Социально-политические взгляды Платона презентация

Содержание

Слайд 2

Источники

https://lib.sale/otnosheniya-konfliktologiya/sotsialno-politicheskaya-teoriya-90354.html
https://studopedia.su/14_180874_bilet--sotsialnie-vzglyadi-platona-uchenie-ob-idealnom-gosudarstve.html
https://studfile.net/preview/2438160/page:4/

Слайд 3

Все существующие формы государства Платон считает неудовлетворительными. Во времена Платона под формой государства

понималась интегральная характеристика государственности, включающая и устройство верхов  государственной власти (форма правления) и ее отношение к подданным или гражданам (политический режим).

Слайд 4

Формы государства

Платон выделил пять форм государства:
Аристократия
Тимократия
Олигархия
Демократия
Тирания

Слайд 5

Аристократия

Аристократия — правление благородных. «Оно мудро, мужественно, рассудительно и справедливо». Всеми этими добродетелями

обладает аристократический человек. Если же среди правителей- аристократов выделится какой-либо один человек, то совершенным правлением может быть и царская власть. Однако и это правление подвержено порче в результате смены поколений, возникновения жажды наживы и попадания в число аристократов недостойных людей, не обладающих аристократическими качествами.

Слайд 6

Тимократия

Тимократия — правление военных (Спарта, Крит). Этот строй хуже аристократического. Люди здесь не

владеют даром слова, честолюбивы и алчны до денег и поэтому любят воевать.

Слайд 7

Олигархия

Олигархия — правление богатых. У власти находятся богатые, а бедные не имеют политических

прав. Он устанавливается в результате накопления богатства и дальнейшего развития склонности к наживе и стяжательству. В олигархическом государстве социальный конфликт становится явным: «в нём будут как бы два государства: одно государство бедняков, другое - богачей», которые «станут вечно злоумышлять друг против друга». Социальная рознь дополняется возникновением паразитизма и преступности.

Слайд 8

Демократия

Демократия - правление народа. Казалось бы, это лучший государственный строй, на первый взгляд

приятный и разнообразный. Однако типичный человек демократического государства нагл, разнуздан, распутен и бесстыден. В таком государстве даже «лошади и ослы привыкли ... выступать важно и с полной свободой, напирая на встречных, если те не уступают им дороги». Платон с презрением высказывается о гражданах демократического государства, которые «густой толпой заседают в народных собраниях, либо в судах, или в театрах, в военных лагерях, наконец, на каких- нибудь общих сходках и с превеликим шумом частью отвергают, частью одобряют чьи-либо выступления или действия, переходя меру и в том, и в другом». Демократия легко вырождается в тиранию, ибо чрезмерная свобода и для одного человека, и для государства обращается не во что иное, как в чрезмерное рабство.

Слайд 9

Тирания

Тирания - правление одного человека. Это самая скверная форма государственного устройства. Устав от

постоянных конфликтов, тяжб и споров, народ наделяет чрезвычайными полномочиями какого- нибудь популярного политика. Он правит не по закону и традициям, а по собственному произволу, правит террором и репрессиями, расправляясь сначала со своими противниками, затем с недовольными, затем с теми, кого только подозревает в недовольстве и т.д. Так неумеренная свобода сменяется тяжёлым и горьким рабством.

Слайд 10

Среди законных форм государства демократия является наихудшей. Среди форм, основанных на беззаконии, демократия – лучшая,

она предпочтительнее олигархии и тирании. Свою теорию Платон заимствовал у историка Геродота. От него ее перенял Аристотель и внес незаконченные изменения. В конце жизни в «Законах» Платон предлагает менее совершенное политическое устройство. Он идет на компромисс, т.к. идеал, изложенный в «Государстве», неосуществим. 

Слайд 11

В государстве порядок устанавливается законом, а не правителями. Гражданам разрешается жить семьями и

иметь в частном владении дом, участок (на правах владения). Сословий нет, но граждане делятся на четыре сословия по своему имущественному состоянию. Явное вытеснение аристократии олигархией. Переход из одного сословия в другое проходит беспрепятственно при изменении имущественного состояния. Устанавливаются пределы обогащения, исключается роскошь. Семьи и браки контролируются. Воспитание – дело общее. В обществе царит единомыслие.

Слайд 12

Платон, обобщая опыт своих предшественников, внес много ценного в теорию устройства государства. Идея

общего блага, общего интереса как основы политического объединения, мысль о частной собственности как причине социальных противоречий, четкое определение форм государства, признание законности важным атрибутом политической организации – это достижения Платона.

Слайд 13

Платон построил умозрительную модель идеального государства. В идеальном государстве не должно происходить никаких

изменений, поскольку все должно быть устроено наилучшим образом. Государство должно быть единым и гармоничным.

Слайд 14

Цель государства – объединить людей и сделать их счастливее. Идеальное государство должно соответствовать

природе человека и состоять из трех частей (сословий), каждая из которых – добродетель:
Разумная часть – мудрость (правители, философы) – не должны обладать какой-либо собственностью, зависят от общества.
Яростная часть – мужество (воины) - не должны обладать какой-либо собственностью, зависят от общества.
Вожделеющая – умеренность (крестьяне и ремесленники). – имеют только ту собственность, которая может помочь им в производственной деятельности.

Слайд 16

Идеальная форма государственного устройства – аристократическая республика, на основе которой правят лучшие из

граждан. Аристократия сменятся Тимократией – властью силы и честолюбия, смысл – обогащение. Тимократия перерастает во власть немногих – олигархию, где есть разделение на богатых и бедных. Победа бедных означает переход к демократическому гос. устройству. При демократии – не власть народа, а власть тех, под чьим влиянием он находится. Демократия вводила неограниченную свободу и приводила к хаосу и люди переставали считаться с законами, а это приводило в тирании – порядок, но потеря свободы человека.
Имя файла: Социально-политические-взгляды-Платона.pptx
Количество просмотров: 116
Количество скачиваний: 0