Содержание
- 2. Древний Рим - одна из ведущих цивилизаций Древнего мира, величайшее государство Античности, получила своё название по
- 3. Архитектура Древнего Рима Первые крупные постройки производились по этрусскому примеру, возможно, даже этрусскими мастерами; поэтому Римская
- 4. Однако в целом, римская архитектура испытала сильное влияние греческой архитектуры. В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть
- 5. Архитектурные ордера Применение новых архитектурных форм потребовало коренного изменения подпор: для поддержки тяжёлых арок, сводов и
- 6. Что касается стиля колонн, то римляне не изобрели ничего своего по этой части: они взяли уже
- 7. Римско-дорический (не имеет почти ничего общего с греческим ордером того же названия. Он отличается прежде всего
- 8. Римско-ионический (утратил у римлян в значительной степени благородное изящество, каким отличался у греков: его колонна нередко
- 9. Римско-коринфский (переделали его по-своему и сообщив ему большую роскошь. В капители коринфской колонны они увеличили число
- 10. Композитный (соединили в капители его колонн детали коринфской и ионической капителей, а именно поместив над аканфовыми
- 11. Этапы развития римской архитектуры Первый период Охватывает собой время от основания Рима, до середины II в.
- 12. Второй период Продолжался с середины II в. до падения республиканского правления (то есть до 31 г.
- 13. Третий период Третий, самый блестящий период истории Римского зодчества начинается со времени захвата Августом полновластия над
- 14. После смерти Августа строительные предприятия в Риме на некоторое время уменьшились; тем не менее, Тиберий начал
- 15. Траян соорудил другой форум, своей величиной и роскошью превосходивший все существовавшие до того времени. Кроме входных
- 16. Четвертый период Продолжается до окончательной победы христианства над язычеством (с 138 по 300 гг.). И в
- 17. Важнейшими постройками Константина Великого в старой столице его империи были триумфальные ворота, имеющие три пролёта и
- 18. Чем дальше, тем сильнее проникали в последнее восточные влияния, стремление к напыщенности и изысканности, заглушавшее предания
- 19. Пантеон (Рим) Пантео́н — «храм всех богов» в Риме, памятник центрическо-купольной архитектуры периода расцвета архитектуры Древнего
- 20. История Современный Пантеон построен в 126 году н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего сгоревшего
- 21. Этимология Название «Пантеон» происходит от древнегреческого слова «пантеион», означающего «относящегося ко всем богам или связанного с
- 22. Архитектура По композиции и конструктивному решению Пантеон уникален в древнеримской архитектуре. Он отличается классической ясностью и
- 23. Кирпично-бетонная ротонда Пантеона перекрыта полусферическим куполом (диаметр свыше 43 м). Почти две тысячи лет после его
- 24. В центре купола находится круглое отверстие диаметром 9 метров — так называемый окулюс. Это единственное отверстие,
- 25. Значение в культуре Римские боги Цезарь С начала постройки и до введения христианства Пантеон был посвящён
- 26. 13 мая 609 года языческий храм был освящён как христианская церковь Святой Марии и Мучеников, когда
- 27. Характеристика Страна - Италия Местоположение- Пинья Конфессия – католичество Епархия - Римская епархия Архитектурный стиль -
- 28. Храмы Древнего Рима Особое место в жизни римлян занимала религия. Первые храмы, посвященные древним богам, начали
- 29. Храм Весты Храм Весты — развалины античного храма, посвящённого Весте, римской богине домашнего очага. Располагается в
- 30. Храм Диоскуров Храм Диоску́ров, Храм Ка́стора и По́ллукса — один из старейших храмов на Римском форуме.
- 31. Храм Сатурна Храм Сатурна — храм на Римском форуме, один из древнейших храмов Рима. Храм в
- 32. Храм Портуна Храм Портуна — древнеримский храм на Бычьем форуме, посвящённый богу портов Портуну. Храм прямоугольной
- 33. Храм Геркулеса Непобедимого Храм Геркулеса Непобедимого — древнеримский храм на территории Бычьего форума близ набережной Тибра.
- 34. Храм Цезаря Храм Цезаря — храм в честь Гая Юлия Цезаря на римском форуме. Храм располагался
- 35. Храм Венеры-Прародительницы Храм Венеры Прародительницы — храм, некогда находившийся на форуме Цезаря в Риме. Фасад храма
- 36. Храм Марса-Мстителя Храм Марса-Мстителя — руины храма на форуме Августа в Риме. Форум и храм были
- 37. Храм Веспасиана и Тита Храм Веспасиана и Тита — руины античного храма на Римском форуме. Строительство
- 38. Храм Венеры и Ромы Храм богинь Венеры и Ромы — некогда крупнейшее религиозное сооружение древнего Рима.
- 39. Храм Божественного Адриана Храм Божественного Адриана — храм в честь императора Адриана на Марсовом поле, руины
- 40. Храм Антонина и Фаустины Храм Антонина и Фаустины — храм на Римском форуме, построенный в 141
- 41. Базилика Максенция и Константина Базилика Максенция и Константина — самое большое здание, когда-либо построенное на Римском
- 42. Пантеон Несмотря на известность большей части храмов, самым популярным и всемирноизвестным по сей день остается Пантеон,
- 43. Дороги Древнего Рима Римские дороги — дорожная сеть, созданная римлянами для быстрого передвижения войск, торговых караванов
- 44. Первые стратегические дороги Уже в середине V века до н. э. существовали правовые нормы, связанные со
- 45. Расцвет римских дорог По мере расширения Империи Рим стал строить подобные дороги и на завоёванных территориях.
- 46. Планировка дороги После решения о строительстве дороги, римские землемеры начинали заниматься разметкой будущих маршрутов. Во время
- 47. В целом римские дороги характерны тем, что строились в прямом направлении на максимально возможную длину. Они
- 48. Строительство дороги Обычно дорога строилась одновременно на отдельных участках, отдалённых друг от друга. Этим объясняется небольшие
- 49. После того как заканчивались земляные работы, строители начинали слоями укладывать различные материалы, которые возможно было добыть
- 50. Виды Основным источником для классификации дорог служат произведения римского землемера Сикула Флакка и юриста Домиция Ульпиана.
