Содержание
- 2. Языки программирования Машинно-ориентированные (низкого уровня) - каждая команда соответствует одной команде процессора (ассемблер) Языки высокого уровня
- 3. Структура программы program ; uses crt; const …;{константы} var …; {переменные} begin clrscr; … {основная программа}
- 4. Основные понятия Константа – постоянная величина, имеющая имя. Переменная – изменяющаяся величина, имеющая имя (ячейка памяти).
- 5. Алфавит языка 1. Символы, используемые в идентификаторах латинские буквы (A-Z) цифры знак подчеркивания _ заглавные и
- 6. Константы const i2 = 45; { целое число } pi = 3.14; { вещественное число }
- 7. Переменные Переменная – это величина, имеющая имя, тип и значение. Значение переменной можно изменять во время
- 8. Типы данных
- 9. Структура программы: program my_prog; {Заголовок программы} uses crt; {Список используемых модулей} label m1; {Описание меток} const
- 10. Основные операторы языка Паскаль Оператор присваивания Имя переменной:= выражение; При этом тип переменной и тип выражения
- 11. Изменение значений переменной Оператор – это команда языка программирования высокого уровня. Оператор присваивания служит для изменения
- 12. Оператор присваивания Общая структура: := ; Арифметическое выражение может включать константы имена переменных знаки арифметических операций:
- 13. program qq; var a, b: integer; x, y: real; begin a := 5; 10 := x;
- 14. Арифметические функции
- 15. Порядок выполнения операций вычисление выражений в скобках умножение, деление, div, mod слева направо сложение и вычитание
- 16. Оператор ввода read ( a ); { ввод значения переменной a} read ( a, b );
- 17. Оператор вывода write ( a ); { вывод значения переменной a} writeln ( a ); {
- 18. Форматы вывода program qq; var i: integer; x: real; begin i := 15; writeln ( '>',
- 19. Задания для самостоятельной работы Составить программу, переводящую введенные с клавиатуры мили в километры(1 миля =1,852 км)
- 20. Задания для самостоятельной работы 4. Составить программу, запрашивающую имя и приветствующую по этому имени. 3. Вычислить
- 21. Пример 1.Рассмотрим пример программы, вычисляющей значение выражения x3 + ⏐x2 – 13x + 5⏐ – 11,
- 22. Операторы языка Паскаль
- 23. Операторы языка Паскаль Простые операторы (оператор присваивания, оператор безусловного перехода Goto, пустой оператор) Структурированные операторы (составной
- 24. Условный оператор IF if then begin {что делать, если условие верно} end else begin {что делать,
- 25. Разветвляющиеся алгоритмы Задача. Ввести два целых числа и вывести на экран наибольшее из них. Алгоритмы, в
- 26. Блок-схема полная форма ветвления блок "решение"
- 27. Программа uses crt; var a, b, max: integer; begin clrscr; writeln('Введите два целых числа'); read (
- 28. Сложные условия Сложное условие – это условие, состоящее из нескольких простых условий (отношений), связанных с помощью
- 29. Сложные условия Порядок выполнения выражения в скобках not and or, xor , >=, =, Особенность –
- 30. Сложные условия Задача. Фирма набирает сотрудников от 25 до 40 лет включительно. Ввести возраст человека и
- 31. Вариант 1. Алгоритм начало ввод x 'подходит' конец да нет x >= 25? да нет x
- 32. Вариант 1. Программа uses crt; var x: integer; begin clrscr; writeln('Введите возраст'); read ( x );
- 33. Вариант 2. Алгоритм начало ввод x 'подходит' да нет x >= 25 и x 'не подходит'
- 34. Вариант 2. Программа uses crt; var x: integer; begin clrscr; writeln('Введите возраст'); read ( x );
- 35. Задания для самостоятельной работы 1. Составить программу, запрашивающую возраст и отвечающую «Привет друг» если возраст введен
- 36. Задания для самостоятельной работы 3. Составьте программу, увеличивающую введенное число на 1 , если оно больше
- 37. Операторы циклы Цикл – это многократное выполнение одинаковой последовательности действий. цикл с известным числом шагов цикл
- 38. Оператор цикла FOR for := to do begin {тело цикла} end; Увеличение переменной на 1: for
- 39. Оператор цикла FOR Задача. Вывести на экран квадраты и кубы целых чисел от 1 до 8
- 40. Программа uses crt; var i, i2, i3: integer; begin clrscr; for i:=1 to 8 do begin
- 41. Цикл FOR с уменьшением переменной Задача. Вывести на экран квадраты и кубы целых чисел от 8
- 42. Оператор цикла WHILE while do begin {тело цикла} end; Особенности: можно использовать сложные условия: если в
- 43. Цикл с условием Особенности: условие пересчитывается каждый раз при входе в цикл если условие на входе
- 44. Сколько раз выполняется цикл? a := 4; b := 6; while a 2 раза a =
- 45. Цикл WHILE Задача: Ввести целое число ( Идея решения: Отсекаем последовательно последнюю цифру, увеличиваем счетчик. Проблема:
