Слайд 2
![ПЕРИОДИЗАЦИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 410 г. (476 г.) – 1492 г. I.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/200051/slide-1.jpg)
ПЕРИОДИЗАЦИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
410 г. (476 г.) – 1492 г.
I. Раннее средневековье
– конец V - середина XI в.
(ок. 800 г. – Каролингский Ренессанс)
II. Позднее средневековье - середина XI – конец XV в.
Слайд 3
![РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ Сложная социальная ситуация ( переход от](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/200051/slide-2.jpg)
РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ
Сложная социальная ситуация ( переход от античного рабовладельческого и
варварского родоплеменного строя к феодальному).
Формирование варварских и раннефеодальных государственных образований (королевств).
Господство аграрного сектор в экономике, натурально-хозяйственные отношения.
В духовной жизни временный упадок культуры, связанный с гибелью Западной Римской империи и натиском языческого бесписьменного мира.
Постепенный подъем культуры, связанный с утверждением христианства.
Слайд 4
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/200051/slide-3.jpg)
Слайд 5
![ГЕРМАНСКИЕ КОРОЛЕВСТВА И ВОСТОЧНАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ, 526 Г.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/200051/slide-4.jpg)
ГЕРМАНСКИЕ КОРОЛЕВСТВА И ВОСТОЧНАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ, 526 Г.
Слайд 6
![ЛАНГОБАРДСКОЕ КОРОЛЕВСТВО, 568 Г.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/200051/slide-5.jpg)
ЛАНГОБАРДСКОЕ КОРОЛЕВСТВО, 568 Г.
Слайд 7
![ГЕРМАНСКИЕ КОРОЛЕВСТВА В БРИТАНИИ C VII ПО IX ВЕКА](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/200051/slide-6.jpg)
ГЕРМАНСКИЕ КОРОЛЕВСТВА В БРИТАНИИ C VII ПО IX ВЕКА
Слайд 8
![Зарождение ПАТРИСТИКИ (вторая половина II в. н. э.), учение ранних](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/200051/slide-7.jpg)
Зарождение ПАТРИСТИКИ (вторая половина II в. н. э.), учение ранних христианских
теологов, «отцов церкви», заложивших основы философии христианства (II-V вв.): Тертулиан, Ориген, Василий Кессарийский, Григорий Нисский, Иероним Стридонский, Руфин, Августин.
Господство христианской теологии.
Латынь – международный язык церкви, управления, науки и обучения (вульгарная латынь).
Слайд 9
![III-IV вв. переход от античности к средневековью. Поиск истинной мудрости](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/200051/slide-8.jpg)
III-IV вв. переход от античности к средневековью.
Поиск истинной мудрости
в христианстве, а не в античной философии.
Обращение к идеям Платона.
Переводы с греческого.
Изучение римских грамматик (II в. до н. э. – IV, VI вв. н. э.): Варрон, Квинтилиан, Донат, Присциан.
Перевод Библии на латинский язык.
Слайд 10
![Рассмотрение вопросов философии языка У каждого народа есть свой язык,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/200051/slide-9.jpg)
Рассмотрение вопросов философии языка
У каждого народа есть свой язык, но сущность
языка всеобща.
Язык является отличительным признаком человека. Разумность проявляется в речи.
Звуковой характер человеческого общения.
Язык предназначен для общения.
Слайд 11
![Мышление может протекать вне языковой формы. Имя есть знак или](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/200051/slide-10.jpg)
Мышление может протекать вне языковой формы.
Имя есть знак или символ какой-либо
сущности.
Не все слова одинаково значимы.
Все слова созданы человеком по его потребности.
Внутренняя речь как «впечатления души, не выражаемые голосом».
Язык сопрягает в себе «тело» и «душу».
Слайд 12
![ВИДНЫЕ ДЕЯТЕЛИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Боэций (V в.) – римский государственный деятель,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/200051/slide-11.jpg)
ВИДНЫЕ ДЕЯТЕЛИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Боэций (V в.) – римский государственный деятель,
философ-неоплатоник, теоретик музыки, христианский теолог
Создание латинского словаря логических терминов
Разработал систему средневекового образования (грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, музыка, астрономия).
Слайд 13
![Эльфрик (XI в.) первая латинская грамматика на древнеанглийском языке опирается](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/200051/slide-12.jpg)
Эльфрик (XI в.)
первая латинская грамматика на древнеанглийском языке
опирается на труды
римских грамматиков
перевод отрывков из Присциана и заимствований из Доната
цель книги – побудить юношей к изучению грамматики
вводятся и поясняются латинские термины
определения отличаются предельной простотой
Слайд 14
![Создал законченную систему патристики. Язык и мышление не являются тождественными. Иоанн Дамаскин (ок. 650- 753)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/200051/slide-13.jpg)
Создал законченную систему патристики.
