Содержание
- 2. Средневековье (средние века) – это достаточно длительный период в истории Европы, занимающий около тысячи лет. Начало
- 3. В 410 году Рим был разграблен германским племенем вестготов, а 4 сентября 476 года вождь германцев
- 4. Христианизация Западной Европы началась в IV веке с обращения готов и продолжалась на протяжении всего периода
- 5. Христианизация Европы приводит к активному строительству церквей. Это все тот же тип базилики, но плану церкви
- 6. Эпоха Средневековья делится на три периода: Раннее Средневековье (V–X века) Высокое или классическое Средневековье (XI–XIV века)
- 7. Периодизация средневекового искусства Дороманский период (или «темные века») (V–X века) В дороманский период были еще очень
- 8. Термин «темные века» появился в связи с тем, что долгое время у ученых было очень мало
- 9. В дороманскую эпоху можно выделить несколько основных школ искусства: Искусство вестготов и остготов Искусство лангобардов Искусство
- 10. Церковь Сан-Хуан-де-Баньос. Паленсия. VII в. Вестготы Характерные черты вестготской архитектуры – подковообразные арки, прямоугольные в плане
- 11. Вестготы Яркими примерами прикладного искусства вестготов являются сокровища вестготских королей из клада в Гуарразаре, обнаруженного между
- 12. Мавзолей Теодориха. Равенна. 520 г. От готской эпохи до нас дошли лишь немногие памятники. Так, Мавзолей
- 13. Лангобарды Лангобарды, принявшие участие в разгроме остготов Византией, вскоре сами напали на эти земли. В 568
- 14. Баптистерий патриарха Каллистуса. Фрагмент (плита патриарха Зигуальда) Лангобарды Мраморный баптистерий – восьмигранный крестильный бассейн с колоннами,
- 15. Лангобарды Алтарь короля Рахиса. «Majestas Domini». VIII в. Алтарь короля Рахиса – простой параллелепипед, облицованный мраморными
- 16. Осебергская ладья. Осло. IX вв. Викинги Искусство викингов стоит в эту эпоху особняком, являя собой пример
- 17. Англо-саксы Фрагмент Госфортского креста. Сцена боя Видара и волка Фенрира во время Рагнарёка. X в. Крест
- 18. Англо-саксы Большинство скульптур, вероятно, изначально окрашивались, чтобы выделить и подчеркнуть узор. Фрагмент креста из монастыря Св.
- 19. Англо-саксы Вознесение Христа. Резьба по кости. VIII в. Сохранилось множество примеров англосаксонской резьбы по кости. За
- 20. Англо-саксы Знаменитый Ларец Фрэнкса (был передан в британский музей английским антикваром Фрэнксом), датированный началом VIII века,
- 21. Излюбленными материалами англосаконских ювелиров, как и других раннесредневековых мастеров, были золото, красные гранаты, эмаль (красная и
- 22. С самого начала принятия христианства в монастырях Западной Европы развивалось искусство книжной миниатюры. В монастырских мастерских
- 23. Сохранились весьма искусные английские и ирландские миниатюры того времени. При помощи пера мастера создавали удивительно динамичные
- 24. В IX веке англосаксы сталкиваются с нашествиями викингов. Период IX — первой половины X века характеризуется
- 25. Меровинги – первая франкская династия, ее короли правили на территории нынешних Франции и Бельгии.. Меровингское искусство
- 26. От Меровингов нам остался также знаменитый баптистерий Иоанна Крестителя в Пуатье. Этот баптистерий считается одни из
- 27. Из меровингских крипт, в свое время весьма многочисленных, до нашего времени дошли крипты церквей Сен-Северен в
- 28. Меровинги Крипта церкви Сен-Северен в Бордо. VI в. Плита меровингского саркофага из крипты церкви Сен-Северен в
- 29. Меровинги Два разбойника у подножия креста. Рельеф в склепе аббата Меллебода близ Пуатье. VII в. Одно
- 30. Помимо английских и ирландских в те времена славились также мастерские по переписке рукописей французских монастырей. Французские
- 31. ... Меровинги Золотая бляшка в виде хризмы с ликом Спасителя, украшенная гранатами. По всей видимости, рубеж
- 32. Карл Великий с сыном Пипином. Миниатюра. X в. Варварские государственные образования Раннего Средневековья были очень нестабильны.
- 33. От знаменитого дворца Карла Великого в Ахене сохранилась только капелла (домовая церковь в замке). Здание было
- 34. Ахенская капелла представляет собой октогон – восьмигранное в плане сооружение, усложненное с запада и востока пристройками.
- 35. Каролинги Белый мраморный трон Карла Великого сохранился до наших дней. Он очень прост и даже архаичен.
