Кыргызы на Алтае в контексте этнокультурных процессов в Центральной Азии презентация

Содержание

Слайд 2

 В монографии представлены археологические и письменные данные о пребывании кыргызов на Алтае в

контексте этнокультурных процессов в Южной Сибири и Центральной Азии в эпоху средневековья.
Достаточно подробно анализируются особенности погребальной обрядности и инвентаря, зафиксированные при исследовании погребений кыргызов на могильниках Коргон-I и Чинета-II в Западном Алтае, исследованных автором книги.
Особое внимание уделено вопросам изучения социально-политической организации и мировоззрению кочевников.
Издание будет полезно археологам, историкам, этнографам, культурологам и всем интересующимся историей кочевых народов Сибири и Центральной Азии.

Слайд 3

Петр Константинович Дашковский

Доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой политической истории, национальных и государственно-конфессиональных

отношений Алтайского государственного университета

Слайд 4

В отличие от Тувы и Хакасии, на Алтае пребывание кыргызов не носило широкомасштабный

характер, поэтому круг археологических памятников существенно ограничен. Более того, на Алтае никогда не было ставки кыргызских каганов. При этом объекты кыргызов обнаружены в разных районах горного и предгорного Алтая, что еще раз подтверждает контроль номадов над данным регионом.

Глава I. Археологические памятники и материальная
культура кыргызов на Алтае

Слайд 5

Долина р. Ини, где расположен Чинетинский археологический микрорайон

Слайд 6

Могильник Чинета-II, где выявлены курганы кыргызской культуры

Слайд 7

Важной чертой погребального обряда кыргызов являлось кремация умерших, что хорошо фиксируется при археологическом

изучении.

Слайд 8

Показательно, что в большинстве кыргызских погребений на Алтае обнаружены разнообразные предметы вооружения, что

подтверждает военный статус умерших.

Слайд 9

Показательно, что в большинстве кыргызских погребений на Алтае обнаружены разнообразные предметы вооружения, что

подтверждает военный статус умерших.

Слайд 10

Показательно, что в большинстве кыргызских погребений на Алтае обнаружены разнообразные предметы вооружения, что

подтверждает военный статус умерших.

Слайд 11

Имеющиеся источники позволяют обоснованно говорить о существовании во II пол. IX-XI вв. алтайского

локального варианта культуры енисейских кыргызов на территории Южной Сибири.

Глава II. Культурно-хронологическая атрибутация и датировка раннесредневековых памятников с трупосожжением на Алтае

Слайд 12

В погребениях кыргызов на Алтае наиболее часто встречаются наконечники стрел различных типов

Слайд 13

Для кыргызского общества была характерна военно-иерархическая организация. В это время в горных районах

Алтая проживали тюркские племена, а в предгорьях обитали носители сросткинской культурной традиции.
Имеющиеся материалы демонстрируют различный характер отношений между отмеченными этническими группами. Поскольку тюрки в IX–X вв. выступали союзниками кыргызов в войне против уйгуров, то на первом, яконурском, этапе наблюдалось мирное сосуществование кыргызов с тюрками и «сросткинцами».
Во второй, ак-ташский, период пребывания кыргызов на Алтае характер взаимоотношений с местным населением несколько меняется.

Слайд 14

Кыргызский каганат был полиэтничным государством. С другой стороны, внутри кочевого политического объединения существовала

местная элита, представители которой занимали прочные позиции в социальной иерархии.
С другой стороны, борьба кыргызов с уйгурами является наглядным примером смены в регионе одного этноса-элиты на другой. Взаимоотношения между этносом-элитой и другими племенами, были различны: подарки, «подати», военная поддержка и др.
В данном случае представляется примечательным факт обнаружения на Алтае относительно «богатого» погребального инвентаря и предметов вооружения в погребениях местного тюркского и «сросткинского» населения.

