Дискурс о социокультурной и политической идентичности России: основные концептуальные ракурсы. Лекция 1 презентация

Содержание

Слайд 2

Концептуальные модели:
Традиционной авторитарности России
1.1. Теория «вотчинного государства».
1.2. Теория «Русская система».
2.

Постоянной борьбы демократической (либеральной) и авторитарной тенденций / концепция цикличности.
Теория «Рокового дуализма русской истории».
⇒ Структура лекции:
Концепция традиционной авторитарности России
Концепция постоянной борьбы двух тенденций: демократической авторитарной

Концептуальные модели: Традиционной авторитарности России 1.1. Теория «вотчинного государства». 1.2. Теория «Русская система».

Слайд 3

Основные направления в историографии:
(Консервативно)-почвенническое Национально-ориентированное направление
(славянофилы, традиционалисты-почвенники, державники, православные государственники)
(Либерально)-западническое
(западники,

европеисты-западники)
либеральное почвенничество / славянофилы-либералы

Основные направления в историографии: (Консервативно)-почвенническое Национально-ориентированное направление (славянофилы, традиционалисты-почвенники, державники, православные государственники) (Либерально)-западническое

Слайд 4

1. Концепция традиционной авторитарности России

Идея о неевропейском характере
русской политической традиции
(Россия не Европа)
2 т.зр.:
Азиатская

природа русской политической культуры, истоки которой связываются с многовековым татарским угнетением.
У «русской власти» («русской системы») нет аналогов ни на Западе, ни на Востоке, это исключительно русский феномен.

1. Концепция традиционной авторитарности России Идея о неевропейском характере русской политической традиции (Россия

Слайд 5

Концепцию о принципиальной неевропейскости России разделяют:
сторонники либерально-западных ценностей (либеральное почвенничество)

(со знаком минус)
консервативные почвенники
(со знаком плюс )
западная историография
(Арнольд Тойнби, Ричард Пайпс и др.)

Концепцию о принципиальной неевропейскости России разделяют: сторонники либерально-западных ценностей (либеральное почвенничество) (со знаком

Слайд 6

Три основные идеи:
1. Изначально авторитарный (самодержавный, деспотический…)
характер российской (московской, московитской) государственности;
+

демократическая (либеральная) тенденция – заимствование с Запада.
Западная политическая культура с ее идеями системного ограничения произвола власти, конституцией, прав человека распространяется в российской культурной элите в постпетровский период (Екатерина II?).
2. Устойчивое несходство старых, новых и новейших русских порядков с европейской цивилизацией;
3. Принципиальное сходство всех русских порядков разных времен между собой.
Специфика российской государственности
Модели взаимодействия:
1. Государства и общества (патернализм)
2. Государства и человека (этатизм)
3. Государства и природной среды (экстенсивизм)
4. Государства и окружающего мир (мессианизм и/или
державность)

Три основные идеи: 1. Изначально авторитарный (самодержавный, деспотический…) характер российской (московской, московитской) государственности;

Слайд 7

1.1. Теория «вотчинного государства»

К. Д. Кавелин В.О. Ключевский «государство-вотчина»
Р. Пайпс

«вотчинное государство»
В.П. Макаренко «Русская власть»
Общее: Отрицание преемственности Киевской и Московской Руси
Отличие:
«Русская власть» – зарождается на северо-востоке в домонгольский период
«Русская власть» – зарождается в татарский период (влияние Золотой Орды)
СЕМИНАР 2. Власть и общество в Северо-Восточной Руси в домонгольский период
1. Формирование новой политической концепции власти. Основные черты и особенности собственнического (вотчинного) мировоззрения.
2. Андрей Боголюбский – первая попытка установления самодержавия в русских землях.
СЕМИНАР 4. 3. Русь и Орда: проблемы влияния татарского ига на властные отношения, взаимоотношение власти и общества и ментальность народа (дискуссии в исторической литературе).