- 36. Вестверк монастыря Корвей. IX в. Каролинги При Карле Великом особенно хорошо развивалось монастырское строительство. Монастыри, как
- 37. Ворота Лоршского монастыря. IX в. Германия Каролинги Имперское аббатство в Лорше под Вормсом известно как один
- 38. Ворота Лоршского монастыря Каролинги Ворота Лоршского монастыря наряду с Ахенской капеллой являли собой воплощение представлений о
- 39. Часовня Сен-Жермен-де-Пре. IX в. Каролинги Часовня Сен-Жермен-де-Пре (фр. Св. Германа-в-лугах; иногда в русском переводе ее называют
- 40. Ковчег Завета. Мозаика часовни Сен-Жермен-де-Пре В часовне Сен-Жермен-де-Пре находится единственная дошедшая до нас хорошо сохранившейся сюжетная
- 41. Фресковая живопись в дороманскую эпоху была хорошо развита, однако до наших дней памятников дошло мало. Фрески
- 42. Каролинги Сошествие в ад Иисус исцеляет глухонемого Фрески церкви св. Иоанна в Мюстаире. IX в. Бегство
- 43. Живопись в каролингскую эпоху представляют также книжные миниатюры. Искусство рукописной книги продолжало развиваться. При этом в
- 44. монастыре Сен-Пьер-д’Овиллер в Шампани и украшена 166-ю иллюстрациями тушью. Миниатюры Утрехтской псалтири – быстрые наброски пером,
- 45. «Евангелие Эббона» создавалось по указанию архиепископа Реймсского Эббона. Написано оно было около 825 года или в
- 46. Варварские государственные образования Раннего Средневековья были очень нестабильны. Они возникали, делились между наследниками, исчезали под ударами
- 47. Оттоновское искусство Мастер райхенаусской школы. Евангелиарий короля Оттона III. Властитель на троне. Ок. 1000 г. В
- 48. Оттоновское искусство Вавилонская блудница. Миниатюра из Бамбергского Апокалипсиса. 1000 г. В миниатюре германских книг того времени
- 49. Астурийское искусство Королевство Астурия было основано знатным вестготом Пелайо – предположительно бывшим телохранителем вестготского короля Родериха,
- 50. Интерьер церкви Сан-Хулиан-де-лос-Прадос. Испания. IX в. Астурийское искусство Декоративные фрески церкви весьма разнообразна. Это прямоугольники, полосы,
- 51. Астурийское искусство Церковь Санта Мария дель Наранко. Испания. 848 г. Еще одним образцом астурийской архитектуры является
- 52. Церковь Сан Сальвадор де Вальдедиос. Испания Астурийское искусство Церковь Св. Спасителя Вальдедиос, известная как Конвентин (от
- 53. Астурийское искусство Крест ангелов, который Альфонсо II в 808 подарил собору в Овьедо, носит на себе
- 54. Хорваты В VII в. хорваты, другие славянские и аварские племена пришли в Далмацию. Первые хорватские церкви
- 55. Хорваты Церковь Св. Доната. Задар. IX в. Самым большим и сложным по исполнению зданием дороманского периода
- 56. Хорваты Украшения хорватских церквей. IX в. Хорватские церквей были украшены плетеным орнаментом. Мотивы этих рельефов были
- 58. Скачать презентацию
Средневековье (средние века) – это достаточно длительный период в истории Европы,
Средневековье (средние века) – это достаточно длительный период в истории Европы,
Обычно к Средневековью относят период в истории западноевропейских стран, во время которого развивались феодальные отношения и формировались национальные государства.
Термин Средневековье начал употребляться во времена Возрождения. В эту эпоху поэты, художники и ученые обращаются к наследию Античности, а промежуточный период начинает ими видится как время упадка и регресса. Окончательно термин закрепится в XVI–XVII веках.
В 410 году Рим был разграблен германским племенем вестготов, а 4
В 410 году Рим был разграблен германским племенем вестготов, а 4
После падения Рима на территории бывшей Западной Римской империи активно расселяются германские племена. Уже в конце V – начале VI века здесь начали образовываться варварские королевства.
Вестготы, составлявшие западную ветвь племенного союза готов, осядут на территории нынешней Испании – на Пиренейском полуострове, большая часть которого была завоевана арабами.
В 493 году в Италии основали королевство остготы, составлявшие восточную ветвь готского племенного объединения. Центром королевства остготов стала Равенна. В 555 году остготское королевство будет разрушено Византией.
После того, как римские легионы ушли из Британии, местное население кельтов завоевали германские племена англов и саксов.
Скандинавию заселили норманы (викинги, «северные люди»), которые в XI веке вторгнутся и в Англию.
На территории Галлии в V веке образовалось западногерманское государство франков (представлявших собой союз западногерманских племен). Основал его легендарный Хлодвиг (481–511) из династии Меровингов.
.
А в 800 г. король франков Карл Великий (династия Каролингов) короновался в Риме, и возникла первая средневековая империя. Позже на ее основе сформируются Германия, Франция и Италия.
Варварские королевства.
VI век
Христианизация Западной Европы началась в IV веке с обращения готов и
Христианизация Западной Европы началась в IV веке с обращения готов и
Христианское учение имело в Европе решающее влияние на всю духовную жизнь общества. Античное наследие было в огромной мере утеряно Европой. Формирование философии, науки, образования в средние века происходило на основе христианских текстов.
Религия задавала свои правила искусству. В скульптуре и живописи становится важнее точность в передаче не материальной, а духовной красоты.
Христианизация Европы приводит к активному строительству церквей. Это все тот же
Христианизация Европы приводит к активному строительству церквей. Это все тот же
План
трехнефного собора
с трансептом
Эпоха Средневековья делится на три периода:
Раннее Средневековье (V–X века)
Эпоха Средневековья делится на три периода:
Раннее Средневековье (V–X века)
Позднее Средневековье (XIV–XV века)
В искусстве при этом существует своя периодизация.
Периодизация средневекового искусства
Дороманский период (или «темные века») (V–X века)
В дороманский
Периодизация средневекового искусства
Дороманский период (или «темные века») (V–X века)
В дороманский
Романский период (XI–XII века)
Романский период известен своими массивными соборами. Соборы эти монументальны, но приземисты. Их рельефы выглядят еще достаточно наивно. При этом архитектура, рельефы и живопись в этот период в разных европейских странах и городах значительно отличались друг от друга.
Готический период (XII–XVI века)
Готический стиль уже претендует на роль общеевропейского стиля. В это время создаются устремленные ввысь огромные соборы, а в пластическое искусство возвращается полноценная скульптура.
Термин «темные века» появился в связи с тем, что долгое время
Термин «темные века» появился в связи с тем, что долгое время
В дороманскую эпоху можно выделить несколько основных школ искусства:
Искусство вестготов
В дороманскую эпоху можно выделить несколько основных школ искусства:
Искусство вестготов
Искусство лангобардов
Искусство англо-саксов
Меровингское искусство
Искусство Каролингского возрождения
Искусство Оттоновского возрождения
Астурийское искусство
Хорватское искусство
Церковь Сан-Хуан-де-Баньос. Паленсия. VII в.
Вестготы
Характерные черты вестготской архитектуры – подковообразные арки,
Церковь Сан-Хуан-де-Баньос. Паленсия. VII в.
