Слайд 2
![Один из ключевых разделов философии, изучающих проблему бытия - онтология](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/9646/slide-1.jpg)
Один из ключевых разделов философии, изучающих проблему бытия - онтология Онтология - учение
о фундаментальных принципах существования природы, общества, человека.
Слайд 3
![Становление философии начиналось именно с изучения проблем бытия. Древнеиндийская, древнекитайская,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/9646/slide-2.jpg)
Становление философии начиналось именно с изучения проблем бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия
в первую очередь разрабатывала проблемы онтологии, а уж потом философия расширила свой предмет и включила в себя гносеологическую, логическую, аксиологическую, этическую, эстетическую проблематику. Однако, все они, так или иначе, имеют своим основанием онтологию.
Слайд 4
![Бытие охватывает все реально существующее в природа обществе, мышлении. Таким](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/9646/slide-3.jpg)
Бытие охватывает все реально существующее в природа обществе, мышлении. Таким образом, категория
бытия - есть самое общее понятие, предельно общая абстракция, которая объединяет самые различные предметы, явления, состояния, процессы по общему признаку существования. В бытии выделяют две разновидности реальностей:
Объективная реальность — все то, что существует вне и независимо от сознания человека.
Субъективная реальность - это все то, что принадлежит человеку и вне его существовать не может (это мир психических состояний, мир сознания, духовный мир человека).
Слайд 5
![Бытие как совокупная реальность существует в основных четырех формах: Бытие](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/9646/slide-4.jpg)
Бытие как совокупная реальность существует в основных четырех формах:
Бытие природы. При этом
различают:
Первую природу. Это бытие вещей, тел, процессов, нетронутых человеком, все то, что существовало до появления человека: биосфера, гидросфера, атмосфера и др.
- Вторую природу. Это бытие вещей и процессов, созданных человеком (преобразованная человеком природа). Сюда относят орудия труда различной сложности промышленность, энергетика, города, мебель, одежда выведенные сорта и виды растений и животных и т.д.
Слайд 6
![2. Бытие человека. В этой форме выделяется: Бытие человека в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/9646/slide-5.jpg)
2. Бытие человека. В этой форме выделяется:
Бытие человека в мире вещей.
Здесь человек рассматривается как вещь среди вещей, как тело среди тел, как объект среди объектов, который подчиняется законам конечных, преходящих тел (т.е. биологическим законам, циклам развития и гибели организмов и т.д.).
- Собственное человеческое бытие. Здесь человек рассматривается уже не как объект, а как субъект, который подчиняется не только законам природы, но и существует как социальное, духовно-нравственное существо.
Слайд 7
![3. Бытие духовного (это сфера идеального, сознания и бессознательного), в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/9646/slide-6.jpg)
3. Бытие духовного (это сфера идеального, сознания и бессознательного), в котором можно
выделить:
Индивидуализированное духовное. Это личностное сознание, сугубо индивидуальные процессы сознания и бессознательного каждого человека.
-Объективированное духовное. Это надындивидуальное духовное. Это все то, что является достоянием не только отдельного человека, но и общества, т.е. это «социальная память культуры», которая хранится в языке, книгах, картинах, скульптуре и т.д. Сюда относят и различные формы общественного сознания (философия, религия, искусство, мораль, наука и т.д.).
Слайд 8
![4. Бытие социального, которое подразделяется на: Бытие отдельного человека в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/9646/slide-7.jpg)
4. Бытие социального, которое подразделяется на:
Бытие отдельного человека в обществе и
в прогрессе истории, как социального субъекта, носителя социальных отношений и качеств.
-Бытие самого общества. Охватывает всю совокупность жизнедеятельности общества как целостного организма, включая материально-производственную и духовную сферу, многообразие культурно-цивилизационных процессов.
Слайд 9
![Материя как философская категория.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/9646/slide-8.jpg)
Материя как философская категория.
