Слайд 3Рассмотрим следующие вопросы
Условия формирования, основные идеи и направления современной западной философии.
Антропологически ориентированные направления
современной западной философии.
Современные методы постижения субъективной реальности.
Слайд 4Вопрос первый
Условия формирования, основные идеи
и направления современной западной философии
Слайд 5Понятие «современный»
Под современным в отличие от классического или традиционного принято понимать «всё то,
перед лицом чего мы должны что-то сделать, чтобы адекватно это воспринять: происходящее, нарисованное, написанное, звучащее».
Слайд 6«Человек с филином» Константина Васильева
Слайд 7Сальвадор Дали. Предчувствие гражданской войны
Слайд 9«Черный квадрат» К. Малевича
Слайд 10Причины кризиса классической философии
Развенчание гуманистических и рационалистических иллюзий классической философии, начавшихся еще во
второй половине XIX в. в философии А. Шопенгауэра, а затем Ф. Ницше и других западных мыслителей.
Отсюда появляется потребность в адекватном восприятии реальности.
Слайд 11Основные положения
классической философии
1. Мир создан добрым и разумным Творцом и потому познаваем
рациональными методами.
2. Человек является рационально мыслящим и действующим существом.
Слайд 12Основные положения
неклассической философии А. Шопенгауэра
1. Мир создан протиразумной злой Волей и потому
непознаваем рациональными методами.
2. Человек есть иррациональное и волящее существо.
Слайд 13Главное событие, приведшее
к кризису классической философии
Первая мировая война (1914-1918), в которой участвовали
38 государств, на ее полях сражались 74 млн. чел., из которых 10 млн. было убито и 20 млн. искалечено.
Слайд 14Кризис классической философии
О кризисе классической философии говорит прежде всего то, что она не
предупредило общество о возможности братоубийственной мировой войны.
Тем самым она не выполнила своей прогностической функции.
Слайд 15Одна из загадок мировых войн
Одна из загадок Первой и Второй мировой войны –
развязывание их высокоинтеллектуальной страной – Германией.
Слайд 16Современная западная философия в узком смысле
Под современной западной философией в узком смысле обычно
понимаются учения философов XX века, которые различными путями пытались преодолеть кризис классической философской мысли.
Слайд 17Основные идеи современной западной философии
1. Идея изучения жизни отдельного человека и важности ее
анализа, примата изучения жизни индивида над изучением больших человеческих общностей (классов, народов, наций, этносов и т.д.).
2. Идея движения от свободного и разумного человека, способного кардинально переделать природу и общество и себя лично, к человеку, жестко детерминированному экономикой, политикой, религией и пр. Оказалось, что у человека есть не только «разум» и «сознание», но и «подсознание», которое вместе с интуицией становятся центром современной антропологии.
Слайд 18Основные идеи современной западной философии (2)
3. Идея о том, что сознание и разум
отдельного человека и (что важнее) общественное сознание – это не независимые структуры. Напротив, объявляется, что они – объекты манипуляции со стороны различных сил: государств, партий, авторитетов и даже иррациональных сил – масонов, магов, тайных орденов и т.д.
Слайд 19Основные идеи современной западной философии (3)
4. Идея двух не пересекающихся линий человеческого знания
– научного и философского, имеющих своим конечным продуктом «научную истину» и «философскую правду». Соответственно, оптимистические взгляды «классической» западной философии продолжаются в идеях «технотронного» «постиндустриального» общества. Однако больший вес имеют идеи антигуманистической сущности науки, которая может привести к физической гибели мира в огне ядерного взрыва или к его деградации путем промывания мозгов средствами современной электронной техники и тотального контроля над огромными массами людей, - возможность, которую тоже открыла современная наука.
Слайд 20Три направления
современной западной философии
1. Антропологически ориентированные поиски выхода из кризиса классической философии.
2.
Современные методы постижения субъективной реальности.
3. Сциентистски ориентированные направления.
