Blender 3D Мастерская Третье измерение ver. 2.0 Наноград, Сочи 2017 презентация

Содержание

Слайд 2

Автор курса

студент ФЕН НГУ (химия)
волонтер ФИОП РОСНАНО
организатор химических и биологических турниров

andrewthestalker@yandex.ru
vk.com/andrew_the_stalker

Где скачать программу?

Офф.

сайт: https://www.blender.org/download/ (Win 32/64 bit, Portable, Beta, также Mac, Linux)
Steam: store.steampowered.com/app/365670/ (Win, Mac, Ubuntu)
Для сравнения, на прошлой мастерской была версия Blender 2.77a (released on April 6, 2016)

Blender 2.78c is the latest stable release from the Blender Foundation, released on February 28, 2017. Blender is Free & Open Source Software. Free to use for any purpose, forever.



Андрей Злобин

Слайд 3

Изображения взяты с сайта http://blender3d.org.ua . Все права принадлежат их авторам ©.

Слайд 4

Основные понятия

Довольно ресурсоемкий способ отображения. Используется при 3d-сканировании реальных объектов.

Два способа представления объектов

Voxel

= volumetric + pixel

polygon mesh

Модель состоит из «кубиков» (вокселей)
с определенными координатами

Модель состоит из математически
заданных фигур

Полигон – грань, выпуклый многоугольник с 3, 4 и более углами. Меш – набор вершин и многоугольников, формирующих объект.

Слайд 5

моделирование — создание трёхмерной сцены и объектов в ней;
текстурирование — назначение поверхностям моделей растровых или процедурных текстур (+

настройка свойств материалов — прозрачность, отражения, шероховатость и пр.);
освещение
анимация 
динамическая симуляция — автоматический расчёт взаимодействия частиц, твёрдых/мягких тел и пр. с силами гравитации, ветра, друг с другом и др.;
рендеринг — визуализация, получение красивой картинки
пост-обработка, композитинг — доработка изображения (цветовые уровни, эффект Боке, склейка изображений и т.д.);

Слайд 6

Другие программы

Также на данный момент стало доступно огромное количество игровых движков, как Unreal

Engine, Unity 3D, Cry Engine, OGRE, Shark 3D и др. Некоторые из них бесплатны даже с учетом коммерческого использования (лицензии для студентов и инди-разработчиков).

В среднем, цена за обычную лицензию проприетарного ПО колеблется от 250$ до 1500$

Полноценная 3D-модель стоит от 100 до 1000$. 1 секунда полнометражного м/ф – ≈ 25000 $.

*доступно бесплатно пользователям с образовательной лицензией (educational license)

Слайд 7

Развитие Blender

Внешний вид программы до версии 2.49b включительно (написана на языке Python выпуска

2.7)

Слайд 8

Развитие Blender

Внешний вид программы с версии 2.5 alpha по сей день (написана на

языке Python выпуска 3)

Слайд 9

Давайте теперь запустим программу

Куб – меш-объект

Камера – определяет
ракурс рендера

«Лампа» - освещение

Настройки сцены

и объектов

Таймлайн (хронометраж)

Слайд 10

Zoom (отъезд/наезд) – прокрутка «колесика»,
Панорамирование (сдвинуть вид вправо/влево) – зажать Shift ,

«колесико» и двигать мышкой
Numpad 7, 1, 3, 0 – вид сверху, спереди, сбоку, «из камеры» соответственно
Numpad 5 – переключение ортогонального (без искажений) вида/перспективы

Вращение текущего вида - средняя кнопка мыши (удержание «колесика»),
также Numpad 2,4,6,8

Обзор сцены

Курсор должен находить в окне 3D-вида все время!

Слайд 11

Касательно выделения объектов и операций с ними при помощи мышки – в Blender

это реализовано слегка непривычно

ЛКМ (левая кнопка мыши) – перемещение 3D-курсора, действия в диалоговых окнах.
ПКМ (правая кнопка мыши) – выделение (выбор) объекта, отмена активного действия

Нажатие ЛКМ на одну из стрелок – перемещение объекта в выбранном направлении

Это 3D-курсор. Своеобразная точка отсчета/опоры. Переставляется левой клавишей мышки.

Объект не выделен

ПКМ

ЛКМ
на зеленую стрелку

Объект выделен.
Оранжевый контур.

Слайд 12

Клавиша – grab, перемещение
Клавиша – rotate, поворот
Клавиша – scale, размер

Можем поменять действие стрелок

(сейчас они перемещают объект в выбранном направлении)

Перемещение

Поворот

Размер

Действия над выделенным объектом

Нажатие ЛКМ на одну из стрелок – перемещение объекта в выбранном направлении

Виджеты трансформации

Эквивалентные
операции

Нажать , затем нажать (один раз), передвинуть мышкой, подтвердить ЛКМ

Можно пользоваться «горячими клавишами» вместо этих стрелок.

