Слайд 2
![Основные разделы философии: – онтология, – гносеология, – аксиология, –](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/152053/slide-1.jpg)
Основные разделы философии:
– онтология,
– гносеология,
– аксиология,
– праксиология
– философская антропология,
– социальная
философия.
Слайд 3
![1. Онтология – учение о бытии, о первоначалах всего сущего,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/152053/slide-2.jpg)
1. Онтология – учение о бытии,
о первоначалах всего сущего, о критериях,
общих принципах и закономерностях существования
Первая философская проблема – проблема бытия/небытия объекта и субъекта, вопрос их первичности или вторичности по отношению друг к другу (первичность означает существование одного явления до, вне и независимо от другого).
Слайд 4
![Для обозначения объекта (объективной реальности) используется понятие «материя». Для обозначения](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/152053/slide-3.jpg)
Для обозначения объекта (объективной реальности) используется понятие «материя».
Для обозначения субъективной
реальности – понятие «сознание»
Основные направления классической онтологии:
материализм, идеализм, дуализм
Слайд 5
![Материализм – философское направление, признающее материю (объективную реальность) первичной, а](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/152053/slide-4.jpg)
Материализм –
философское направление, признающее материю (объективную реальность) первичной, а духовное начало,
сознание – вторичным.
Исторические виды материализма:
1) стихийный (наивный) материализм древних (Аристотель, Демокрит);
2) метафизический материализм Нового времени (Гольбах, Ламетри, Фейербах);
3) диалектический материализм (Маркс, Энгельс)
Слайд 6
![Идеализм – философское направление, признающее первичным духовное начало, а материю](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/152053/slide-5.jpg)
Идеализм –
философское направление, признающее первичным духовное начало, а материю считающее вторичной
или отрицающее ее существование.
Виды идеализма:
Объективный идеализм: считает первичным и объективно существующим духовное начало (Абсолютную идею, Божественный или космический разум), порождающее материальный мир, который поэтому вторичен (Платон, Гегель, неотомизм).
Субъективный идеализм: считает первичным и определяющим сознание субъекта, а материальный мир – зависящим от него или вообще отрицает его существование (Беркли, Фихте).
Слайд 7
![Дуализм – философское направление, отрицающее проблему первичности материи или сознания](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/152053/slide-6.jpg)
Дуализм –
философское направление, отрицающее проблему первичности материи или сознания и утверждающее
параллельность и независимость их существования друг от друга
(Декарт).
Слайд 8
![2. Гносеология – учение о познании, его сущности и возможностях,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/152053/slide-7.jpg)
2. Гносеология – учение о познании,
его сущности и возможностях,
об отношении
знания к реальности,
об условиях его достоверности и истинности
Познаваем ли мир? – вторая важнейшая философская проблема
Суть проблемы познаваемости:
способно ли сознание субъекта адекватно (правильно) отражать окружающий мир, или: могут ли соответствовать наши знания о мире самому этому миру?
Слайд 9
![Основные направления гносеологии Философы, признающие познаваемость мира, т.е., утверждающие, что](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/152053/slide-8.jpg)
Основные направления гносеологии
Философы, признающие познаваемость мира, т.е., утверждающие, что наши знания
о мире могут соответствовать этому миру, составляют лагерь гносеологических оптимистов.
Философы, отрицающие познаваемость мира или сомневающиеся в возможности его познания, относятся к гносеологическим пессимистам.
Слайд 10
![Разновидности гносеологического пессимизма – Скептицизм – сомнение в правильности познания](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/152053/slide-9.jpg)
Разновидности гносеологического пессимизма
– Скептицизм – сомнение в правильности познания мира (Юм);
–
Агностицизм – каждое явление – «вещь-в-себе» (И. Кант), познание – это «трансцензус» – переход от знания явления к знанию сущности, который не может быть осуществлен, ибо мы никогда не будем знать, какой вещь является сама по себе.
Слайд 11
![3. Философская методология – учение о всеобщем методе познания Проблема](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/152053/slide-10.jpg)
3. Философская методология – учение о всеобщем методе познания
Проблема поиска наиболее
оптимального метода познания объекта субъектом – третья важная философская проблема
Два основных метода философии:
диалектический и метафизический –
они альтернативны, носят взаимоисключающий характер,
базируются на противоположных принципах.
Слайд 12
![Диалектика: В ее основе – принцип всеобщей связи; принцип развития](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/152053/slide-11.jpg)
Диалектика:
В ее основе –
принцип всеобщей связи;
принцип развития
Метафизика:
для нее характерны:
разрыв
связей;
отрицание
или извращение развития
Слайд 13
![4. Праксиология – учение о практике Проблема активности, целеполагания и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/152053/slide-12.jpg)
4. Праксиология – учение о практике
Проблема активности, целеполагания и деятельности субъекта
по отношению к объекту – четвертая философская проблема
Практика – материально-предметная деятельность субъекта, в результате которой происходит изменение объекта.
Виды практики:
Материальная
Социальная
Научная
Слайд 14
![Два подхода: Созерцательный подход: Объект воздействует на субъект, который пассивно](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/152053/slide-13.jpg)
Два подхода:
Созерцательный подход:
Объект воздействует на субъект,
который пассивно отражает мир.
Деятельностный подход:
Предполагает
активное воздействие
субъекта на объект.
Слайд 15
![5. Аксиология – учение о ценностях, их природе, структуре и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/152053/slide-14.jpg)
5. Аксиология – учение о ценностях,
их природе, структуре и месте в
реальном бытии
Определение системы ценностей
и их приоритетов в отношениях субъекта и объекта – пятая проблема философии.
Аксиология выдвигает и обосновывает различный набор ценностей, от иерархии которых зависит мировоззрение личности и жизненная программа ее действий
Слайд 16
![Ценности – жизненно значимые для человека феномены, выступающие для него](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/152053/slide-15.jpg)
Ценности –
жизненно значимые для человека феномены, выступающие для него ориентиром
и организующие его жизнь и деятельность.
Виды ценностей: витальные, материальные, духовные
Основные ценности:
Бог
Человек
Природа
Жизнь,
Здоровье…
Продолжите этот ряд!
Слайд 17
![6. Философская антропология – учение о человеке Анализирует проблемы, связанные](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/152053/slide-16.jpg)
6. Философская антропология – учение о человеке
Анализирует проблемы, связанные с выявлением
места и роли субъекта в системе субъект-объектных и субъект-субъектных отношений.
В философии ХХ-XXI вв. проблема человека – важнейшая проблема большинства течений, отводящих центральное место изучению не мира – объекта, а человеку – субъекту (экзистенциализм, персонализм, неофрейдизм и др.).
Слайд 18
![7. Социальная философия – раздел философии, основной проблемой которого является](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/152053/slide-17.jpg)
7. Социальная философия –
раздел философии, основной проблемой которого является исследование специфических
особенностей бытия общества как совокупной субъективно-объективной реальности
Социальная философия анализирует динамику и перспективы развития общества, логику социальных процессов, смысл и предназначение человеческой истории.
Слайд 19
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/152053/slide-18.jpg)