Вестготы
Характерные черты вестготской архитектуры – подковообразные арки,
Церковь Сан-Хуан-де-Баньос – самая древняя христианская церковь всей Испании – была возведена в VII веке при вестготском короле Реккесвинте. Построена она была из обработанного прямоугольного камня без использования строительного раствора. Эта церковь и еще несколько вестготских церквей в Испании примерно того же времени представляют собой последние образцы данного римского способа строительства на Западе.
Интерьер церкви Сан-Хуан-де-Баньос
Вестготы
Яркими примерами прикладного искусства вестготов являются сокровища вестготских королей из клада
Вестготы
Яркими примерами прикладного искусства вестготов являются сокровища вестготских королей из клада
Корона Реккесвинта. VII в.
Украшения вестготов
Все находки были выполнены из золота и обильно инкрустированы драгоценными камнями – агатами, сапфирами, жемчугом и кусками горного хрусталя.
Корона Реккесвинта представляет собой широкий золотой обруч с двадцатью двумя подвесками из драгоценных камней и золотых букв, которые составляют фразу – (R)ECCESVINTUVS REX DEFERET, то есть Дар короля Реккесвинта. Корона подвешена на четырех золотых цепях, скрепленных сверху замком в форме стилизованного цветка. Из центра крепления спускается длинная цепь, оканчивающаяся массивным золотым крестом, украшенным жемчугом и сапфирами.
Мавзолей Теодориха. Равенна. 520 г.
От готской эпохи до нас дошли лишь
Мавзолей Теодориха. Равенна. 520 г.
От готской эпохи до нас дошли лишь
Мавзолей имеет два яруса: на верхнем расположен саркофаг Теодориха, а нижний вероятно предназначался для захоронения членов его семьи или являлся капеллой для заупокойных богослужений.
Первые постройки варваров указывают на забвение римского инженерного искусства и строительной техники. Расчеты купольной конструкции были остготами утрачены. Поэтому строители гробницы создали перекрытие из огромного цельного 300-тонного камня, выдолбленного в форме купола.
Остготы
В начале XX века искусствовед П. Муратов после посещения мавзолея писал: «Напрасно церковная легенда ввергнула душу короля-арианина в жерло Этны, напрасно предавала ее дьяволу. В народном представлении Теодорих остался одним из покровителей и заступников Равенны, не менее могущественным, чем святые Ромуальд и Аполлинарий. Гробница готского короля посещается всеми путешественниками, бывающими в Равенне. Что привлекает их сюда? Память Теодориха едва ли может быть кому-нибудь дорога. И однако, посещение этого мавзолея оставляет в душе каждого путешественника, не историка и не эрудита, след более глубокий, чем простое любопытство. Это одно из тех мест на свете, где почему-то дано живо ощущать ход веков, где такое отвлеченное понятие, как "история", чувствуется с захватывающей силой и близостью. Здесь мы невольно верим в существование общности с прошлым, в какую-то странную, тончайшую и сложнейшую связь между нашей судьбой и судьбой легендарного короля».
Остготские сережки
Лангобарды
Лангобарды, принявшие участие в разгроме остготов Византией, вскоре сами напали на
Лангобарды
Лангобарды, принявшие участие в разгроме остготов Византией, вскоре сами напали на
Одним из дошедших до нас образцов лангобардской архитектуры является церковь Сан Джорджо в Вальполичелла близ Вероны, построенная, вероятно, в начале VIII в. Это небольшая трехнефная базилика без трансепта, с тремя абсидами на восточной стороне.
В отличие от базилик, строившихся ранее, церковь Сан Джорджо имела перекрытую полукуполом абсиду также с западной стороны, то есть со стороны входа. Другая особенность состоит в том, что здесь намечается применение различных по типу опор. В западной части использованы четырехугольные столбы, тогда как в восточной части применены и колонны.
Капители колонн, которые в то время только в редких случаях можно было взять из уже расхищенных римских построек, показывают, как заимствованные формы римского коринфского или композитного ордера теряют свою пластичность, становятся более грубыми и плоскостными.
Церковь Сан Джорджо
в Вальполичелла. VIII в.
Церковь Сан Джорджо в Вальполичелла. Капители колонн
Баптистерий патриарха Каллистуса. Фрагмент
(плита патриарха Зигуальда)
Лангобарды
Мраморный баптистерий – восьмигранный крестильный
Баптистерий патриарха Каллистуса. Фрагмент
(плита патриарха Зигуальда)
Лангобарды
Мраморный баптистерий – восьмигранный крестильный
В городке Чивидале дель Фриули хранятся два известных произведения эпохи лангобардов: баптистерий патриарха Каллистуса и алтарь короля лангобардов Рахиса.
Баптистерий патриарха Каллистуса.
Чивидале дель Фриули. VIII век
Лангобарды
Алтарь короля Рахиса. «Majestas Domini». VIII в.
Алтарь короля Рахиса –
Лангобарды
Алтарь короля Рахиса. «Majestas Domini». VIII в.
Алтарь короля Рахиса –
На передней стенке алтаря в сиянии изображен «Господь во славе» («Majestas Domini») с херувимами. Нимб поддерживают четыре ангела.
Алтарь
Короля Рахиса.
Встреча Марии
и Елизаветы
На боковых сторонах алтаря расположены сцены «Встреча Марии и Елизаветы» и «Поклонение волхвов».
Алтарь
короля Рахиса.
Поклонение волхвов
Осебергская ладья. Осло. IX вв.
Викинги
Искусство викингов стоит в эту эпоху особняком,
Осебергская ладья. Осло. IX вв.
Викинги
Искусство викингов стоит в эту эпоху особняком,
Скандинавские мореходы викинги в VIII – XI веках жили на территории современных Швеции, Дании и Норвегии. Они совершали дальние морские набеги, вплоть до берегов Англии и Северной Африки. Викинги в подавляющем своем большинстве были язычниками.
Дубовый корабль викингов (драккар) был обнаружен в 1904 году близ Тёнсберга в норвежской губернии Вестфолл. По всей видимости, корабль был спущен на воду около 820 года и до 834 года и использовался в прибрежной навигации, после чего был превращен в погребальный корабль.