- 51. Дорожные сооружения Строительство римских дорог не заканчивалось прокладкой собственно дороги. Для удобства путешественников на пути устанавливались
- 52. «Все дороги ведут в Рим» Знаменитая поговорка «Все дороги ведут в Рим» имеет под собой фактическую
- 53. Римский скульптурный портрет Римский скульптурный портрет — один из самых значительных периодов в развитии мирового портрета,
- 54. Религиозная функция римского портрета Одним из корней реализма римского портрета стала его техника: как считают многие
- 55. Политическая функция римского портрета Во времена Республики стало принято воздвигать в публичных местах статуи (уже в
- 56. Жанры. Этрусский портрет Самыми знаменитыми подобными произведениями являются терракотовые этрусские саркофаги; но им предшествовали бронзовые и
- 57. Также с конца IV века до н.э. распространяются вотивные головы, сделанные из глины, которые являются более
- 58. Портрет эпохи Республики Характерная черта портретов этого периода- крайний натурализм и правдоподобие в передаче черт лица
- 59. ем не менее, стиль портрета I века до н.э. еще не стал однородным, происходили поиски. Некоторые
- 60. Портрет эпохи Августа Скульптура этого периода- августовский классицизм- характеризуется простотой и ясностью построения, строгостью, сдержанностью, четкостью
- 61. Портрет Юлиев-Клавдиев Традиционным становится изображение обожествленного императора. Также популярны портретные статуи в виде стоящих героизированных фигур.
- 62. Портрет Флавиев Хотя реализм остается основной чертой римского портрета на протяжении всей эпохи его развития, флавиевский
- 63. Портрет эпохи Траяна В портрете этого периода заметен резкий разрыв с традициями предыдущей эпохи, причем личность
- 64. Портрет эпохи Адриана Характерные черты стилистики этого времени — реакция на сухость искусства Траяна, которая выразилась
- 65. Портрет Антонинов В стилистике резких изменений, по сравнению с искусством адриановского времени не происходит; приемы, введенные
- 66. Портрет Северов Переходным к взлёту портрета этого периода является эпоха императора Септимия Севера и его непосредственных
- 67. Портрет эпохи солдатских императоров Портреты эпохи солдатских императоров развивают строгую линию, намеченную при Александре Севере. На
- 68. Портрет иллирийских императоров Иллирийские императоры (268—282 гг.), являясь частью периода солдатских императоров, все же отличались от
- 69. Портрет IV века «Для рассматриваемого периода характерно отсутствие в искусстве портрета единого, главного направления, что, несомненно,
- 71. Скачать презентацию
Древний Рим - одна из ведущих цивилизаций Древнего мира, величайшее государство Античности, получила
Древний Рим - одна из ведущих цивилизаций Древнего мира, величайшее государство Античности, получила
Архитектура Древнего Рима
Первые крупные постройки производились по этрусскому примеру, возможно, даже этрусскими мастерами;
Архитектура Древнего Рима
Первые крупные постройки производились по этрусскому примеру, возможно, даже этрусскими мастерами;
Триумфальная арка Тита в Риме
Однако в целом, римская архитектура испытала сильное влияние греческой архитектуры. В своих сооружениях
Однако в целом, римская архитектура испытала сильное влияние греческой архитектуры. В своих сооружениях
Арка Константина
Архитектурные ордера
Применение новых архитектурных форм потребовало коренного изменения подпор: для поддержки тяжёлых арок,
Архитектурные ордера
Применение новых архитектурных форм потребовало коренного изменения подпор: для поддержки тяжёлых арок,
Использование в архитектуре пилястр и колонн
Что касается стиля колонн, то римляне не изобрели ничего своего по этой части:
Что касается стиля колонн, то римляне не изобрели ничего своего по этой части:
Тосканский
(архитектурный ордер, возникший в Древнем Риме на рубеже I века до н. э. и I века н. э. Является упрощенным вариантом дорического ордера, от которого отличается гладким фризом и колонной без каннелюр. )
Римско-дорический
(не имеет почти ничего общего с греческим ордером того же названия. Он
Римско-дорический (не имеет почти ничего общего с греческим ордером того же названия. Он
Римско-ионический
(утратил у римлян в значительной степени благородное изящество, каким отличался у греков:
Римско-ионический (утратил у римлян в значительной степени благородное изящество, каким отличался у греков:
Римско-коринфский
(переделали его по-своему и сообщив ему большую роскошь. В капители коринфской колонны они
Римско-коринфский (переделали его по-своему и сообщив ему большую роскошь. В капители коринфской колонны они
Композитный
(соединили в капители его колонн детали коринфской и ионической капителей, а именно поместив
Композитный (соединили в капители его колонн детали коринфской и ионической капителей, а именно поместив
Этапы развития римской архитектуры
Первый период
Охватывает собой время от основания Рима, до середины II в.
Этапы развития римской архитектуры
Первый период
Охватывает собой время от основания Рима, до середины II в.
Аппиева дорога
Второй период
Продолжался с середины II в. до падения республиканского правления (то есть до 31
Второй период
Продолжался с середины II в. до падения республиканского правления (то есть до 31
Римляне сооружали, в честь некоторых божеств, круглые храмы, составляющие их собственное изобретение, вводя в них, однако, многие греческие элементы.
