Слайд 2
![Рассматриваемые вопросы: 1. Идеалистическая диалектика и философская система Гегеля. 2.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8282/slide-1.jpg)
Рассматриваемые вопросы:
1. Идеалистическая диалектика и философская система Гегеля.
2. К.Маркс об «отчуждении», «эксплуатации» и «эмансипации» человека. Понятие «реального гуманизма».
3. Маркс: критика «казарменного» коммунизма.
4. Материалистическое понимание истории.
Слайд 3
![1. Идеалистическая диалектика и философская система Гегеля. «За Гегелем …](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8282/slide-2.jpg)
1. Идеалистическая диалектика и философская система Гегеля.
«За Гегелем …
огромная заслуга решительного установления в науке
и в общем сознании истинных и плодотворных понятий процесса, развития и
и истории как последовательного осуществления идеального содержания»
Вл. Соловьев
Слайд 4
![Георг Гегель](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8282/slide-3.jpg)
Слайд 5
![ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ Наиболее полное и яркое развитие и завершение классический](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8282/slide-4.jpg)
ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ
Наиболее полное и яркое развитие и завершение классический немецкий
идеализм получил в диалектической философии Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831).
У Канта во всех «Критиках» обнаруживается «схема» ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ. Первое ОТРИЦАНИЕ гласит: Бога нет, т.к. ни его существование, ни его отрицание невозможно доказать лишь с помощью «чистого разума» или научного опыта. Но второе ОТРИЦАНИЕ, т.е. ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ, гласит: Бог есть как регулятивный принцип (закон) нравственности (практического разума).
Слайд 6
![ОБЪЕКТИВЫЙ ИДЕАЛИЗМ Данную «схему» Гегель кладёт в основание своего ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8282/slide-5.jpg)
ОБЪЕКТИВЫЙ ИДЕАЛИЗМ
Данную «схему» Гегель кладёт в основание своего ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МЕТОДА.
Как представитель ОБЪЕКТИВНОГО ИДЕАЛИЗМА, первичным он считал АБСОЛЮТНЫЙ ДУХ или АБСОЛЮТНЫЮ ИДЕЮ, безличный, оторванный от человека РАЗУМ, а вторичным – всё материальное, но как воплощение и конкретное выражение этой ИДЕИ.
Слайд 7
![«БЫТИЕ ЕСТЬ СОЗНАНИЕ» Согласно его принципу «абсолютного идеализма» БЫТИЕ есть](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8282/slide-6.jpg)
«БЫТИЕ ЕСТЬ СОЗНАНИЕ»
Согласно его принципу «абсолютного идеализма» БЫТИЕ есть СОЗНАНИЕ
(МЫШЛЕНИЕ), а МЫШЛЕНИЕ есть БЫТИЕ, т.к. «первое определение мысли есть бытие».
Новое заключается в том, что ДУХ, ИДЕЯ – это самопроизвольный непрерывный процесс СТАНОВЛЕНИЯ, ДВИЖЕНИЯ, РАЗВИТИЯ.
Гегель – завершитель ИДЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ – диалектики АБСОЛЮТНОЙ ИДЕИ как первоосновы и источника всего сущего.
Слайд 8
![«ПРОТИВОРЕЧИЕ ДВИЖЕТ МИРОМ» АБСОЛЮТНЫЙ ДУХ есть РЕФЛЕКСИЯ, направленность мышления на](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8282/slide-7.jpg)
«ПРОТИВОРЕЧИЕ ДВИЖЕТ МИРОМ»
АБСОЛЮТНЫЙ ДУХ есть РЕФЛЕКСИЯ, направленность мышления на осмысление
собственных форм и предпосылок. Т.о. в нём оказывается налицо единство ТОЖДЕСТВА и его ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ – НЕТОЖДЕСТВА, нечто и ничто, субъекта и объекта и т.д.
ПРОТИВОРЕЧИЕ оказывается в самом ядре АБСОЛЮТА как КОНСТРУКТИВНЫЙ ПРИНЦИП всей системы.
«Противоречие движет миром и смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить».
Слайд 9
![ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ Путь самопознания (саморазвития) АБСОЛЮТНОЙ ИДЕИ есть выражение диалектического](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8282/slide-8.jpg)
ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ
Путь самопознания (саморазвития) АБСОЛЮТНОЙ ИДЕИ есть выражение диалектического метода
Гегеля, базирующегося на ТРЁХ ДИАЛЕКТИЧЕКИХ ЗАКОНАХ:
1. Закон единства и борьбы противоположностей (отражает источник развития);
2. Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные, и обратно (отражает механизм развития);
3. Закон отрицания отрицания (отражает направление развития в сторону прогресса или регресса).
Слайд 10
![ТРИАДИЧНОСТЬ ТРИАДИЧНОСТЬ характерна и для СИСТЕМЫ ФИЛОСОФИИ Гегеля, состоящей из](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8282/slide-9.jpg)
ТРИАДИЧНОСТЬ
ТРИАДИЧНОСТЬ характерна и для СИСТЕМЫ ФИЛОСОФИИ Гегеля, состоящей из ТРЁХ
частей: 1)ЛОГИКА; 2)ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ; 3) ФИЛОСОФИЯ ДУХА.