Глава III. Социально-политическая организация кыргызов

Слайд 15

Памятники кыргызов эпохи средневековья известны на территории Минусинской котловины, Тувы, Алтая, Восточного Казахстана

и Монголии. В то же время период пребывания енисейских кыргызов на Алтае – одна из наименее разработанных тем в кочевниковедении Центральной Азии

Памятники кыргызов эпохи средневековья известны на территории Минусинской котловины, Тувы, Алтая, Восточного Казахстана и Монголии. В то же время период пребывания енисейских кыргызов на Алтае – одна из наименее разработанных тем в кочевниковедении Центральной Азии

Слайд 16

Для характеристики религиозной системы кыргызов, как и других тюркоязычных народов Южной Сибири и

Центральной Азии эпохи средневековья, наиболее подходящим является термин тенгрианство. При этом тенгрианство представляет собой как раз синкретичную систему, одним из компонентов которой являлся шаманизм.
С другой стороны, распространение в Центральной Азии прозелитарных конфессий – буддизма, манихейства, несторианства – неизменно отражалось на религиозной жизни тюрок, кыргызов, уйгуров, приводя к формированию синкретичных представлений, обрядов, а также оказывая влияние на искусство.

Глава IV. Распространение мировых конфессий в Центральной Азии и религиозный аспект политической культуры в кочевых империях раннего средневековья: историография проблемы и современные исследования

Слайд 17

Распространение религий в Средней и Центральной Азии в I-нач. II тыс. н.э.

По: Кляшторный

С.Г., Савинов Д.Г. Степные империи древней Евразии. СПб., 2005

Слайд 18

Особая роль в успехе распространения конкретной религии принадлежала не столько инициативе миссионеров, сколько

позиции военно-политической элиты, оказывающей покровительство новому религиозному мировоззрению. В то же время, несмотря на распространение конфессий и даже использование религиозного фактора в политических целях, тем не менее, ни одна из прозелитарных религий так и не смогла занять прочные позиции в мировоззрении кочевников, в том числе и кыргызов.

Слайд 19

КЫРГЫЗЫ НА АЛТАЕ В КОНТЕКСТЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ (МОНОГРАФИЯ)  

  Монография подготовлена при

частичной финансовой поддержке РГНФ
Проект №14-31-01201, «Погребально-поминальная обрядность кочевников Западного Алтая и Восточного Казахстана как источник для реконструкции этногенетических и социальных процессов в контексте культурно-исторической ситуации в Саяно-Алтайской горной провинции в древности и раннем средневековье»
Руководитель проекта П.К. Дашковский

Слайд 20

КЫРГЫЗЫ НА АЛТАЕ В КОНТЕКСТЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ (МОНОГРАФИЯ)  

 П.К Дашковский за

подготовку и публикацию монографии стал победителем международного конкурса «Лучшая научная книга в гуманитарной сфере-2016 г.» (номинация «История, археология, этнография») и лауреатом Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2015 года.

Слайд 21

12.1.16

ПРОЕКТ: КЫРЗЫЗЫ НА АЛТАЕ И В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Координатор проекта - П.К. Дашковский
В 2015

г. в рамках изучения данной проблематики установлены контакты с Академией наук Кыргызской республики.
В 2016 г. состоялась рабочая встреча с руководителем, Департаментом этнической и религиозной политики и взаимодействия с гражданским обществом аппарата Президента Кыргызской Республики З.Ж. Эргешовым и Председатель Правления Фонда «Мурас» при Аппарате Президента Кыргызской Республики, Президентом Международного общественного объединения «Кыргызское Общество Истории» Т.К. Чороевым. В рамках этой встречи определены дальнейшие перспективы изучения истории и культуры народов Сибири и Центральной Азии.
Имя файла: Кыргызы-на-Алтае-в-контексте-этнокультурных-процессов-в-Центральной-Азии.pptx
Количество просмотров: 22
Количество скачиваний: 0