История государства и права России: вместо введения в курс презентация

Содержание

Слайд 2

Предмет изучения ИГПР

Эволюция структур, институтов и механизмов государственной власти, государственных систем во взаимодействии

с правовыми институтами.
Возникновение и развитие правовой системы в целом и отдельных отраслей права.
Отдельные факты и закономерности исторического развития, особая роль – юридическим фактам и явлениям.
Важное значение: правовые акты, кодификации актов, создание правовых систем.
Предмет ограничивается временными и пространственными пределами.

Слайд 3

Периодизация (дискуссионно)

Древняя Русь (IX-XII вв.).
Период самостоятельных феодальных государств Древней Руси (XII-XIV вв.).
Русское (Московское)

государство (XV-XVII вв.).
Российская империя периода абсолютизма (XVIII – середина XIX вв.).
Период перехода к конституционной монархии (середина XIX – начало XX вв.) и буржуазно-демократической республике (февраль – октябрь 1917 г.).
Период социалистической революции и создания советского государства (1918-1920 гг.).
Переходный период, в т. ч. период нэпа (1921-1930 гг.).
Период социализма (1930-начало 60-х гг.).
Период кризиса социализма (1960-1991 гг.).
Постсоветский период, формирование Российской Федерации (1991-2019 гг.).

Слайд 4

Источники

Ма­териальные (материальные условия жизни общества, формы соб­ственности, интересы и потребности людей и т.

д.).
Идеологические (различные правовые учения, доктрины, правосознание и т. д.).
Фор­мально-юридические (нормативный акт, например, манифест, указ, грамота, постановление, уложение, судебник, декрет, закон, правовой обычай; юридический прецедент и нор­мативный договор).
Специфическими источниками истории государ­ства и права являются юридический быт, обычай, юридические археологические источники.

Слайд 5

Историография

Начинается в XVIII в.
Василий Никитич Татищев: «История Российская с самых древнейших времен» (1768

г.).
«…не может никаков юрист мудрым назван быть, если не знает преждних толкованей и преней о законех естественном и гражданском. И как может судиа право дела судить, если древних и новых законов и причин пременениям неизвестен, для того ему нуждно историа о законех знать».

Слайд 6

Норманисты/Антинорманисты

Предмет дискуссии: проблемы происхождения русского государства.
Норманисты: Г.З. Байер «О варягах» (1735 г.),

Г.Ф. Миллером «Происхождение народа и имени российского» (1749 г.), А.Л. Шлёцер «Опыт анализа русских летописей (касающийся Нестора и русской истории)» (1768 г.) и «Нестор» (1802 – 1809 гг.). Классическое воплощение теории: В. Томсен «Отношения Древней Руси и Скандинавии и происхождение Русского государства» (1876 г.). 
Антинорманисты: М.В. Ломоносов «Древняя российская история» (1766 г.), работы Д.С. Лихачева и Б.А. Рыбакова 1940-х – 1960-х гг. – стали попытки доказать легендарность рассказа о призвании варягов.

Слайд 7

Норманисты

Скандинавское происхождение древнерусской княжеской династии, восточные славяне вообще не знали государственности.
Скандинавское происхождение

«варяжских» имён («Рюрик», «Синеус» и «Трувор»).
Скандинавские предметы на территории Древней Руси.
«Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Да пойдите княжить и володеть нами».
Происхождение Руси в результате объединения Киева и Новгорода потомком Рюрика Олегом.

Антинорманисты

Легендарность рассказа о призвании варягов.
Нет следов заметного влияния на экономические и социально-политические институты славян.
Нет данных о колонизации варягами.
Аналогичные теории о происхождении Италии, Великобритании (призвание бриттами англосаксов).
У восточных славян устойчивые традиции государственности сложились задолго до призвания варягов.
Факт призвания варягов говорит о происхождении княжеской династии.

Слайд 8

Норманисты/Антинорманисты: выводы

Образование Древней Руси — закономерное завершение длительного процесса разложения первобытно-общинного строя у

полутора десятков славянских племенных союзов.
Сложившееся государство находилось в самом начале своего пути: первобытно-общинные традиции еще долго сохраняли место во всех сферах жизни восточно-славянского общества.
Действия отдельных крупных личностей, завоевания или другие внешние обстоятельства определяют конкретные проявления процесса образования государства.

Слайд 9

«Государственная школа» в историографии

Представители: Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин, А.Д. Градовский, В.И.

Сергеевич.
Главная сила в истории – надклассовое государство, выражающее интересы общества в целом. Социальные преобразования осуществляются сверху, социальные группы подчинены государству.
«Служебный характер всех сословий по отношению к государству».
Всесилие государства объяснялось природными условиями: степь препятствовала образованию прочных обществ; народ представлялся «одиночными, блуждающими лицами», «затерянными в необозримом, едва заселённом пространстве».
Важное влияние на В.О. Ключевского.