Храм Веста
Третий период
Третий, самый блестящий период истории Римского зодчества начинается со времени захвата Августом
Третий период
Третий, самый блестящий период истории Римского зодчества начинается со времени захвата Августом
В это время римляне начинают широко применять бетон. Появляются новые типы зданий, например базилики, где совершались торговые сделки и вершился суд, цирки, где происходили соревнования колесниц, библиотеки, места для игр, для прогулок, окруженные парком. Возникает новый тип монументального сооружения — триумфальная арка. Совершенствование техники арочного строительства способствует активному возведению акведуков, мостов. Типично римскими, однако, являются изобилующие скульптурными изображениями триумфальные арки и колонны, возведенные в честь имперских побед и завоеваний. Ещё более впечатляет римское инженерное мастерство при строительстве дорог, мостов, акведуков, канализаций и укреплений.
Колизей
После смерти Августа строительные предприятия в Риме на некоторое время уменьшились; тем не
После смерти Августа строительные предприятия в Риме на некоторое время уменьшились; тем не
После воцарения Флавиев, архитектурная деятельность снова усилилась, и императоры этой фамилии наделили Рим и его провинции множеством зданий. Кроме Колизея, из построек важнейшими были термы и дворец Веспасиана. При Домициане Рим украсился триумфальными воротами, увековечивавшими память о победах над иудеями — сооружением, любопытным в особенности потому, что в нём мы впервые видим совершенно определившийся, характеристичный тип римских триумфальных арок, которые строились и раньше, но не с такой соразмерностью частей и с меньшим убранством, а также потому, что полуколонны, украшающие собой эти ворота, представляют первый известный пример капителей стиля композита. Сверх того, Домициан начал строить новый форум.
храм
Кастора и
Поллукса
Золотой
дом Нерона
Траян соорудил другой форум, своей величиной и роскошью превосходивший все существовавшие до того
Траян соорудил другой форум, своей величиной и роскошью превосходивший все существовавшие до того
Римская архитектура ещё более оживилась в царствование Адриана, который не только был горячий любитель искусства, но и сам занимался им в часы досуга. Он обогатил Рим таким множеством новых зданий, что заслужил прозвание его Восстановителя. Наиболее важные между ними — храм Венеры и Ромы, стоявший как раз против Колизея, и мавзолей Адриана, начатый постройкой при нём самом и оконченный при его преемнике. Мавзолей Адриана ещё при Гонории был превращён в крепость, лишился потом своей мраморной отделки и верхнего этажа и, наконец, стал нынешним Замком св. Ангела. К постройкам Адриана принадлежат также великолепный мост, перекинутый через Тибр против мавзолея, и находившийся поблизости оттуда большой цирк, исчезнувший бесследно. Из сооружений Адриана в провинциях, особенно многочисленны были произведённые в Афинах, которым он, будучи поклонником греческой образованности, хотел возвратить прежний блеск. Там его заботами довершен храм Олимпийского Зевса, воздвигнуты храм Зевса и Геры, несколько других храмов, гимназий, портики, базилика, театр у подножия акрополя, проведены каналы, дороги, словом, возник новый город, соединявшийся со старым воротами, сохранившимися до наших дней.
Форум Траяна
Замок св. Ангела (мавзолей Адриана)
Четвертый период
Продолжается до окончательной победы христианства над язычеством (с 138 по 300 гг.). И
Четвертый период
Продолжается до окончательной победы христианства над язычеством (с 138 по 300 гг.). И
Храм
Антонина и
Фаустины
Колонна
Марка
Аврелия
Важнейшими постройками Константина Великого в старой столице его империи были триумфальные ворота, имеющие
Важнейшими постройками Константина Великого в старой столице его империи были триумфальные ворота, имеющие
Базилика Максенция и Константина
Чем дальше, тем сильнее проникали в последнее восточные влияния, стремление к напыщенности и
Чем дальше, тем сильнее проникали в последнее восточные влияния, стремление к напыщенности и
Пантеон (Рим)
Пантео́н — «храм всех богов» в Риме, памятник центрическо-купольной архитектуры периода расцвета
Пантеон (Рим)
Пантео́н — «храм всех богов» в Риме, памятник центрическо-купольной архитектуры периода расцвета
Пантеон
История
Современный Пантеон построен в 126 году н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего
История
Современный Пантеон построен в 126 году н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего
Латинская надпись на фронтоне гласит: «М. AGRIPPA L F COS TERTIVM FECIT», что в переводе звучит как: «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это». Представляет собой большое инженерное достижение античности. Располагается на площади Пьяцца-делла-Ротонда.
В 202 году, во время правления Септимия Севера и его сына Каракаллы, был отремонтирован.
Адриан
Этимология
Название «Пантеон» происходит от древнегреческого слова «пантеион», означающего «относящегося ко всем богам или
Этимология
Название «Пантеон» происходит от древнегреческого слова «пантеион», означающего «относящегося ко всем богам или
Архитектура
По композиции и конструктивному решению Пантеон уникален в древнеримской архитектуре. Он отличается классической
Архитектура
По композиции и конструктивному решению Пантеон уникален в древнеримской архитектуре. Он отличается классической
Вход в здание оформлен шестнадцатью монолитными гладкими колоннами в три ряда, поддерживающими глубокий портик с треугольным фронтоном, некогда увенчанный бронзовой квадригой. Высота каждой колонны 11,9 метра, диаметр 1,5 метра, вес 60 тонн. Колонны высечены из цельного массива красного и серого египетского гранита, и увенчаны коринфскими мраморными капителями. Первоначально восемь передних колонн крыльца были из серого мрамора, четыре внутренних — из красного. В XVII веке три угловые колонны рухнули — их заменили двумя колоннами из терм Нерона и колонной из виллы Домициана. Изначально храм был поставлен на цоколе и ко входу в храм вели четыре ступени, которые в течение многовековых наслоений оказались под уровнем земли.