1.1. Теория «вотчинного государства» К. Д. Кавелин В.О. Ключевский «государство-вотчина» Р. Пайпс «вотчинное

Слайд 8

К.Д. Кавелин: разработал теоретическую модель Московского государства как «государства-вотчины»
Кавелин К.Д. Мысли и заметки

по русской истории …
В.О. Ключевский:
Основные черты собственнического (вотчинного) мировоззрения:
♦ Земля – собственность князя: убеждение князя, что он является собственником всей земли, городов, лесов своего княжества
эта земля моя, потому что земли расчищались крестьянами, города строились по моему повелению.
«Понятие о князе как о личном собственнике удела было юридическим следствием значения князя как заселителя и устроителя своего удела».
♦ Собственностью считалось и население, проживающее на княжеской земле
Население:
– не может владеть землей на частном праве
– обладать какими-либо неотъемлемыми
личными правами.
В государстве вотчинного типа
– правитель и собственник (хозяин) слились в одном лице.
– люди утратили свободу и превратились в собственность правителя.

К.Д. Кавелин: разработал теоретическую модель Московского государства как «государства-вотчины» Кавелин К.Д. Мысли и

Слайд 9

Р. Пайпс «Россия при старом режиме» М., 1993.

Особенности «вотчинного государства»
1. Власть-собственность. Московские князья,

русские цари, а впоследствии советские вожди, обладавшие огромной властью, были убеждены в том, что вся страна является их собственностью, так как создавалась, строилась и перестраивалась по их повелению.
2. Население – государевы слуги. Исторически сложилось представление о том, что все живущие в России являются государевыми слугами, находящимися в прямой зависимости от царя и не имеющими возможности претендовать ни на собственность, ни на какие-либо неотъемлемые личные права.
Признаки политического режима Московии:
Абсолютная монополия государя на политическую власть;
2. Собственность государя на землю, торговлю, промышленность, с одной стороны и отсутствие частных собственников, с другой;
3. Контроль за всеми сословиями общества (закрепощение общества);
4. Изоляция страны от внешнего мира, главным образом, католического Запада.

Р. Пайпс «Россия при старом режиме» М., 1993. Особенности «вотчинного государства» 1. Власть-собственность.

Слайд 10

Концепция традиционной авторитарности России (1.1. Теория «вотчинного государства») 1.2. Теория «Русская система»


Концепты (теоретические конструкты) современного либерального дискурса
Концепты, рассматривающие российскую государственность как государственно-организованное общество
«Русская система»
«Русская власть»
«Русский ген власти»
«Русская матрица»
«Русский культурный код»
«Русская генетическая система»
«Русская система» как традиционный для России тип государственной власти Ю. Пивоваров и А.Фурсов

Концепция традиционной авторитарности России (1.1. Теория «вотчинного государства») 1.2. Теория «Русская система» Концепты

Слайд 11

Концепт позволяет понять особенности: ♦ исторического пути России; ♦ государственной власти; ♦ национального

менталитета; ♦ российских реформ, в том числе и в эпоху постиндустриального
прорыва.
Концепт позволяет объяснить причины нынешнего возвращении к «Русской системе» и в целом повторяемости такого явления в политической истории России.
Почему «русский ген власти» после соединения с западными новшествами и краткого периода мутаций и гибридизации вновь проявляет свою твердую, неизменную природу и порождает структуры власти, сходные с прежними?
Почему русская система власти восстанавливается в новых обличьях, но с теми же сущностными характеристиками?

Концепт позволяет понять особенности: ♦ исторического пути России; ♦ государственной власти; ♦ национального

Слайд 12

Основные элементы «Русской системы»

⇓ ⇓ ⇓
власть население насилие
Власть (персонифицированная в личности

царя/генсека/президента)
Власть – единственный значимый политический субъект (Единственный социальный значимым субъект )
Могут проводится разные реформы, могут сменяться политические элиты, но место, занимаемое верховной властью, остается неизменным.
Особенность реформ в России –
как только реформы начинают покушаться на саму власть, на ее центральную роль в общественной жизни, все откатывается назад.
Население /общество
не было самостоятельным политическим субъектом

Основные элементы «Русской системы» ⇓ ⇓ ⇓ власть население насилие Власть (персонифицированная в

Слайд 13

Идея «насилия» включает:

⇒ насилие власти
принудительные социальные взаимодействия с постоянно присутствующей угрозой легитимированного

государством насилия (побоев, ареста, конфискации имущества, лишения свободы, казни);
«Русское самодержавие (и царей и генсеков) – это власть-насилие, власть как насилие, безо всяких там ограничений, сдержек и противовесов».
⇐ насилие, закрепившееся в культурной матрице народа
«Запечатленное в культуре символы и ценности "порядка" и "сильной руки", преобладание принуждения в установках сознания и поведения».
Триединый комплекс принципов Русской Власти:
«власть первична»;
«власть первична, население вторично» («власть – все,
население – ничто»);
«власть первична, территория вторична».