Длина корабля – 21,6 метра, ширина 5,1 метра, размер мачты мог составлять от 6 до 10 м. 15 пар уключин свидетельствует о том, что судно приводили в движение 30 гребцов. Нос и корма корабля украшены замысловатой резьбой в виде сплетенных животных.
Резьба на Осебергской ладье
В сохранившейся резьбе по дереву и камню в дороманский период в основном наблюдается разрыв с классическим искусством античности. Редкие фигуры большеголовы и приземисты. Чаще всего это резьба со стилизованным узором из фигур зверей и птиц.
Англо-саксы
Фрагмент Госфортского креста. Сцена боя Видара и волка Фенрира
во время
Англо-саксы
Фрагмент Госфортского креста. Сцена боя Видара и волка Фенрира
во время
Крест из Бьюкасла. Камбрия. VII в.
Госфортский крест (X в.), расположенный во дворе церкви Святой Марии в Госфорте, примечателен еще и тем, что сочетает в себе христианские мотивы (Распятие и и, вероятно, Страшный суд) с языческими скандинавскими мотивами (Рагнарёк – Гибель богов). В целом это типично для раннесредневековых памятников Англии и Скандинавии.
Наиболее примечательна англосаксонская монументальная скульптура в виде больших каменных крестов, характерных также для кельтской культуры. Большинство скульптур, вероятно, изначально окрашивались, чтобы выделить и подчеркнуть узор.
Англо-саксы
Большинство скульптур, вероятно, изначально окрашивались, чтобы выделить и подчеркнуть узор.
Фрагмент
Англо-саксы
Большинство скульптур, вероятно, изначально окрашивались, чтобы выделить и подчеркнуть узор.
Фрагмент
Св. Освальда в Глостере. IX век (справа – цветная версия реконструкции)
Примеров англосаксонской живописи практически не сохранилось. Из письменных источников известно, что украшение стен церквей фресками не было редкостью, однако роспись считалась менее престижным видом декора, чем рельеф. В одном из писем Алкуина (вторая половина VIII века) содержится метафора: «звезды, как расписной потолок в доме знатного человека», что позволяет предположить существование росписи не только в культовых сооружениях, но и в жилых домах.
Англо-саксы
Вознесение Христа. Резьба по кости. VIII в.
Сохранилось множество примеров англосаксонской
Англо-саксы
Вознесение Христа. Резьба по кости. VIII в.
Сохранилось множество примеров англосаксонской
Англо-саксы
Знаменитый Ларец Фрэнкса (был передан в британский музей английским антикваром Фрэнксом),
Англо-саксы
Знаменитый Ларец Фрэнкса (был передан в британский музей английским антикваром Фрэнксом),
Ларец Фрэнкса. Передняя панель. VIII в.
Слева на лицевой панели изображен сюжет Легенды о кузнеце Велунде. Слева изображён хромой кузнец. Под его ногами у наковальни лежат убитые им сыновья Нидуда – короля ньяров, перед ним стоит сам король и королева, получившие от кузнеца кровавые дары и требующие рассказать всю правду о преступлении.
Правее этой группы персонажей изображен молодой Веладу, выбирающий себе невесту из трех девиц-валькирий в облике трех лебедей.
Излюбленными материалами англосаконских ювелиров, как и других раннесредневековых мастеров, были золото,
Излюбленными материалами англосаконских ювелиров, как и других раннесредневековых мастеров, были золото,
Англо-саксы
Застежка для плаща
из Саттон-Ху. VII в.
С самого начала принятия христианства в монастырях Западной Европы развивалось искусство
С самого начала принятия христианства в монастырях Западной Европы развивалось искусство
Большое внимание уделялось начертанию букв. Их так обильно украшали всевозможными завитками, что сама строка приобретала вид орнамента. Разукрашенная заглавная буква – инициал – иногда занимала целую страницу.
Сохранились весьма искусные английские и ирландские миниатюры того времени. При помощи
Сохранились весьма искусные английские и ирландские миниатюры того времени. При помощи
Ранние английские и ирландские рукописи заполняет плетенка, мотивы которой происходят еще с дохристианского времени, когда они еще имели магическое значение. Встречаются фигуры Христа, святых, но они всегда геометризированных форм, в обрамлении той же плетенки. Животные не смотря на всю стилизацию сохраняют удивительную жизненность, правдоподобие.
В начале VIII века англосаксонское искусство переживает расцвет. Раннее англосаксонское искусство иллюстрирования манускриптов является частью островного искусства и сочетает в себе средиземноморский, кельтский и германский стили. На его складывание оказало влияние столкновение англосаксов с ирландской миссионерской деятельностью в Нортумбрии – одном из англосаксонских королевств. Примером этого слияния может служить Линдисфарнское Евангелие, созданное в Нортумбрии в начале VIII века.
Англо-саксы
Евангелие из Дурроу. Страница с орнаментом.
VII в. Дублин
Линдисфарнское Евангелие. Инициалы «Х-Р».
Ок. 698 г. Лондон
Страница Псалтыри Катах.
VI или VII в. Дублин
В IX веке англосаксы сталкиваются с нашествиями викингов. Период IX —
В IX веке англосаксы сталкиваются с нашествиями викингов. Период IX —
Объединение англосаксонских королевств в единое государство при Альфреде Великом и окончание экспансии викингов привело к возрождению искусства англосаксов в X веке. В середине X века появляется новый стиль книжной иллюстрации, в основе которого лежали континентальные образцы. Наиболее известной была винчестерская школа.
Англо-саксы
Бенедикционал святого Этельвольда. X в.
Бенедикционал святого Этельвольда – важнейшее из сохранившихся произведений винчестерской школы. Бенедикционал был создан в период между 963 и 984 годами, когда пост епископа Уинчестерского занимал святой Этельвольд. Рукопись роскошно украшена и включает 28 полностраничных миниатюр. При создании рукописи использовался широкий спектр красок, было использовано много золота и серебра. Стиль этой книги характеризуется яркими цветами, обильным акантовым (растительным в античном стиле) орнаментом, и фигурами, часто выходящими за отведенные им рамки.
