Слайд 2
![Периодизация древнегреческого искусства Геометрический период («Гомеровская Греция») — ок.1050 г.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/416525/slide-1.jpg)
Периодизация древнегреческого искусства
Геометрический период («Гомеровская Греция») — ок.1050 г. до н. э.—VIII в. до н. э.
Архаический период — VII в. до н. э.—
нач. V в. до н. э.
Классический период — V в. до н. э.— сер. IV в. до н. э.
Эллинистический период — сер. IV в. до н. э. — I в. до н. э.
Слайд 3
![Калокагати́я (от др.-греч.καλὸς καὶ ἀγαθός — «прекрасный и хороший», «красивый](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/416525/slide-2.jpg)
Калокагати́я (от др.-греч.καλὸς καὶ ἀγαθός — «прекрасный и хороший», «красивый и добрый») в древнегреческой культуре —
гармоничное сочетание физических (внешних) и нравственных (душевных, внутренних) достоинств, совершенство человеческой личности как идеал воспитания человека.
Слово возникло в повседневном языке, но использовалось как термин в философии Платона и Аристотеля. Калокагатия была одновременно социально-политическим, педагогическим, этическим и эстетическим идеалом.
Человек-носитель калокагатии был идеальным гражданином полиса, который стремится к осуществлению коллективных целей гражданского коллектива и способен их осуществить. Идеал калокагатии повлиял на идеал гармонически развитой личности, существующий в культуре Нового времени.
Слайд 4
![А. Ф. Лосев разъясняет термин «калокагатия» следующим образом: Это составное](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/416525/slide-3.jpg)
А. Ф. Лосев разъясняет термин «калокагатия» следующим образом:
Это составное этически-эстетическое понятие —
своего рода кентавр. И так же как представление о коне-человеке могло существовать во времена мифологической древности, точно так же и понятие «прекрасно-доброго» могло иметь значение только для эпохи, в которой этическое и эстетическое сознание было, по сути дела, синкретичным, единым".
Слайд 5
![Гесиод “Меру во всём соблюдай”. Солон “Ничего сверх меры”. “Ничего слишком”.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/416525/slide-4.jpg)
Гесиод
“Меру во всём соблюдай”.
Солон
“Ничего сверх меры”. “Ничего слишком”.
Слайд 6
![Архитектура Древней Греции](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/416525/slide-5.jpg)
Архитектура Древней Греции
Слайд 7
![Самыми распространенными объектами строительства древнегреческих зодчих были храмовые постройки. Они](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/416525/slide-6.jpg)
Самыми распространенными объектами строительства древнегреческих зодчих были храмовые постройки.
Они обладают
изящностью и тектоникой масс. Это не случайно: греческая религия прославляла в божестве человеческое начало. Поэтому, пребывание в греческом храме рождало чувство гармонии, собственного достоинства. Давление на личность отсутствовало.
Слайд 8
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/416525/slide-7.jpg)
Слайд 9
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/416525/slide-8.jpg)
Слайд 10
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/416525/slide-9.jpg)
Слайд 11
![Архитектурные школы Ионическая школа развивается в греческих колониях малоазийского побережья.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/416525/slide-10.jpg)
Архитектурные школы
Ионическая школа развивается в греческих колониях малоазийского побережья. Из-за близкой границы
с Востоком, здесь в VII-VI вв. до н. э., складывается особое художественное и изящное направление в искусстве и архитектуре. К примеру, величественные формы древнего храма Артемиды Эфесской. Грация ионических колонн, стала первым шагом к выражению женственности, человечности.
Слайд 12
![Дорическая школа полностью противоположна ионийской. Зародилась она в Аргосе, в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/416525/slide-11.jpg)
Дорическая школа полностью противоположна ионийской. Зародилась она в Аргосе, в Спарте, и
на других островах, где сохраняются устои далёких предков — завоевателей этих земель. Дорический стиль отличается строгостью, простотой форм, отсутствием украшений. В ней нет очарования ионийской школы.