ЛОГИКА включает учение о бытии, сущности и понятии. ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ включает разделы: механизм, химизм (физика), организм. ФИЛОСОФИЯ ДУХА распадается на субъективный дух, объективный дух и абсолютный дух.
Слайд 11
![ТРИАДИЧНОСТЬ В свою очередь СУБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ включает антропологию, феноменологию и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8282/slide-10.jpg)
ТРИАДИЧНОСТЬ
В свою очередь СУБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ включает антропологию, феноменологию и психологию.
ОБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ – право, мораль, нравственность.
А АБСОЛЮТНЫЙ ДУХ – искусство, религию и философию.
Слайд 12
![Абсолютная истина Через выше указанные формы, то есть через свое](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8282/slide-11.jpg)
Абсолютная истина
Через выше указанные формы, то есть через свое «инобытие» АИ
развивается и познает себя.
Все завершается полным саморазвитием и достижением абсолютной истины.
Цикл замыкается. Система Гегеля оказывается замкнутой, завершенной, тогда как его диалектический метод подразумевет бесконечный процесс развития и познания (постановка противоречия и его разрешение, затем возникновение нового противоречия и т.д.).
Слайд 13
![ИСТОРИОСОФИЯ Диалектична и историософия Гегеля. Исторический путь предстал как НЕОБХОДИМОСТЬ:](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8282/slide-12.jpg)
ИСТОРИОСОФИЯ
Диалектична и историософия Гегеля. Исторический путь предстал как НЕОБХОДИМОСТЬ: всемирная
история есть ПРОГРЕСС в СОЗНАНИИ СВОБОДЫ.
Всемирная история представлена ЧЕТЫРЬМЯ СТУПЕНЯМИ МИРОВОГО ДУХА:
1. Восточный мир;
2. Греческий мир;
3. Римский мир;
4. Германский мир.
История понята Гегелем как единый и закономерный процесс развития, дающий в цепи событий всемирной истории начало новому, прогрессивному.
Слайд 14
![2. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ФИЛОСОФИИ МАРКСИЗМА Марксизм — основанная Карлом Марксом](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8282/slide-13.jpg)
2. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ФИЛОСОФИИ МАРКСИЗМА
Марксизм — основанная Карлом Марксом и Фридрихом
Энгельсом и развитая их последователями, в частности В. И. Лениным, система философских, экономических и социально-политических взглядов, включающая:
1. Философский материализм и диалектику;
2. Материалистическое понимание истории (теорию общественных формаций);
3. Экономическую теорию капиталистического общества (теорию прибавочной стоимости и др.);
4. Теорию классов и классовой борьбы;
5. Теорию пролетарской революции и перехода к коммунистическому обществу.
Слайд 15
![Карл Маркс (1818-1883)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8282/slide-14.jpg)
Слайд 16
![Фридрих Энгельс (1820-1895)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8282/slide-15.jpg)
Фридрих Энгельс (1820-1895)
Слайд 17
![В.И.Ульянов - Ленин (1870-1924)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8282/slide-16.jpg)
В.И.Ульянов - Ленин (1870-1924)
Слайд 18
![ИСТОЧНИКИ МАРКСИЗМА Источниками марксизма являются: - Немецкая классическая философия (материализм](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8282/slide-17.jpg)
ИСТОЧНИКИ МАРКСИЗМА
Источниками марксизма являются:
- Немецкая классическая философия (материализм Л.Фейербаха и
диалектика Г.Гегеля);
- Английская политэкономия (экономические теории А.Смита и Д.Рикардо, в частности, развитая ими трудовая теория стоимости.);
- Французский утопический социализм (социально-политические взгляды Сен-Симона, Ш.Фурье и Р.Оуэна).
Слайд 19
![Диалектический материализм Марксизм стоит на позиции материализма, т. е. считает](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8282/slide-18.jpg)
Диалектический материализм
Марксизм стоит на позиции материализма, т. е. считает
бытие, материю первичной, а сознание, мышление — вторичными.
Сознание — свойство высокоорганизованной материи отражать действительность, поэтому само оно, как свойство, не является материей и не сводится ни к одному из материальных процессов).
Сознание не только отражает мир, но и изменяет его, поскольку, будучи порождено человеческой деятельностью, оказывает на неё обратное определяющее влияние.
Слайд 20
![ОТРАЖЕНИЕ Отражение — всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении, фиксировании](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8282/slide-19.jpg)
ОТРАЖЕНИЕ
Отражение — всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении, фиксировании того,
что принадлежит отражаемому предмету.
«…Логично предположить, что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения…» (В.И.Ленин).
Любое отражение несёт в себе информацию об объекте отражения.
Способность к отражению, а также характер её проявления зависят от уровня организации материи.
Слайд 21
![ОТРАЖЕНИЕ В качественно различных формах отражение выступает в неорганической природе,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8282/slide-20.jpg)
ОТРАЖЕНИЕ
В качественно различных формах отражение выступает в неорганической природе, с
одной стороны, а с другой — в живой природе и общественной жизни, где оно характеризуется активностью и осуществляется высокоорганизованными системами, обладающими самостоятельной силой реагирования, начиная от биологического обмена веществ вплоть до сознательно-творческой, прогнозирующей и преобразующей деятельности человека.
