Политические и правовые взгляды Томаса Пейна презентация

Содержание

Слайд 2

Томас Пейн (Thomas Paine; 1737, Тетфорд, Великобритания – 1809, Нью-Йорк, США) – «гражданин

мира», непосредственный участник обеих революций, блестящий публицист.

Пейн вошел в историю Нового времени как один из первых публичных политиков, который неизменно апеллировал непосредственно к общественному мнению по самым острым социально-политическим вопросам. Он стоял у истоков современной демократической идеологии, поэтому содержание его политических и правовых взглядов по-прежнему представляет значительный интерес и привлекает внимание новых исследователей. Стоит отметить, что в американской публицистической традиции за Томасом Пейном прочно закрепилась слава «крестного отца» американской демократии, а также приписывают авторство официального названия нового государства «Соединенные штаты Америки».

Слайд 3

Политическая публицистика Томаса Пейна

Первые политические строки Томасом Пейном были написаны в момент прибытия

в англо-американские колонии, где нарастала революционная обстановка. Первые и значимые работы, которые принесли Томасу Пейну, большую известность в среде сопротивления:
серия прокломаций «Американский кризис»
памфлет «Здравый смысл», где изложен ситуационный анализ американских дел того периода, сформулированы авторские взгляды на происхождение и назначение правительственной власти, обдумана монархическая форма правления и обозначена необходимость создания независимого и суверенного американского государства.
Столь решительная революционная повестка помогла Томасу Пейну завоевать не только сердца оппозиционеров Короне, но и занять видный пост – возглавить комитет по иностранным делам Второго Континентального конгресса. На этой должности он вел переговоры с Францией об оказании молодому государству военной и экономической помощи.

В северо-американских колониях

Слайд 4

Политическая публицистика Томаса Пейна

Томас Пейн был участником Великой французской революции 1789 года, а

в период нахождения в революционном Париже даже успел принять ключи от павшей Бастилии и чуть не лишился головы как «иностранный враждебный агент» от «якобинской гильотины» . Томас Пейн в 1791-1792 выступил в поддержку революционных достижений с трактатом «Права человека» (Rights of man).

В революционной Франции

Через несколько лет после издания трактат стал самым издаваемым произведением своего времени на английском языке. Это вызвало реакцию «английской короны» – книги стали изыматься и сжигаться. Уже в 20 веке произведения Томаса Пейна получило такую характеристику: «универсальный учебник для всех участников рабочего движения»*. * См.: Гольдберг Н. М. Томас Пейн. М. 1969. С. 12.

Слайд 5

Политическая публицистика Томаса Пейна

В революционной Франции

Слайд 6

Политическая публицистика Томаса Пейна

Томас Пейн издал ряд иных текстов, например, «Век разума» (Age

of reason, 1794-1796), где критиковал канонические христианские тексты:
«Я всегда упорно отстаивал право каждого человека на собственное мнение, сколь бы оно не отличалось от моего. Тот, кто отрицает за другими это право, превращается в раба своего нынешнего мнения, ибо лишает себя права изменить его».
«Я не верю в религии, исповедуемые еврейской, римской, греческой, турецкой, протестантской или какой-либо другой известной мне церковью. Мой собственный ум — моя церковь».*
Опубликование работы стало настоящей сенсацией, и уже более двухсот лет одни называют эту книгу «Библией для неверующих», а другие проклинают и предают анафеме ее автора.
*См.: Томас Пейн. Избранные сочинения. Москва. Издательство АН СССР. 1959.

Иные работы

Слайд 7

Основа политико-правовых взглядов Пейна

Рационализм.
Во всех своих философских рассуждениях Пейн опирается исключительно на

классический рационализм как метод познания действительности, признающий только разум единственным источником истинного знания.
Республиканизм.
В вопросе организации верховной государственной власти Пейн выступал последовательным приверженцем республиканского правления, основанным на принципах народовластия, выборности, регулярной сменяемости, внесословного представительства в органах власти . Он рассматривал республиканское правление как самое «разумное и естественное», так как оно наиболее соответствует идеям естественных прав и общественного договора, а также позволяет максимально обеспечить интересы и безопасность всех жителей страны.
Свободомыслие.
Важнейшей мировоззренческой идеей эпохи Просвещения было свободомыслие, которое понималось как признание права на критическое мышление и научное познание мира, свободные от догматического религиозного влияния. С распространением идей рационализма религия больше не рассматривалась как единственный источник истины, поэтому просветители выступали за ограничение ее роли в жизни общества и осуждали религиозный фанатизм.

Слайд 8

Позиция Томаса Пейна по отдельным политико-правовым вопросам

Форма государственного устройства.
В политической публицистике Пейна

вопрос о формах государственного правления занимает центральное место, что оправдано конъюнктурой исторических обстоятельств: волею судеб автор был непосредственно вовлечен в процесс создания двух государств, управление которыми мыслилось на совершенно новых принципах. В своих работах он последовательно придерживался позиции, согласно которой республиканское правление наиболее соответствует целям защиты естественных и реализации гражданских прав человека, а представительство является самой правильной и справедливой ее формой.
В памфлете «Здравый смысл» Пейн подвергает всесторонней критике все монархические формы правления: абсолютные монархии он считает «позором для человеческой природы» , не принимает также конституционные монархии как лишь частично ограниченные деспотии.

Слайд 9

Теория естественного права.
В построении собственной правовой концепции Пейн основывается на просветительской идеологии естественно-правовой

школы, включающей теории договорного происхождения государства и естественных неотчуждаемых прав человека.
Он считает людей «творениями божьими» и исходит из того, что «все рождаются равными и имеют равные естественные права» . В число естественных прав – «принадлежащих человеку по праву существования» - включает права духа (все интеллектуальные права, в том числе право на свободу совести и право на свободу мысли ), а также право добиваться благополучия и счастья, если это не ущемляет прав других людей.

Слайд 10

Отношение к рабству.
В своих публицистических работах Пейн неоднократно подчеркивал, что считает людей равноправными

- «Я верю в равенство людей» , поэтому он поднимал вопрос о необходимости запрета рабовладения. Еще в 1775 году Пейн написал статью «Африканское рабство в Америке», в которой призвал самым решительным образом полностью покончить с позорной практикой рабовладения: запретить работорговлю, освободить рабов и выделить им землю для возделывания .
Во многом благодаря бескомпромиссности Пейна в вопросе борьбы с рабовладением в 1780 году в штате Пенсильвания был принят Закон о постепенной отмене рабства («An Act for the Gradual Abolition of Slavery»), для которого он написал преамбулу . В ней подчеркивалось: «Мы можем сейчас сделать еще один шаг к всеобщей цивилизации, устранив, насколько возможно, горе тех, кто живет в незаслуженном рабстве» . Вследствие издания этого закона в Пенсильвании в 1790 году было принято решение, впервые среди североамериканских штатов, об освобождении рабов.
Имя файла: Политические-и-правовые-взгляды-Томаса-Пейна.pptx
Количество просмотров: 24
Количество скачиваний: 0