Слайд 2цель
Целью моей работы является анализ процесса перехода от старых культурных традиций к новым
и анализ небывало бурного развития науки, образования, искусства ,быта , нравов и общественно-политической мысли в эпоху правления Петра 1.
Слайд 3Петровская эпоха – время перемен, время реформ, повернувших Россию на Западный путь развития,
открывших россиийскому обществу Европейскую культуру…
Но это и время реформ, которые разрушили русскую самобытность, порвали связь времён…
Карамзин Н.М
Слайд 4Указ о праздновании Нового года
В 1699 году, Петр I издал именной указ «О
праздновании Нового года». Государь постановил, чтобы отныне народ всея Руси производил счисление лет не от Сотворения мира, а от Рождества Христова. Кроме того, по новому указу новолетие надо было начинать не с 1 сентября, как это было раньше, а с 1 января — по примеру многих европейских стран. По-старому шел 7208 год, и к 1 января должно было уже исполниться четыре месяца этого года. По новому летоисчислению наступал 1700 год.
Пётр I выпустил на площади первую ракету, тем самым возвестил о наступлении праздника
Слайд 6Указ о ношении европейской одежды
Первый указ Петра I о ношении европейской одежды вышел
еще в 1699 году, но бояре стали исполнять его только при царском дворе. Вышедший повторно 14 января 1700 года указ царь издал, уже желая его точного соблюдения, и стал жестко добиваться всеми его повсеместного выполнения. Этим указом Петр I повелевал сменить издревле принятую русскую одежду с длинными рукавами и подолами на короткие костюмы — бояре, дворяне и торговые люди отныне обязаны были носить западноевропейские костюмы. Их прежде сидевшие в светлицах жены и дочери также должны были сменить сарафаны и телогрейки на юбки и платья соответствующие принятым в Европе. В людных местах по указу Петра I вывешивались наряженные в иноземные платья манекены. Это делалось, чтобы показать подданным, как они теперь должны одеваться. Петр I дал неимущим отсрочку на два года, чтобы те смогли справить себе новую одежду и с 1705 года появляться на людях только в иноземном платье.
Слайд 9Указ о бритье бород и усов
По возвращении в августе 1698 года из своего
первого заграничного путешествия Петр I на первом же пиру ножницами обрезал нескольким поздравлявшим его боярам их длинные бороды, считавшиеся в ту эпоху достоинством мужчины. Русская православная церковь считала брадобритие смертельным грехом, так как человек создан по подобию Бога, и указывала на то, что все святые на иконах пишутся с бородами и только иностранцы, которых за их не православную веру она считала еретиками, бреют бороду. Желавшие сохранить бороду купцы должны были платить по 100 рублей в год, дворяне — по 60 рублей, горожане — по 30 рублей. Тем, кто уплатил этот налог, выдавался особый бородовый знак. Крестьянам разрешалось носить бороду, но у заставы при въезде и выезде из города с них взималось по 1 копейке с бороды
Слайд 12Указ о величине трудового дня
31 мая 1708 года Петр I издал указ «О
величине трудового дня, штрафах и наказаниях для адмиралтейских рабочих». Это первый акт трудового законодательства России. Стал постепенно общим для всех государственных предприятий страны и образцом для частных.
Таким образом, получалось 14 часов работы и 2,5 часа перерывов. Были и штрафы: за час прогула высчитывалась дневная плата, за день — недельная. Если о прогулах докладывал фискал, ему отчислялась четверть высчитанной с рабочего суммы.
Слайд 14Завоз картофеля в Росиию
В Россию картофель завезли еще в начале XVIII века. В
то время, когда Петр I находился в Голландии, он попробовал еду, сделанную из картофеля, и ему очень понравилось, после чего царь послал в Россию мешок картошки для выращивания.
Клубни картофеля хорошо росли на русской земле, но распространению очень мешало то, что крестьяне боялись заморского плода. Когда Петру I доложили о боязни народа, то ему пришлось применить хитрость. Он засеял несколько полей картошкой, и приказал, чтобы возле них стояла охрана с оружием.