Слайд 22
![ОТРАЖЕНИЕ Отражение тел неживой природы представляет собой свойство вещей воспроизводить](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8282/slide-21.jpg)
ОТРАЖЕНИЕ
Отражение тел неживой природы представляет собой свойство вещей воспроизводить под
воздействием других вещей такие следы, отпечатки, реакции, структура которых находится в соответствии с какими-либо сторонами воздействующих вещей. Но эти отпечатки не используются самими телами.
Формы отражения:
- раздражимость,
- ощущение,
- восприятие,
-представление,
-мышление.
Отражение — одно из основных понятий материалистической теории познания.
Слайд 23
![Теория познания Теория познания изучает: 1.Взаимоотношение субъекта и объекта в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8282/slide-22.jpg)
Теория познания
Теория познания изучает:
1.Взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной
деятельности,
2.Отношение знания к действительности и возможности познания мира человеком,
3. Критерии истинности и достоверности знания.
Слайд 24
![ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ КАК ТЕОРИЯ ОТРАЖЕНИЯ Исходным для теории отражения и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8282/slide-23.jpg)
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ КАК ТЕОРИЯ ОТРАЖЕНИЯ
Исходным для теории отражения и марксистской
гносеологии служит диалектико-материалистический принцип отражения, согласно которому результаты познания должны быть относительно адекватны своему источнику — оригиналу.
Они достигаются посредством двух взаимосвязанных требований и соответствующих им процессов:
- активного извлечения нужных,
- исключения ненужных, побочных сведений об оригинале.
Слайд 25
![ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ КАК ТЕОРИЯ ОТРАЖЕНИЯ Марксистская философия понимает отражение диалектически,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8282/slide-24.jpg)
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ КАК ТЕОРИЯ ОТРАЖЕНИЯ
Марксистская философия понимает отражение диалектически, как
сложный и противоречивый процесс взаимодействия чувственного и рационального познания, мыслительной и практической деятельности, как процесс, в котором человек не пассивно приспосабливается к внешнему миру, а воздействует на него, преобразуя и подчиняя его своим целям.
Слайд 26
![ПРАКТИКА Практика — основа познания. «Человек познаёт в той мере,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8282/slide-25.jpg)
ПРАКТИКА
Практика — основа познания.
«Человек познаёт в той мере, в
какой он действует в и какой он подвергается сам воздействию внешнего мира… Человек побуждается к размышлению главным образом теми ощущениями, которые он испытывает в процессе своего воздействия на внешний мир» (В.И.Ленин).
На протяжении тысячелетий стихийно совершившийся производственный процесс формировал у людей элементарные знания в различных областях жизнедеятельности.
Науки же подытоживали, осмысливали, обобщали данные практики, которая в дальнейшем включает в себя теоретическое знание и, претворяя его в жизнь, корректирует, обогащает, развивает. Так складывается единство практики и практически освоенного научного знания.
Практику можно считать критерием истины — мерилом, позволяющим разграничить истину и заблуждение.
Практическое подтверждение теоретических положений, научных предвидений доказывает их истинность.
Слайд 27
![ИСТИНА Целью познания является истина. Под истиной понимается знание, которое](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8282/slide-26.jpg)
ИСТИНА
Целью познания является истина.
Под истиной понимается знание, которое соответствует
содержанию объективных, вне нас существующих явлений материального мира и присущих ему законов.
Объективная истина – это такое содержание наших знаний, которое соответствует содержанию объективных процессов и не зависит от воли сознания познающего субъекта.
Абсолютная истина в марксистской философии понимается как неискаженное, достоверное, исчерпывающее знание обо всем окружающем мире, объективных законах его бытия.
Слайд 28
![ИСТИНА Относительная истина - это достоверное знание о чем-либо (об](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8282/slide-27.jpg)
ИСТИНА
Относительная истина - это достоверное знание о чем-либо (об определенных
явлениях и процессах), но в той или иной степени неполное, не исчерпывающее.
Она фиксирует момент неопровержимости истинного знания, но не в любых, а в определенных пределах: относительно определенных свойств, определенных предметов, определенных законов и т.д.
Развитие нашего знания происходит через относительную истину, в которой накапливаются «зерна абсолютной истины».
Истина всегда имеет границу своей применимости.
«Нет истины абстрактной, истина всегда конкретна» (В.И.Ленин).
Слайд 29
![ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ Материя— «…философская категория для обозначения объективной реальности, которая](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8282/slide-28.jpg)
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
Материя— «…философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана
человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (В.И.Ленин).
Материя включает в себя не только все непосредственно наблюдаемые объекты и тела природы, но и все те, которые в принципе могут быть познаны в будущем на основе совершенствования средств наблюдения и эксперимента.
Весь окружающий нас мир представляет собой движущуюся материю в её бесконечно разнообразных формах и проявлениях, со всеми её свойствами, связями и отношениями.
Слайд 30
![ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ Марксистско-ленинское понимание материи органически связано с диалектико-материалистическим решением](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8282/slide-29.jpg)
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
Марксистско-ленинское понимание материи органически связано с диалектико-материалистическим решением основного
вопроса философии (Ф.Энгельс);
оно исходит из:
- принципа материального единства мира,
-первичности материи по отношению к человеческому сознанию,
- принципа познаваемости мира на основе последовательного изучения конкретных свойств, связей и форм движения материи.
