Слайд 2
![Исламский фундаментализм в широком смысле, как идейное течение, выступает за](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/205500/slide-1.jpg)
Исламский фундаментализм в широком смысле, как идейное течение, выступает за возвращение
к «первоначальному», «истинному», «чистому» исламу, понимаемому как построение единого исламского государства и регулирование всех сфер жизнедеятельности общества и человека согласно букве Корана и сунне Пророка.
Термин “фундаментализм” заимствован из христианства, где он использовался для обозначения ортодоксального течения в протестантизме.
Слайд 3
![В широком плане фундаментализм давно вышел за рамки чисто религиозного](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/205500/slide-2.jpg)
В широком плане фундаментализм давно вышел за рамки чисто религиозного течения,
превратившись в одно из направлений общественно–политической мысли.
Слайд 4
![фундаментализм – это “форма выражения цивилизационной константы, а суть его](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/205500/slide-3.jpg)
фундаментализм – это “форма выражения цивилизационной константы, а суть его –
“в стремлении воссоздать фундаментальные основы “своей” цивилизации
Слайд 5
![ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ. В качестве относительно самостоятельного течения исламской](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/205500/slide-4.jpg)
ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ.
В качестве относительно самостоятельного течения исламской общественной мысли
и движения исламский фундаментализм прошел в своем развитии 3 этапа:
1) ранний этап (конец 20-х - начало 50-х годов ХХ в.);
2) этап политического радикализма (начало 50-х - начало 70-х годов ХХ в.);
3) этап раскола единого раннего течения на крайне экстремистское и умеренно-прагматическое (начало 70-х ХХ в – начало XXI в.).
Ранний фундаментализм отличала конфессиональная терпимость, политическая умеренность, апелляция к духовности, многоплановость
Слайд 6
![Линия, разделяющая идеологии современных умеренных и радикальных фундаменталистов, прежде всего](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/205500/slide-5.jpg)
Линия, разделяющая идеологии современных умеренных и радикальных фундаменталистов, прежде всего касается
их позиций в отношении проблемы такфира (на уровне всего общества, правящего режима, правителя или отдельного рядового мусульманина) и введения шариата. Умеренные выступают категорически против такфира, радикалы - столь же категорически за. И те, и другие выступают за введение шариата как основного и единственного закона общества. Однако первые не настаивают на его немедленном введении и отстаивают легальный парламентский путь шариатизации. Вторые же требуют немедленного введения шариата и применения силы против тех, кто препятствует этому.
Слайд 7
![Конечной или перспективной целью своей деятельности большинство исламских фундаменталистских движений](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/205500/slide-6.jpg)
Конечной или перспективной целью своей деятельности большинство исламских фундаменталистских движений традиционно
провозглашают создание всемирного государства ислама, основанного на юридических и нравственных нормах, содержащихся в Коране и Сунне, т.е. шариате. Промежуточной или стратегической целью считается построение истинного исламского государства в рамках сегодняшнего дар уль-ислам. Краткосрочной или тактической целью для фундаменталистов является достижение мирными или насильственными средствами нового общественного устройства, основанного на принципах шариата, в географических рамках отдельного государства.
Слайд 8
![Для умеренных ради достижения власти или приближения к ней во](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/205500/slide-7.jpg)
Для умеренных ради достижения власти или приближения к ней во главу
угла ставится максимально возможное внедрение в существующую политическую структуру путем завоевания необходимого количества мест в социальных структурах:
Слайд 9
![Что касается экстремистских фундаменталистских организаций, то для них в случае](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/205500/slide-8.jpg)
Что касается экстремистских фундаменталистских организаций, то для них в случае неблагоприятной
оценки реальности возможностей захвата власти, на передний план выдвигается задача максимальной дестабилизации режима и существующей политической системы.
Слайд 10
![Наибольшая вероятность дальнейшего подъема исламского фундаментализма может быть в странах,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/205500/slide-9.jpg)
Наибольшая вероятность дальнейшего подъема исламского фундаментализма может быть в странах, находящихся
в глубоком идеологическом, социально-политическом и духовном кризисе, обладающих относительно высоким экономическим развитием и вместе с тем имеющих сильные исламские традиции,
Слайд 11
![В 1920-х гг. попытка выдвинуть исламский политический проект была предпринята](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/205500/slide-10.jpg)
В 1920-х гг. попытка выдвинуть исламский политический проект была предпринята созданной
в
Египте в 1929 ассоциацией «Братья-мусульмане», основанной Хасаном аль-Банной. «Братья-мусульмане» выступили в качестве радикальной религиозно-политической оппозиции египетской монархии и опирались на бедные, но достаточно образованные городские слои
Слайд 12
![Специфика политизации ислама выражалась не столько в реальном усилении роли](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/205500/slide-11.jpg)
Специфика политизации ислама выражалась не столько в реальном усилении роли ислама
в политических процессах, сколько в использовании исламских лозунгов для достижения вполне секулярных целей. Иранская революция 1979 стала проявлением шиитской версии И. ф. Пришедшее к власти оппози-ционное шиитское духовенство во главе с аятоллойХомейни провозгласило конечной целью «исламской революции» построение всемирного «исламского го¬сударства».
Слайд 13
![однозначно гово¬рить о теократии можно, пожалуй, только примени¬тельно к шиизму.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/205500/slide-12.jpg)
однозначно гово¬рить о теократии можно, пожалуй, только примени¬тельно к шиизму. Суннитская
социально-политическая теория, признавая шариат единственным истинным за¬коном, не предполагает, однако, жесткой связи между государством и религиозной корпорацией
Слайд 14
![ИГИЛ-КАК ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО. «Ислáмское госудáрство», сокращённо ИГ, ранее «Исла́мское госуда́рство](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/205500/slide-13.jpg)
ИГИЛ-КАК ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО.
«Ислáмское госудáрство», сокращённо ИГ, ранее «Исла́мское госуда́рство Ира́ка и
Лева́нта» , — непризнанное государство и международная исламистская суннитская террористическая организация, действующая преимущественно на территории Сирии (частично контролируя её северо-восточные территории) и Ирака (частично контролируя территорию «суннитского треугольника») фактически с 2013 года как непризнанное квазигосударство
Слайд 15
![ЦЕЛЬ ИГИЛА. Целью организации является ликвидация границ, установленных в результате](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/205500/slide-14.jpg)
ЦЕЛЬ ИГИЛА.
Целью организации является ликвидация границ, установленных в результате раздела Османского
халифата, и создание ортодоксального суннитского исламского государства как минимум на территории Ирака и Шама (Леванта) — Сирии, Ливана, Израиля, Палестины, Иордании, Турции, Кипра, Египта (минимум Синайский полуостров), как максимум — во всём исламском мире.