Слайд 2
![Испанский философ X. Ортега-и-Гассет(1883-1955) явился если не создателем, то ярчайшим](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/217006/slide-1.jpg)
Испанский философ X. Ортега-и-Гассет(1883-1955) явился если не создателем, то ярчайшим выразителем
иного, нежели у Г. Тарда, Г.Лебона и их последователей, теоретического подхода к социально-массовым явлениям, который может быть обозначен как этико-эстетический или культурцентристский. Данный подход играл роль подхода-активатора начиная с 30-х годов XX века, и его формирование было связано как с определенной реакцией на развертывание процессов всесторонней массовизации в развитом индустриальном обществе, так и с дальнейшим развитием ряда идей Конфуция, Платона, Ф. Ницше и других мыслителей.
Слайд 3
![Заслугой X. Ортеги-и-Гассета является прежде всего введение в научный оборот](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/217006/slide-2.jpg)
Заслугой X. Ортеги-и-Гассета является прежде всего введение в научный оборот понятия
«человек массы» (массовый человек) и анализ особенностей данного социокультурного типа в сопоставлении с типом представителя духовной элиты.
Слайд 4
![Ортегианский культурцентристский подход обращает внимание на наметившееся нарушение прежнего динамического](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/217006/slide-3.jpg)
Ортегианский культурцентристский подход обращает внимание на наметившееся нарушение прежнего динамического равновесия
между элитой (высокодуховной и высококвалифицированной частью общества) и массой, на рост социального, а затем и культурного преобладания типа «человека массы», на опасность вульгаризации всей жизни общества, выхолащивания смысла и целей человеческого и общественного бытия в результате придания ценностям и вкусам последнего статуса эталонных, общечеловеческих ценностей.
Слайд 5
![Специфика подхода заключается и в акценте на рассмотрение «массового человека»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/217006/slide-4.jpg)
Специфика подхода заключается и в акценте на рассмотрение «массового человека» как
субъекта современных социально-массовых явлений; появление и господство «человека массы» связывается с развертыванием в благоприятных социальных обстоятельствах «плебейских» субкультуры и типа личности, для которого характерны жажда социального возвышения, стремление к расширенному паразитарному потреблению, ограниченные культурные потенции и потребности.
Слайд 6
![Согласно Ортеге-и-Гассету, при нарушении «динамического равновесия» между массой и элитой,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/217006/slide-5.jpg)
Согласно Ортеге-и-Гассету, при нарушении «динамического равновесия» между массой и элитой, когда
масса ниспровергает элиту и начинает диктовать свои «условия игры», возникает угроза деградации всех «надстроечных» сфер: политики, науки, искусства и др. Такое «вертикальное вторжение варварства» (В. Ратенау и X. Ортега-и-Гассет) угрожает цивилизации если не гибелью, то вырождением. Опасность такого рода возникает, по мнению испанского философа, на рубеже XIX-XX веков с выходом на арену истории относительно нового типа человека. Именно его, «человека массы», X. Ортега-и-Гассет сделал главным «персонажем» блестящего по форме философского эссе «Восстание масс» (1930). Введение этого понятия открывает простор для осмысления проблем «элемент массы», «латентная (потенциальная) масса», а также во многом создает основу для формирования нового, нетрадиционного подхода к изучению социально-массовых явлений.
