Слайд 2
![Знание–форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание помогает](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/156311/slide-1.jpg)
Знание–форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание помогает людям
рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.
Сознание–состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях, это способность субъекта соотносить себя с миром, вычленять себя из мира и противопоставлять себя ему.
Слайд 3
![Истина–это соответствие знаний действительности, то есть объективной реальности, существующей до](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/156311/slide-2.jpg)
Истина–это соответствие знаний действительности, то есть объективной реальности, существующей до и
независимо от нашего сознания, как состоящая не только из явлений, но и из сущностей, скрывающихся за ними, в них проявляющихся. Истина не только статичное, но также и динамичное образование, истина это процесс.
Познание– совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Цель познания усматривается в истине.
Явление–вообще всё, что чувственно воспринимаемо, особенно бросающееся в каком-то отношении в глаза; выражение, свидетельство наличия чего-то другого.
Слайд 4
![Сущность– идейный смысл данной вещи, то, что она есть сама](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/156311/slide-3.jpg)
Сущность– идейный смысл данной вещи, то, что она есть сама по
себе, в отличие от всех других вещей и в отличие от изменчивых, под влиянием тех или иных обстоятельств, состояний вещи; сущность есть принцип негативный, принцип ограничения: через (относительное) отрицание иных содержаний бытия сущность, с одной стороны, негативным образом ограничивает, выделяет данное конечное сущее из других; а с другой стороны, благодаря определённому характеру каждого отрицания, позитивным образом придаёт данному конечному сущему определённость содержания, смысловой образ данного конечного сущего.
Вера–признание чего-либо истинным, часто–без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их.
Интуиция–чутьё, проницательность, непосредственное постижение истины без логического обоснования, основанное на воображении, эмпатии и предшествующем опыте.
Слайд 5
![Рациональное –основанное на разуме, логике. Чувственное –воспринимаемое чувствами. Субъе́кт –носитель](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/156311/slide-4.jpg)
Рациональное –основанное на разуме, логике.
Чувственное –воспринимаемое чувствами.
Субъе́кт –носитель деятельности, сознания и
познания; индивид, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности
Объект –предмет, явление или процесс, на которые направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта (наблюдателя). При этом в качестве объекта может выступать и сам субъект.
Слайд 6
![Направления гносеологии Агностицизм (от др.-греч. ἄγνωστος –непознаваемый, непознанный) –концепция, согласно](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/156311/slide-5.jpg)
Направления гносеологии
Агностицизм (от др.-греч. ἄγνωστος –непознаваемый, непознанный) –концепция, согласно которой мы
ничего не можем знать о любых предельных и абсолютных основаниях реальности, поскольку непознаваемо то, знание о чем в принципе не может быть убедительно подтверждено свидетельствами опытной науки. Также отрицается возможность доказательства или опровержения идей и утверждений, основанных полностью на субъективных посылках. Иногда агностицизм определяется как философское учение, утверждающее принципиальную непознаваемость мира.
Слайд 7
![Скептицизм (от др.-греч. σκεπτικός –рассматривающий, исследующий) –философское направление, выдвигающее сомнение](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/156311/slide-6.jpg)
Скептицизм (от др.-греч. σκεπτικός –рассматривающий, исследующий) –философское направление, выдвигающее сомнение в
качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. Умеренный скептицизм ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и теориям. Секст Эмпирик в работе «Три книги пирроновых положений» отмечал, что скептицизм не рассматривает сомнение как принцип, а использует сомнение как полемическое оружие против догматиков, принцип скептицизма –явление.
Слайд 8
![Солипсизм (от лат. solus –«единственный» и лат. ipse –«сам») –радикальная](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/156311/slide-7.jpg)
Солипсизм (от лат. solus –«единственный» и лат. ipse –«сам») –радикальная философская позиция, характеризующаяся признанием собственного
индивидуального сознания в качестве единственно несомненной реальности и отрицанием объективной реальности окружающего мира. Логическим основанием солипсизма служит суждение, согласно которому единственная реальность, существующая достоверно, –это собственное сознание (которое доступно человеку непосредственно) и ощущения (которые также воспринимаются непосредственно). Вопрос адекватности отображения окружающего мира в нашем сознании всегда упирается в вопрос о достоверности восприятия.
