Из истории русской философской мысли презентация

Содержание

Слайд 2

1.Русская философская мысль в XI-XVIII вв.

Общественно-философская мысль России богата и самобытна.
Она

представлена яркими именами крупных мыслителей,
внесших значительный вклад в российскую и мировую культуру

 По мнению многих
исследователей, формирование
в России философии как
самостоятельной,
систематизированной области
знания относится к XIX в.

Однако это не означает, что в
предшествующие эпохи
философская мысль
отсутствовала

Уже в Киевскую Русь вместе с христианством пришли первые
переводы латинских и греческих отцов церкви,
византийских богословов

Слайд 3

1.Русская философская мысль в XI-XVIII вв.
Митрополит Иларио́н
(умер ок. 1055) 

Автор «Слова о


Законе и Благодати»
(1030-1050).

Развивал учение о смене в мировой
истории ветхозаветной эпохи закона
эпохой благодати.
2. Принимая благодать как божественный
духовный дар, человек должен возложить на себя и большую
Нравственную ответственность.
3. Русская земля включена Иларионом в общемировой процесс
торжества «истины и благодати»

Слайд 4

Монах Филофей (ок. 1465-1542) —
старец псковского Спасо-Елеазаровского монастыря

Автор концепции
«Москва - Третий Рим»


Представление о Москве, как о
Третьем Риме, сложилось среди
русских людей XVI в. на почве
политических и религиозных
воззрений, в связи с явлениями
общеевропейской истории
2. «…единъ ты во всей поднебесной христианом царь якоже выше
писахъ ти и нынѣ глаголю: блюди и внемли, благочестивый царю,
яко вся христианская царьства снидошася въ твое едино, яко два
Рима падоша, а третей стоитъ, а четвертому не быти…»

Слайд 5

Феофан Прокопович (1681-1736) - епископ
Русской Православной Церкви, публицист,
сподвижник Петра I

Высоко

ценил и отстаивал науку и
просвещение

2. Один из первых в России философов-
деистов - сторонником учения, согласно
которому природа, созданная Богом,
затем начала самостоятельное развитие

3. Во имя выставленного им идеала просвещённого человека и
сильного своим просвещением государства, он сатирически
изображает современную ему русскую жизнь и в этом смысле
может быть назван первым русским сатириком

Слайд 6

Василий Никитич Татищев
(1686-1750) - известный русский историк

1. Вся литературная деятельность Татищева,
включая

и труды по истории и географии,
преследовала публицистические задачи:
польза обществу была его главною целью
(утилитаризм - моральная ценность
поведения или поступка определяется его
полезностью )

2. Основой общественных изменений Татищев считал «силу
человеческого разума», что весьма характерно для философов
эпохи Просвещения

Слайд 7

Антиох Дмитриевич Кантемир
(1708-1744) - поэт-сатирик, переводчик, дипломат

В следствии злободневности его сатиры не
издавались

в период жизни автора. В России
его произведения впервые опубликовали
спустя 18 лет после смерти.

В своих сатирах, Кантемир, следуя традиции Просвещения поучает
«что такое хорошо, а что такое плохо», обличает пороки, как общественные,
так и людские. Литературную деятельность Кантемир рассматривает
как свой гражданский долг: в предисловии ко второй своей сатире он пишет:
«На последний же их вопрос, кто меня судьею поставил, ответствую: что все,
что я пишу, — пишу по должности гражданина, отбивая все то, что
согражданам моим вредно быть может».

Слайд 8

Домашнее задание

§4 (стр. 38-40), Работа с источником (стр.45)

Слайд 9

«Философские искания XIX века»

Урок 8

Слайд 10

Пётр Яковлевич Чаадаев (1794—1856)
- русский философ и публицист

В 1829-1831 гг. создает своё

главное
произведение - «Философические письма»

2. Осуществление истории есть реализация
Божественной воли. Культурные достижения
западных стран свидетельствуют, по его
мнению, о том, что именно Запад избран
Провидением для осуществления своих целей

3. Отсюда европоцентризм Чаадаева, его симпатии к католицизму

4. Россия - страной отсталая, стоящая на обочине цивилизованного мира

5. В более поздних статьях и письмах Чаадаев утверждал,
что Россия имеет свою историческую миссию

Слайд 11

За́падничество - сложившееся в 1840-х-50-х годах
Направление русской общественной и философской мысли,
Выражавшее настроения

либеральной и радикально
Настроенной интеллигенции, стремившейся к дальнейшей
европеизации и модернизации России

Александр Иванович Герцен, Константин Дмитриевич Кавелин, Тимофей Николаевич Грановский

Основываясь на признании изначального единства человечества
и закономерностях его исторического развития, они полагали
неизбежным для России пройти теми же историческими путями,
что и ушедшие вперёд западноевропейские народы

Западники полагали, что имеется единственный общечеловеческий
путь развития, на котором Россия вынуждена догонять
развитые страны Западной Европы

Слайд 12

Славянофи́льство - литературно-философское течение
общественной мысли, оформившееся в 40-х годах XIX века,
представители которого

утверждали о существовании особого
типа культуры, возникшего на духовной почве православия,
а также отвергали тезис представителей западничества о том,
что Пётр Первый возвратил Россию в лоно европейских стран
и она должна пройти этот путь в политическом, экономическом
и культурном развитии

Алексей Степанович Хомяков, Иван Васильевич Киреевский, братья Аксаковы

Славянофилы верили в наличие у России собственного,
самобытного пути исторического развития, принципиально
отличного от западноевропейского пути

Любые попытки направить развитие России в русло западной
цивилизации расценивались ими как навязывание чуждых ценностей

Слайд 13

Владимир Сергеевич Соловьёв (1853−1900) 
- российский религиозный философ,
поэт, публицист, литературный критик

Смыслом существования

всего живого на Земле
является стремление к соединению
с Божественным логосом

Через царство природное человеческое бытие
постепенно приходит к Царству Божию, в котором
все вновь собирается из хаоса и обживается.

Основной идеей его религиозной философии была идея Софии -
Душа Мира. Речь идёт о мистическом космическом существе,
объединяющем Бога с земным миром

Вера не противоречит разуму, а дополняет его

Слайд 14

Домашнее задание

§4 (стр. 41-42), Задание №3,4 (стр.46)

Слайд 15

«Цивилизационный путь России»

Урок 9

Слайд 16

3. Цивилизационный путь России: продолжение споров

Первая четверть прошлого столетия стала периодом активной

творческой деятельности целой плеяды отечественных
философов

Н. А. Бердяев (1874-1948 гг.), С. Н. Булгаков (1871-1944 гг.),
П. А. Флоренский (1882-1937 гг.), Г. Г. Шпет (1879-1937 гг.)

Евразийская доктрина начала 20-х гг. XX в. утверждала: Россия
есть Евразия, третий, срединный материк, это особый
исторический и этнографический мир. Эпоха господства Запада
должна смениться временем лидерства Евразии.

Н. А. Бердяев как и его предшественник В. Соловьев, исходил из
промежуточного положения России между Западом и Востоком.
Россия стала ареной «столкновения и противоборства
восточных и западных элементов»

Имя файла: Из-истории-русской-философской-мысли.pptx
Количество просмотров: 152
Количество скачиваний: 0