Современный глобальный кризис и прикладная этика презентация

Содержание

Слайд 2

Этика – учение о морали, нравственности

Этика возникает в лоне философии и существует

по настоящее время как философское учение и философская учебная дисциплина.

Философия — один из источников развития человеческого знания — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира

Филосо́фия (φιλία — любовь, стремление, жажда + σοφία — мудрость → др.-греч. φιλοσοφία
Дословно: любовь к мудрости

Слайд 3

Для словесного наставления больше подходит выражение «читать мораль»
Для способов поведения, закрепившихся в

жизни и совершаемых «по зову сердца», более точным является термин «нравственность».

«НРАВСТВЕННОСТЬ» = «МОРАЛЬ»

от русского корня «нрав»

греч. «ήθος» – этос – обычай, нрав, характер

лат. «mos»

«moralis» – «моральный», «нравственный»

Римский философ
Марк Туллий Цицерон

Слайд 4

«мораль»

«нравственность»

система норм – запретов, идеалов, требований, предписаний, – принятая и разделяемая в данном

обществе.
Эти нормы закреплены в его культуре и в достаточно стабильном виде передаются от поколения к поколению.

реальное поведение людей с точки зрения его соответствия этим нормам, т.е. «безнравственным» будет назван тот человек или тот поступок, который отклоняется именно от данных, принятых в данном обществе, норм, хотя он и может подчиняться некоторым иным нормам, полагая себя при этом человеком нравственным.

Слайд 5

Этика, философия морали или нравственная философия, — учение о нравственности, как формы теоретического

осознания моральной жизни, учение о сущности морали, ее структуре, принципах и категориях, механизме действия морали.

Слайд 6

Разделы философии:
учение о мире, о бытии (метафизика, онтология),
о человеке (антропология),
о

познании (логика, эпистемология, гносеология)
– теоретическая философия, которая изучает ТО, ЧТО ЕСТЬ (т.е. сущее).

Этика – раздел философии, где речь идет не столько о том, что есть, сколько о том, ЧЕМУ СЛЕДУЕТ БЫТЬ, О МИРЕ ДОЛЖНОГО.

Слайд 7

«биолог хорошо знает биологию»;
«врач облегчает страдания больного»

нормативное
(или прескриптивное) высказывание

СУЩНОЕ

– дескриптивное
(т.е.

описательное) высказывание

ДОЛЖНОЕ

«биолог должен хорошо знать биологию»;
«врач должен облегчать страдания больного» –

Высказывание не относится к конкретному событию, а фиксирует предписание, или норму, соблюдаемую или не соблюдаемую в реальных ситуациях и являющуюся критерием для оценки множества конкретных действий.

Слайд 8

Этика – область исследования, которая рассматривает нравственную основу человеческого поведения:
«Почему мы поступаем

так, как мы поступаем?»
и пытается определить наилучший путь действий в условиях конфликтующих вариантов
«Как нам решить, что делать, когда другие люди не согласны с нами в решении сложного вопроса?».
Она является ключевым компонентом жизни в цивилизованном обществе.

Слайд 9

Этика – «философия практической жизни»

изучает общение и поведение человека в их наиболее совершенной

форме

создает идеал добродетельного человека

изучает мораль и реальные нравы общества

понятия добра и зла

роль и значение совести для моральной жизни человека

Слайд 10

Этика выясняет сущность таких понятий, как

достоинство

честь

справедливость

милосердие

ответственность

гражданственность

счастье

смысл жизни

совесть

стыд

любовь

Слайд 11

ЭТИКА

порядочность,
честность,
умение держать слово и
все, что связано с
внутренней душевной
жизнью личности:
чувство

стыда за совершенный
скверный поступок,
осознание своей вины,
раскаяние, искупление.

разгильдяйство
и расхлябанность,
недисциплинированность,
лживость, предательство,
зависть, корыстолюбие и
алчность, стремление к
наживе любой ценой,
легкомыслие и беспечность,
лень и отсутствие желания
жить своим трудом и т.д.