Колонны при входе в здание
Кирпично-бетонная ротонда Пантеона перекрыта полусферическим куполом (диаметр свыше 43 м). Почти две тысячи
Кирпично-бетонная ротонда Пантеона перекрыта полусферическим куполом (диаметр свыше 43 м). Почти две тысячи
План здания
В центре купола находится круглое отверстие диаметром 9 метров — так называемый окулюс. Это
В центре купола находится круглое отверстие диаметром 9 метров — так называемый окулюс. Это
Изнутри Пантеон отделан охристо-коричневыми полихромными мраморами с редким введением белого мрамора. Внутренняя отделка Пантеона хорошо сохранилась — во многом благодаря тому, что на протяжении своего существования здание не закрывалось и продолжало выполнять функции храма.
Окулюс в
куполе и
отделка
внутри
Значение в культуре
Римские боги Цезарь
С начала постройки и до введения христианства Пантеон
Значение в культуре
Римские боги Цезарь
С начала постройки и до введения христианства Пантеон
13 мая 609 года языческий храм был освящён как христианская церковь Святой Марии
13 мая 609 года языческий храм был освящён как христианская церковь Святой Марии
Раз в год, на праздник Пятидесятницы, присутствующих в храме сквозь отверстие в куполе осыпают лепестками красных роз, что символизирует сошествие Святого Духа на апостолов.
Начиная с эпохи Ренессанса в Пантеоне стали захоранивать известных личностей. В нём погребены некоторые известные люди Италии, в частности, Рафаэль, короли Виктор Эммануил II и Умберто I.
Эль Греко. «Пятидесятница»
Характеристика
Страна - Италия
Местоположение- Пинья
Конфессия – католичество
Епархия - Римская епархия
Архитектурный стиль - романская
Характеристика
Страна - Италия
Местоположение- Пинья
Конфессия – католичество
Епархия - Римская епархия
Архитектурный стиль - романская
Архитектор - Аполлодор из Дамаска
Дата основания - II век
Строительство - 126 год
Высота - 43,3 м
Храмы Древнего Рима
Особое место в жизни римлян занимала религия. Первые храмы, посвященные древним
Храмы Древнего Рима
Особое место в жизни римлян занимала религия. Первые храмы, посвященные древним
Храм Весты
Храм Весты — развалины античного храма, посвящённого Весте, римской богине домашнего очага. Располагается
Храм Весты
Храм Весты — развалины античного храма, посвящённого Весте, римской богине домашнего очага. Располагается
В храме постоянно поддерживался Священный огонь. Изначально его охраняли дочери царя, затем их заменили жрицы-весталки. Вшестером они обязаны были постоянно поддерживать огонь и проводить ритуалы, посвящённые Весте.
Храм Весты, находящийся рядом с Регией, символизировал собой главный домашний очаг — очаг в доме царя, «очаг государства».
Храм Диоскуров
Храм Диоску́ров, Храм Ка́стора и По́ллукса — один из старейших храмов на Римском
Храм Диоскуров
Храм Диоску́ров, Храм Ка́стора и По́ллукса — один из старейших храмов на Римском
Храм Сатурна
Храм Сатурна — храм на Римском форуме, один из древнейших храмов Рима.
Храм Сатурна
Храм Сатурна — храм на Римском форуме, один из древнейших храмов Рима.
Храм в честь бога Сатурна был воздвигнут около 489 года до н. э. вскоре после победы над этрусскими царями из рода Тарквиниев. Храм несколько раз сгорал, так, в 42 году до н. э. он заново был отстроен после пожара консулом Мунацием Планком. Ему приписывается возведение подиума, полностью покрытого травертином. Храм был вновь отреставрирован после пожара во время правления Карина. Надпись на фризе подтверждает это: Senatus populusque romanus incendio consumptum restituit — «Сенат и народ Рима уничтоженное пожаром восстановили».
Возле храма 17 декабря начинался ежегодный праздник Сатурналий. До наших дней сохранилось лишь несколько колонн ионического ордера.
Храм Портуна
Храм Портуна — древнеримский храм на Бычьем форуме, посвящённый богу портов Портуну.
Храм
Храм Портуна
Храм Портуна — древнеримский храм на Бычьем форуме, посвящённый богу портов Портуну.
Храм
Храм хорошо сохранился, так как около 872 года был превращён в христианскую церковь Санта-Мария-ин-Граделис, в V веке освящён в церковь Санта-Мария-Эгициана.
Храм Геркулеса Непобедимого
Храм Геркулеса Непобедимого — древнеримский храм на территории Бычьего форума близ
Храм Геркулеса Непобедимого
Храм Геркулеса Непобедимого — древнеримский храм на территории Бычьего форума близ
Построенный в конце II века до н.э. храм Геркулеса был одним из первых зданий в Риме, возведённых почти целиком из мрамора. Найденная на Целии надпись даёт основания полагать, что храм построил консул Муммий Ахейский. Храм хорошо сохранился потому, что в 1132 году был обращён в христианскую церковь Santo Stefano alle Carozze.
Храм Цезаря
Храм Цезаря — храм в честь Гая Юлия Цезаря на римском форуме.
Храм
Храм Цезаря
Храм Цезаря — храм в честь Гая Юлия Цезаря на римском форуме.
Храм
От храма сохранилась до наших дней лишь часть подиума.
Храм Венеры-Прародительницы
Храм Венеры Прародительницы — храм, некогда находившийся на форуме Цезаря в Риме.
Фасад
Храм Венеры-Прародительницы
Храм Венеры Прародительницы — храм, некогда находившийся на форуме Цезаря в Риме.
Фасад
Храм Марса-Мстителя
Храм Марса-Мстителя — руины храма на форуме Августа в Риме.
Форум и храм
Храм Марса-Мстителя
Храм Марса-Мстителя — руины храма на форуме Августа в Риме.
Форум и храм
Храм был богато украшен белым каррарским мрамором и 8 колоннами коринфского ордера. В апсиде хранились культовые статуи Марса, Венеры и Ромы, Фортуны и Ромула. В экседрах находились статуи и бюсты полководцев, царей, мифологических фигур и поэтов. Возможно, перед храмом располагалась квадрига, символизирующая триумф Августа.