Основные формы движения материи — это:
- Механическая;
- Физическая;
- Химическая;
-Биологическая;
-Социальная.
Слайд 31
![ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗИ Диалектика была взята Марксом и Энгельсом у Гегеля](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8282/slide-30.jpg)
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗИ
Диалектика была взята Марксом и Энгельсом у Гегеля (который
развивал её с позиций объективного идеализма), но переработана на материалистической основе.
Как писал Энгельс, «…гегелевская диалектика была перевёрнута, а лучше сказать — вновь поставлена на ноги, так как прежде она стояла на голове».
Диалектический материализм рассматривает природу как целое, в котором объекты и явления взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Всё в природе движется и изменяется: что-то появляется и, в то же время что-то отмирает и исчезает.
В марксизме диалектика — это наиболее общие закономерности становления и развития природы, общества, человеческого мышления.
Слайд 32
![Материалистическое понимание истории (исторический материализм) «Если материализм вообще объясняет сознание](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8282/slide-31.jpg)
Материалистическое понимание истории (исторический материализм)
«Если материализм вообще объясняет сознание
из бытия, а не обратно, то в применении к общественной жизни человечества материализм требовал объяснения общественного сознания из общественного бытия».
Марксизм трактует человека как производное от общества, как продукт и субъект общественной трудовой деятельности.
Человек есть совокупность всех общественных отношений.
Слайд 33
![Принципы исторического материализма - Признание первичности материальной жизни общества —](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8282/slide-32.jpg)
Принципы исторического материализма
- Признание первичности материальной жизни общества — общественного
бытия по отношению к общественному сознанию и активной роли последнего в общественной жизни;
- Выделение из всей совокупности общественных отношений — производственных отношений как экономической структуры общества, определяющей, в конечном счёте, все другие отношения между людьми, дающей объективную основу для их анализа;
- Исторический подход к обществу, т. е. признание развития в истории и понимание его как закономерного естественноисторического процесса движения и смены общественно-экономических формаций;
- История делается людьми, трудящимися массами, а основу и источник побудительных мотивов их деятельности следует искать в материальных условиях общественного производства их жизни.
Слайд 34
![ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ Марксом был сформулирован закон соответствия производственных отношений (отношений](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8282/slide-33.jpg)
ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
Марксом был сформулирован закон соответствия производственных отношений (отношений людей
по поводу производства материальных благ) уровню развития и характеру производительных сил (совокупности средств производства и людей, занятых в производстве).
«В общественном производстве своей жизни люди вступают в определённые, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определённой ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определённые формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще.
Слайд 35
![ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ Производительные силы определяют производственные отношения. Соответствие производственных отношений](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8282/slide-34.jpg)
ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
Производительные силы определяют производственные отношения. Соответствие производственных отношений
уровню производительных сил необходимо для нормального функционирования и развития производительных сил.
Однако, развиваясь в рамках данных производственных отношений, производительные силы на известной ступени своего развития приходят с ними в противоречие.
«Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке» (К.Маркс).
Слайд 36
![ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ Исторический материализм требует учитывать не только экономику, но](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8282/slide-35.jpg)
ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
Исторический материализм требует учитывать не только экономику, но и
относительную самостоятельность различных общественных явлений.
Он обосновывает огромную роль идей, субъективного фактора в развитии общества.
История есть результат сложного взаимодействия различных общественных явлений, социальных сил.
Но способ материального производства всегда является основой, и в конечном счёте, определяет характер общества и направление исторического процесса.
Слайд 37
![ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ Важнейшей категорией исторического материализма является понятие общественно-экономической формации](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8282/slide-36.jpg)
ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
Важнейшей категорией исторического материализма является понятие общественно-экономической формации —
исторически определённой ступени в развитии человеческого общества, характеризующейся свойственным только ей способом производства и обусловленными этим способом социальными и политическими отношениями, юридическими нормами и учреждениями, а также идеологией.
Марксизм выделяет следующие общественно-экономические формации:
первобытнообщинная,
рабовладельческая,
феодальная,
капиталистическая,
коммунистическая.
Слайд 38
![ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ Все общественные формации, после первобытнообщинной (исключая будущую коммунистическую)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8282/slide-37.jpg)
ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
Все общественные формации, после первобытнообщинной (исключая будущую коммунистическую) основаны
на эксплуатации и антагонизме классов.
Классы — это «большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определённой системе общественного производства, по их отношению (большей частью закреплённому и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства» (В.И.Ленин).
По Марксу, всякая историческая борьба в любой идеологической области есть более или менее ясное выражение борьбы общественных классов.
Слайд 39
![Политическая экономия Предметом изучения марксистской политической экономии являются общественные способы](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8282/slide-38.jpg)
Политическая экономия
Предметом изучения марксистской политической экономии являются общественные способы производства,
или системы производственных отношений.
Методом марксистской политической экономии является диалектический метод как отражение объективной диалектики (общих законов становления, развития и гибели) способа производства.
Главным предметом исследования Маркса и Энгельса в области политической экономии являлся капиталистический способ производства.
Основным трудом, исследующим капиталистический способ производства, является «Капитал» К. Маркса.