Слайд 12

Специфическая особенность этики как науки состоит в том, что она в отличие от

обычного житейского понимания стремится ответить на нравственные вопросы в теоретической форме, помочь в решении практических нравственных проблем, которые стоят перед большинством людей в их повседневной жизни.

В обыденной жизни слова «этика» и «мораль», «нравственность» употребляют как взаимозаменяемые. При этом слово «этика» имеет несколько различных значений. Одно из самых распространенных – это понимание этики как кодекса или свода принципов жизни людей.

Слайд 13

Основу этики образует осмысление противоположности между добром и злом.

Главнейший вопрос этики состоит

в определении границы доброго и злого, в определении того, что нравственно и что безнравственно.

Слайд 14

Этика регистрирует, фиксирует, описывает, объясняет не столько сами явления, сколько то или иное

отношение к ним, их оценку.

Если другие науки изучают объективно существующее, отвлекаясь от того, считаем мы его плохим или хорошим, то для этики именно вопрос о том, является ли нечто плохим или хорошим, предосудительным или достойным, имеет первостепенное значение.

Слайд 15

Этика — одна из наиболее древних форм духовной деятельности человека.

«Жизнь теперь не

та, что была прежде; дети не слушаются родителей».
Неизвестный автор:
древнеегипетский папирус Присса (IV тыс. до н.э.)

Первая известная нам этическая проблема:

1) люди могут вести себя хорошо или плохо;
2) хорошая, или правильная, жизнь заключается в послушании, т.е. в готовности услышать и принять в себя верное слово;
3) действия отдельных людей могут влиять на течение общественной жизни в целом, делать ее не такой, «какая была прежде».

Слайд 16

Этика появляется на изломах нравственной жизни, когда родовой уклад сменяется государством и единой

для всех племен религией.

Слайд 17

Палестина VIII-IV вв. до н.э.

Древняя Индия VI-V вв. до н.э.

Древний Китай

V-IV вв. до н.э.

ОСЕВОЕ ВРЕМЯ

Древняя Греция V-IV вв. до н.э.

Слайд 18

Великие моралисты человечества

Моралисты – люди, предлагающие новые моральные заповеди, более глубокое понимание

известных нравственных принципов.

Будда

Конфуций

Моисей

Иисус

Мухаммад

Слайд 19

«Самая лучшая жизнь, когда мы не делаем сами того, что осуждаем в других».


Фалес из Милета

«Чего я не желаю, чтобы другие делали мне, того же я желаю не делать и другим»
Ученик Конфуция Цзы гун («Лунь-юй», V, 12)

«Что ненавистно тебе самому, того не делай никому» Иудейский пророк Товит (Тов. 4,15)

«Как он поучает другого, так пусть поступает и сам» Буддийская «Дхаммапада» (XII, 159)

Несмотря на различное происхождение идеи, лежащие в основании этических систем, очень близки друг другу:

Отношением человека к миру определяется ответное отношение мира к человеку.

Слайд 20

Два главных источника этики:
— миф и система мифов;
— пословицы и поговорки, правила житейской

мудрости, выросшие из культовой практики предсказания будущего.

Правила житейской мудрости: греч. – канон.

Словесная формулировка правила – афоризм (от греч. «άφορζω» — «устанавливать границу», «определять»), в лат. – «norma».

«Максима» – словесное выражение высшей, самой общей нормы, устанавливаемой человеком для самого себя.

Слайд 21

«Не злословь о ближнем, чтобы не услышать такое, чему сам не порадуешься».

к

самому себе:

«Из молодости в старость бери припасом мудрость, ибо нет достояния надежнее»
Биант из Приены

к другим существам: богам и демонам, людям, животным и растениям.

«Богов чтить выше демонов, героев выше людей, и из людей выше всего родителей». Пифагор

к другим людям:

Советы практической мудрости касались отношений:

Хилон из Спарты

Слайд 22

правила, касающиеся отношения между поколениями - родителями и детьми:

«С женой при чужих не

ласкайся и не ссорься: первое — знак глупости, второе — бешенства»
Клеобул из Линда

«Чем поддержал ты своих родителей, такой поддержки жди и от детей»
Фалес из Милета

«Наказывай не только за проступок, но и за намерение»

между правителем и подданными:

отношения между мужчиной и женщиной, мужем и женой:

Периандр из Коринфа

Слайд 23

Превращению этики в науку способствовало ее отделение от других наук.