Храм Веспасиана и Тита
Храм Веспасиана и Тита — руины античного храма на Римском
Храм Веспасиана и Тита
Храм Веспасиана и Тита — руины античного храма на Римском
Строительство храма началось по решению Сената после смерти императора Веспасиана в 79 году и завершено при Домициане. Храм посвятили Флавиям Веспасиану и его сыну Титу.
Храм Веспасиана и Тита — здание длиной в 33 и шириной в 22 м. В помещении находился подиум, на котором стояли статуи двух обожествленных императоров. От колоннады остались всего лишь три колонны коринфского ордера высотой около 15 м.
Храм Венеры и Ромы
Храм богинь Венеры и Ромы — некогда крупнейшее религиозное сооружение
Храм Венеры и Ромы
Храм богинь Венеры и Ромы — некогда крупнейшее религиозное сооружение
Сооружение занимало всю территорию от базилики Максенция и до долины Колизея, и было возведено на постаменте длиной в 145 м и шириной в 100 м. Храм был построен при императоре Адриане в 135 году н. э..
Он был построен из двух целл, одна напротив другой, с общей внутренней стеной. Целла, выходившая к форуму, была посвящена богине города Рима — Роме, другая посвящена богине Венере.
После пожара Максенций перестроил интерьер в 307 году н. э.: две апсиды были высечены в задней части целлы, где разместили статуи богинь, боковые стены с порфировыми колоннами обрамляли ниши для статуй. Пол был выложен геометрической мозаикой из цветного мрамора. Восточная целла сохранилась до наших дней лучше всего, так как она долгое время являлась частью церкви Санта-Франческа-Романа.
Храм Божественного Адриана
Храм Божественного Адриана — храм в честь императора Адриана на Марсовом поле,
Храм Божественного Адриана
Храм Божественного Адриана — храм в честь императора Адриана на Марсовом поле,
Приёмный сын Антонин Пий воздвиг храм в честь обожествлённого Адриана в 141 или 145 году. Храм в коринфском стиле украшали 13 пятнадцатиметровых мраморных колонн по боковым сторонам и по 8 колонн узким боковым сторонам. Храм находился на четырёхметровом подиуме из пеперина, к храму вела широкая лестница. Стена его целлы снаружи была облицована мраморными плитками, а внутри украшена рельефами с изображением римских провинций.
От постройки до наших дней сохранились лишь одиннадцать коринфских колонн высотой 15 метров и одна из стен целлы. В 1878 году здание было перестроено для римской биржи и торгово-промышленной палаты, при этом античные фрагменты были очищены от надстройки XVII века.
Храм Антонина и Фаустины
Храм Антонина и Фаустины — храм на Римском форуме, построенный
Храм Антонина и Фаустины
Храм Антонина и Фаустины — храм на Римском форуме, построенный
Не позднее XI века храм был обращён в церковь св. Лаврентия, который, согласно легенде, был осуждён здесь в 258 году при императоре Валериане. Благодаря христианизации постройка хорошо сохранилась до наших дней.
В 1429–30 годах папа Мартин V передал церковь Коллегии аптекарей. В музее церкви можно увидеть рецепт, который был выписан здесь Рафаэлю.
В 1536 году к визиту императора Священной Римской империи Карла V три капеллы церкви были демонтированы с целью обнажения оригинального античного храма.
Нынешний барочный фасад построен в 1602 году.
Базилика Максенция и Константина
Базилика Максенция и Константина — самое большое здание, когда-либо построенное на
Базилика Максенция и Константина
Базилика Максенция и Константина — самое большое здание, когда-либо построенное на
Базилика была воздвигнута на месте складов для специй. Даже по древнеримским меркам, здание базилики было грандиозно — площадь нефа превышала 4000 кв. м., высота сводов составляла 39 метров. Внутри стены базилики были украшены мраморными плитами, пол покрыт цветным мрамором. Архитектурным примером для строительства послужили термы Каракаллы и Диоклетиана. В западной апсиде базилики была установлена колоссальная статуя Константина.
В базилике Константина не только поклонялись богам, но и назначали деловые встречи; здесь же заседал городской совет, а во время Олимпийских игр 1960 года под древними сводами проходили соревнования по греко-римской борьбе.
Пантеон
Несмотря на известность большей части храмов, самым популярным и всемирноизвестным по сей день
Пантеон
Несмотря на известность большей части храмов, самым популярным и всемирноизвестным по сей день
Дороги Древнего Рима
Римские дороги — дорожная сеть, созданная римлянами для быстрого передвижения войск, торговых
Дороги Древнего Рима
Римские дороги — дорожная сеть, созданная римлянами для быстрого передвижения войск, торговых
Чаще всего это были относительно прямые дороги между важными населёнными пунктами, что давало возможность быстро переместиться в необходимое место. Римские дороги связали между собой многие города в Италии, затем начали появляться и на других территориях Римской империи между значимыми политическими и экономическими центрами.
Изначально дороги строились в военных целях, но затем стали играть значительную роль в экономическом развитии империи. Возможно, в конечном счёте развитая сеть дорог только упростила завоевание римских территорий варварами. После падения Римской империи дорогами продолжали пользоваться по меньшей мере около тысячелетия, а в некоторых случаях и до сих пор, хотя теперь они уже покрыты асфальтом.
Первые стратегические дороги
Уже в середине V века до н. э. существовали правовые нормы, связанные со
Первые стратегические дороги
Уже в середине V века до н. э. существовали правовые нормы, связанные со
В 390 г. до н. э. в результате набега галлов Рим был разграблен. Только вовремя подоспевший римский полководец Марк Фурий Камилл спас римлян от капитуляции. Дороги позволили увеличить скорость передвижения как войск, так и торговых караванов.
