесанса).
К числу отличительных особенностей философии Возрождения относятся  антропоцентризм,  гуманизм, антисхоластическая направленность, пантеизм. В центре внимания в эпоху Возрождения оказался человек. Для философов эпохи Возрождения он являлся прежде всего творцом, созидающим новый мир, созидающим красоту, наконец --  самого себя. Гуманизм этой исторической эпохи (признание человека личностью, утверждение его права на творчество, свободу и счастье) впервые предстал в качестве  целостной системы  взглядов. В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Основой ее понимания являлся пантеизм, отождествлявший Бога и природу.
Слайд 11

В качестве основных этапов в развитии философии Возрождения выделяют гуманистический,

 В качестве основных этапов в развитии философии Возрождения выделяют гуманистический, неоплатонический и

натурфилософский. Гуманистическая традиция, начало которой относится к середине XIV в., противопоставила средневековому теоцентризму глубочайший интерес к человеку.  Неоплатоническая традиция, начиная с середины  XV  в. связана с постановкой и разработкой главным образом онтологической проблематики, со систематизацией и развитием учения Платона. Для натурфилософской традиции (2-я половина XVI века -- начало XVII века) было характерно стремление сформировать научное мировоззрение, свободное от теологии, обосновать материалистический взгляд на мир, отыскать экспериментальные методы обоснования новой космологии. 
Слайд 12

Представителями философии Возрождения являлись: гуманисты А. Данте, Ф. Петрарка, Эразм

 Представителями философии  Возрождения являлись: гуманисты А. Данте, Ф. Петрарка, Эразм Роттердамский,

Т. Мор и М. Монтень; неоплатоники Дж. Пико делла Мирандола и Николай Кузанский; натурфилософы Н. Коперник, Дж. Бруно и Г. Галилей.
Философские поиски в Беларуси в эпоху Возрождения связаны с именами М. Гусовского, Ф. Скорины, С. Будного. М. Гусовский  (XV -- XVI вв.)  знаменует собой начальный период развития гуманистической мысли Беларуси. Ф. Скорина  -- белорусский первопечатник, мыслитель-гуманист и патриот, живший в 1-ой половине XVI века -- во многом содействовал развитию национальной культуры. С. Будный, разделявший позиции антитринитаризма, развивал идеи гуманизма и атеизма во 2-ой половине XVI века.
Слайд 13

Заключительным этапом эпохи Возрождения стала Реформация (1-я половина XVI в.),

Заключительным этапом эпохи Возрождения стала Реформация (1-я половина XVI в.), приведшая

к созданию нового типа христианского вероучения -- протестантизма. Положения, выдвинутые ее вождями -- М. Лютером, Ж. Кальвином -- имели не только религиозный смысл, но были наполнены социально-политическим и философским содержанием. Они знаменовали окончание эпохи Возрождения и переход к новому этапу развития европейского общества и его культуры.
Имя файла: Философия-западного-Средневековья.pptx
Количество просмотров: 202
Количество скачиваний: 1