Последующее нажатие на X, Y или Z позволит нам изменять объект в выбранном направлении (оси). Повторное нажатие на эту клавишу позволит изменять объект относительно его собственных осей (если, например, его уже ранее повернули относительно глобальных осей).

G

R

S

G

Y

Слайд 13

Выделение объекта, а затем последовательно , , , , даст нам увеличение объекта

в 10 раз по оси X (проще говоря, мы как будто ввели текст «sx10»).
, , , , , - смещение по оси Z на 0.5 единиц (будто ввели текст «gz0.5»)

S

Откатиться на шаг назад – + (нажать вместе)
Сохранить проект – «File – Save (или Save as)» или + . При выходе Блендер не спрашивает вас, нужно ли сохранить проект, поэтому заранее нужно это сделать!
Удалить объект – или
Добавить новый объект – + , либо контекстное меню Add под окном 3D-вида (viewport), либо вкладка Create слева.

X

1

0

Enter

G

Z

0

.

5

Enter

Это не всегда удобно, поэтому можно пользоваться изменением с привязкой к сетке – просто зажмите Ctrl при трансформировании объекта. Удержание Shift при изменении позволит вам наиболее точно позиционировать объект.
Подтверждать изменение объекта нужно либо Enter, либо ЛКМ
Отменить действующую операцию – Esc, либо ПКМ

«ноль»

«точка»

Ctrl

Z

Ctrl

W

Delete

Shift

A

X

Слайд 14

Добавить новый объект – Shift+A либо контекстное меню Add под окном 3D-вида (viewport).

Выбираем подменю Mesh.
Выбранный объект появится на месте 3Д-курсора

Слайд 15

«Крутим кубики»

Попробуйте придумать и составить какую-нибудь модель, исходя из доступных объектов и операций

их трансформирования. Shift + D – копирование объекта
Не забывайте сохранять проект своевременно.

Слайд 17

Напоследок для проекта

Если вы не верите, что горячие клавиши могут оказаться полезными для

моделирования, просто повторите следующие действия (внимание, текущий проект сотрется без права на восстановление, так что сохраните его перед этими операциями!!!)
Ctrl-N, Enter,
A, Delete, Enter
Shift-A, M, U, Enter,
Shift-A, M, U, S, 1.35, Enter, G, Z, -1.6, Enter,
Shift-A, M, U, S, 0.65, Enter, G, Z, 1.2, Enter,
Shift-A, M, O, S, Shift-Z, 0.2, Enter, G, Z, 1.2, Enter, R, X, 90, Enter, G, Y, -1, Enter, A

Слайд 18

Подсказка: Если же вам жутко неудобно пользоваться правой клавишей мышки для выделения объектов,

в интерфейсе справа сверху есть панель диспетчера объектов (аутлайнер «по-новомодному»). Выбираете объект в нем, просто кликая на название естественным образом левой кнопкой мыши.

Напоследок для проекта

Слайд 19

Текст

Add (Shift+A) – Text. На месте 3Д-курсора возникает плоская надпись «Text».
Как редактировать? –

Перейдите в режим редактирования клавишей Tab. Появится курсор, вы можете изменить текст (пока что лишь можно печатать латиницей).
Выйдите из режима редактирования (Tab).
Найдите на панели справа вкладку со значком F
В разделе Geometry можно настроить следующее:
Offset – толщина контура
Extrude – толщина текста
Depth – создание фаски
Resolution – качество графики

Параметры текста

Название объекта

Тут можно сменить шрифт

Тут можно задать
выравнивание текста

Смените шрифт на Arial, Times New Roman или др., чтобы можно было создать текст с кириллическими символами .

Слайд 20

Текст

Не забывайте выходить из «Режима редактирования» (Tab)!
Не забывайте сохранять проект (Ctrl+W)!
Текст – это

не меш-объект. На данном этапе он фактически не состоит из полигонов. Его конвертация в меш приведет к невозможности его редактирования.

Иногда лучше использовать внешнюю программу для создания 3D-текста, например, Elefont (бесплатна, весит очень мало).
Текст можно разместить на кривой (Add – Curve – Path или др.). Для этого выберите соответствующую кривую в поле Text on Curve во вкладке Font

Имя файла: Blender-3D-Мастерская-Третье-измерение-ver.-2.0-Наноград,-Сочи-2017.pptx
Количество просмотров: 52
Количество скачиваний: 0