Первая мощёная дорога была построена в 312 году до н. э. Аппием Клавдием Цеком между Римом и Капуей: она получила название по имени своего создателя Аппиева дорога. В конце существования Римской республики территория Апеннинского полуострова покрылась сетью подобных дорог. Каждая из них носила имя цензора, которым была построена. Также дорога могла получать название по направлению или по области, через которую проходила. Иногда дороги переименовывались после того, как другой римский деятель ремонтировал её. Дороги мостились только на территории городов или на подступах к ним, а в основном покрывались песком, щебнем и гравием из открытых карьеров поблизости.
Аппиева дорога
Расцвет римских дорог
По мере расширения Империи Рим стал строить подобные дороги и на
Расцвет римских дорог
По мере расширения Империи Рим стал строить подобные дороги и на
Размещение
римских дорог
Планировка дороги
После решения о строительстве дороги, римские землемеры начинали заниматься разметкой будущих маршрутов.
Планировка дороги
После решения о строительстве дороги, римские землемеры начинали заниматься разметкой будущих маршрутов.
Грома — использовалась для начертания прямых углов. Состоял из крестовины, на четырёх концах которых привязывались нитки со свинцовыми грузиками. Этот инструмент позволял проводить перпендикулярные прямые.
Хоробат — длинная негнущаяся линейка (около 6 м) на специальных подставках. В верхней части линейки была вырезана канавка, в которую заливалась вода. Инструмент использовался для определения уклона в местностях с неровным рельефом.
Диоптр — треугольный инструмент, к которому подвешивалась нитка со свинцовым грузиком. Использовался для установки направления на объект.
Современная реконструкция Грома
В целом римские дороги характерны тем, что строились в прямом направлении на максимально
В целом римские дороги характерны тем, что строились в прямом направлении на максимально
После выполнения всех необходимых геодезических измерений и расчётов землемеры с помощью специальных вех начинали размечать будущую дорогу. Вырубался весь кустарник и другая поросль, которая мешала строительству дороги.
Строительство дороги
Обычно дорога строилась одновременно на отдельных участках, отдалённых друг от друга. Этим
Строительство дороги
Обычно дорога строилась одновременно на отдельных участках, отдалённых друг от друга. Этим
Методы строительства зависели от местных топографических условий.
Строительство дорог
После того как заканчивались земляные работы, строители начинали слоями укладывать различные материалы, которые
После того как заканчивались земляные работы, строители начинали слоями укладывать различные материалы, которые
Statumen (подпора, устой) — основа дороги, которая формировалась из больших необработанных каменных блоков. Они служили фундаментом дороги, также через щели между плитами осуществлялся дренаж.
Rudus (обломки камней, щебень) или nucleus (ядро, твердая сердцевина) — слой песка или тонкий слой гравия, который клался на statumen для того, чтобы выровнять поверхность.
Summum dorsum (верхняя поверхность) — верхний слой из мелкого песка, гравия, извести или земли. Этот слой должен был быть одновременно мягким и прочным.
Римские дороги редко мостились, за исключением тех участков, которые находились около городов.
Построенная дорога имела несколько выгнутую поверхность, что позволяло дождевой воде стекать в дренажные канавы, вырытые вдоль дороги. Иногда канавы углублялись в процессе ремонта, так как оттуда бралась земля для возведения насыпей. Преимущественно дорогами пользовались войска, поэтому иногда параллельно пролегал ещё один путь для пешеходов и всадников.
Укладка слоев дороги
Виды
Основным источником для классификации дорог служат произведения римского землемера Сикула Флакка и юриста
Виды
Основным источником для классификации дорог служат произведения римского землемера Сикула Флакка и юриста
Viae publicae — это основные дороги Римской империи, соединявшие между собой наиболее крупные города. Общественные дороги строились на земле, принадлежавшей государству и на государственные деньги. Однако часто налогами на строительство таких дорог облагались города, к которым эти дороги вели, или крупные собственники, через чьи земли эти дороги прокладывались.
Viae vicinales — эти дороги ответвлялись от viae publicae и соединяли между собой деревни в одной области. Они составляли основное число дорог древней транспортной сети.
Viae privatae соединяли крупные владения. Они находились в частной собственности и полностью финансировались владельцами. Чаще всего они начинались у границ поместий.
Дорожные сооружения
Строительство римских дорог не заканчивалось прокладкой собственно дороги. Для удобства путешественников на
Дорожные сооружения
Строительство римских дорог не заканчивалось прокладкой собственно дороги. Для удобства путешественников на
Для того чтобы ориентироваться на местности, римские инженеры через определенные промежутки воздвигали на обочинах viae publicae и vicinales мильные камни. Они представляли собой цилиндрические колонны. Колонны стояли на кубических основах. Эти столбы, в отличие от современных дорожных указателей, не ставились через каждую милю. На них указывалось расстояние до ближайшего населенного пункта.
Мильный камень
201 года
«Все дороги ведут в Рим»
Знаменитая поговорка «Все дороги ведут в Рим» имеет под
«Все дороги ведут в Рим»
Знаменитая поговорка «Все дороги ведут в Рим» имеет под
Римский скульптурный портрет
Римский скульптурный портрет — один из самых значительных периодов в развитии мирового
Римский скульптурный портрет
Римский скульптурный портрет — один из самых значительных периодов в развитии мирового
Отличается значительным количеством дошедших до нас памятников, которые кроме художественной имеют значительную историческую ценность. По мнению исследователей, этот период заложил основы последующего развития европейского реалистического портрета. Подавляющее количество изображений выполнены в мраморе, встречаются и бронзовые изображения, дошедшие в меньшем количестве. Хотя многие римские портреты идентифицированы с конкретными личностями либо прямо имеют надпись, указывающую на то, кто послужил им моделью, ни одного имени римского портретиста не сохранилось.