Дорический храм Посейдона в Пестуме
Слайд 13
![Дорический храм Зевса в Олимпии](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/416525/slide-12.jpg)
Дорический храм Зевса в Олимпии
Слайд 14
![Коринфская (аттическая) школа сыграла огромную роль в формировании греческого искусства.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/416525/slide-13.jpg)
Коринфская (аттическая) школа сыграла огромную роль в формировании греческого искусства. Она соединила в
себе дорическую суровость и ионийскую просветленную одухотворенность. Это был настоящий творческий синтез.
Слайд 15
![ЭПОХА ЗАРОЖДЕНИЯ ЭЛЛИНСКОГО ЗОДЧЕСТВА (XI—IX ВВ. ДО Н. Э.) В](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/416525/slide-14.jpg)
ЭПОХА ЗАРОЖДЕНИЯ ЭЛЛИНСКОГО ЗОДЧЕСТВА
(XI—IX ВВ. ДО Н. Э.)
В этот период начинают сооружать
мегароны ( греч. «megaron» — «большой зал») — прямоугольные, в плане, сооружения с очагом посередине. Таким образом появляется простой тип древнегреческого «Храма в антах».
Анты (лат. «ante» — «впереди») — выступающие продольные стены прямоугольной постройки, которые ограждают вход по обе стороны. Колонны, находящиеся между выступами стен, находятся в антах. Сначала, анты использовались, как несущий элемент, для поддержания крыши, но, в связи, с развитием технологий производств материалов, они приобрели декоративный характер. С течением времени, от «храма в антах» постепенно переходят к простильному храму: добавились промежуточные колонны, поддерживающие портик.
Слайд 16
![Храм в антах. 490-489 до н.э. Дельфы. Греция](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/416525/slide-15.jpg)
Храм в антах. 490-489 до н.э. Дельфы. Греция
Слайд 17
![Периптеральный тип храма (IX-VIII вв. до н. э.) получил широкое](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/416525/slide-16.jpg)
Периптеральный тип храма (IX-VIII вв. до н. э.) получил широкое распространение
на много веков вперед. В отличие от мегарона, периптеральный греческий храм воспринимается со всех сторон, а не только с главного фасада.
Храма Гефеста. 449—415 гг. до н. э. Афины. Греция
Слайд 18
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/416525/slide-17.jpg)
Слайд 19
![АРХАИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (VIII—VI ВВ. ДО Н. Э.) Греческий храм нередко](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/416525/slide-18.jpg)
АРХАИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (VIII—VI ВВ. ДО Н. Э.)
Греческий храм нередко увенчивает холм, особо не
выделяясь, будто он часть холма. Храм гордо высился над домами простых смертных, рассеянными у подножия холма. Ведь он должен был производить впечатление торжественного величия, спокойной уверенности, веры человека в свою правоту, чувства его достоинства.
Дорические колоны сравнивали с мужской фигурой, ионийские — с женской, коринфские — с девичьей. Эта особенная черта, в уподоблении колонн человеческим фигурам, принадлежала исконно греческим зодчим.
Слайд 20
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/416525/slide-19.jpg)
Слайд 21
![КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (V—IV ВВ. ДО Н. Э.) Самый продуктивный период](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/416525/slide-20.jpg)
КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (V—IV ВВ. ДО Н. Э.)
Самый продуктивный период в искусстве Древней Греции. Характеризуется
сближением ионического и дорического стилей.
В этот период строится Афинский Акрополь (греч. — «верхний город»). При входе в храмовый комплекс стоят пропилеи из суровых дорических колонн и изящных ионических колонн. Смелый прием сочетания разных типов ордеров сочетал в себе разнообразие и единство. Справа от пропилей, на естественном основании скалы, высился храм бескрылой Победы (Ники Аптерос), который производил впечатление особого изящества.
Слайд 22
![Парфенон, воздвигнутый архитекторами Иктином и Калликратом и обильно украшенный скульптурными](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/416525/slide-21.jpg)
Парфенон, воздвигнутый архитекторами Иктином и Калликратом и обильно украшенный скульптурными работами Фидия и его учеников.
Пропилеи — торжественные
ворота акрополя, в которых архитектор Мнезикл сумел прекрасно сочетать дорический стиль с ионическим, применив первый к фасаду, а второй — к внутренней колоннаде.