Основатель этики –

великий древнегреческий философ
Сократ (469-399 до н.э.).

Слово «этика» как прилагательное, образованное от «ήθος», ввел в оборот в IV в. до н.э. Аристотель (384-322 до н.э.)

в I тыс. до н.э.

Слайд 24

Платон
(428 - 328 до н.э.)

Крупнейшие этики в истории человечества

Сенека
(4 до

н.э. - 65 н.э.)

Марк Аврелий (121 - 180)

Августин Блаженный (354 - 430)

Б. Спиноза
(1632 - 1677)

И. Кант
(1724 - 1804)

Слайд 25

А. Шопенгауэр
(1788 - 1860)

Ф. Ницше
(1844 - 1900)

св. Тихон Задонский
(1724

- 1783)

св. Феофан Затворник
(1815 - 1894)

Вл.С. Соловьёв (1853 - 1900)

Н.О. Лосский
(1870 - 1965)

Слайд 26

Н.А. Бердяев (1874 - 1948)

Л.Н. Толстой
(1828 - 1911)

Ф.М. Достоевский
(1821- 1881)


А. Швейцер
(1875 - 1965)

Мировое значение приобрели нравственные идеи русских писателей:

Слайд 27

«Мы все привыкли думать, что нравственное учение есть самая пошлая и скучная вещь,

в которой не может быть ничего нового и интересного; а между тем вся жизнь человеческая, со всеми столь сложными и разнообразными, кажущимися независимыми от нравственности деятельностями, – и государственная, и научная, и художественная, и торговая – не имеет другой цели, как большее и большее уяснение, утверждение, упрощение и общедоступность нравственной истины».
Л.Н. Толстой

Слайд 28

Предмет этики менялся, это были различные качественные ступени познания нравственности, теоретического углубления в

ее сущность.

Слайд 29

В своем нравственном развитии человечество прошло три основные стадии:

первобытная нравственность - основана на

отношениях родства и экзогамии

нравственность древних цивилизаций – основана на государственной власти и наследственно воспроизводящихся общественных сословиях

нравственность техногенных, или промышленных, цивилизаций, в которых государственная власть сочетается с внесословным принципом организации общества

Слайд 30

Люди вынуждены создавать новую систему ценностей, новые правила поведения в кризисные, переломные ситуации

в обществе, когда перемены в социальной жизни в целом существенны.

Слайд 31

В начале ХХ века был поставлен вопрос о необходимости переосмысления задач этики, нахождения

новых путей и методов, по сравнению с традиционной этикой.

Перед этикой возникает сложнейшая задача – переосмыслить всю наличную культуру и то духовное состояние, в котором находится общество и личность, сформулировать наиболее важные нравственные принципы и ценности, нормы и правила, для того чтобы помочь человеку приспособиться к изменившимся социальным реалиям, чувствовать себя уверенно, выстраивая свои взаимоотношения с другими людьми и природой.

Слайд 32

Глобальная цивилизация

Первый исторический суперцикл (8-е тыс.
до н.э. — 1-е тыс. н.э.)

Второй исторический

суперцикл (VI—XX вв.)

Третий исторический суперцикл XXI—XXIII вв. (прогноз)

Постиндустриальная
(XXI — начало XXIII в. — прогноз)

5-е поколение
(XXI — начало XXIIIв. — прогноз)

Раннеиндустриальная (XV — середина XVIII в.)
Индустриальная (середина XVIII—XX в.)

Средневековая
(VI—XIV вв.)

9 тыс. лет

1,4 тыс. лет

Античная (VIII в. до н.э. — V в. н.э.)

Неолитическая (8-4 тыс. до н.э.).
Раннеклассовая (конец 4-го — начало 1-го тыс. до н.э.)

