Архитектура готики XIII-XIV вв. Эволюция культовых сооружений презентация

Содержание

Слайд 2

Слайд 3

ГЛОССАРИЙ Опоры – столбы, колонны, пилоны Перекрытия – нервюрные своды

ГЛОССАРИЙ
Опоры – столбы, колонны, пилоны
Перекрытия – нервюрные своды стрельчатой формы
Контрфорс –

вертикальный выступ стены, противодействующий распору
Аркбутан – открытая полуарка , служащая для передачи распора основных сводов, перекрывающих готическое здание, на контрфорс
Портал – архитектурно обработанный вход в здание
Пинакль – завершённые шпилями башенки на контрфорсах
Фиал – фигурный шпиль, увенчивающий пинакли
Эмпоры – открытая в главный неф галерея, расположенная над входной
стороной или боковыми нефами
Фахверк – каркасная система, состоящая из связанных между собой
деревянных брусьев /стойки, балки, подкосы/.
Краббы – декоративные листья на пинаклях
Крестоцвет – стилизованные цветы, украшающие фиалы
Вимперг – резной фронтон над дверным или оконным проёмом
Витраж – застеклённая поверхность окон или дверей, покрытая
просвечивающей живописью
Маскарон – скульптурная деталь в виде маски
Нартекс – входное помещение в виде закрытой галереи или открытого
портика.
Архитектоника – художественное выражение закономерностей строения, соотношения нагрузки и опоры, присущих конструктивной системе сооружения.
Слайд 4

1. Социально-политические и экономические условия формирования архитектуры Западной Европы XIII-XIV

1. Социально-политические и экономические условия формирования архитектуры Западной Европы XIII-XIV вв.

Со

второй половины XII-XIII в. западноевропейская архитектура достигает
высокого развития в связи с быстрым развитием в городах ремёсел,
и торговли. В отличие от романского периода, когда центром строительства
были монастыри, город всё более становится средоточием экономической,
политической и культурной деятельности.
В городах ведутся активные строительные работы, возводятся здания ратуш,
монументальные соборы, жилые дома богатых горожан, фасадом на улицу – «фронт
домов». Вырастают кварталы ремесленников и торговцев.
Строительная деятельность, выйдя из-под опеки монастырей становится
уделом профессиональных строителей, скульпторов, художников – горожан,
объединённых в цеховые организации.
Повышается уровень строительной техники, растёт профессиональная
квалификация мастеров. Строители ищут более совершенные методы
возведения зданий, позволяющие облегчить конструкцию и экономно
расходовать материал, добыча и транспортировка которого в средневековье
были сопряжены с большими трудностями.
Ведущая роль в строительстве остаётся за архитектурными школами
Франции.
Слайд 5

Активное строительство ведётся в наиболее развитых северных районах страны –

Активное строительство ведётся в наиболее развитых северных районах страны – Иль-де-Франс,

Нормандия, Шампань с главными городами –Парижем, Амьеном, Реймсом. Здесь зарождается и зреет новое стилевое направление в архитектуре – готика.
Gotico – итальянское название германского племени готов (подразумевалось – варварское искусство). Во Франции этот стиль получил более точное название «Style ogivat» – «стиль стрельчатый».
Из Франции готика распространяется на соседние страны: в XII в. она появляется в Англии, в следующем столетии в Германии, Италии, Испании. Готика проникает в различные страны не сразу и неравномерно, - вплоть до XVв. она получает развитие и в странах Восточной Европы. Со временем готическая архитектура становится универсальным общеевропейским стилем.
Ведущее значение в архитектуре получают городские соборы – культовые и общественные центры городов.
Слайд 6

2. Конструкции готических соборов. Самым выдающимся техническим достижением эпохи является

2. Конструкции готических соборов.

Самым выдающимся техническим достижением эпохи является конструкция готического

базиликального храма.
Эволюция романского храма шла по пути постепенного расчленения стен и сводов с выделением в них наиболее нагруженных элементов –
контрфорсов и нервюр (гуртов).
Готические мастера завершили эту эволюцию, создав качественно новую каркасную систему, которая позволила предельно облегчить здание, добиться минимальной толщины конструктивных элементов.
Основными элементами каркаса готического собора являются:
1. Опора в виде столба, колонны, пилона
Перекрытия в виде нервюрных сводов стрельчатой формы
Контрфорсы, вынесенные за пределы здания
Аркбутаны в виде полуарок
Слайд 7

Сантьяго де Компостелло.Испания Собор парижской богоматери

Сантьяго де Компостелло.Испания Собор парижской богоматери

Слайд 8

Планы готических соборов. 1 – Собор Парижской Богоматери (ранний период

Планы готических соборов.
1 – Собор Парижской Богоматери (ранний период готики –

1163г.)
2 – Собор в Реймсе (зрелая готика – 1210г.)
3 – Амьенский собор (период поздней готики – 1218 – XIVв.)

1

2

3

Слайд 9

Нервюры в виде арок накрест перекрывают каждую отдельную ячейку нефа

Нервюры в виде арок накрест перекрывают каждую отдельную ячейку нефа (травею)

и, создавая жёсткие границы каждой травеи, опоясывают её щёковые грани. Сочетание нервюр с крестовым сводом позволило выделить в своде несущий скелет, воспринимающий на себя нагрузку от всех четырёх распалубок свода. Очертания готического нервюрного свода – стрельчатое.
Слайд 10

Поперечный разрез готического собора.

Поперечный разрез готического собора.