Исходным пунктом в изучении капиталистических производственных отношений у Маркса явился анализ товара, поскольку товар исторически и логически предшествует капиталу, являясь его зародышевой формой.
Товар — это продукт труда, произведённый для обмена.
Слайд 40
![Научный коммунизм Научный коммунизм (или научный социализм) — одна из](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8282/slide-39.jpg)
Научный коммунизм
Научный коммунизм (или научный социализм) — одна из трёх
составных частей марксизма, изучающая социальное движение, направленное на ликвидацию капитализма и построение коммунистического общества.
Научный коммунизм указывает реальный, основанный на науке путь ликвидации эксплуатации человека человеком и введения новой организации общества, о которой мечтали представители утопического социализма (Оуэн, Сен-Симон, Фурье).
Особенно большое значение для научного коммунизма имеют теория классовой борьбы и теория прибавочной стоимости.
Слайд 41
![ОТЧУЖДЕНИЕ Только с таких высот истории могут быть правильно поняты](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8282/slide-40.jpg)
ОТЧУЖДЕНИЕ
Только с таких высот истории могут быть правильно поняты и
осмысленны все иные аспекты учения Маркса: «отчуждение», «эксплуатация», «эмансипация», «реальный гуманизм» и др.
ОТЧУЖДЕНИЕ есть реальный социальный процесс, характеризующийся ПРЕВРАЩЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ЕЁ РЕЗУЛЬТАТОВ В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ СИЛУ, ГОСПОДСТВУЮЩУЮ НАД НИМ И ВРАЖДЕБНУЮ ЕМУ.
Слайд 42
![ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ ОТЧУЖДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ: 1)отчуждение САМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ человека; 2)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8282/slide-41.jpg)
ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ ОТЧУЖДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ:
1)отчуждение САМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ человека;
2) отчуждение
УСЛОВИЙ ТРУДА от самого труда;
3) отчуждение РЕЗУЛЬТАТОВ ТРУДА от наёмного работника;
4) отчуждённость СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ и НОРМ, предписываемых ими, от трудящихся;
5) отчуждение ИДЕОЛОГИИ ОТ ЖИЗНИ, что бывает причиной ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ.
К различным формам отчуждения ведёт не только безграничное господство частной, но и государственной собственности.
Слайд 43
![ЭКСПЛУАТАЦИЯ Экономическое отчуждение – основа всякого иного отчуждения и зиждется](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8282/slide-42.jpg)
ЭКСПЛУАТАЦИЯ
Экономическое отчуждение – основа всякого иного отчуждения и зиждется на
эксплуатации.
В философско-экономическом смысле ЭКСПЛУАТАЦИЯ – это безвозмездное присвоение продуктов труда непосредственных производителей.
Присвоение собственниками земли и средств производства, результатов труда РАБОВ, КРЕПОСТНЫХ и НАЁМНЫХ РАБОТНИКОВ – это ТРИ ОСНОВНЫХ ФОРМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ.
Слайд 44
![Классовая борьба Марксизм считает классовую борьбу движущей силой развития общества,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8282/slide-43.jpg)
Классовая борьба
Марксизм считает классовую борьбу движущей силой развития общества, разделённого
на антагонистические классы.
Основными формами классовой борьбы пролетариата являются экономическая, политическая и идеологическая.
- Экономическая борьба — это борьба за профессиональные интересы рабочих (повышение зарплаты, сокращение рабочего дня, улучшение условий труда и т. д.).
Слайд 45
![КЛАССОВАЯ БОРЬБА - Политическая борьба является высшей формой классовой борьбы](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8282/slide-44.jpg)
КЛАССОВАЯ БОРЬБА
- Политическая борьба является высшей формой классовой борьбы пролетариата. Особенности
этой формы состоят:
Во-первых, в том, что она означает борьбу за коренные интересы пролетариата.
Во-вторых, политическая борьба — это общеклассовая борьба; она означает уже не борьбу рабочих отдельных предприятий против своего хозяина, а всего класса пролетариев против класса капиталистов.
Слайд 46
![КЛАССОВАЯ БОРЬБА В-третьих, в политической борьбе складывается партия — высшая](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8282/slide-45.jpg)
КЛАССОВАЯ БОРЬБА
В-третьих, в политической борьбе складывается партия — высшая форма
классовой организации пролетариата.
В-четвертых, политической борьбе пролетариата —устанавливается и крепнет его власть.
- Идеологической борьба, задача которой состоит в том, чтобы высвободить пролетариат из-под влияния буржуазной идеологии и превратить стихийно классовую борьбу в борьбу сознательную.
Слайд 47
![3. Маркс: критика «казарменного» коммунизма Ещё в своих «Экономическо-философских рукописях](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8282/slide-46.jpg)
3. Маркс: критика «казарменного» коммунизма
Ещё в своих «Экономическо-философских рукописях
1844 года» Маркс подверг критике и ОТВЕРГ ГРУБЫЙ, «КАЗАРМЕННЫЙ» КОММУНИЗМ.
Такой ВЕЩЕСТВЕННЫЙ КОММУНИЗМ насильственно абстрагируется от таланта, категория рабочего распространяется на всех людей, он отрицает повсюду ЛИЧНОСТЬ человека, возвращает к неестественной простоте БЕДНОГО человека и видит общность лишь в общности ТРУДА и равенстве ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ. Государство здесь становится ВСЕОБЩИМ СОБСТВЕННИКОМ, а граждане – НАЁМНЫМИ ТРУЖЕНИКАМИ.