Бенедикционал – книга, содержащая тексты торжественных епископальных благословений. Название происходит от латинского benedictio — благословение.
Меровинги – первая франкская династия, ее короли правили на территории нынешних
Меровинги – первая франкская династия, ее короли правили на территории нынешних
Меровингское искусство сочетало в себе традиции позднеантичного, галло-римского искусства, а также искусства варваров – в том числе звериный стиль.
Планы церковных зданий часто продолжали традицию римских базилик, но отражали влияние разных стилей – не только византийского, но даже сирийского и армянского.
Баптистерий Рьеза. V–VII в.
Меровинги
Баптистерий
Фрежюсского
собора. V в.
До наших дней сохранились три восьмиугольных меровингских баптистерия (здания, предназначенные для крещения) в прованских Экс-ан-Провансе, Рьезе и Фрежюсе. Постройки эти покрыты куполами, поставленными на колонны, что свидетельствует о восточном влиянии – в частности, баптистерий в Рьезе напоминает баптистерий Святого Георгия в сирийском Изре (VI в.).
Баптистерий в Изре.
Сирия. VI в.
Описанная епископом Григорием Турским в «Истории франков» базилика Святого Мартина в Туре не сохранилась, но, по описанию, это было одно из самых красивых меровингских зданий. Базилика имела 120 мраморных колонн, башни на восточной стороне и несколько мозаик.
От Меровингов нам остался также знаменитый баптистерий Иоанна Крестителя в Пуатье.
От Меровингов нам остался также знаменитый баптистерий Иоанна Крестителя в Пуатье.
Баптистерий Иоанна Крестителя. Пуатье. VI век
Меровинги
Интерьер баптистерия Иоанна Крестителя
Баптистерий Иоанна Крестителя.
Восточный фасад
Из меровингских крипт, в свое время весьма многочисленных, до нашего времени
Из меровингских крипт, в свое время весьма многочисленных, до нашего времени
Меровинги
Крипта церкви Нотр-Дам в Жуаре. VII в.
Крипта – полуподвальное помещение со сводами и подпирающими их столбами, обычно строившееся под восточной, алтарной частью церкви. В криптах совершались богослужения, хранились реликвии. Здесь же находились усыпальницы знатных лиц.
Крипта церкви Сен-Лоран в Гренобле . VI в.
Меровинги
Крипта церкви Сен-Северен в Бордо. VI в.
Плита меровингского саркофага
из крипты
Меровинги
Крипта церкви Сен-Северен в Бордо. VI в.
Плита меровингского саркофага
из крипты
Меровинги
Два разбойника у подножия креста.
Рельеф в склепе аббата Меллебода близ
Меровинги
Два разбойника у подножия креста.
Рельеф в склепе аббата Меллебода близ
Одно из самых древних франкских изображений было найдено в конце XIX в. в погребальном склепе в районе древнего кладбища к юго-востоку от Пуатье. Это усыпальница аббата Меллебода, жившего в конце VII века. Склеп этот представляет собой одновременно небольшую молельню, посвященную Святому Кресту. Рядом с алтарем высилось некогда Распятие, от которого сохранилось лишь каменное подножие с вырезанными на нем фигурками двух распятых с Христом разбойников.
По характеру исполнения рельеф далек от классической традиции. Большие головы на коротком теле, плоская резьба без моделировки, линиями врезанные очертания рта, носа и огромных глаз – все выдает работу местного мастера, не привычного к изображению человеческого тела. Обе фигуры фронтальны и статичны, ноги пробиты гвоздями, руки заложены за спину. Двойное назначение склепа подтверждено помещенной над входом надписью: «Здесь находится надгробие аббата Меллебода, должника Христа, здесь поклоняются Христу. Отсюда уходят утешенными верующие, которые пришли обремененные печальным грузом своих грехов».
В склеп аббата Меллебода спускается лестница из десяти ступеней, украшенных резьбой. Три верхние покрыты изображениями переплетающихся змей, рыб и вьющегося плюща. Изображения эти имеют магическое значение. Змеи – древний германский магический знак, рыбы и плюш символизируют бессмертие. На нижних ступенях также вырезаны таинственные знаки, охраняющие от сил зла. В жизни и верованиях франков VII века христианская религия существовала еще бок о бок с древней магией.
Помимо английских и ирландских в те времена славились также мастерские по
Помимо английских и ирландских в те времена славились также мастерские по
Меровинги
Сакраментарий Геласия. VIII в.
Одна из древнейших сохранившихся
богослужебных книг Западной Европы
...
Меровинги
Золотая бляшка в виде хризмы с ликом Спасителя, украшенная гранатами.
По
...
Меровинги
Золотая бляшка в виде хризмы с ликом Спасителя, украшенная гранатами.
По
Две фибулы в форме орлов
и золотая поясная пряжка. Клюни
Для декоративно-прикладного искусства периода Меровингов характерно сочетание позднеантичных веяний с чертами звериного стиля.
Излюбленными материалами мастеров всего Раннего Средневековья было золото и прозрачные минералы насыщенных и ярких цветов, особенно красного и синего. Одним из наиболее распространенных камней, использовавшихся в франкских ювелирных изделиях, был красный гранат.
Фибула – застежка, одновременно являющаяся украшением (брошь или булавка)
Хризма – монограмма имени Христа, состоящая из двух начальных греческих букв имени (греч. ΧΡΙΣΤΌΣ) – Χ (хи) и Ρ (ро), скрещенных между собой.
Карл Великий с сыном Пипином.
Миниатюра. X в.
Варварские государственные образования Раннего
Карл Великий с сыном Пипином.
Миниатюра. X в.
Варварские государственные образования Раннего
С IX века на территории континентальной Европы осуществляются попытки воссоздать Римскую империю. В 800 году король франков Карл Великий (768–814), подчинив лангобардов, саксонцев и баварцев, начинает именоваться императором Западной Империи.