Солдаты целый день охраняли картофель, а ночью уходили спать. Крестьяне, которые жили поблизости, не устояли от соблазна, и начали воровать картофель и тайно сажать у себя на огороде.
Конечно, вначале были случаи отравления от картошки, но только потому, что люди не знали свойств этого растения и пробовали его плоды без всякой кулинарной обработки. А картошка в таком виде не только не съедобна, но и ядовитая.
Среди аристократов во Франции в одно время было принято носить цветы картофеля как украшение
Слайд 15 Новая столица России
При вступление Петра 1 на престол столица России была в Москве.
Пётр 1 не любил патриархальную Москву с её традициями, суевериями, с местами, где совершались казни и мятежи. Пётр 1 задумал построить новую столицу, которая имела бы выход к морю и была бы ближе к Европе. В 1703 году Пётр 1 начал строительство в дельте Невы Петропавловской крепости, с которой и начался город Санкт-Петербург. Местность была заболоченной, малопригодной для строительства, но открывался кротчайший морской путь в Европу. Через 9 лет, 19 мая 1712 года, Санкт-Петербург стал столицей Российского государства. При строительстве города погибло много людей от болезней, непосильного труда, плохих условий проживания. Город назван в честь апостола Петра, которого Пётр 1 считал своим покровителем
Слайд 18Курение в Петровскую эпоху
в Петровскую эпоху
табачное курение приобрело акцентированную идеологическую семантику
Слайд 21Новая форма досуга - Асамблеи
конце 1718 года верхи петербургского общества были извещены о
введении ассамблей. Петр побывал во французских гостиных, где собирались и вели беседы выдающиеся деятели науки, политики,искусства и у него созрел план организации ассамблей в России. Вводя новую форму общения и развлечений, Петр преследовал две главные цели – приучить русских дворян к светскому образу жизни, распространенном в Европе и приобщить русских женщин к общественной жизни. При организации ассамблей преобразователь использовал не только практические, но и теоретические достижения Западной Европы
Слайд 24катания по Неве
Жителям Петербурга “для увеселения народа, наипаче же для лучшего обучения и
искусства по водам и смелости в плавании. были розданы из казны парусные и гребные суда. Катания по Неве проходили по особому регламенту.В петровском указе определялось место катаний, одежда, в которой надлежит явиться приглашенным и давались предписания о времени сбора
Слайд 25ЖЕНЩИНА-ДВОРЯНКА В ЭПОХУ ПЕТРОВСКИХ РЕФОРМ
Важным моментом перемен в сознании русских женщин — дворянок
стала возможность хотя бы частично влиять на свою судьбу и менять её новые возможности получали законодательную основу. С 1702 г. самой невесте было предоставлено формальное право рассторгнуть обручение и расстроить сговоренный брак, причем ни одна из сторон не имела права «о неустойке челом бить».
Так же у женщин появился новый стиль одежды на подобие европейскому
Слайд 27Открытие библиотек и книгопечатания
в 1714 г. в Петербурге была открыта государственная
библиотека, заложившая
основу для библиотеки Академии наук
В данной библиотеки было собрано свыше 900 томов новой литературы, которая постоянно переписывалась. В эти годы шел подъем образованности населения , в первую очередь богатых людей,
Слайд 28Заключение
Выводы:
Нововведения Петра I оказали влияние на дальнейшую жизнь всего русского общества, многие
сохранились до настоящего времени: Петр I разрешил запрещенное Соборным Уложением 1649 г. курение; начиная с 1 января 1700 г. в России стали праздновать Новый год и устраивать елки; тогда же Россия перешла на принятое в большинстве стран Европы летосчисление от Рождества Христова; привычными стали проводимые в петровское время общественные праздники с фейерверками и массовыми гуляниями.
Если посмотреть на высшее общество Петровских времен, то можно увидеть изменение не только в его внешнем облике, но и в духовном, в его нравственных понятиях, в частных взаимоотношениях. Именно в эту эпоху появляются вкус к музыке, интерес к книге, люди начинают стремиться к тому, чтобы осмыслить те новые явления, которые стремительным потоком хлынули в русский быт через прорубленное Петром «окно в Европу». И пусть это новое не всегда воспринималось всеми, но оно входило в повседневный обиход жизни.