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

а — крестоцвет; б — фиал; в — крабб; г

а — крестоцвет; б — фиал; в — крабб; г — галерея; д — вимперг; е

— ажурное окно; ж — стержень фиала; з — консоль
Слайд 16

а — окно верхнего яруса; б — трифорий; в —

а — окно верхнего яруса; б — трифорий; в — лопатки (лизены); г —

аркада; д — импост; е — опорный столб.
Слайд 17

а — нервюры; б — аркбутаны; в — фиал; г

а — нервюры; б — аркбутаны; в — фиал; г — пинакль; д — контрфорс; е

— опорный столб; и — центральный неф; к — боковой неф; л — цоколь.
Слайд 18

а — западные башни; б — продольный неф; в —

а — западные башни; б — продольный неф; в — башенка на средокрестием; г

— трансепт; д — боковой неф; е — хор; ж — аркбутаны; з — галерея хора; и — капелла хора; к — двор; л — соборные залы для бедных и паломников; м — контрфорсы.
Слайд 19

Слайд 20

Окна периода ранней готики. Окна периода расцвета и поздней готики.

Окна периода ранней готики.

Окна периода расцвета и поздней готики.

Слайд 21

Франция. Церковь аббатства в Клюни. 3. Эволюция готических соборов.

Франция. Церковь аббатства в Клюни.

3. Эволюция готических соборов.

Слайд 22

Эволюция планировочной структуры христианского храма.

Эволюция планировочной структуры христианского храма.

Слайд 23

Собор в Лане, 1174-1226 гг. Собор Парижской Богоматери, 1163-1208гг.

Собор в Лане, 1174-1226 гг.

Собор Парижской Богоматери, 1163-1208гг.

Слайд 24

Собор Нотр-Дам де Пари 1163-1345гг. 1163 г. –первый этап 1196

Собор Нотр-Дам де Пари 1163-1345гг.

1163 г. –первый этап
1196 г. –второй этап
Первая

половина XIII века –
третий этап – завершение
западного фасада.
Пинакль – башенки, завершённые
шпилями
Вимперг – резной фронтон над
дверным или оконным проёмом
Замковый камень- клинчатый
камень, завершающий свод
Маскарон – скульптурная деталь
в виде маски
Нервюра – профилированное
ребро готического свода
Слайд 25

Слайд 26

Париж. Собор Парижской Богоматери, 1163-1208гг.

Париж. Собор Парижской Богоматери, 1163-1208гг.

Слайд 27

Слайд 28

Гаргульи на фасаде собора Парижской Богоматери.

Гаргульи на фасаде собора Парижской Богоматери.

Слайд 29

Собор в Шартре, 1194-1260 гг.

Собор в Шартре, 1194-1260 гг.

Слайд 30

Франция. Готический собор в Амьене. Франция. Собор в Реймсе, 1210-начало XIV в. г.

Франция. Готический собор в Амьене.

Франция. Собор в Реймсе, 1210-начало XIV в.

г.
Слайд 31

Церковь Троицы в Кане. . Собор в Амьене, 1218-1268 гг. Длина – 145м, высота – 42,5м

Церковь Троицы в Кане.

.

Собор в Амьене, 1218-1268 гг.
Длина – 145м,

высота – 42,5м
Слайд 32

Собор в Реймсе. Поперечный разрез. Собор Notre Dame в Париже. Разрез.

Собор в Реймсе. Поперечный разрез.

Собор Notre Dame в Париже. Разрез.

Слайд 33

Особую роль в интерьерах готических соборов играли витражи. Огромные оконные

Особую роль в интерьерах готических соборов играли витражи. Огромные оконные

проёмы покрывались яркими, многоцветными композициями. Выполняемые из цветных стёкол, вставляемых в свинцовые переплёты, витражи создавали неповторимую атмосферу таинственности, окрашивая пилоны, своды, полы в яркие, красочные тона. Если в XIв. мастера использовали 7 цветов, то в XII в. цветовая палитра увеличилась до 21.
Общая площадь витражей в соборах достигала сотен квадратных метров.
Содержание изображений на витражах представляло собой мифологические и религиозные сюжеты.
Богоматерь с младенцем.
Витраж собора в Шартре.
Слайд 34

Слайд 35

Слайд 36

Алтарь в Шартре Интерьер

Алтарь в Шартре Интерьер

Слайд 37

Витражи собора в Шартре.

Витражи собора в Шартре.

Слайд 38

4. Художественные и конструктивные особенности готики Франции. Готический стиль возник

4. Художественные и конструктивные особенности готики Франции.

Готический стиль возник в середине

XII в. Характерными чертами готики являются:
вертикальность композиции
стрельчатая арка
сложная каркасная система опор
ребристый свод
Как новая конструктивная система готика обладала рядом преимуществ. Романские нервюры массивного свода были превращены в скелет, требовавший лишь заполнения лёгкими каменными плитами. Это позволило перекрывать сводами пролёты невозможной ранее ширины и на невиданной ранее высоте.
Оказалось возможным сильно облегчить устои.
После усовершенствования конструкции аркбутанов и контрфорсов сложилась система каркасной постройки, т.к. зодчий знал, где локализованы силы распора и мог принять меры для их нейтрализации.
Нервюрный свод обладал возможностью некоторой подвижности, и осадка одного из устоев, катастрофическая для массивного романского свода, в нервюрном своде вела только к некоторой деформации.
Усовершенствованные аркбутаны ставили не под прямым углом к своду, а под острым, чтобы они принимали не только боковой распор, но и часть вертикальной нагрузки.
Имя файла: Архитектура-готики-XIII-XIV-вв.-Эволюция-культовых-сооружений.pptx
Количество просмотров: 86
Количество скачиваний: 0