От знаменитого дворца Карла Великого в Ахене сохранилась только капелла (домовая
От знаменитого дворца Карла Великого в Ахене сохранилась только капелла (домовая
Ахенская капелла. 805 г.
Каролинги
Время Каролингской империи – период попыток обращения к античности. Походы на Рим и завоевание Равенны познакомили франков с искусством Древнего Рима и с раннехристианским искусством. Появились произведения искусства, подражающие античным. Это в том числе дворцовая капелла в Ахене, во многом скопировавшая византийскую базилику Сан-Витале в Равенне.
Ахенская капелла представляет собой уникальный памятник архитектуры, в котором совмещены традиции древнеримской и предроманской архитектуры и строительный опыт Византии. Королевскую капеллу строил франкский зодчий Одон из Меца. В строительстве капеллы, возможно, принимали участие как местные, франкские, так и восточные мастера (византийские, малоазийские или венецианские).
Базилика Сан-Витале.
Равенна. VI в.
Ахенская капелла представляет собой октогон – восьмигранное в плане сооружение, усложненное
Ахенская капелла представляет собой октогон – восьмигранное в плане сооружение, усложненное
Для отделки интерьеров дворца и капеллы, по свидетельству хронографа Каролингской империи Эйнхарда, по приказу императора из Равенны и Рима доставили античные колонны – сполии, а также мраморную облицовку. Храм был призван наглядно воплотить притязания Карла на преемственность по отношению к римским и равеннским императорам.
Примечательна и полосатая кладка арок из чередующихся светлых и темных камней. Полуциркульные арки типичны для романской архитектуры, золотой фон мозаик – для Византии, а полосатая кладка – характерная черта арабской архитектуры.
Каролинги
Изнутри в центре из-под купола капеллы свисает огромный бронзовый хорос – круглый многосвечник, символизирующий звезды на небесной тверди.
Ажурные решетки галереи второго яруса, как предполагают, были сняты с другого известного сооружения – Мавзолея Теодориха в Равенне.
Архитектура капеллы примечательна конструктивными достоинствами, что выдает почерк опытных мастеров. Когда в 1794 году французы, захватившие Ахен, бывший в то время вольным имперским городом, похитили и увезли в Париж мраморные колонны второго яруса, поддерживавшие посредством аркад несущие своды, это не сказалось на прочности постройки. Галереи простояли и без колонн (в 1843 году за исключением семи их вернут на место).
Интерьер Ахенской капеллы
Восьмигранный
купол
Ахенской капеллы
Каролинги
Белый мраморный трон Карла Великого сохранился до наших дней. Он очень
Каролинги
Белый мраморный трон Карла Великого сохранился до наших дней. Он очень
После канонизации императора в 1165 году возник обычай: под этим троном проходили паломники.
Интерьер Ахенской капеллы. Трон Карла Великого
Вестверк монастыря Корвей. IX в.
Каролинги
При Карле Великом особенно хорошо развивалось монастырское
Вестверк монастыря Корвей. IX в.
Каролинги
При Карле Великом особенно хорошо развивалось монастырское
В эпохе Каролингов берет свое начало в том числе монастырь Корвей в Германии на реке Везер. Монастырь этот заложили в 815 году два бенедиктинских монаха по приказу короля Людвига II. Людвиг исполнял волю своего отца, Карла Великого, думавшего о христианизации завоеванной им Саксонии. Сегодня от Каролингов уцелел западный церковный фасад – вестверк.
Вестверк – монументальный западный фасад католических церквей, расположенный перпендикулярно главному нефу. Обычно он увенчан башнями, что придает западному фасаду сходство с военной крепостью.
Отличительной особенностью католичества стало создание монашеских и духовно-рыцарских орденов. Первый монашеский орден – орден бенедектинцев – основал в 529 году итальянский монах Бенедикт Нурсийский.
Ворота Лоршского монастыря.
IX в. Германия
Каролинги
Имперское аббатство в Лорше под Вормсом
Ворота Лоршского монастыря.
IX в. Германия
Каролинги
Имперское аббатство в Лорше под Вормсом
Ворота Лоршского монастыря представляют собой симметричное двухъярусное сооружение. Настенная роспись каролингского времени указывает скорее на светский характер помещения. Возможно, оно предназначалось для приема паломников или для судебных разбирательств. Посетители поднимались с одной стороны и спускались с другой. Точно известно, что ворота являлись частью дворика, который предварял вход во внутреннюю часть монастыря – к аббатской церкви с мощами святого Назария и другими святынями.
Позже здание использовали как надвратную капеллу.
Внутри помещения вдоль стен сохранились следы росписи IX века в виде разноцветного бордюра из красновато-рыжих, голубых и серовато-зеленых квадратов, воспроизводящих текстуру благородного камня, а также античных ионических колонн, «поддерживающих» свод. Роспись визуально расширяла пространство и превращала замкнутое помещение в некое подобие беседки. Окна усиливали оптический эффект.
Роспись надвратного помещения
Лоршского монастыря
Ворота Лоршского монастыря
Каролинги
Ворота Лоршского монастыря наряду с Ахенской капеллой являли собой
Ворота Лоршского монастыря
Каролинги
Ворота Лоршского монастыря наряду с Ахенской капеллой являли собой
Триумфальная арка
Константина в Риме. IV в.
«Черные ворота» – самые большие и наиболее хорошо сохранившиеся античные ворота в мире. Расположены в городе Трир, Германия. II в.
Часовня Сен-Жермен-де-Пре. IX в.
Каролинги
Часовня Сен-Жермен-де-Пре (фр. Св. Германа-в-лугах; иногда в
Часовня Сен-Жермен-де-Пре. IX в.
Каролинги
Часовня Сен-Жермен-де-Пре (фр. Св. Германа-в-лугах; иногда в
Судя по первоначальному плану, замысел Теодульфа имеет много общего с планами армянских церквей Эчмиадзина: своды вокруг главной башни устроены точно как в восточных церквях, арочные своды поддерживают башню в основных точках, а четыре меньших нижних купола перекрывают углы опор.
Церковь св. Рипсимэ в Эчмиадзине (Армения).