Слайд 21Антропологически ориентированные поиски выхода из кризиса классической философии
“философия жизни”;
экзистенциализм;
психоанализ (фрейдизм и неофрейдизм);
религиозная философия;
философская антропология.
Слайд 22Антропологически ориентированные поиски выхода из кризиса классической философии (2)
Главная задача – создать новый
образ человека, в котором найдут место иррациональные составляющие человеческой личности.
Слайд 23Современные методы постижения субъективной реальности
феноменология;
философская герменевтика;
интуитивизм.
Слайд 24Сциентистски направленное философствование
неопозитивизм;
постпозитивизм;
структурализм;
постструктурализм;
философия науки.
Слайд 25Сциентистски направленное философствование (2)
Главная задача –
сделать философию строгой наукой.
Слайд 27Вопрос второй
Антропологически
ориентированные направления
современной западной философии (экзистенциализм и психоанализ)
Слайд 28Представители экзистенциализма
Французские философы
Жан-Поль Сартр (1905-1980)
Габриель Марсель (1889-1973)
Альбер Камю (1913-1960) и др.
Слайд 29Истоки экзистенциализма
Экзистенциализм – философское выражение глубоких потрясений, постигших западноевропейскую цивилизацию в современную эпоху.
У поколения западной интеллигенции, переживших ужасы двух мировых войн, эта философия вызвала интерес тем, что она обратилась к проблеме критических и кризисных ситуаций, в которые попадает человечество.
Почему возникают кризисы ума, нравственности и гуманности?
Слайд 30Центральная проблема экзистенциализма
Человек и его существование в мире, проблема отчуждения индивида от общества.
Экзистенциализм понимает отчуждение индивида как превращение деятельности человека, ее продуктов в самостоятельную, довлеющую над ним, враждебную ему силу, и как противостояние человеку государства, его институтов и других членов общества.
Слайд 31Выводы экзистенциализма
Экзистенциалисты считают, что катастрофические события новейшей истории обнаружили неустойчивость не только индивидуального,
но и всякого человеческого бытия.
Человеку, чтобы выжить, необходимо разобраться в своем внутреннем мире, трезво оценить свои способности и возможности.
Слайд 32Смысл жизни в экзистенциализме
Эта философия сосредотачивает свое внимание на духовной выдержке человека перед
лицом враждебного ему мира.
Смысл жизни видится в противостоянии действительности или уходе от нее.
Слайд 33Сущность человека в экзистенциализме
Существование предшествует сущности.
Т.е. человек, рождаясь, не имеет ни духовную,
ни биологическую, ни социальную сущность, а должен сам определиться, кем он является.
Слайд 34Ценность свободы в экзистенциализме
Человек призван быть свободным.
Быть свободным – это значит быть самим собой,
быть личностью, полагающейся на свои суждения.
Отсюда главный призыв экзистенциалистов – быть подлинным.
Слайд 35Как можно понимать личность
Личность – это человек, который:
1) осознал свои индивидуальные способности и
возможности;
2) выработал на основе самопознания собственную жизненную программу;
3) приступил к ее реализации несмотря на возможное сопротивление общества (других людей).
Слайд 36Представители философии психоанализа
Зигмунд Фрейд (1856-1939)
Альфред Адлер (1870-1937)
Карл Юнг (1875-1961)
Эрих Фромм (1900-1980) и др.
Слайд 37Основные идеи философии психоанализа
Философия психоанализа позволяет интерпретировать поведение и действия людей с учетом
как сознательного, так и бессознательного и тем самым изучать личность в целом.
До Фрейда поведение людей объяснялось либо физиологическими основами, либо детерминировалось сознанием.
Ключевым для Фрейда является представление о том, что не только внешние социальные факты правят поведением людей, но и внутренние силы.
По Фрейду, эти внутренние силы могут олицетворять собой как сознательное, так и бессознательное.
Слайд 38Понятие «бессознательное»
«Бессознательное» – совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании
человека, лежащих вне сферы разума, безотчетных и неподдающихся контролю.