Глиптотека (коллекция бюстов) в Археологическом музее Болоньи
Религиозная функция римского портрета
Одним из корней реализма римского портрета стала его техника: как
Религиозная функция римского портрета
Одним из корней реализма римского портрета стала его техника: как
В случае смерти представителя рода маски предков неслись в погребальной процессии, чтобы подчеркнуть древность аристократического рода. Кроме восковых масок, в ларариуме хранились бронзовые, мраморные и терракотовые бюсты предков. Маски-слепки делались непосредственно с лиц усопших и потом обрабатывались с целью придания им большего натуроподобия. Это привело к прекрасному знанию римскими мастерами особенностей мускулатуры человеческого лица и его мимики, что повлекло за собой прекрасные результаты уже при обычном позировании. Корни подобного погребального культа были восприняты римлянами у этрусков, где портрет также был чрезвычайно развит.
Тогатус Барберини: статуя древнего римлянина с восковыми масками предков в руках
Политическая функция римского портрета
Во времена Республики стало принято воздвигать в публичных местах статуи
Политическая функция римского портрета
Во времена Республики стало принято воздвигать в публичных местах статуи
Статуя Августа
Жанры. Этрусский портрет
Самыми знаменитыми подобными произведениями являются терракотовые этрусские саркофаги; но им
Жанры. Этрусский портрет
Самыми знаменитыми подобными произведениями являются терракотовые этрусские саркофаги; но им
Саркофаги, появляющиеся с VI века до н.э., как правило, изображали покойного еще живым, полулежащим на ложе в позе пирующего, облокотясь на подушку и взирающим на зрителя; на лице активная мимика, часто улыбки. Может изображать как одного покойного, так и парные супружеские портреты. Несомненно, на эту скульптуру оказало большое влияние греческое архаическое искусство, но позы и жесты этрусков более свободны и менее каноничны.
В отличие от погребальных памятников, образцов монументальной этрусской скульптуры до нас дошло намного меньше.
Этрусский «Саркофаг супругов» из Бандитачча. Полихромная терракота, VI век до н. э., музей Виллы Джулиа, Рим
Также с конца IV века до н.э. распространяются вотивные головы, сделанные из глины,
Также с конца IV века до н.э. распространяются вотивные головы, сделанные из глины,
Произведения IV-II веков до н.э. показывают рост элементов конкретизации и индивидуализации внешнего облика людей. Используется устоявшаяся иконография изображений саркофагов, но лица наполняются новой глубиной. Этот же период характеризуется потерей этрусками самостоятельности и покорение их Римом.
«Капитолийский Брут», 1-я пол. III в. до н. э. Капитолийские музеи
Портрет эпохи Республики
Характерная черта портретов этого периода- крайний натурализм и правдоподобие в
Портрет эпохи Республики
Характерная черта портретов этого периода- крайний натурализм и правдоподобие в
Характерные психологические черты портрета периода Республики: "внешнее сходство изваяния с оригиналом и особенная внутренняя настроенность, сближавшая все образы, делавшая их похожими друг на друга, а также замкнутость, самостоятельность и погруженность в мир личных чувств и переживаний".
Голова старика в покрывале в музее Кьярамонти в Ватикане
ем не менее, стиль портрета I века до н.э. еще не стал однородным,
ем не менее, стиль портрета I века до н.э. еще не стал однородным,
Затем, в 60-х годах до н.э. сливаются две линии (староримская и иллинизорующая), причем старая черта- максимальная точность, сохраняется. Эта объективность в передаче точности- характерная черта римского портрета, которая будет сохраняться в нем до конца. Портрет начинает испытывать влияние греческого эллинистического искусства, и от этого в нем появляется интерес к внутреннему миру человека, в то время как старая черта- максимальная точность, сохраняется. Эта объективность в передаче точности- характерная черта римского портрета, которая будет сохраняться в нем до конца.
Голова старика, ок. 60 г. до н.э., Мюнхенская глиптотека
Портрет эпохи Августа
Скульптура этого периода- августовский классицизм- характеризуется простотой и ясностью построения, строгостью,
Портрет эпохи Августа
Скульптура этого периода- августовский классицизм- характеризуется простотой и ясностью построения, строгостью,
Женский портрет получает более самостоятельное значение, чем ранее. В правление Августа впервые появляются детские портреты. Помимо официального классицистического портрета сохранялась линия и с более реалистической подачей Из всех видов римского скульптурного портрета самыми консервативными были изображения на надгробиях, которые дольше всего сохраняли республиканские традиции
Император Август, Мюнхенская
глиптотека
Портрет Юлиев-Клавдиев
Традиционным становится изображение обожествленного императора. Также популярны портретные статуи в виде
Портрет Юлиев-Клавдиев
Традиционным становится изображение обожествленного императора. Также популярны портретные статуи в виде
С 40-х гг. постепенно возрождается интерес к передаче индивидуальных особенностей человека, в менее заметной степени в портретах эпохи Калигулы и более очевидно в клавдиевских. Очевиден диссонанс между идеализированным классическим телом и портретной головой пожилого мужчины. Подобная реалистичность (оттопыренные уши, морщины ит.п.) впервые появляются в портретах императоров. В эпоху Нерона продолжается развитие реалистического направления, и даже из официального портрета исчезает идеализация. Скульпторы стремятся к максимальному сходству и передаче характеров. Портрет эпохи Клавдия и Нерона считается переходным от августовского классицизма к искусству Флавиев.
Клавдий (обожествлённый), Неаполь
Портрет Флавиев
Хотя реализм остается основной чертой римского портрета на протяжении всей эпохи его
Портрет Флавиев
Хотя реализм остается основной чертой римского портрета на протяжении всей эпохи его
Многие портреты флавиевского времени изображают представителей уже среднего сословия, а также богатых вольноотпущенников.
Идеализирующее направление, характерное для официальных императорских портретов, ориентируется на эллинистические статуи богов и царей, поэтому, в отличие от августовских, они менее строги и более свободны. Идеализация шла двумя путями: император изображался как бог или герой; или же его образу придавались добродетели, подчеркивались его мудрость и благочестие. Размер таких изображений часто превышал натуру, сами портреты имели монументальный образ, индивидуальные особенности лица для этого сглаживались, что придавало чертам бо́льшую правильность и обобщенность.