VII в.
Как и большинство дворцовых капелл, церковь эта имеет центрическую форму. Первоначально она представляла собой кубическое сооружение, обрамленное с четырех сторон пристройками. В основе первоначального плана церкви был положен равноконечный греческий крест, рукава которого перекрыты полуциркульными сводами. В середине, на перекрестье, поднимается небольшая башенка с куполом. Церковь снаружи очень проста и не имеет декорировки, но пропорции ее чрезвычайно гармоничны.
Ковчег Завета. Мозаика часовни Сен-Жермен-де-Пре
В часовне Сен-Жермен-де-Пре находится единственная дошедшая до
Ковчег Завета. Мозаика часовни Сен-Жермен-де-Пре
В часовне Сен-Жермен-де-Пре находится единственная дошедшая до
Каролинги
Фресковая живопись в дороманскую эпоху была хорошо развита, однако до наших
Фресковая живопись в дороманскую эпоху была хорошо развита, однако до наших
Каролинги
Фреска церкви св. Иоанна в Мюстаире. Христов во славе. IX в.
архитектуры, в более-менее правильных пропорциях фигур,
в их светотеневой моделировке,
в естественности поз и движении.
А экспрессивность и напряженность повествования –
это новые черты, свойственные западноевропейскому Средневековью.
Каролинги
Сошествие в ад
Иисус исцеляет глухонемого
Фрески церкви
св. Иоанна в Мюстаире. IX
Каролинги
Сошествие в ад
Иисус исцеляет глухонемого
Фрески церкви
св. Иоанна в Мюстаире. IX
Бегство в Египет
Фигура апостола
Живопись в каролингскую эпоху представляют также книжные миниатюры.
Искусство рукописной книги
Живопись в каролингскую эпоху представляют также книжные миниатюры.
Искусство рукописной книги
Каролинги
Св. Иоанн. Венское Коронационное Евангелие. Конец VIII в. Вена
Четыре евангелиста.
Евангелие Карла Великого. Ок. 810. Ахен
Епископ Вивиан со свитой преподносит Библию Карлу Лысому. Вивианская Библия (1-я Библия Карла Лысого). 845 г. Париж
Миниатюры по стилю весьма разнообразны. Одни воскрешают давнюю эллинистическую традицию, с мягкой, живописно-пластичной трактовкой спокойных фигур – это и Аахенское Евангелие Карла Великого, и Библия Карла Лысого, на страницах которой предстают величавые мужи в античных тогах. Другие же являют новую живую манеру – это и предельно экспрессивная графика в Евангелии Эббона, и необычные и тоже полные динамики миниатюры Утрехтской псалтири.
монастыре Сен-Пьер-д’Овиллер в Шампани и украшена 166-ю иллюстрациями тушью. Миниатюры Утрехтской
монастыре Сен-Пьер-д’Овиллер в Шампани и украшена 166-ю иллюстрациями тушью. Миниатюры Утрехтской
Миниатюры. Псалтирь, 816–830 гг. Утрехт
Каролинги
Утрехтская псалтирь была создана около 820–835 годов в бенедиктинском
«Евангелие Эббона» создавалось по указанию архиепископа Реймсского Эббона. Написано оно было
«Евангелие Эббона» создавалось по указанию архиепископа Реймсского Эббона. Написано оно было
Каролинги
Св. Лука. Евангелие Эббона. Утрехт
Св. Марк. Евангелие Эббона. Утрехт
Св. Матфей. Евангелие Эббона. Утрехт
Варварские государственные образования Раннего Средневековья были очень нестабильны. Они возникали, делились
Варварские государственные образования Раннего Средневековья были очень нестабильны. Они возникали, делились
В 843 году сыновья Карла осуществили Верденский раздел. Каролингская империя была поделена ими на три части: Королевство Карла Лысого (впоследствии на этих землях оформится государство Франция), Империя Лотаря (впоследствии – Италия) и Королевство Людвига Немецкого (впоследствии – Германия).
Верденский раздел. 843 г.
Оттоновское искусство
Мастер райхенаусской школы.
Евангелиарий короля Оттона III.
Властитель на троне.
Оттоновское искусство
Мастер райхенаусской школы.
Евангелиарий короля Оттона III.
Властитель на троне.
В 962 году германский король Оттон I (936–973) основал Священную Римскую империю. Священная Римская империя германской нации просуществует до XIX века, но так и не станет централизованным государством.
Оттоновское возрождение – период подъема культурной жизни в Германии при Оттонах, императорах Саксонской династии.
Оттон I в 951 году подчинил Северную Италию. А в 962 году он занял Рим и был коронован римским папой, получив титул императора. Так было положено начало Священной Римской империи Германской нации.
В период Оттоновского возрождения вновь делается попытка обращения к античности. Усиливаются культурные связи с Византией.
При дворе Оттона I создается Академия наподобие греческой. Здесь шла литературная деятельность, переписывались рукописи, делались попытки распространения латыни и римской литературы.
При дворе и некоторых соборах возникали школы. Учителем одной из таких школ был ученый монах Герберт, который позже стал папой римским Сильвестром II. Оттон I назначил Герберта воспитателем своего сына, будущего Оттона II. Герберт перенес в Европу арабскую систему цифр, возродил использование астролябии.
Благодаря покровительству Оттонов I и II получила известность школа книжной миниатюры монастыря Райхенау.
Оттоновское искусство
Вавилонская блудница. Миниатюра
из Бамбергского Апокалипсиса. 1000 г.
В миниатюре германских
Оттоновское искусство
Вавилонская блудница. Миниатюра
из Бамбергского Апокалипсиса. 1000 г.
В миниатюре германских
Интересно, что среди сцен мистического характера в немецких миниатюрах отчетливо проступают народные мотивы: в декор вплетаются чудища, забавные фантастические фигурки.
Таковы рукописи школы Рейхенау, таковы же и миниатюры из Бамбергского Апокалипсиса.
Бамбергский Апокалипсис был создан в скриптории Райхенау между 1000 и 1020 годами. Его создание тесно связано с другими рукописями из Райхенау, в том числе отрывками из Перикоп Генриха II и мюнхенским Евангелием Оттона III.