Слайд 48
![КРИТИКА «КАЗАРМЕННОГО» КОММУНИЗМА «Тут есть всё, - общие столовые и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8282/slide-47.jpg)
КРИТИКА «КАЗАРМЕННОГО» КОММУНИЗМА
«Тут есть всё, - общие столовые и общие
спальни, оценщики и конторы, регламентирующие воспитание, производство, потребление, словом, всю общественную деятельность и во главе всего, в качестве руководителя, безыменный и никому неизвестный «НАШ КОМИТЕТ». Несомненно, это чистейший АВТОРИТАРИЗМ», - писал Маркс.
Слайд 49
![Список терминов: АБСОЛЮТ, в объективно-идеалистической философии Гегеля некое безличное духовное](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8282/slide-48.jpg)
Список терминов:
АБСОЛЮТ, в объективно-идеалистической философии Гегеля некое безличное духовное
начало, которое он называет то «мировым разумом», то «мировым духом», то «абсолютной идеей», которая существует до остального мира, природы и общества.
Слайд 50
![СПИСОК ТЕРМИНОВ: ДИАЛЕКТИКА – (от греч. – искусство вести беседу,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8282/slide-49.jpg)
СПИСОК ТЕРМИНОВ:
ДИАЛЕКТИКА – (от греч. – искусство вести беседу, спор),
учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. Диалектика есть философская теория, метод и методология научного познания и творчества вообще. Теоретические принципы диалектики составляют существенное содержание мировоззрения.
Слайд 51
![СПИСОК ТЕРМИНОВ: Т.о., диалектика выполняет теоретические, мировоззренческие и методологические функции.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8282/slide-50.jpg)
СПИСОК ТЕРМИНОВ:
Т.о., диалектика выполняет теоретические, мировоззренческие и методологические функции. Основные
принципы диалектики, составляющие её стержень, - всеобщая связь, становление и развитие, которые осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы категорий и законов.
Слайд 52
![СПИСОК ТЕРМИНОВ: ДИАЛЕКТИКА и МЕТАФИЗИКА. Диалектика возникла и исторически развивалась](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8282/slide-51.jpg)
СПИСОК ТЕРМИНОВ:
ДИАЛЕКТИКА и МЕТАФИЗИКА. Диалектика возникла и исторически развивалась в
борьбе с метафизическим методом мышления, характерной особенностью которого является односторонность, абстрактность, абсолютизация того или иного момента в составе целого. Как антидиалектика, метафизика отрицает качественное саморазвитие бытия через противоречия, тяготеет к построению однозначной, статичной и умозрительной картины мира.
Слайд 53
![СПИСОК ТЕРМИНОВ: ИСТОРИЗМ, принцип подхода к действительности как изменяющейся во](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8282/slide-52.jpg)
СПИСОК ТЕРМИНОВ:
ИСТОРИЗМ, принцип подхода к действительности как изменяющейся во времени,
развивающейся. Первоначально принцип историзма был выдвинут и разрабатывался в философских системах Вико, Вольтера, Руссо, Дидро, Фихте, Гегеля, Сен-Симона, Герцена.
Слайд 54
![СПИСОК ТЕРМИНОВ: Высшим этапом развития принципа историзма была философия Гегеля;](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8282/slide-53.jpg)
СПИСОК ТЕРМИНОВ:
Высшим этапом развития принципа историзма была философия Гегеля; «он
первый пытался показать развитие, внутреннюю связь истории», - писал Ф.Энгельс. Однако, лишь марксизм распространяет данный принцип на все сферы объективной действительности - природу, общество и мышление.
Слайд 55
![СПИСОК ТЕРМИНОВ: ИСТОРИЧЕСКОЕ и ЛОГИЧЕСКОЕ, философские категории, характеризующие отношение между](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8282/slide-54.jpg)
СПИСОК ТЕРМИНОВ:
ИСТОРИЧЕСКОЕ и ЛОГИЧЕСКОЕ, философские категории, характеризующие отношение между исторически
развивающейся объективной действительностью и её отражением в теоретическом познании. Историческое – процесс становления и развития объекта; логическое – теоретическое воспроизведение развитого и развивающегося объекта во всех его существенных, закономерных связях и отношениях.
Слайд 56
![СПИСОК ТЕРМИНОВ: Категории исторического и логического являются конкретизацией принципа и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8282/slide-55.jpg)
СПИСОК ТЕРМИНОВ:
Категории исторического и логического являются конкретизацией принципа и с
т о р и з м а , требующего смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное яление в истории возникло, какие главные этапы в своём развитии это явление проходило, и с точки зрения этого развития смотреть, чем данная вещь стала теперь.
Слайд 57
![СПИСОК ТЕРМИНОВ: Являясь одним из компонентов диалектического метода, принцип единства](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8282/slide-56.jpg)
СПИСОК ТЕРМИНОВ:
Являясь одним из компонентов диалектического метода, принцип единства исторического
и логического служит методологической основой постижения сущности и закономеностей сложных развивающихся объектов.