Мировые цивилизации

4-е поколение
(XV—XX вв.)

0,2 тыс. лет

3-е поколение
(VI—XIV вв.)

2-е поколение (VIII в. до н.э. — V в. н.э.)

1-е поколение (конец 4-го — начало 1-го тыс. до н.э.)

Поколения локальных цивилизаций

Слайд 33

СОВРЕМЕННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Результат философии «полного господства над природой» в XIX-XX вв

Наука сделала нас богами

раньше, чем мы научились быть людьми. — Жан Ростан

Слайд 34

Глобальный системный кризис человечества

Кризис (др.-греч. κρίσις — решение, поворотный пункт) — переворот,

пора переходного состояния, перелом, состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации и проблемы.

Слайд 35

БЕРМУДСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Численность народонаселения

Смена соотношения эталонных частот биологического и социального времени


Резкое ухудшение экологической обстановки

Слайд 36

Одна из жизненно важных проблем современности – экологический кризис, начавшийся 30-50 лет назад.

Мы

называем его глобальным, поскольку он затронул всю планету, все сферы деятельности человека.

Слайд 37

Экологический кризис – это сложившееся в настоящее время состояние взаимоотношений между человеческим обществом

и окружающей природной средой, в которой человек живет, в которой до предела обострены противоречия между экономическими интересами общества в потреблении и использовании природной среды и экологическими требованиями обеспечения сохранности, качества этой среды для выживания самого общества.

Природа понимается как объект приложения сил человека в соответствии с данными естественных наук, физики, химии, биологии.

Слайд 39

Одной из причин экологического кризиса является перенаселенность планеты.

Людской потоп – 7 млрд.

чел.

Слайд 40

Рост численности человечества на Земле

Красным цветом около графика указаны годы, когда численность населения

Земли достигала очередного миллиарда.

Слайд 42

Умеренный (и, видимо, наиболее вероятный прогноз) — 9,3 млрд. Показана доля Индии, Китая,

африканских стран, менее развитых стран других континентов, более развитых стран.

Рост народонаселения за последние 60 лет и прогноз на 2050 год при допущении средних оценок рождаемости и смертности.

Слайд 43

Страны мира по плотности населения

В случае перенаселения под демографическим кризисом понимают несоответствие численности

населения территории её способности обеспечить жителей жизненно необходимыми ресурсами.

Слайд 44

Карта мира по среднему количеству детей, рождённых женщиной в течение жизни, с учетом

средних показателей для женщин всех возрастов (данные 2011 года) .

7-8 детей

6-7 детей

5-6 детей

4-5 детей

3-4 детей

2-3 детей
1-2 детей
0-1 детей

Слайд 45

Численность населения России в 1950—2011 годах

Данные о количестве рождений и смертей с 1950

года.

Плотность населения России на 14.10.2010

Демографический кризис в России.

Слайд 46

Человечество съедает большую часть продовольственных ресурсов, выделяемых природой для конечных консументов.

Физическая масса

людей составляет 1/20 массы животных суши и около 1/2 всех млекопитающих.

Слайд 47

ГОЛОД

Слайд 48

БЕЗРАБОТИЦА

Гаретт Хардин – ученый, много размышлявший над этим вопросом, пришел к заключению, что

«демографические проблемы не имеют технического решения; они требуют основательного расширения морали».

Слайд 49

«Кризис морали, более чем экономический, поразил мир» . Папа Римский Бенедикт XVI

Угроза

человеку исходит в первую очередь не от потенциально смертоносных машин и технологических аппаратов. Настоящая угроза всегда направлена против сути человека. Мартин Хайдеггер

Слайд 50

Главной причиной нравственной деградации общества выступает дисбаланс между изменяющимися условиями жизни и сложившейся

системой ценностей, разрыв между преемственностью и обновлением в ее структуре.

Каковы ценности, таковы и общество, и личность.

Це́нность — важность, значимость, польза, полезность чего-либо.