Астурийское искусство
Королевство Астурия было основано знатным вестготом Пелайо – предположительно бывшим
Астурийское искусство
Королевство Астурия было основано знатным вестготом Пелайо – предположительно бывшим
Королевство было известно как Астурия до 924 года (затем оно будет называться Королевством Леон).
Короли Астурии считали себя наследниками живших в Испании вестготов. Объединив элементы разных стилей – вестготские, мусульманские и местные, – астурийцы достигли значительного уровня утонченности в архитектуре и ювелирном деле.
Дон Пелайо в битве при Ковадонге.
Копия с Corpus pelagianum –
сборника хроник, созданных Пелайо, епископом Овьедо. XII в.
Интерьер церкви Сан-Хулиан-де-лос-Прадос. Испания. IX в.
Астурийское искусство
Декоративные фрески церкви весьма разнообразна.
Интерьер церкви Сан-Хулиан-де-лос-Прадос. Испания. IX в.
Астурийское искусство
Декоративные фрески церкви весьма разнообразна.
При этом фрески лишены какого-либо изображения библейских или религиозных сцен за единственным исключением креста с буквами Альфа и Омега.
Церковь Сан-Хулиан-де-лос-Прадос (или Сантуллано), построенная ок. 812–842 годов, была частью королевских строений. В ее основании лежит план базилики.
Декоративные фрески, покрывающие стены и потолки церкви, являются наиболее сохранившимися средневековыми изображениями Испании. Рисунки показывают явное влияние росписи римского периода.
Церковь Сан-Хулиан-де-лос-Прадос.
Фреска с крестом
Церковь Сан-Хулиан-де-лос-Прадос
Альфа и Омега (ΑΩ) – первая и последняя буквы греческого алфавита, символизируют всеобъемлющего Бога, начало и конец всего.
Астурийское искусство
Церковь Санта Мария дель Наранко.
Испания. 848 г.
Еще одним образцом
Астурийское искусство
Церковь Санта Мария дель Наранко.
Испания. 848 г.
Еще одним образцом
Санта Мария дель Наранко расположена на склоне горы Монте Наранко недалеко от города Овьедо. Построена она была в 848 году по приказу Рамиро I Астурийского как королевская резиденция. (Позже, в XIII в, здание превратили в церковь).
Изящное пропорциональное строение имеет форму прямоугольника с двумя этажами. На нижнем этаже располагается крипта с центральным залом и двумя боковыми. На верхний этаж можно попасть по двойной лестнице, соединенной с фасадом, которая ведет в центральный зал c шестью глухими полукруглыми арками вдоль стен и бельведером.
С декоративной стороны Санта Мария дель Наранко была для своего времени новаторской. Особенно интересны кубические капители, созданные под византийским влиянием. Они украшены рельефами и геометрическими мотивами, а также изображениями животных и людей. Эти же мотивы повторяются и на медальонах над глухими арками. Всего в здании можно увидеть 32 медальона похожих форм и размеров, но с разными декоративными элементами.
В Санта Мария дель Наранко есть и другие интересные скульптурные элементы, такие как греческий крест – эмблема Астурийской монархии, а также коринфские капители в тройных арках бельведеров.
Декоративные элементы церкви Санта Мария дель Наранко
Церковь Сан Сальвадор де Вальдедиос. Испания
Астурийское искусство
Церковь Св. Спасителя Вальдедиос, известная
Церковь Сан Сальвадор де Вальдедиос. Испания
Астурийское искусство
Церковь Св. Спасителя Вальдедиос, известная
Здание церкви весьма гармонично. Центральный неф превышает по высоте боковые. На северной стене и на западном фасаде четко обозначены разделяющие нефы контрфорсы. Входные ниши в нартекс и в боковой портик увенчаны полукруглыми арками. Падающий из окон свет хорошо освещает внутреннюю часть постройки.
Церковь богато декорирована живописью. По большей части это геометрический и растительный орнаменты, однако здесь встречаются и характерные для астурийской живописи триумфальные кресты, и человеческие фигуры, подобные вестготским.
Декоративные элементы церкви Сан Сальвадор де Вальдедиос
Астурийское искусство
Крест ангелов, который Альфонсо II в 808 подарил собору в
Астурийское искусство
Крест ангелов, который Альфонсо II в 808 подарил собору в
Крест ангелов
Астурийская шкатурка с агатами
Агатовая шкатулка короля Фруэлы II, созданная в 910 году, хранится в соборе Овьедо. Это деревянная шкатулка с ониксом, красно-синими эмалями и драгоценными камнями. Образующие все это абстрактные узоры напоминают варварскую роскошь вестготов.
Реликварий – вместилище для хранения реликвий, имеющих сакральное значение
Хорваты
В VII в. хорваты, другие славянские и аварские племена пришли в
Хорваты
В VII в. хорваты, другие славянские и аварские племена пришли в
Церковь Св. Креста. Нин. Хорватия. IX в.
В первое время своего существования, в бытность княжества Приморская Хорватия, церковь использовалась как княжеская часовня располагавшимся рядом двором правителя.
На дверной перекладине вырезана надпись IX века, упоминающая хорватского жупана Годечая (župan «Godečaj»).
Согласно теории историка искусств Младена Пеяковича, конструкция церкви Святого Креста в Нине имеет намеренно несбалансированную эллиптическую форму, как бы следующую за движением солнца и сохраняющую функциональность календаря и солнечных часов.
Церковь Святого Креста в Нине – проста, но чрезвычайно гармонична.
Хорваты
Церковь Св. Доната. Задар. IX в.
Самым большим и сложным по исполнению
Хорваты
Церковь Св. Доната. Задар. IX в.
Самым большим и сложным по исполнению
Хорваты
Украшения хорватских церквей. IX в.
Хорватские церквей были украшены плетеным орнаментом. Мотивы
Хорваты
Украшения хорватских церквей. IX в.
Хорватские церквей были украшены плетеным орнаментом. Мотивы