Слайд 2
![Социальный прогресс — глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/195521/slide-1.jpg)
Социальный прогресс — глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от примитивных
состояний (дикости) к вершинам цивилизованного состояния, основанного на высших научно-технических, политико-правовых, нравственно-этических достижениях.
Слайд 3
![С проблематикой социальных изменений тесно связана тематика социального прогресса. Одна](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/195521/slide-2.jpg)
С проблематикой социальных изменений тесно связана тематика социального прогресса.
Одна из первых
научных концепций социального развития как последовательного продвижения обществ по восходящим уровням прогресса, которое определяется приростом знания, принадлежит
А.Сен-Симону.
Слайд 4
![Его идеи развил основоположник социологии О. Конт. Контовский закон интеллектуальной](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/195521/slide-3.jpg)
Его идеи развил основоположник социологии О. Конт. Контовский закон интеллектуальной эволюции
человечества прямо указывает на направление и критерий социального прогресса — степень продвижения к высшей в его концепции, научной (позитивной) стадии развития.
Г. Спенсер, разделяя представление о нелинейном характере эволюции, предполагал измерять социальный прогресс достигнутой степенью сложности обществ. Социальная эволюция аналогична биологической и приводит постепенно к тому, что мир становится лучше.
Слайд 5
![В теории К. Маркса вопрос социального прогресса решался практически однозначно.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/195521/slide-4.jpg)
В теории К. Маркса вопрос социального прогресса решался практически однозначно. Достижение
высшей ступени человеческого развития — построения бесклассового коммунистического общества, где будет властвовать свободный труд свободных людей, — неизбежно, хотя и отдалено во времени.
Если О. Конт, Г. Спенсер и Э. Дюркгейм конструировали понятие прогресса в виде двустороннего процесса дифференциации и интеграции безотносительно к его благодетельным последствиям, то Л. Уорд, Н. Михайловский и др. считали, что прогресс заключается в увеличении человеческого счастья или уменьшении человеческого страдания. В одной из первых своих работ П.Сорокин указал, что оба эти течения недостаточны и их необходимо синтезировать. В противном случае теория прогресса рискует дать вместо формулы прогресса формулу застоя.
Слайд 6
![Большинство сторонников социального эволюционизма убеждены в наличии интеллектуального и технического](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/195521/slide-5.jpg)
Большинство сторонников социального эволюционизма убеждены в наличии интеллектуального и технического прогресса,
однако по поводу морального прогресса мнения расходятся. Те, кто считает, что моральный прогресс существует, принадлежат к течению эволюционной этики. Они исходят из того, что само наличие морали как основы взаимодействия и взаимопомощи людей уже является важнейшим фактором выживаемости общества. Моральная эволюция не отменяет борьбы за существование, но гуманизирует ее, заставляя находить все более мягкие способы борьбы.
Слайд 7
![Среди эволюционистов долгое время господствовало представление об однонаправленности эволюции для](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/195521/slide-6.jpg)
Среди эволюционистов долгое время господствовало представление об однонаправленности эволюции для всех
обществ, когда каждое из них проходит последовательно одинаковые стадии развития на пути к прогрессу. В ХХ в. это воззрение было признано несостоятельным на основании антропологических исследований. Оказалось, что не только западные, но и многие европейские страны развивались не по одному, а по разным сценариям, включавшим различное количество и последовательность этапов.
Слайд 8
![На новой основе эволюционный подход возродился в последние годы: эволюция](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/195521/slide-7.jpg)
На новой основе эволюционный подход возродился в последние годы: эволюция не
является однонаправленной, а может идти по многим направлениям. По теории эволюционных изменений структурного функционалиста Т. Парсонса общества имеют тенденцию становиться все более дифференцированными в своих структурах и функциях, причем новые структуры должны быть более функционально приспособленными, чем прежние.
Слайд 9
![Немецкий ученый Освальд Шпенглер в книге «Закат Европы» (1918) обосновывал](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/195521/slide-8.jpg)
Немецкий ученый Освальд Шпенглер в книге «Закат Европы» (1918) обосновывал периодизацию
развития и упадка культур по аналогии с этапами жизненного цикла человека, включая закат и смерть. По его мнению, каждая из восьми изученных им культур существовала около 1000 лет. Поэтому, если считать что западноевропейская культура зародилась около 900 лет назад, то ее конец уже близок.
Слайд 10
![Английский историк Арнольд Тойнби также считал, что развитие цивилизаций происходит](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/195521/slide-9.jpg)
Английский историк Арнольд Тойнби также считал, что развитие цивилизаций происходит по
одному пути, совершенствуясь и продвигаясь к упадку по сходным этапам. Возникая как ответ на какой-либо вызов природных или человеческих факторов, цивилизация достигает расцвета, пока eе элита способна обеспечить противодействие этому вызову. В противном случае наблюдается раскол и дезинтеграция цивилизации и вследствие нарастания внутренних конфликтов — движение к упадку.
Слайд 11
![Еще одним примером циклических теорий является концепция «мир-экономики» И. Уоллерстайна,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/195521/slide-10.jpg)
Еще одним примером циклических теорий является концепция «мир-экономики»
И. Уоллерстайна,
согласно которой страны третьего мира не смогут повторить путь, пройденный государствами — лидерами современной экономики; капиталистическая мир-экономика, зародившаяся более 500 лет назад, в 1967-1973 гг. вступила в неизбежную завершающую фазу жизненного цикла — фазу кризиса.