Слайд 51

Это заставка с детского сайта www.communitycorner.org, дающего начальные представления о том, откуда берутся

деньги. Можно кликнуть по любому объекту, и появится информация о разных экономических приемах (инвестиции, страховка и т. д.), с помощью которых можно заполучить собственные деньги. В Америке детей сызмальства приучают к мысли о больших деньгах.

Слайд 52

Деньги воспитывают целеустремленных эгоистов

Результаты эксперимента, когда испытуемым предлагал помощь экспериментатор. Контрольная группа, в

которой испытуемых не настраивали думать о деньгах, достоверно чаще просила о помощи.

Kathleen D. Vohs, Nicole L. Mead, Miranda R. Goode. The Psychological Consequences of Money // Science. 2006. V. 314. P. 1154–1156.

Деньги меняют поведение человека:
побудительная мотивация меняется к лучшему,
а социальное поведение – к худшему.

Одно лишь напоминание о деньгах приносит людям ощущение независимости и самодостаточности. Оборотной стороной этого явления оказался эгоизм: вспомнив о деньгах, испытуемые отказывались от помощи и переставали помогать другим.

Слайд 53

И наоборот, более высокий социальный статус и возможность влиять на общественную жизнь приобретают

лица, прежде бывшие нравственными «аутсайдерами»: ловкачи, карьеристы, подчас даже прямо криминальные субъекты.

Коренная переоценка ценностей неизбежно сопровождается тем, что из активной общественной жизни насильственно исторгаются или добровольно уходят люди, нравственный уровень которых значительно превосходит средние показатели.

Слайд 54

Самым распространенным выражением нравственного кризиса служит ослабление моральной мотивации поведения.
Оно проявляется в

том, что в действиях большей части людей начинают преобладать более простые утилитарные или гедонистические побуждения, стало быть, сужаются временные и пространственные перспективы.

Слайд 55

Предельное выражение нравственный кризис общества находит в росте фактов дегуманизации человека, т.е. утраты

отдельными индивидами человеческого достоинства.

Слайд 56

В трех субпопуляциях альтруисты оказались в проигрыше. 
Но, субпопуляции, в которых изначально было больше альтруистов, выросли сильнее,

т. к. они имели в своем распоряжении больше «общественно-полезного продукта», производимого альтруистами.
= Суммарный процент альтруистов вырос. Рис. из статьи в Science

Гипотетический пример действия «парадокса Симпсона»

Исходная популяция

Рост популяции

p — доля альтруистов

w — численность популяции

Слайд 57

Кружки показывают долю альтруистов в начале эксперимента,
окончания горизонтальных отрезков — долю альтруистов в конце эксперимента.


John S. Chuang, Olivier Rivoire, Stanislas Leibler. Simpson’s Paradox in a Synthetic Microbial System // Science. 2009. V. 323. P. 272–275.

скорость роста популяции

процент альтруистов в популяции

Результаты эксперимента с 12 пробирками (эксперимент был повторен 21 раз).

Видно, что: 1) во всех случаях доля альтруистов снизилась (все отрезки направлены влево), 2) чем больше было в популяции альтруистов, тем быстрее она росла.

Слайд 58

С середины ХХ века накопленная информация, скорость создания новой информации и её сложность

превзошли возможности отдельного человека по нахождению нужных знаний и их усвоению даже в своей узкой отрасли деятельности.

Биологическое время – скорость смены поколений людей, а социальное – скорость смены технологий.

С 1950 г. произошла смена соотношения эталонных частот биологического и социального времени, получившая название «закона времени».

За 25 лет происходит смена 5-8 технологий

Слайд 59

Мудрость: знание того, как использовать знание для улучшения жизни человека

Хронология и периоды жизни

известных ученых и философов.

Сегодня общее количество знаний или фактической информации возросло экспоненциально, а относительная компетентность в управлении миром фактически снизилась.

Слайд 60

Академик Виталий Лазаревич Гинзбург

«С конца XIX века и примерно до 60-х или 70-х

годов XX века физика была, можно сказать, первой наукой, главной, доминирующей.
Сегодня именно биология, особенно молекулярная биология, заняла место лидирующей науки.
Для нас физика остается делом жизни, молодой и прекрасной, но для человеческого общества и его развития место физики заняла биология».

