Учение о субстанции Б. Спинозы (1632 - 1677) - классическая тематизация центральной категории новоевропейского мышления презентация

Содержание

Слайд 2

Бенедикт Спиноза (Барух Спиноза), Родился: 24 ноября 1632, Амстердам Скончался:

Бенедикт Спиноза
(Барух Спиноза),
Родился: 24 ноября 1632, Амстердам 
Скончался: 21 февраля

1677, Гаага)
нидерландский философ.
Один из главных представителей философии Нового времени, рационалист.
Слайд 3

БЕНЕДИКТ СПИНОЗА Родился в Амстердаме 24 ноября 1632. Родители Спинозы

БЕНЕДИКТ СПИНОЗА

Родился в Амстердаме 24 ноября 1632.
Родители Спинозы были еврейскими

эмигрантами, переселившимися из Португалии, и он был воспитан в духе ортодоксального иудаизма.
Однако в 1656, после конфликта с городскими властями Спиноза был подвергнут «великому отлучению» еврейской общиной за еретические взгляды.
Слайд 4

БЕНЕДИКТ СПИНОЗА Примерно в это же время он покидает Амстердам

БЕНЕДИКТ СПИНОЗА

Примерно в это же время он покидает Амстердам и живет

поначалу в Уверкерке, деревне расположенной неподалёку, а после 1660 в Рийнсбурге, что в окрестностях Лейдена, общаясь с меннонитами и членами антиклерикальной христианской общины коллегиантов, штаб-квартира которой находилась в Лейдене.

Дом в Рийнсбурге,
где жил Спиноза с 1660 по 1663

Слайд 5

БЕНЕДИКТ СПИНОЗА Теперь он отдается интеллектуальным и научным занятиям, зарабатывая

БЕНЕДИКТ СПИНОЗА

Теперь он отдается интеллектуальным и научным занятиям, зарабатывая на жизнь

изготовлением оптических линз для телескопов и микроскопов.
Здесь он пишет «Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье», «Трактат об усовершенствовании разума», бо́льшую часть «Основ философии Декарта» и первую книгу «Этики».
Слайд 6

БЕНЕДИКТ СПИНОЗА В июне 1663 Спиноза переезжает в Воорбург, близ

БЕНЕДИКТ СПИНОЗА

В июне 1663 Спиноза переезжает в Воорбург, близ Гааги, где

знакомится с физиком и математиком Христианом Гюйгенсом, филологом Фоссиусом (Vossius). В 1664 публикует в Гааге «Основы философии Декарта» (единственное сочинение, изданное под собственным именем Спинозы при его жизни) вместе с «Метафизическими размышлениями».
Слайд 7

БЕНЕДИКТ СПИНОЗА В мае 1670 Спиноза переезжает в Гаагу (с

БЕНЕДИКТ СПИНОЗА

В мае 1670 Спиноза переезжает в Гаагу (с 1671 живёт

в доме на канале Павильюнсграхт
В 1675 он заканчивает «Этику» — труд, который в систематизированной форме содержит все основные положения его философии.

"Spinozahuis" дом, построенный в 1646, где Бенедикт Спиноза
закончил работу над Ethica и дом, где он умер.

Слайд 8

БЕНЕДИКТ СПИНОЗА «Угаснув, подобно модусу в субстанции..» ( Г. Гегель)

БЕНЕДИКТ СПИНОЗА

«Угаснув, подобно модусу в субстанции..» ( Г. Гегель)

Слайд 9

БЕНЕДИКТ СПИНОЗА Философские источники: Декартовская философия, Гоббс, Натурфилософия (Николай Кузанский,

БЕНЕДИКТ СПИНОЗА

Философские источники:
Декартовская философия, Гоббс, Натурфилософия (Николай Кузанский, пантеизм)
Религиозные источники:
Иудаизм, (Маймонид

Хасдай Крескас), ислам (Авиценна)
Слайд 10

БЕНЕДИКТ СПИНОЗА Влияние Декарта Геометризм , алгебраизм мышления Декарта Спиноза

БЕНЕДИКТ СПИНОЗА

Влияние Декарта
Геометризм , алгебраизм мышления Декарта Спиноза доводит до

логических пределов.
Поэтому его философию характеризуют как «панлогизм», или «пантеизм декартовского метода» .
Мир мыслится геометрически. Нет ничего иррационального.
Но Спиноза заимствует и комплекс проблем философии Декарта, но решает их по-своему.
Слайд 11

Понятие субстанции у Спинозы Основа системы Спинозы Бог - субстанция

Понятие субстанции у Спинозы

Основа системы Спинозы
Бог - субстанция
Его атрибутивные свойства (атрибуты)
Вещи

( модусы)
Понятие субстанции у Спинозы:
Общее утверждение: субстанция – это то, что имеет основу внутри себя.
Спиноза трактует это бытие как самопричинение , как причину всего.
Субстанция – это не вещь, а бесконечная деятельность причинения.
Слайд 12

Понятие субстанции у Спинозы Субстанция трактуется динамически - как бесконечная

Понятие субстанции у Спинозы
Субстанция трактуется динамически - как бесконечная активность причинения.


Будучи вечной причиной всего, она бесконечно причиняет себя, интерпретируясь, тем самым, как самопричина (causa sui).
Слайд 13

СУБСТАНЦИЯ - соотношение свободы и необходимости Бог является причиной всего

СУБСТАНЦИЯ - соотношение свободы и необходимости

Бог является причиной всего непосредственно, т.