Слайд 7
![К массе духовно принадлежит тот, кто в каждом вопросе довольствуется](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/217006/slide-6.jpg)
К массе духовно принадлежит тот, кто в каждом вопросе довольствуется готовой
мыслью, уже сидящей в его голове. Ему не дано проектировать и планировать, у него ограниченные творческие возможности, нет подлинной культуры, в решении споров он игнорирует основные принципы разума, не стремится держаться истины. Сложность, многогранность, драматизм бытия либо недоступны, либо пугают его; идеи, которые он приемлет, имеют цель раз и навсегда отгородиться от сложностей окружающего мира готовыми объяснениями, фантазиями, дающими иллюзию ясности и логичности. Массового человека мало беспокоит, что идеи могут быть неверны, ведь это просто окопы, где он спасается от жизни
Слайд 8
![Современным олицетворением, апофеозом «человека массы» является так называемый «специалист», человек,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/217006/slide-7.jpg)
Современным олицетворением, апофеозом «человека массы» является так называемый «специалист», человек, в
совершенстве знающий какую-либо одну науку, свой крохотный уголок Вселенной, но абсолютно ограниченный во всем, что выходит за его пределы. В политике, в искусстве, в социальной жизни, в остальных науках он придерживается примитивных взглядов, но излагает и отстаивает их с авторитетом и самоуверенностью знатока, не принимая возражений людей компетентных — «амбициозность полуобразованности»
Слайд 9
![Массовый человек утверждает свое равенство (точнее, дарованное ему право) не](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/217006/slide-8.jpg)
Массовый человек утверждает свое равенство (точнее, дарованное ему право) не путем
восхождения к высотам культуры, самосовершенствования, а путем низведения до себя окружающего его социума. Все эти новые блага и возможности он получает как готовый результат, подарок, не имея представления о процессе, о цене. Вокруг возникает множество новых соблазнов. Уверенность в своем праве получать, амбициозность полуобразованности, «комплекс самодостаточности» порождают в нем иллюзию фантастического всемогущества, вожделения будят к действию: потребовать свою долю общественных благ, даров цивилизации, причитающихся в силу специфически понимаемого «равноправия».
Слайд 10
![Ортега указал на опасность, угрожающую обществу со стороны активизировавшегося К](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/217006/slide-9.jpg)
Ортега указал на опасность, угрожающую обществу со стороны активизировавшегося К началу XX
века дисперсного морально-интеллектуального сообщества «людей массы», дал критерии диагностики данного социального типа, что позволяет нам под новым углом зрения взглянуть на проблему социально-массовых явлений.
Слайд 11
![«Человек массы» — это не марионетка, не случайный заложник толпы,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/217006/slide-10.jpg)
«Человек массы» — это не марионетка, не случайный заложник толпы, массового
действа, не только подход пропаганды и рекламы. Не отрицая роли социально-исторических факторов в выходе на передний план этого типа, Ортега-и-Гассет отводит этим факторам роль благоприятного фона скорее не возникновения, а именно развертывания его, он рисует «массового человека» в его активном, экспансионистском воздействии на общество, как субъекта формирования «массовой субкультуры» — старой, как мир, и новой лишь в масштабах своей агрессии, расползания в обществе. Ортега указывает на возникновение опасной тенденции к превращению этой, вульгарной по сути, субкультуры в эталонную, нормативную.
Слайд 12
![Массовое сознание мыслится, прежде всего, как продукт социума, теряет непосредственную](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/217006/slide-11.jpg)
Массовое сознание мыслится, прежде всего, как продукт социума, теряет непосредственную связь с
индивидуальным. Отличительной же чертой культурцентристского (ортегианского) подхода является обращение к проблеме массового в противоположной системе координат — рассмотрение характерных типов индивидуального сознания, сходных по содержанию и принципам функционирования, позволяющее выделить в качестве основных массовый, элитарный, промежуточный типы сознания.
Слайд 13
![Ортегианский подход подводит к следующему пониманию массы: это дисперсное, пространственно](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/217006/slide-12.jpg)
Ортегианский подход подводит к следующему пониманию массы: это дисперсное, пространственно распыленное
сообщество индивидов с совпадающими характеристиками сознания (гомогенными ценностными установками, типами мышления) — «людей массы». В определенных исторических условиях (господство рынка, индустриализм, урбанизация, массовизация образования и духовной жизни вообще в сочетании с формальной демократией) масса становится доминирующей силой, определяющей направление, характер протекания процессов во всех сферах общества.
Слайд 14
![Ортегианский вариант культурцентристского подхода в условиях нынешнего развития общества способен](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/217006/slide-13.jpg)
Ортегианский вариант культурцентристского подхода в условиях нынешнего развития общества способен стать
одним из наиболее перспективных направлений дальнейшего изучения социально-массовых явлений, открывающим путь к относительно новым и эвристически полезным теоретическим установкам при проведении социологических исследований и формулировании социально-философских обобщений, а также к формированию реально «работающих» научных понятий.