Портрет неизвестной римлянки (Флавия Юлия?), Капитолийские музеи. 80—90-е гг.
Портрет эпохи Траяна
В портрете этого периода заметен резкий разрыв с традициями предыдущей
Портрет эпохи Траяна
В портрете этого периода заметен резкий разрыв с традициями предыдущей
Тем не менее, идеализированные портреты императора также создаются. Принято разделять "псевдо-республиканские" раннетраяновские портреты, а затем "портреты десятилетия", когда к юбилею правления Траяна в его иконографии появляется образ героя-полководца. Портреты второй половины его правления намного более героизированы.
В конце правления Траяна сложится новая форма большого бюста (грудь и руки пониже плеч), которая в эту эпоху будет использоваться только в его портретах, а в следующий, адриановский период, получит широкое распространение.
Портрет Траяна в образе полководца.
Ксантен
Портрет эпохи Адриана
Характерные черты стилистики этого времени — реакция на сухость искусства Траяна, которая
Портрет эпохи Адриана
Характерные черты стилистики этого времени — реакция на сухость искусства Траяна, которая
Адриан, Прадо
Портрет Антонинов
В стилистике резких изменений, по сравнению с искусством адриановского времени не происходит;
Портрет Антонинов
В стилистике резких изменений, по сравнению с искусством адриановского времени не происходит;
Портрет императора Коммода в образе Геркулеса, Капитолийские музеи
Портрет Северов
Переходным к взлёту портрета этого периода является эпоха императора Септимия Севера и
Портрет Северов
Переходным к взлёту портрета этого периода является эпоха императора Септимия Севера и
Колебания и зачатки совсем другого стиля заметны в портретах его сыновей — Геты и Каракаллы. На первый план выступает требование, которое было свойственно первому периоду римской скульптуры — характеристика индивидуальности, характера. В атмосфере дикого и смутного времени не были востребованы утончённые эффекты, которые угадывал только культурный глаз. Требовался новый, более наглядный и брутальный стиль. «Отказ от сложившихся в эпоху Антонинов типов портретов, в которых всегда наличествовал элемент идеализации, тенденция к беспощадной правдивости, стремление найти и передать самую сущность портретируемого, обнажить её, не останавливаясь перед её порою отрицательными и даже отталкивающими чертами, — таковы особенности нового направления». При предпоследнем императоре этой династии, Гелиогабале, наблюдается возвращение некоторого интереса к живописности Антонинов. При его наследнике, Александре Севере, окончательно вырабатывается тот новый тип портрета, предпосылки которого наметились при Каракалле — суровая простота стиля, брутальность и открытие характера.
Септимий Север, Мюнхенская глиптотека
Портрет эпохи солдатских императоров
Портреты эпохи солдатских императоров развивают строгую линию, намеченную при Александре
Портрет эпохи солдатских императоров
Портреты эпохи солдатских императоров развивают строгую линию, намеченную при Александре
Портрет лишен и идеализации, и традиционности; техника крайне упрощена — волосы и борода показаны короткими насечками, попарно поставленными, черты лица выработаны глубокими, почти грубыми линиями с полным отказом от детальной моделировки, фигура и черты лица асимметричны. Скульптор демонстрирует крайний реализм, используя все возможные средства, практически импрессионистически — с выделением самых важных черт без затемнения их деталями, характеристика несколькими меткими штрихами.
В 30—40-е годы III века портретная пластика достигает наивысшего подъема реалистического экспрессивного стиля, который зародился еще в эпоху Северов. Большую роль в усилении эмоционального воздействия портрета играет сопоставление ярко освещенных и затененных частей скульптуры. Настроение моделей несет некоторые черты неуверенности в окружающем мире и желание рассчитывать только на себя.
Филипп Аравитянин, Эрмитаж
Портрет иллирийских императоров
Иллирийские императоры (268—282 гг.), являясь частью периода солдатских императоров, все же отличались
Портрет иллирийских императоров
Иллирийские императоры (268—282 гг.), являясь частью периода солдатских императоров, все же отличались
Портрет императора Проба, Капитолийские музеи
Портрет IV века
«Для рассматриваемого периода характерно отсутствие в искусстве портрета единого, главного направления,
Портрет IV века
«Для рассматриваемого периода характерно отсутствие в искусстве портрета единого, главного направления,
Со времён Константина начинается новый этап развития портрета. В раннеконстантиновский период разделяются два направления: продолжение традиции и поиски нового решения. При Константине устанавливается новая мода на прическу — обрамление геометрически правильной челкой лба по дуге; мода сохранится в течение столетия. Зрачки начинают врезать широким полукругом. Такой способ изображать зрачок придает взгляду выражение напряженности и сосредоточенности.
Начиная с Константина портрет порывает с традициями реализма, лежавшими в основе всего предшествующего развития римской портретной скульптуры. Не без борьбы, реалистические портреты, которые до сих пор создаются, уступают поле боя. Основной характер модели подобного портрета становится суровым и аскетичным, даже религиозно фанатичным; «для выразительности скульптор использует новый арсенал изобразительных средств — строго фронтальную постановку головы, симметричное построение черт лица, графичность и орнаментальность в передаче деталей. Но главными становятся глаза с их неподвижно-пристальным, застывшим взглядом, в котором концентрируется вся экспрессия лица».
При наследниках Константина классицизм портретов его времени сходит на нет. Совсем явственно акцентируются глаза, которые говорят о том, что все материальное и телесное в портрете подчиняется теперь духовному началу. Создается свой собственный стиль, который сочетает обобщенную и стилизованную трактовку человека, лишенную индивидуальных признаков с особым интересом к передаче его внутренней, экзальтированно-духовной сущности. Человеческое лицо теряет индивидуально-конкретные черты, а с ними и своё значение портрета.
Колосс Константина Великого, Капитолийские музеи