- 46. Алгоритм начало count конец нет да n 0? count := 0; count := count + 1;
- 47. Программа uses crt; var n, count: integer; Begin clrscr; writeln('Введите целое число'); read(n); count := 0;
- 48. Замена for на while и наоборот for i:=1 to 10 do begin {тело цикла} end; i
- 49. Задания для самостоятельной работы 1. Найти сумму чисел от 1 до 10 2. Напечатать таблицу умножения
- 50. Цикл с постусловием (цикл REPEAT) Особенность: Один раз тело цикла надо сделать в любом случае =>
- 51. Цикл с постусловием: алгоритм начало конец да нет n > 0? тело цикла условие ВЫХОДА блок
- 52. Программа program qq; var n: integer; begin repeat writeln('Введите положительное число'); read(n); until n > 0;
- 53. Задания для самостоятельной работы 1. Составить программу , запрашивающую числа до тех пор, пока не ввели
- 54. Оператор выбора CASE Особенности: после case может быть имя переменной или арифметическое выражение целого типа (integer)
- 55. Оператор выбора Особенности: если нужно выполнить только один оператор, слова begin и end можно не писать
- 56. Оператор выбора Особенности: значения, при которых выполняются одинаковые действия, можно группировать case i of 1: a
- 57. Оператор выбора CASE Задача: Ввести номер месяца и вывести количество дней в этом месяце. Решение: Число
- 58. Алгоритм начало конец оператор выбора ни один вариант не подошел ввод M да нет M =
- 59. Программа uses crt; var M, D: integer; begin clrscr; writeln('Введите номер месяца:'); read ( M );
- 60. Задания для самостоятельной работы 1. По введенному номеру от 1 до 7 определить день недели- например
- 61. Процедуры Процедура – это вспомогательный алгоритм, который предназначен для выполнения какой-то законченной последовательности действий. Для исполнения
- 62. Процедуры Особенности: в процедуре можно объявлять дополнительные локальные переменные, остальные процедуры не имеют к ним доступа
- 63. Процедуры Задача: найти наибольшее из 4-х чисел, используя подпрограмму нахождения наибольшего из 2-х чисел program max;
- 64. Функции Функция – это вспомогательный алгоритм (подпрограмма), результатом работы которого является некоторое значение. Примеры: вычисление ,
- 65. Функции Особенности: заголовок начинается словом function формальные параметры описываются так же, как и для процедур в
- 66. Функции Особенности: можно объявлять и использовать локальные переменные значение, которое является результатом, записывается в переменную, имя
- 67. Функции Задача: найти наибольшее из 4-х чисел, используя подпрограмму нахождения наибольшего из 2-х чисел program max;
- 68. Массивы Массив – это группа однотипных элементов, имеющих общее имя и расположенных в памяти рядом. Особенности:
- 69. Объявление массивов определить имя массива определить тип массива определить число элементов выделить место в памяти Массив
- 70. Массивы Объявление: Ввод с клавиатуры: Поэлементные операции: const N = 5; var a: array[1..N] of integer;
- 71. Массивы Задача: Заполнить массив из 5 элементов с клавиатуры и вывести на экран сумму 2 и
- 72. Задания для самостоятельной работы 1. Заполнить массив из 5 элементов и вывести на печать сначала все,
- 73. Строковые величины Строка – это последовательность символов кодовой таблице. Длина строки (количества символов) может лежать в
- 74. Символьные строки Задача: ввести строку с клавиатуры и заменить все буквы "а" на буквы "б". program
- 75. Операции со строками Объединение: добавить одну строку в конец другой. Запись нового значения: var s, s1,
- 76. Удаление и вставка Удаление части строки: Вставка в строку: s := '123456789'; Delete ( s, 3,
- 77. Задания для самостоятельной работы 1. Ввели слово, определить его длину и вывести 3 символ, а так
- 78. Файлы Файл – это область на диске, имеющая имя. Файлы только текст без оформления, не содержат
- 79. Принцип сэндвича I этап. открыть файл : связать переменную f с файлом открыть файл (сделать его
- 80. Работа с файлами Особенности: имя файла упоминается только в команде assign, обращение к файлу идет через
- 81. Пример Задача: в файле input.txt записаны числа (в столбик), сколько их – неизвестно. Записать в файл
- 82. Программа program qq; var s, x: integer; f: text; begin assign(f, 'input.txt'); reset(f); s := 0;
- 83. Обработка текстовых данных Задача: в файле input.txt записаны строки, в которых есть слово-паразит "короче". Очистить текст
- 84. Обработка текстовых данных Алгоритм: Прочитать строку из файла (readln). Удалить все сочетания ", короче," (Pos, Delete).
- 85. Работа с файлами program qq; var s: string; i: integer; fIn, fOut: text; begin assign(fIn, 'instr.txt');
- 86. Полный цикл обработки файла while not eof(fIn) do begin readln(fIn, s); writeln(fOut, s); end; repeat i
- 88. Скачать презентацию