Слайд 58
![СИСОК ТЕРМИНОВ: ПРОТИВОРЕЧИЕ диалектическое, взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8282/slide-57.jpg)
СИСОК ТЕРМИНОВ:
ПРОТИВОРЕЧИЕ диалектическое, взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов
и явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития объективного мира и познания. Рассматривая противоречие как «…корень всякого движения и жизненности», Гегель показал, что процесс раздвоения единого на противоположности есть сущность развития.
Слайд 59
![СПИСОК ТРМИНОВ: Маркс отмечал: «Сосуществование двух взаимно-противоречащих сторон, их борьба](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8282/slide-58.jpg)
СПИСОК ТРМИНОВ:
Маркс отмечал: «Сосуществование двух взаимно-противоречащих сторон, их борьба и
слияние в новую категорию составляет сущность диалектического движения». Всякое развитие есть возникновение противоречий, их разрешение и в то же время возникновение новых противоречий.
Слайд 60
![СПИСОК ТЕРМИНОВ: ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ, один из двух «борющихся» моментов конкретного единства,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8282/slide-59.jpg)
СПИСОК ТЕРМИНОВ:
ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ, один из двух «борющихся» моментов конкретного единства, которые
являются сторонами п р о т и в о р е ч и я.
Слайд 61
![СПИСОК ТЕРМИНОВ: ВОСХОЖДЕНИЕ ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНОМУ, метод научного исследования,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8282/slide-60.jpg)
СПИСОК ТЕРМИНОВ:
ВОСХОЖДЕНИЕ ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНОМУ, метод научного исследования, состоящий
в движении теоретической мысли ко всё более полному, всестороннему и целостному воспроизведению предмета. Абстрактное в диалектической традиции понимается в широком смысле как «бедность», односторонность знания, а конкретное – как его полнота, содержательность.
Слайд 62
![СПИСОК ТЕРМИНОВ: В этом смысле принцип восхождения от абстрактного к](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8282/slide-61.jpg)
СПИСОК ТЕРМИНОВ:
В этом смысле принцип восхождения от абстрактного к конкретному
характеризует направленность научно-познавательного процесса в целом – движение от менее содержательного к более содержательному знанию.
Слайд 63
![СПИСОК ТЕРМИНОВ: ОТРИЦАНИЕ, философская категория, выражающая определённый тип отношения между](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8282/slide-62.jpg)
СПИСОК ТЕРМИНОВ:
ОТРИЦАНИЕ, философская категория, выражающая определённый тип отношения между двумя
последовательными стадиями, состояниями развивающегося объекта. Отрицание является необходимым моментом процесса развития. Диалектика в «…позитивное понимание существующего… включает в то же время понимание его отрицания…»(К.Маркс).
Слайд 64
![СПИСОК ТЕРМИНОВ: Любой объект в процессе своего развития неизбежно достигает](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8282/slide-63.jpg)
СПИСОК ТЕРМИНОВ:
Любой объект в процессе своего развития неизбежно достигает стадии
собственного отрицания, т.е. становится качественно иным. Диалектического отрицания есть момент связи, момент развития, с удержанием положительного.
Слайд 65
![СПИСОК ТЕРМИНОВ: ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ – один из основных законов](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8282/slide-64.jpg)
СПИСОК ТЕРМИНОВ:
ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ – один из основных законов диалектики,
характеризующий направление процесса развития, единство поступательности и преемственности в развитии, возникновения нового и относительной повторяемости некоторых моментов старого.
В материалистической диалектике закон отрицания отрицания рассматривается как закон развития природы, общества и мышления.
Слайд 66
![СПИСОК ТЕРМИНОВ: ЗАКОН ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ, один из](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8282/slide-65.jpg)
СПИСОК ТЕРМИНОВ:
ЗАКОН ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ, один из основных
законов материалистической диалектики, согласно которому изменение качества объекта происходит тогда, когда накопление количественных изменений достигает определённого предела.
Слайд 67
![СПИСОК ТЕРМИНОВ: СНЯТИЕ (нем. Aufheben), преобразование, в котором наличные формы](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8282/slide-66.jpg)
СПИСОК ТЕРМИНОВ:
СНЯТИЕ (нем. Aufheben), преобразование, в котором наличные формы или
принципы устраняются, отрицаются, но вместе с тем сохраняют, удерживают своё значение как подчинённые моменты новой целостности или системы.
Слайд 68
![СПИСОК ТЕРМИНОВ: СОБСТВЕННОСТЬ, исторически определённый общественный способ присвоения людьми предметов](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8282/slide-67.jpg)
СПИСОК ТЕРМИНОВ:
СОБСТВЕННОСТЬ, исторически определённый общественный способ присвоения людьми предметов производительного
и непроизводительного потребления. Собственность всегда связана с вещью (объектом присвоения), но она не сама вещь, а отношение между людьми по поводу вещи.
В качестве юридической категории собственность представляет собой отношения владения, пользования и распоряжения объектом собственности.
Слайд 69
![СПИСОК ТЕРМИНОВ: ОТЧУЖДЕНИЕ, социальный процесс, характеризующийся превращением деятельности человека и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8282/slide-68.jpg)
СПИСОК ТЕРМИНОВ:
ОТЧУЖДЕНИЕ, социальный процесс, характеризующийся превращением деятельности человека и её
результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему.
