Слайд 2
Детство
Сократ (470—399 гг. до н.э.) — свободнорожденный гражданин древних Афин. Сократ был
сыном каменотёса (скульптора) Софрониска и повитухи Фенареты, у него был брат по матери Патрокл.
Сократ получил общедоступное начальное образование, которое было нацелено на физическое и духовное формирование члена полиса (города-государства), его будущего полноправного и преданного гражданина.
Когда Сократу исполнилось 18 лет, решался весьма существенный вопрос о наделении гражданскими правами и официальном признании Афинского государства. В соответствии с законом, гражданином Афин признавался лишь тот, чьи оба родителя – афинские граждане.
Слайд 3
Личность Сократа
Сократ привлекал внимание решительно всем: внешностью и образом жизни, деятельностью и учением,
всегда был одет скромно и нередко ходил босиком. Сократ был безобразен: невысокого роста, приземистый, с отвисшим животом, большой лысой головой и огромным выпуклым лбом, бычья шея, глаза навыкате, толстые чувственные губы, бесформенный нос.
Слайд 4
Философия Сократа .
Познай себя самого
Сократа взволновала и захватила призывная надпись «Познай самого себя».
Изречение как призыв к познанию, и выяснению смысла, роли и границ человеческого познания в соотношении с божественной мудростью. Речь шла о принципе познания человеком своего места в мире.
Философский интерес Сократа к проблемам человека и человеческого познания знаменовал собой поворот от прежней натурфилософии к моральной философии. Человек и его место в мире стали центральной проблемой этики Сократа и главной темой всех его бесед
Философски возвысив разум и признав за ним универсальную мощь, Сократ подчинил его господству все космические и земные дела. Знание в трактовке Сократа предстало в качестве единственного должного регулятора и подлежащего критерию человеческого поведения. Тем самым он вдохнул новую жизнь в старую мудрость: «Познай самого себя».
Слайд 5
Добродетель – это знание
Этика Сократа может быть сведена к трем основным тезисам:
а)
благо тождественно удовольствиям, счастью;
б) добродетель тождественна знанию;
в) человек знает только то, что он ничего не знает.
Слайд 6
Однако мир удовольствий, как и мир страданий, оказывается сложным. Существует много удовольствий и
существует много страданий. Разным людям приятны разные вещи. Кроме того, нет строгой границы между удовольствиями и страданиями, одно сопряжено с другим. За радостью опьянения следует горечь похмелья. Страдание может скрываться за личиной удовольствий. Путь к удовольствиям может лежать через страдания. Человек постоянно оказывается в ситуации, когда необходимо выбирать между разными удовольствиями, между удовольствиями и страданиями. Соответственно встает проблема основания такого выбора.