Слайд 23
![Пропилеи Акрополя](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/416525/slide-22.jpg)
Слайд 24
![Схема афинского Акрополя](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/416525/slide-23.jpg)
Слайд 25
![Прямо за пропилеями высилась огромная статуя Афины-воительницы. Справа вырисовывался массив](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/416525/slide-24.jpg)
Прямо за пропилеями высилась огромная статуя Афины-воительницы. Справа вырисовывался массив самого
главного величественного здания Акрополя — Парфенона. Он сохраняет форму традиционного дорического периптера. Но колонны хоть и были дорические, но истолкованы в стиле ионических: значительно стройнее и расставлены шире, чем в дорических храмах; в них меньше выражен объем и чувствуется порывистый взлет; над ними не так сильно выступает карниз.
Слайд 26
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/416525/slide-25.jpg)
Слайд 27
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/416525/slide-26.jpg)
Слайд 28
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/416525/slide-27.jpg)
Слайд 29
![Вход через пропилеи. На заднем плане Парфенон](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/416525/slide-28.jpg)
Вход через пропилеи. На заднем плане Парфенон
Слайд 30
![Реконструкция Парфенона](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/416525/slide-29.jpg)
Слайд 31
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/416525/slide-30.jpg)
Слайд 32
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/416525/slide-31.jpg)
Слайд 33
![Один из главных храмов древних Афин, расположенный к северу от](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/416525/slide-32.jpg)
Один из главных храмов древних Афин, расположенный к северу от Парфенона,
является Эрехтейон. Он имеет необычную ассиметричную планировку: наличие двух целл, двух входов, которые были оформлены ионическими портиками. Основное здание поделено на две части, стоящие в разных плоскостях. Главный вход украшен портиком с шестью колоннами. С южной стороны храма находится балкон, с колоннами в форме женских статуй — кариатид.
Слайд 34
![Храм Эрехтейона. Посвящён Афине, Посейдону и легендарному афинскому царю Эрехтею](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/416525/slide-33.jpg)
Храм Эрехтейона. Посвящён Афине, Посейдону и легендарному афинскому царю Эрехтею
Слайд 35
![Кариатиды](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/416525/slide-34.jpg)
Слайд 36
![Эрехтейон в графике. Наглядно видна разница необычной асимметричной планировки, вызванной значительным перепадом высоты почвы под ним](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/416525/slide-35.jpg)
Эрехтейон в графике. Наглядно видна разница необычной асимметричной планировки, вызванной значительным
перепадом высоты почвы под ним
Слайд 37
![Театр Диониса у подножия Акрополя относится к более позднему времени.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/416525/slide-36.jpg)
Театр Диониса у подножия Акрополя относится к более позднему времени. Театр для
греков — это в первую очередь место явления божества, приспособленное для зрелищ.
Слайд 38
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/416525/slide-37.jpg)
Слайд 39
![Театр Диониса. Современное состояние](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/416525/slide-38.jpg)
Театр Диониса. Современное состояние
Слайд 40
![К сохранившимся каменным сиденьям планируется добавить ещё несколько ярусов, совмещая](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/416525/slide-39.jpg)
К сохранившимся каменным сиденьям планируется добавить ещё несколько ярусов, совмещая древние
обломки с новым камнем, а также предполагается укрепить держащие стены и другие части постройки
Слайд 41
![Храм Ники Аптерос](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/416525/slide-40.jpg)
Слайд 42
![Блестящие успехи зодчества в Афинах оказали сильное влияние на строительную](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/416525/slide-41.jpg)
Блестящие успехи зодчества в Афинах оказали сильное влияние на строительную деятельность
в других местах Аттики и Пелопоннеса.
Так, под руководством одного из архитекторов Парфенона, Иктина, были воздвигнуты роскошный храм Деметры и храм Эпикурейского Аполлона в Бассах (в Фигалейе, в Аркадии).
К той же поре относится сооружение храма Зевса в Олимпии, знаменитого по своим скульптурным украшениям, в особенности же по колоссальной статуе отца богов, исполненной Фидием.
Слайд 43
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/416525/slide-42.jpg)
Слайд 44
![ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА IV — СЕРЕДИНА I ВВ. ДО Н.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/416525/slide-43.jpg)
ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА IV — СЕРЕДИНА I ВВ. ДО Н. Э.).
