Слайд 2МОРАЛЬ
Мораль- один из основных способов нормативной регуляции действий человека. Мораль охватывает нравственные взгляды
и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью.
Слайд 3ВОЗНИКНОВЕНИЕ
О возникновении этики, как системы нравственных норм, нельзя говорить в том же смысле,
в каком говорят о возникновении наук или философии вообще. Этика не создаётся путём теоретического интереса к той или иной области действительности, как большинство наук — она обусловливается самим фактом общественной жизни.
Слайд 4Мораль не возникает в человеческом обществе в определённый момент времени, но присуща ему, в той
или иной форме, на всех стадиях его развития. Везде и во все времена воля человека, живущего в обществе себе подобных, связывалась нравственными нормами самого разнообразного содержания, имеющими вид обычаев, религиозных или государственных установлений.
Слайд 5В этом смысле мораль предшествует познанию и часто является даже могущественным стимулом его
развития: по преимуществу в области морали зарождается философская мысль. Моральное, сознаваемое сначала как безотчётно-должное, требует с течением времени своего обоснования, как необходимого для достижения открывающихся разуму целей.
Слайд 6ПРОИСХОЖДЕНИЕ
Создавая концепцию природы, сущности, происхождения и развития морали, исследователь этики ориентируется на определенную
модель развития общества, которая не всегда согласуется с существующей моралью и законами ее развития, хотя и не может их игнорировать.
Слайд 7Мораль имеет не только историю, но и предысторию ,которую часто рассматривают как особую
форму существования морали.
Слайд 8Принято считать, что мораль возникла в родовом обществе эпохи матриархата. Материнский родовой строй
пришелся на период расцвета первобытного общества Именно тогда люди приручили животных (собаку, лошадь, некоторых птиц), научились земледелия и гончарного искусства, начали овладевать производством меди, олова, бронзы.
Слайд 9Бытует мнение, что зарождение нравственности предшествует возникновению морали как идеального (нематериального) феномена. При
этом речь идет об отсутствии у первобытного человека нескованной воли, выбора, самосознания, а также об отсутствии противоречия между сущим и должным. На самом деле, такое противоречие всегда существует, но преодолевается разными способами.
Слайд 10УЧЕНИЯ О МОРАЛИ И НРАВСТВЕННОСТИ
В ХОДЕ ИСТОРИИ
Слайд 11АРИСТОТЕЛЬ
В лице Аристотеля общественное моральное самосознание Греции имело своего наиболее характерного представителя и систематизатора. Признавая
методом практической морали избрание середины между крайностями, Аристотель вполне осуществил это правило в построении своей теоретической этики.
Слайд 12 Избранный Аристотелем руководящий этический принцип — блаженство — был именно золотой серединой между этическим идеализмом и
конкретностью эвдемонизма.
Слайд 13Сущность блаженства, по Аристотелю, не какое-нибудь неподвижное душевное содержание, но деятельность разума. Поскольку
в разуме заключена способность к раскрытию чисто идейного морального содержания, он обладает высшими добродетелями.
Слайд 14Политика Аристотеля носит такой же характер умеренности. В противоположность крайнему универсализму Платона, Аристотель
допускает в своём идеальном государстве частную собственность, свободный брак, вообще индивидуальную семью. Из возможных государственных форм наилучшими он считает аристократию, то есть господство лучших, и монархию, то есть господство лучшего.
Слайд 15ХРИСТИАНСТВО
Христианская этика, или нравственное учение христианства, определяет моральные ориентиры человеческого поведения. Поведение человека
основывается на христианском представлении о природе и предназначении человека, его отношении с Богом. Христианскую этику можно назвать теорией христианского действия.
Слайд 16Выражается этика христианства в христианском этосе, определённом стиле жизни, многообразном по своим проявлениям и
присущим как индивидуумам, так и большим социальным группам христиан.
Слайд 17Источник христианской этики — тексты Священного Писания, а также их толкование Отцами Церкви и
позднейшими богословами, а также примеры нравственной жизни, явленные в жизни Церкви. Христианская этика проявляет себя не столько в истории моральных идей, сколько в конкретной жизни Церкви.
Слайд 18КАНТ
Вся моральность заключается в доброй воле исполнить нравственный закон. Сам закон должен отличаться абсолютной всеобщностью.
«Поступай так, чтобы правило твоей воли всегда могло быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства» — гласит нравственный закон Канта.
Слайд 19Эта формула коренным образом отличает его мораль от всех существовавших до него этических
построений, опиравшихся всегда на какое-нибудь эмпирически определённое содержание. Всякое такое содержание принципиально исключается Кантом. В сфере должного не может быть никаких условностей, ничего зависящего от тех или иных конкретных целей и причин. Безусловность морального самоопределения неизбежно приводит к самой общей форме морального закона, в котором нравственно ценным является только его же собственное общее и безусловное содержание.
Слайд 20Представляя нечто абсолютно ценное, нравственный закон делает столь же ценным и то существо, которое
является его носителем и исполнителем, то есть человека. Таким образом у Канта получается вторая абсолютная моральная ценность — человеческая личность, входящая в содержание второй, более конкретной формулы нравственного закона: «поступай так, чтобы ты пользовался человечеством, как в твоём лице, так и в лице всякого другого, не как средством только, но в то же время и всегда как целью».