Язык и мышление не являются тождественными.
Иоанн Дамаскин
(ок. 650- 753)
Слайд 15
![Карл Великий (742-814)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/200051/slide-14.jpg)
Слайд 16
![Развитие просвещения в период правления Карла Великого (742-814) Реформы в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/200051/slide-15.jpg)
Развитие просвещения в период правления Карла Великого (742-814)
Реформы в области языка
Введено
новое письмо – каролингский минускул.
Преподавание философии и риторики.
Выверен текст Библии.
Палатинская школа Алкуина (732-804): Писание, античная литература, логика, грамматика, астрономия.
Обращение к грамматике Присциана (более философская, чем грамматика Доната).
Слайд 17
![Разделение церкви IX-XI вв. Разделение церкви и культуры на Западную](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/200051/slide-16.jpg)
Разделение церкви IX-XI вв.
Разделение церкви и культуры на Западную (католическую) и
Восточную (православную) обусловило специфику Восточной культуры:
Письменность на основе греческой.
Свой канонический язык – церковнославянский.
Менее интенсивное развитие логики.
Тенденция к синтезу двух культур начинается в XVI-XVII вв.
Слайд 18
![Создание университетов в Западной Европе XI в. – XV вв.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/200051/slide-17.jpg)
Создание университетов в Западной Европе
XI в. – XV вв.
Болонья, Оксфорд, Кембридж,
Париж, Саламанка, Падуя, Неаполь, Тулуза, Лиссабон, Гренобль, Мадрид, Рим, Прага, Краков, Вена, Гейдельберг, Кельн, Будапешт, Лейпциг, Мюнхен, Копенгаген.
Первые специальности – теология, право, медицина.
Слайд 19
![СХОЛАСТИКА Вид средневековой религиозной философии, предназначенной для систематизации и рационального](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/200051/slide-18.jpg)
СХОЛАСТИКА
Вид средневековой религиозной философии, предназначенной для систематизации и рационального обоснования религиозного
вероучения.
Метод умозрительных, формально-логических доказательств, в основе которого – логика Аристотеля.
Не описывала мир, а строила универсальный понятийный аппарат.
Слайд 20
![ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ Доказательства бытия Бога Соотношение веры и разума Проблема универсалий](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/200051/slide-19.jpg)
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Доказательства бытия Бога
Соотношение веры и разума
Проблема универсалий
Слайд 21
![АНТИЧНЫЕ ТЕОРИИ «ТЕСЕЙ» – «ФЮСЕЙ» СПОР О ПРИРОДЕ ИМЕНИ ФЮСЕЙ](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/200051/slide-20.jpg)
АНТИЧНЫЕ ТЕОРИИ «ТЕСЕЙ» – «ФЮСЕЙ»
СПОР О ПРИРОДЕ ИМЕНИ
ФЮСЕЙ - язык
возник как явление природы, естественным путем, а не создан людьми (Гераклит, стоики, отчасти – гностики и пифагорейцы)
ТЕСЕЙ - язык создан по разумным договоренностям людей между собой (Демокрит, Аристотель, отчасти Платон)
Cпор о природе названий – диалог Платона «Кратил, или O правильности имен".
Слайд 22
![Схоластика Отношение между философией и теологией Отношение знания к вере](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/200051/slide-21.jpg)
Схоластика
Отношение между философией и теологией
Отношение знания к вере –> проблема универсалий
Реализм
– универсалии существуют реально, независимо от человеческой мысли.
Номинализм – универсалии есть лишь общие имена, реально существуют только отдельные предметы.
Концептуализм – общие понятия, выражающиеся в словах, существуют лишь в сознании человека.
Слайд 23
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/200051/slide-22.jpg)
Слайд 24
![Период ранней схоластики (IX-XII вв.) Реалисты Иоанн Скот Эриугена между](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/200051/slide-23.jpg)
Период ранней схоластики (IX-XII вв.)
Реалисты
Иоанн Скот Эриугена
между философией и теологией
нет противоречия – их источник божественная мудрость.
Разум греховен
Задача разума – толкование Священного Писания
Учение признано еретическим
Слайд 25
![2. Ансельм Догматы христианского вероучения незыблемы Истина дана человеку в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/200051/slide-24.jpg)
2. Ансельм
Догматы христианского вероучения незыблемы
Истина дана человеку в вере, но
она требует пояснения.
Бог наделил человека разумом.
Грамматическая и логическая формы высказывания отличны друг от друга
Слайд 26
![Номиналисты 1. Росцеллин Компьенский Существуют лишь единичные вещи. Общие понятия – это просто слова, имена.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/200051/slide-25.jpg)
Номиналисты
1. Росцеллин Компьенский
Существуют лишь единичные вещи.