Слайд 9
![Наивный реализм –позиция в философии и в обыденном сознании, согласно](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/156311/slide-8.jpg)
Наивный реализм –позиция в философии и в обыденном сознании, согласно которой
реально всё, что нормальный человек воспринимает в нормальных условиях и описывает общепринятым и соответствующим фактам языком. С точки зрения наивного реалиста, реальность –это то, что он лично воспринимает при помощи своих органов чувств, а также то, что он думает и знает о чувственно воспринимаемом мире. Согласно наивному научному реализму, теория, которую признало научное сообщество, обладает абсолютной истинностью, то есть даёт полный и точный образ описываемой системы объектов. Теория наивного реализма может быть охарактеризована как принятие пяти верований: 1) существует мир материальных объектов; 2) истинность утверждений об этих объектах можно проверить при помощи чувственного опыта; 3) эти объекты существуют не только, когда они воспринимаются, но также и тогда, когда они не воспринимаются, эти воспринимаемые объекты независимы от восприятия; 4) эти объекты могут сохранять качества, наблюдаемые нами при их восприятии, даже когда они не воспринимаются, и их качества независимы от восприятия; 5) при помощи наших чувств мы постигаем мир непосредственно и таким, каков он на самом деле, по большей части наши претензии на знание мира обоснованы.
Слайд 10
![Натурализм (фр. naturalisme; от лат. naturalis –природный, естественный) –философское направление,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/156311/slide-9.jpg)
Натурализм (фр. naturalisme; от лат. naturalis –природный, естественный) –философское направление, которое рассматривает природу как
универсальный принцип объяснения всего сущего, причём часто открыто включает в понятие «природа» также дух и духовные творения. Эпистемологический натурализм обсуждает источник веры, лежащей в основе знания. Эпистемологический натурализм имеет две разновидности –экстернализм и интернализм, которые расходятся в толковании источника ментальных состояний. С точки зрения экстернализма, причиной наших представлений являются внешние по отношению к нам субъекты. Для интерналиста не существует внешних объектов или сущностей, которые лежат вне мозга субъекта и все представления о мире являются следствием ментальных состояний. Обе версии эпистемологического натурализма отрицают возможность априорного знания.
Слайд 11
![Нативизм –философско-психологическая концепция, согласно которой человеку присущи независимые от опыта](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/156311/slide-10.jpg)
Нативизм –философско-психологическая концепция, согласно которой человеку присущи независимые от опыта врождённые
идеи, с помощью которых он познает мир. Противоположная ей генетическая или эмпиристическая теория рассматривает протяженность ощущений как нечто приобретенное, как продукт опыта.
Эмпиризм (от др.-греч. έμπειρία –опыт) –направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему . Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории). Под опытом в узком смысле этого слова разумеют познание единичного.
Слайд 12
![Рационализм (от лат. ratio –разум) –метод, согласно которому основой познания](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/156311/slide-11.jpg)
Рационализм (от лат. ratio –разум) –метод, согласно которому основой познания и действия людей
является разум. Поскольку интеллектуальный критерий истины принимался многими мыслителями, рационализм не является характерной чертой какой-либо определенной философии; кроме того, имеются различия во взглядах на место разума в познании от умеренных, когда интеллект признают главным средством постижения истины наряду с другими, до радикальных, если разумность считается единственным существенным критерием. Рационализм берет начало от философии древнегреческого мыслителя Сократа, который верил, что, прежде чем познавать мир, люди должны познать самих себя.
Слайд 13
![Редукционизм (от лат. reductio –возвращение, приведение обратно) –методологический принцип, согласно](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/156311/slide-12.jpg)
Редукционизм (от лат. reductio –возвращение, приведение обратно) –методологический принцип, согласно которому сложные явления
могут быть полностью объяснены с помощью законов, свойственных явлениям более простым (например, социологические явления объясняются биологическими или экономическими законами). Редукционизм абсолютизирует принцип редукции (сведения сложного к простому и высшего к низшему), игнорируя появление эмергентных свойств в системах более высоких уровней организации. Хотя как таковая, обоснованная редукция может быть плодотворной (пример –планетарная модель атома).
Слайд 14
![Эволюционная эпистемология –теория познания, являющаяся разделом гносеологии и рассматривающая рост](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/156311/slide-13.jpg)
Эволюционная эпистемология –теория познания, являющаяся разделом гносеологии и рассматривающая рост знания
как продукт биологической эволюции. Эволюционная эпистемология основывается на положении, что эволюция человеческого знания, подобно естественной эволюции в животном и растительном мире,– результат постепенного движения по направлению к всё лучшим теориям.