Замечается утрата целостности и
величия, присущих архитектуре V века. В IV веке возникает ряд новых типов: рядом с периптером, который воспринимался, как жилище божества, местопребывание его статуи, возникают огромные, неизмеримо более вместительные храмы. Храм Артемиды в Эфесе построили на месте сгоревшего храма в 356 г., уже с двумя рядами колонн вокруг целлы. Таким образом появляется новый тип — диптер. В моду входит коринфское направление.
Слайд 45
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/416525/slide-44.jpg)
Слайд 46
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/416525/slide-45.jpg)
Слайд 47
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/416525/slide-46.jpg)
Слайд 48
![Другой храм диптер Дидимейон в Милете (V в. до н.э.),](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/416525/slide-47.jpg)
Другой храм диптер Дидимейон в Милете (V в. до н.э.), почти в два
раза превосходил Парфенон. Внутри он напоминает больше восточные храмы, чем греческую архитектуру.
Слайд 49
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/416525/slide-48.jpg)
Слайд 50
![План Диптера с двумя-тремя рядами колонн](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/416525/slide-49.jpg)
План Диптера с двумя-тремя рядами колонн
Слайд 51
![Простота и величие классического периода сменяются роскошью, нагромождением форм. Колонны](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/416525/slide-50.jpg)
Простота и величие классического периода сменяются роскошью, нагромождением форм. Колонны в храме
Артемиды достигали 19 метров, то есть в 2 раза выше Парфеноновских. При всем том впечатлению устойчивости и ясности колонн немало препятствовало то, что их базы были украшены горельефом с фигурами человеческого роста.
Слайд 52
![Заслугу эллинистических архитекторов составляют множество других типов построек, помимо периптера:](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/416525/slide-51.jpg)
Заслугу эллинистических архитекторов составляют множество других типов построек, помимо периптера:
круглые храмы, стадионы, театры, гимназии, здания воспитательного характера, булевтерии, здания городского управления, монументальные алтари, богато убранные городские ворота. Новые архитектурные вкусы сказались в более свободном обращении с ордером, чем это было принято в классическую пору.
Примером смешивания разных ордеров могут служить городские ворота Милета.
Слайд 53
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/416525/slide-52.jpg)
Слайд 54
![Главные достижения эллинистической архитектуры лежали в области градостроительства. Ионическая философия](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/416525/slide-53.jpg)
Главные достижения эллинистической архитектуры лежали в области градостроительства.
Ионическая философия сказалась
на планировке города, в основе которой служили две взаимно-перпендикулярные улицы. Направление улиц проектировалось с учетом исключения неблагоприятного проникновения ветров. Речь идет о гипподамовых (архитектор Гипподам Милетский) городах: Приена, Милет, Смирна, Александрия, Пергам и др.
Слайд 55
![Главной темой эллинизма, был частный дом (раскопки в Делосе, Приене,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/416525/slide-54.jpg)
Главной темой эллинизма, был частный дом (раскопки в Делосе, Приене,
Милете). Помещения частного дома группировались вокруг открытого двора, а отдельные помещения были связаны не сколько друг с другом, сколько с открытым двором. Так сформировался архитектурный тип – перистиль: открытый двор, обнесенный колоннами, с помещениями, выходящими в него.
Слайд 56
![Перистильный двор](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/416525/slide-55.jpg)
Слайд 57
![План перистиля](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/416525/slide-56.jpg)
Слайд 58
![Пергамский алтарь начала II в. до н.э. – последнее крупное произведение греческого монументального искусства.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/416525/slide-57.jpg)
Пергамский алтарь начала II в. до н.э. – последнее крупное произведение греческого
монументального искусства.
Слайд 59
![Пергамский алтарь (Большой алтарь Зевса). Он располагался в Малой Азии (Турция)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/416525/slide-58.jpg)
Пергамский алтарь (Большой алтарь Зевса). Он располагался в Малой Азии (Турция)
Слайд 60
![Скульптурное оформление Пергамского алтаря. На горельефном фризе изображена мифологическая борьба](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/416525/slide-59.jpg)
Скульптурное оформление Пергамского алтаря. На горельефном фризе изображена мифологическая борьба олимпийских
богов с гигантами, а именно громовержец Зевс побеждает гигантов, и они погибают в страшных мучениях.