Общие понятия – это
просто слова, имена.
Слайд 27
![2. Пьер Абеляр Универсалии обретают статус бытия в сфере интеллектуального](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/200051/slide-26.jpg)
2. Пьер Абеляр
Универсалии обретают статус бытия в сфере интеллектуального познания,
образуя третий – «концептуальный» мир
Слово: физическая сущность (звук) и значение, которое сохраняется в мыслях людей
В высказывании две части: диктум (то, о чем говорится в предложении) и модус (созначения, модальность)
Слайд 28
![Расцвет схоластики XIII в. Освоение античного наследия Знакомство с арабской](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/200051/slide-27.jpg)
Расцвет схоластики XIII в.
Освоение античного наследия
Знакомство с арабской культурой (крестовые походы,
Испания)
Арабоязычные комментарии сочинений Аристотеля
Перевод трудов Аристотеля и арабоязычных источников на латинский язык
Принятие философии Аристотеля
Тесная связь логики и грамматики
Век великих логиков, философов и теологов
Слайд 29
![Альберт фон Больштедт «Великий» (1207-1280) Немецкий философ и естествоиспытатель (энциклопедия](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/200051/slide-28.jpg)
Альберт фон Больштедт «Великий» (1207-1280)
Немецкий философ и естествоиспытатель (энциклопедия о животных
и растениях, мышьяк, металлы, алхимия).
Основа его философии – учение Аристотеля, приспособленное к христианской религии
Слайд 30
![ФОМА АКВИНСКИЙ Синтез христианской религии с философским наследием Аристотеля Концепция](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/200051/slide-29.jpg)
ФОМА АКВИНСКИЙ
Синтез христианской религии с философским наследием Аристотеля
Концепция компромисса между
знанием и верой
Космологическое доказательство существования Бога как верховной причины всех реальных явлений
Причислен к лику святых
Основоположник римско-католической церкви
Слайд 31
![Новое в изучении науки и языка Возрастание роли логики по](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/200051/slide-30.jpg)
Новое в изучении науки и языка
Возрастание роли логики по сравнению с
грамматикой.
Логика становится важным вспомогательным средством для изучения теологии, медицины и права.
Расхождение между практическими и теоретическими подходами к грамматике.
Теоретические работы по грамматике строятся на логической основе.
Слайд 32
![Новое в изучении грамматики Грамматические толкования на основе философских вопросов:](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/200051/slide-31.jpg)
Новое в изучении грамматики
Грамматические толкования на основе философских вопросов: отношение языка,
мышления и действительности, проблема универсалий.
Логическая интерпретация при выявлении классов слов, причин их возникновения.
Петр Гелийский (важность окончания; три компонента в речи – вещь/понятие/слово; сколько языков, столько и грамматик)
Слайд 33
![Результаты развития грамматической науки Самостоятельная дисциплина с уточненными дефинициями. Толкование](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/200051/slide-32.jpg)
Результаты развития грамматической науки
Самостоятельная дисциплина с уточненными дефинициями.
Толкование памятников классической римской
литературы. Особый интерес к синтаксису.
Переход от изучения грамматик конкретных языков к языку, общему для всех людей, зарождение идей универсальной грамматики, смещение акцента с поверхностных явлений к глубинным (Йордан Саксонский, Роберт Килуордби, Роджер Бэкон).
Слайд 34
![Новые идеи и термины в подходе к языку Понятие общей](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/200051/slide-33.jpg)
Новые идеи и термины в подходе к языку
Понятие общей грамматики или
«спекулятивной» (от лат. Speculum «зеркало», т.к. в языке, как в зеркале, отражается мир).
Поиск универсальной грамматики, пригодной ко всем языкам.
Идеи логической семантики (как происходит обозначение с помощью слов?).
Различают логическое и грамматическое определение предложения.
Выделяется ведущее значение ( в корнях) и сопутствующее (в суффиксах).
Слайд 35
![Семантическая концепция Петра Испанского 3 аспекта значения: 1. сигнификация (значение](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/200051/slide-34.jpg)
Семантическая концепция Петра Испанского
3 аспекта значения:
1. сигнификация (значение слова само по
себе)
2. суппозиция (значение слова в определенном контексте)
3. аппеляция (отношение между словом и вещью, которая обозначена этим словом).
Расширение и сужение объема термина.
Слайд 36
![Модисты Последователи Петра Испанского Грамматика отражает структуру реального мира и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/200051/slide-35.jpg)
Модисты
Последователи Петра Испанского
Грамматика отражает структуру реального мира и законов мышления.
Универсальная реальность
– универсальный язык. Признается в этом плане совершенство латинского языка.
Грамматист выражает в языке свое понимание мира с помощью способов обозначения, частей речи.