Идея «насилия» включает: ⇒ насилие власти принудительные социальные взаимодействия с постоянно присутствующей угрозой

Слайд 14

2. Концепция постоянной борьбы двух тенденций

В российской истории, культуре, государственности
противостояли друг

другу две тенденции:
⇒ европейская (либерально-демократическая, западническая)
⇐ патерналистская (консервативная, авторитарая/самодержавно-принудительная/ деспотическая)
П.Н.Милюков
А.Янов
М. Афанасьев

2. Концепция постоянной борьбы двух тенденций В российской истории, культуре, государственности противостояли друг

Слайд 15

Особенности интерпретация европейской / либерально-демократической традиции

♦ Авторитарная концепция:
русский европеизм, либерально-демократическая традиция

сводится к внешнему влиянию
борьба тенденций во второй половине XVIII в. – нач. XX в.
♦ Концепция борьбы двух тенденций в русской истории:
европейский «ген» в российской истории
(и московского и императорского периодов)
двухкорневая структура политической традиции
– Европейские тенденции – не влияние Запада, не чуждое, а исконно русское явление.
– Европейские (либерально-демократические традиции) древнее, изначальнее евразийского самодержавия.
«Роковой дуализм русской истории».

Особенности интерпретация европейской / либерально-демократической традиции ♦ Авторитарная концепция: русский европеизм, либерально-демократическая традиция

Слайд 16

Главные тезисы:

1. Россия по рождению европейская страна
2. В российской истории, культуре, государственности

на протяжении веков (Московия, Российская история) противостояли друг другу две тенденции: самодержавная (авторитарная) и либерально-демократическая

3. Цикличность русской истории
(и московского и императорского периодов).

Главные тезисы: 1. Россия по рождению европейская страна 2. В российской истории, культуре,

Слайд 17

П.Н.Милюков «Очерки истории русской культуры» в 4-х томах (1896-1903):
обосновал взгляд на

европейство как на одно из начал русской политической культуры (со времен Московии).
Россия, несмотря на свои особенности, всегда шла европейским путем развития
Тезис первый: по самой своей географии, ландшафтной и антропологической «преистории» и уже собственно истории этнической и национальной Россия является естественным продолжением Европы, заходящим в Азию.
Тезис второй: русская культура есть самобытный извод европейского корня, исторически запаздывающий и в сравнении с синхронной ему европейской культурой относительно примитивный; в русской культуре всегда соединены подражательное копирование, националистическое отталкивание и творческое развитие образцов и архетипов европейской культуры.
«Европеизм … не есть начало, чуждое русской жизни, начало, которое можно заимствовать только извне, но собственная стихия, одно из основных начал, на которых эта жизнь развивается, насколько в её “месторазвитии” даны общие Европе элементы развития. К этому представлению ведёт и самый термин “Евразия”, если употреблять его научно, а не тенденциозно. Евразия не есть Азия; а есть Европа, осложнённая Азией».

П.Н.Милюков «Очерки истории русской культуры» в 4-х томах (1896-1903): обосновал взгляд на европейство

Слайд 18

А. Л. Янов


«Славянофилы и западники»: два взгляда на историю России


За кажущейся противоположностью скрывалась их глубинная общность:
– Оба взгляда исходят из неверной посылки - наличия одной лишь политической традиции.
– Западники (глядя в Европу), славянофилы (отворачиваясь от Европы) не видят европейского гена в самой российской культуре.
Двухкорневая структура политической традиции России
(два корня / два лица / две тенденции)
Европейские тенденции – не влияние Запада не чуждое, а исконно русское явление.