е ближайшей причиной того, что происходит.
Это означает - тотальный детерминизм этого мира.
Бог производит причинение внутри себя и соответственно в совершенном мире свобода Бога совпадает с необходимостью по отношению к вещам.
Слайд 14

СУБСТАНЦИЯ- соотношение свободы и необходимости В то время как мир

СУБСТАНЦИЯ- соотношение свободы и необходимости

В то время как мир вещей-модусов с

неизбежностью, подобной следствиям логико-математических доказательств, определяется Богом-субстанцией, сама субстанция в этой детерминации абсолютно свободна, в том смысле, что она единственная из всего сущего определяется изнутри самой себя.
Тем самым, С. формулирует классическое понимание свободы как способности действовать в соответствии со своей собственной природой.
Слайд 15

АТРИБУТЫ Атрибут – это бесконечное в с воем роде. (в

АТРИБУТЫ

Атрибут – это бесконечное в с воем роде. (в терминах Николая

Кузанского – потенциально бесконечное).
У Бога бесконечное множество атрибутов, но нам известно только два – мышление и протяжение.
Протяженное и мыслимое – суть одно и тоже ( в Боге, в Божественном уме).
Весь мир протяжен и оформлен, структурирован (т.е. мыслим Богом)
Таким образом, если Бог мыслит вещи, то они существуют.
Слайд 16

МОДУСЫ Модусы- это конечное. Ничто конечное не имеет источника бытия

МОДУСЫ

Модусы- это конечное.
Ничто конечное не имеет источника бытия в себе самом,

оно существует постольку, поскольку является модификацией субстанции.
Модусы могут быть конечными и бесконечными.
Вещи (модусы) неразрывно связаны с Божеством, ведь он причиняет бытие вещам.
Слайд 17

Выводы из системы Спинозы - пантеизм Бог не существует без

Выводы из системы Спинозы - пантеизм

Бог не существует без мира и

мир без Бога.
«Жесткий» монотеизм Спинозы превращается в «жесткий» пантеизм.
«Бог без своих порождений не существовал и существовать не может» - говорит Спиноза.
Идея творения у Спинозы подменяется идеей рождения.
Мир оказывается «родным» Богу.
Слайд 18

Человек в системе Спинозы Человек в системе Спинозы – бесконечный

Человек в системе Спинозы
Человек в системе Спинозы – бесконечный модус.
Смысл

человеческого бытия заключён в познании.
Высший род познания – философия, т.к именно она познает Бога как субстанцию.
Мешают этому познанию в человеке – страсти.
Слайд 19

Человек в системе Спинозы – не смеяться, не плакать, но

Человек в системе Спинозы – не смеяться, не плакать, но понимать"


Чтобы преодолеть все мелкие страсти - необходимо сделать познание самой большой страстью.
Философия, по сути, есть интеллектуальная любовь к Богу (amor Dei intellectualis).
А также : "наша любовь к Богу есть только модус той бесконечной любви, которой Он сам любит себя в вечности".
Слайд 20

Человек в системе Спинозы – "счастье не в награде за

Человек в системе Спинозы – "счастье не в награде за добродетель,

а в самой добродетели"
Мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни.
В конечной жизни счастье достижимо.
Свободной воли нет, но возможна и есть свобода человека.
Слайд 21

Кто же такой Спиноза? Пантеист или атеист ? Спиноза –

Кто же такой Спиноза? Пантеист или атеист ?

Спиноза –

атеист, если:
Он отрицает Бога как Личность, Божество для него некая сверхличная сила.
Спиноза – пантеист, если:
Бог – это сама природа Бога , которая является в рождении мира.

Памятник Спинозе в Гааге.

Слайд 22

Значение философии Спинозы «Быть спинозистом – есть существенное начало всякой

Значение философии Спинозы

«Быть спинозистом – есть существенное начало всякой

философии» (Гегель)
Новое философское понятие о Боге и о субстанции как самопричинении.
На основе метафизики Спинозы была создана новая физика Ньютона.
Слайд 23

Сочинения Спинозы ок. 1660 «О Боге, человеке и его счастье»

Сочинения Спинозы

ок. 1660 «О Боге, человеке и его счастье»
1662 «Трактат

об усовершенствовании разума»
1663 «Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом»
1670 «Богословско-политический трактат»
1677 «Политический трактат»
1677 «Этика, доказанная в геометрическом порядке и разделенная на пять частей»
1677 «Еврейская грамматика»
Слайд 24

Литература Ковнер С. Р. Спиноза, его жизнь и сочинения. Варшава,1897.

Литература

Ковнер С. Р. Спиноза, его жизнь и сочинения. Варшава,1897.
Диттес Ф. Критические этюды

о нравственной философии Спинозы. СПб.,1900.
Диттес Ф. Этика Спинозы,Лейбница и Канта. СПб.,1902.
Робинсон Л. Метафизика Спинозы. СПб.,1913.
Кечекьян С. Ф. Этическое миросоерцание Спинозы. М.,1914.
Луппол И. К. Бенедикт Спиноза. М., 1924
Маньковский Л. А. Спиноза и материализм. М., 1930
Беленький М. С. Спиноза. М.,1964.
Коников И. А. Материализм Спинозы. М.:"Наука", 1971.- 268 с.
Соколов В.В. Спиноза. — М.: Мысль, 1973. — (Мыслители прошлого).
Майданский А. Д. Геометрический порядок доказательства и логический метод в «Этике» Спинозы // Вопросы философии. М., 1999.№ 11. С.172-180.
Кауфман И. С. Философия Спинозы в России. Первая часть. 1774—1884.// Историко-философский ежегодник 2004. М.,2005. С.312-344.
Луначарский А. В. Спиноза и буржуазия 1933
Половцова В. К методологии изучения философии Спинозы.
Ильенков Э. Три века бессмертия
Имя файла: Учение-о-субстанции-Б.-Спинозы-(1632---1677)---классическая-тематизация-центральной-категории-новоевропейского-мышления.pptx
Количество просмотров: 38
Количество скачиваний: 0