Слайд 70
![СПИСОК ТЕРМИНОВ: ЭКСПЛУАТАЦИЯ, безвозмездное присвоение продуктов труда непосредственных производителей. Присвоение](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8282/slide-69.jpg)
СПИСОК ТЕРМИНОВ:
ЭКСПЛУАТАЦИЯ, безвозмездное присвоение продуктов труда непосредственных производителей. Присвоение собственниками
земли и средств производства, результатов труда рабов, крепостных и наёмных работников – это три основных формы экономической эксплуатации.
Слайд 71
![СПИСОК ТЕРМИНОВ: ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ, совокупность материальных экономических отношений между людьми](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8282/slide-70.jpg)
СПИСОК ТЕРМИНОВ:
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ, совокупность материальных экономических отношений между людьми в
процессе общественного производства и движения общественного продута от производства до потребления.
Слайд 72
![СПИСОК ТЕРМИНОВ: СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА, исторически конкретное единство производительных сил и производственных отношений.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8282/slide-71.jpg)
СПИСОК ТЕРМИНОВ:
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА, исторически конкретное единство производительных сил и производственных
отношений.
Слайд 73
![СПИСОК ТЕРМИНОВ: БАЗИС И НАДСТРОЙКА, категории исторического материализма, характеризующие структуру](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8282/slide-72.jpg)
СПИСОК ТЕРМИНОВ:
БАЗИС И НАДСТРОЙКА, категории исторического материализма, характеризующие структуру общественно-экономической
формации и качественное своеобразие составляющих ее общественных отношений, процесса их диалектического взаимодействия. Общественные отношения делятся на материальные и идеологические.
Слайд 74
![СПИСОК ТЕРМИНОВ: Последние представляют собой лишь надстройку над первыми, складывающимися](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8282/slide-73.jpg)
СПИСОК ТЕРМИНОВ:
Последние представляют собой лишь надстройку над первыми, складывающимися помимо
воли и сознания человека в процессе производства. Базис – это совокупность производственных отношений, составляющих экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания.
Слайд 75
![СПИСОК ТЕРМИНОВ: РЕАЛЬНЫЙ ГУМАНИЗМ, термин К.Маркса, который определил реальные пути](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8282/slide-74.jpg)
СПИСОК ТЕРМИНОВ:
РЕАЛЬНЫЙ ГУМАНИЗМ, термин К.Маркса, который определил реальные пути осуществления
идеалов гуманизма, связав его с нарастанием индивидуальной собственности, преодолением эксплуатации человека человеком, национального гнёта, расовой дискриминации, социальных антагонизмов и войн, различных форм отчуждения и созданием материальных и духовных предпосылок для гармоничного и всестороннего развития человеческой личности. Реальный, практический гуманизм совпадает с высшей целью общества – развитием самого человека.
Слайд 76
![Литература: ГулыгаА.В. Немецкая классическая философия. – М.: Мысль,1986. Дворцов А.Г.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8282/slide-75.jpg)
Литература:
ГулыгаА.В. Немецкая классическая философия. – М.: Мысль,1986.
Дворцов А.Г. Гегель. – М.: Наука, 1972.
Ильенков Э.В. Диалектическая логика. – М.: Мысль, 1984.
Кантор К.М. Немецкая идеология Маркса-Энгельса и русский марксизм//Вопросы философии, 1998, № 2.
Киссель М.А. Гегель и современный мир.- Л.,ЛГУ, 1982.
Слайд 77
![ЛИТЕРАТУРА: Овсянников М.Ф. Гегель. – М.: Мысль, 1971 (Мыслители прошлого).](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8282/slide-76.jpg)
ЛИТЕРАТУРА:
Овсянников М.Ф. Гегель. – М.: Мысль, 1971 (Мыслители прошлого).
Малинин
В.А. Диалектика Гегеля и антигегельянство. – М.: Мысль, 1983.
Куно Фишер. Гегель, его жизнь, сочинения и учение. – М.-Л.: Госсоцэкономизда,1933.
М.-Л. теория исторического процесса. В 3 т. – М.: Наука, 1981-1987.
Новая технократическая волна на Западе. – М., 1986.
Ойзерман Т.И. Формирование философии марксизма. – М.: Мысль, 1974.
Слайд 78
![Первоисточники: Гегель. Сочинения. Т. 1-Х1У. – М.-Л., 1929-1959. Гегель. Наука](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8282/slide-77.jpg)
Первоисточники:
Гегель. Сочинения. Т. 1-Х1У. – М.-Л., 1929-1959.
Гегель. Наука
логики. Т. 1. – М., 1970.
Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. //Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 41.
Маркс К. Тезисы о Фейербахе// Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 3.
Слайд 79
![ПЕРВОИСТОЧНИКИ: Маркс К. Капитал. Т. 1. //Маркс К., Энгельс Ф.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8282/slide-78.jpg)
ПЕРВОИСТОЧНИКИ:
Маркс К. Капитал. Т. 1. //Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,
т.23. С.770-773.
Маркс К., Энгельс Ф. Альянс социалистической демократии и международное товарищество рабочих//Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.18. С. 413-415.
Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии //Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.21.