А. Л. Янов «Славянофилы и западники»: два взгляда на историю России За кажущейся

Слайд 19

В Древней Руси существовали две традиции: холопская и договорная (конституционная) ?
Начало (истоки) ?

русского европеизма / демократизма / либерализма А. Янин усматривает в XV веке
♦ Концепция «Европейского столетия» между 1460 и 1560 гг.
Основы европеизации заложены либеральными реформами Ивана III
♦ "Выпадения" России из Европы начались в 1565 г. («самодержавная революция» Ивана Грозного)
Европейская Русь превратилась в «антитезу» Европе.
♦ Демократическая тенденция (либеральная оппозиция) продолжала существовать …
Отличие концепций П.Н. Милюкова, А. Янова, М. Афанасьева: в фиксации политико-культурных точек европеизма
М.Афанасьев:
Россия со времен Киево-Новгородской Руси – носитель европейской культуры, европейских ценностей» (европейская традиция не прерывалась)
Преемственность Киевской и Московской Руси
П.Н. Милюков, А. Янов (???): Московская Русь

В Древней Руси существовали две традиции: холопская и договорная (конституционная) ? Начало (истоки)

Слайд 20

Литература

Ахиезер А., Клямкин И., Яковенко И. История России: конец или новое начало? М.:

Новое изд-во, 2005. URL: http://www.4plus5.ru/ist/ahcontent.html
Ильин В.В., Ахиезер А.С. Российская государственность: Истоки, традиции, перспективы. М.: Изд-во МГУ, 1997.
Ильин В.В., Ахиезер А.С. Российская цивилизация: содержание, границы, возможности. М.: Изд-во МГУ, 2000.
Кавелин К.Д. Мысли и заметки по русской истории // Кавелин К.Д. Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культуры. М., 1989. https://iphras.ru/elib/Kavelin_umstv_stroy.html
Ковалев В.А. «Русская система»: фантастический вариант // Россия и современный мир. 2006. № 1(50). С. 40-60.
Макаренко В.П. Русская власть (теоретико-социологические проблемы). Ростов-на-Дону. Издательство СКНЦ ВШ, 1998. URL: polittheory.narod.ru/Makarenko/Russian_Power.doc
Оболонский А.В. Драма российской политической истории: Система против личности. М., 1994.
Возможна ли европеизация нашего исторического сознания? Обсуждение доклада М. Афанасьев «О древней и новой политической культуре в России». URL: http://www.liberal.ru/articles/4815
Пайпс Р. Россия при старом режиме / Пер. с англ. М., 1993.
URL: httpURL: http://URL: http://publURL: http://publ.URL: http://publ.libURL: http://publ.lib.URL: http://publ.lib.ruURL: http://publ.lib.ru/URL: http://publ.lib.ru/ARCHIVESURL: http://publ.lib.ru/ARCHIVES/URL: http://publ.lib.ru/ARCHIVES/PURL: http://publ.lib.ru/ARCHIVES/P/URL: http://publ.lib.ru/ARCHIVES/P/PAYPSURL: http://publ.lib.ru/ARCHIVES/P/PAYPS_URL: http://publ.lib.ru/ARCHIVES/P/PAYPS_RichardURL: http://publ.lib.ru/ARCHIVES/P/PAYPS_Richard/_URL: http://publ.lib.ru/ARCHIVES/P/PAYPS_Richard/_PaypsURL: http://publ.lib.ru/ARCHIVES/P/PAYPS_Richard/_Payps_URL: http://publ.lib.ru/ARCHIVES/P/PAYPS_Richard/_Payps_RURL: http://publ.lib.ru/ARCHIVES/P/PAYPS_Richard/_Payps_R..URL: http://publ.lib.ru/ARCHIVES/P/PAYPS_Richard/_Payps_R..html
10. Пастухов В.Б. Россия в поисках “нового времени” (Циклы российской власти) // Общественные науки и современность. 2012. № 1. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2015/04/05/1251182784/Pastukhov.pdf

Литература Ахиезер А., Клямкин И., Яковенко И. История России: конец или новое начало?

Имя файла: Дискурс-о-социокультурной-и-политической-идентичности-России:-основные-концептуальные-ракурсы.-Лекция-1.pptx
Количество просмотров: 15
Количество скачиваний: 0