БИОЛОГИЯ – ЛИДЕР НАУКИ конца ХХ – начала ХХI вв

1953 г. – расшифрована структура ДНК

2003 г. –секвенирован геном человека

Слайд 61

Успехи генетики и молекулярной биологии облегчили доступность к манипулированию генетическим материалом человека.

Методика

оживления, трансплантация, вживление искусственных органов, банк эмбрионов, «пробирочные дети», экспериментирование на человеке – всё это, с одной стороны, заметно обогатило арсенал средств борьбы за человеческую жизнь,

с другой стороны, внесло новые проблемы в традиционно сложившиеся границы начала и конца человеческого существования, различения нормы и патологии, различения своего и чужого, морального и аморального, легального и криминального.

Слайд 62

ЭПОХА БИОТЕХНОЛОГИИ

Возможность производить людей с заранее заданными свойствами, а потом еще и менять

их по своему желанию способна раздвинуть горизонты свободы воли и преобразовать основы характера.

По мере экспоненциального накопления знаний человек постепенно утрачивал контроль над ними и уже не пытался представить себе Великий замысел.

Слайд 63

Демократизация общественных отношений

увеличение свободы выбора в жизни каждого

повышение значимости общечеловеческих моральных норм

необходимость разработки

норм практической этики

возрастает роль нравственной культуры личности, прежде всего ее нравственной надежности и моральной ответственности

Слайд 64

В конце двадцатого столетия гуманизация всей жизни человека и общества, понимание ценностей индивидуально-личностного

характера стали причиной возникновения прикладной этики.

Сам термин «прикладная» наука возник внутри естествознания, внутри фундаментальной науки. Из нее он был вскоре перенесен в гуманитарные науки, в том числе, в философию и этику.

Слайд 65

XXI век поставил перед этикой новые серьезные проблемы, которые связаны прежде всего с

возрастанием роли и значимости прикладной этики

Основная причина – рост человеческих знаний и технологических возможностей.

Слайд 66

ЭТИКА

теоретическая или дескриптивная

прикладная

— исследование системы
нравственности вообще;
— история нравственности;
— история этических учений.

изучает

функционирование нравственности в отдельных сферах человеческой жизни:
— биомедицинская этика,
— экологическая этика,
— фармакологическая этика,
— этика науки,
– предпринимательская
этика (этика бизнеса),
— педагогическая этика,
— политическая этика ,
— компьютерная этика и т.п.

Появление прикладной этики обусловлено тем, что в некоторых сферах общества нравственная жизнь приобретает особую «плотность» и интенсивность.

Слайд 67

Биоэтика – это подраздел прикладной этики, приложимый к наукам о жизни.
Дисциплина «Биоэтика»

помогает нам, как обществу, принимать решения о том, как лучше использовать новое научное знание.

Слайд 68

«Прикладная этика возникла (и отдельные ее области и разновидности будут возникать) там и

тогда, где возникала или будет возникать угроза жизни и существованию человека и человечества, опасность ущемления его неотъемлемых прав и интересов – будь то сфера биологического эксперимента, медицинского обслуживания или экологического выживания, там, где предпринимались попытки в очередной раз «обойтись без этики», поставить на первое место какие-то соображения минутной выгоды, экономической необходимости или чьих-то интересов, отодвинуть этические соображения на второй план, там, где возникала новая опасность для жизни и страх смерти».

Слайд 69

Прикладная этика использует теоретические наработки этики и преобразует их для нужд конкретной профессиональной

деятельности.

собственно профессиональная этика, связанная с нравственными особенностями конкретной профессии

Прикладная этика – область знания и практики, предметом которой являются:

•практические моральные проблемы, имеющие пограничный (предельный) и открытый характер

Имя файла: Современный-глобальный-кризис-и-прикладная-этика.pptx
Количество просмотров: 25
Количество скачиваний: 0