Таким образом, упраздняется отождествление душевной жизни человека только с разумом, с сознательным.
Отсюда вытекают два основных постулата психоанализа.
Слайд 39Основные постулаты психоанализа
1. Психические процессы сами по себе бессознательны, сознательны лишь отдельные акты
и стороны душевной жизни.
2. Страсти и вожделения человека способны к сублимации, т.е. к отклонению от своих сексуальных целей и направлению на цели социальные. Другими словами, «… сексуальные влечения участвуют в создании высших культурных, художественных и социальных ценностей человеческого духа, и их вклад нельзя недооценивать».
Слайд 40Реальное влияние бессознательного на поведение людей
Фрейд указывает на реальное влияние бессознательного фактора на
социальные действия людей, что выражается в двух принципиальных моментах.
Во-первых, люди, принимая важные решения, могут не знать об истинных мотивах.
Во-вторых, бессознательные мотивы социальных действий остаются бессознательными потому, что люди не хотят их осознавать, хотя в принципе их можно исследовать особым новым методом, предложенным ученым.
Слайд 42Вопрос третий
Современные методы постижения субъективной реальности (философская герменевтика)
Слайд 43Герменевтика в широком смысле
Под герменевтикой в широком смысле понимается искусство понимания, истолкования текстов,
памятников прошлого.
Слайд 44Определение философской герменевтики
Философская герменевтика - учение о понимании и научном постижении сферы культуры,
и шире - и человеческого духа.
Слайд 45Основополагающий тезис философской герменевтики
“Человек есть существо, бытие которого заключается в понимании”.
Т.е. понимание
оказывается не только способом познания, но и способом существования человека.
Слайд 46Что такое понимание
Понимание – это всегда поиск смысла человеческой деятельности (слов, поступков и
действий).
Понимание достигается с помощью интерпретации, которая представляет процесс проникновения в глубь смысловой структуры текста (от явного смысла к скрытому). Под текстом понимается всё, включая человеческие слова и поступки.
Слайд 47Основные проблемы философской герменевтики
1) на каком пути достижимо понимание, которое следует признать адекватным;
2) какие методы отвечают задаче понимания;
3) как решить проблему «герменевтического круга».
Слайд 48Проблема «герменевтического круга»
Понимание целого складывается из понимания отдельных частей, а для понимания отдельных
частей необходимо понимание целого.
Для решения данной проблемы следует каким-то образом “войти” в этот круг.
Поэтому процесс понимания также включает разработку предварительного наброска смысла текста и его последовательный пересмотр.
Слайд 49Проблема «герменевтического круга» (2)
Беспредпосылочного понимания не существует: всегда существует некоторое предпонимание.
Разработка предварительного
наброска смысла текста и его последовательный пересмотр – процесс понимания смысла текста.
Слайд 50Факторы, влияющие на формирование предварительного образа человека
На формирование предварительного образа человека до встречи
с ним могут влиять:
информация о нем, полученная из различных источников, в том числе ложная;
опыт общения со сходными в чем-то с ним людьми;
социальные стереотипы, клише и т.п.;
особенность актуальной психологической ситуации и т.п.
Слайд 51Факторы, влияющие
на изменение образа человека
На изменение образа человека могут влиять:
информация о
нем, полученная из разных источников, в том числе ложная;
личный опыт взаимодействия с человеком и его интерпретация;
изменения этого человека (внутренние и внешние);
внутренние изменения самого субъекта познания.
Слайд 53Анкета
1. Что понравилось в преподавании курса?
2. Какая лекция (лекции) вызвала наибольший интерес?
3. Что
не понравилось в преподавании курса?
4. Что понравилось в проведении семинаров?
5. Что не понравилось в проведении семинаров?
6. Что можно, по вашему мнению, сделать по улучшению преподавания курса?
Слайд 54Как бы прощание
На этом лекционный курс
по философии завершен!
УРА!!!