Слайд 10

С.М. Соловьев

«История России с древнейших времен» в 29-ти томах.
Государственность – основная сила общественного

процесса, необходимая форма существования народа. Однако успехи в развитии государства он не приписывал царю и самодержавию.
«Три условия имеют особенное влияние на жизнь народа: природа страны, где он живет; природа племени, к которому он принадлежит; ход внешних событий, влияния, идущие от народов, которые его окружают».
Соловьев показывал все явления во взаимосвязи с другими, стремился «показать связь между событиями, показать, как новое проистекало из старого, соединить разрозненные части в одно органическое целое...»
В соответствии со своей концепцией истории он выделял четыре крупных раздела:
I. Господство родового строя - от Рюрика до Андрея Боголюбского.
П. От Андрея Боголюбского до начала XVII в.
Ш. Вступление России в систему европейских государств - от первых Романовых до середины XVIII в.
IV. Новый период истории России – от середины XVIII в. до великих реформ 1860-х годов.

Слайд 11

Спор западников и славянофилов: начало

«Философическое письмо» П. Чаадаева в 1836 г.
Основные тезисы: Россия

не нашла места в составе одной из мировых цивилизаций, осталась в мире одинока и не смогла дать миру ничего в общеисторическом смысле.
Письмо П.Я. Чаадаева было опубликовано во время распространения в стране новой консервативной государственной идеологии – теории «официальной народности».

Слайд 12

Западники

Россия должна идти путем западных стран в вопросах культуры, общественного устройства, гражданской жизни.


Русская самобытность – отсталость.
Петр I – главный реформатор, поставивший страну на верный путь развития и подтолкнуть к преображению.
Сторонники: А. И. Герцен, Н. П. Огарёв, Н. Г. Чернышевский, В. Г. Белинский, И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин.

Критика крепостного права, феодального строя.
Необходимо: быстрое развитие промышленности, торговли и новых транспортных средств, прежде всего железных дорог. Достижения своих целей они рассчитывали добиться мирным путём, воздействуя общественным мнением на царское правительство, через просвещение и науку.

Слайд 13

Славянофилы

Источники славянофильства: немецкая классическая философия и православное богословие.
У России «особый путь», отличный

от пути «западной цивилизации».
Петр I искусственно изменил самобытный путь исторического развития России и на него нужно вернуться.
Западные ценности не способны прижиться на российской почве, могут быть адаптированы, желательнее обратиться к собственным историческим идеалам и традициям.
Сторонники: А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, братья Аксаковы, В. И. Даль, Ф. М. Достоевский и другие.

Слайд 14

Западники/Славянофилы: выводы

Славянофильство и западничество – вариант общеевропейского течения консервативного романтизма.
Современники и сами участники

этой полемики указывали на условность и неточность этих терминов.
Политолог В. Б. Пастухов: в идеологии славянофильства и западничества не было ничего специфически русского.
А. Тойнби: в любом отсталом обществе, которому нужно противостоять более сильному в военном и экономическом отношении противнику, возникает два течения: «иродианство» (копирование иностранных общественных институтов) и «зелотизм» (изоляция ради сохранения традиционного уклада).
А. Тойнби: ни то, ни другое течение не могут привести общество к успеху, потому что оба они лишены творческого начала.
«Три составные части» большевизма: «западничество» и «славянофильство» и православная религиозная традиция, соединившая вместе то, что, казалось бы, соединено быть не может никогда.

Слайд 15

Евразийство

Представители: Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, Г.В. Вернадский.
«Россия – Евразия» – замкнутое, самодостаточное пространство,

особый культурный мир со свойственными только ему чертами государственности и права. Специфика определилась ввиду географических, этнографических и религиозных особенностей.
Западные и восточные образцы развития неприемлемы.
В основе Российского государства всегда была политическая или религиозная идея.
Близки по духу к славянофилам.
Самобытная национальная культура может быть подлинной и отвечать высшим этическим, эстетическим и утилитарным требованиям.

Слайд 16

Марксистский (формационный) подход

Общественно-экономическая формация представляет собой определенный тип общества, выделенный по признаку социально-экономической

структуры.
Базис: совокупность экономических отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.
Надстройка: совокупность политических, правовых, религиозных и иных взглядов, отношений и учреждений.

Слайд 17

Карл Маркс

Слайд 18

Теория локальных цивилизаций

Изучение исторически сложившихся общностей, которые занимают определенную территорию и имеют свои

особенности социально-экономического и культурного развития. 
А. Тойнби: 10 замкнутых цивилизаций. Каждая проходит в развитии стадии возникновения, роста, надлома, разложения.
Существование цивилизации заканчивается гибелью, сменой господствующего тина культуры.
Цивилизации: западная, православная христианская в России, иранская и арабская (исламская), индуистская, дальневосточная.
Имя файла: История-государства-и-права-России:-вместо-введения-в-курс.pptx
Количество просмотров: 56
Количество скачиваний: 0