Слайд 10
![Материя — это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/9646/slide-9.jpg)
Материя — это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая
им. На пути своего формирования понятие «материя» прошло несколько этапов;
Слайд 11
![на первом этапе материя отождествлялась с той или иной природной](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/9646/slide-10.jpg)
на первом этапе материя отождествлялась с той или иной природной стихией
(огонь — у Гераклита, вода — у Фалеев, воздух — у Анаксимандра и т.д.);
Слайд 12
![на втором этапе материя отождествлялась с атомами, веществом, с комплексом их свойств (Демокрит, Гольбах, Гельвеций);](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/9646/slide-11.jpg)
на втором этапе материя отождествлялась с атомами, веществом, с комплексом их
свойств (Демокрит, Гольбах, Гельвеций);
Слайд 13
![на третьем — с объективной реальностью (В. И. Ленин). В](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/9646/slide-12.jpg)
на третьем — с объективной реальностью (В. И. Ленин).
В философском
понимании категории «материя» можно выделить и четвертый этап, где эта категория предстает как совокупность многих и многих атрибутов и (в определенной мере) в «снятом» виде содержит указанные ее трактовки. Это так называемое субстанциально-аксиологическое представление о материи, которое берет свое начало в середине нашего столетия.
Слайд 14
![На разных этапах развития научного познания существовали различные модели материи.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/9646/slide-13.jpg)
На разных этапах развития научного познания существовали различные модели материи.
Наиболее
известными из них являются:
атомистическая модель (Демокрит);
эфирная модель (Декарт);
вещественная модель (Гольбах).
Слайд 15
![Понятие «материя», отражая предельно общие свойства объективного мира, является абстракцией.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/9646/slide-14.jpg)
Понятие «материя», отражая предельно общие свойства объективного мира, является абстракцией. Однако
категория «материя» имеет под собой объективное основание: существование многообразной действительности НЕЗАВИСИМО от сознания и воли человека. Материя - это единственно существующая субстанция. Она вечна и бесконечна, несотворима и неуничтожима.
Слайд 16
![Известны и такие ее свойства, как отражение и движение, пространство](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/9646/slide-15.jpg)
Известны и такие ее свойства, как отражение и движение, пространство и
время, причинность и взаимодействие, качество и коли честно и др. Кроме атрибутов, неразрывно связанных с материей. Материя немыслима без движения точно так же, как движение немыслимо без материи.
Слайд 17
![Движение как философская проблема.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/9646/slide-16.jpg)
Движение как философская проблема.
Слайд 18
![Движение – способность изменяться и переходить из одного состояния в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/9646/slide-17.jpg)
Движение – способность изменяться и переходить из одного состояния в другое.
Движение – это любое изменение материи. Сущность движения – это сосуществование двух взаимопротиворечивых сторон, их борьба и их слияние.
Свойства движения:
1. Всеобщность;
2. Объективность;
3. Несовершенность и неуникальность.
Слайд 19
![Формы вида движения представляют сбой способы её изменения. До XIX](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/9646/slide-18.jpg)
Формы вида движения представляют сбой способы её изменения. До XIX века,
всё множество форм движения сводилось в основном к механическим процессам. А с середины XIX века, Энгельс в своей работе «Диалектика природы», дал простейшую классификацию форм движения материи с учётом конкретного носителя:
1. Механическая (смена места);
2. Физическая (теплота, электричество, свет);
3. Химическая (образование озона);
4. Биологическая (существование и развитие живых организмов);
5. Социальная (совокупность явлений общественной жизни).
Слайд 20
![Эти формы связаны между собой генетически (т.е. одна зависит от](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/9646/slide-19.jpg)
Эти формы связаны между собой генетически (т.е. одна зависит от другой)
и структурно (одна, более сложная, включает в себя другую).
Слайд 21
![Материя не может двигаться иначе, как в пространстве и во времени. Точки зрения:](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/9646/slide-20.jpg)
Материя не может двигаться иначе, как в пространстве и во времени.
Точки зрения:
Слайд 22
![1. Материалисты. Время – форма бытия материи, выражающая последовательность и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/9646/slide-21.jpg)
1. Материалисты. Время – форма бытия материи, выражающая последовательность и длительность материальных процессов.
Пространство – это форма бытия материи, характеризующая её протяжённость.