Кратчайшая история Древнего Китая. К выходу Total war: three kingdoms презентация

Содержание

Слайд 2

ЧЕМ ИНТЕРЕСНА КИТАЙСКАЯ ИСТОРИЯ?

Китай приближается к статусу сверхдержавы
Китай является собой пример высокоразвитой цивилизации,

достаточно изолированной от средиземноморского цивилизационного очага, он долгое время не был подвержен влиянию авраамических религий
Изучение истории Китая позволяет проверить универсальность тех закономерностей исторического развития, которые можно выявить для европейских стран, в т.ч. России
Китай оказывал настолько мощное влияние на остальные страны региона Юго-Восточной Азии, что изучение его истории позволяет бонусом немного разобраться в истории его соседей
Древнего Египта нет. Древнего Рима нет. Древний Китай просто утратил приписку «древний».

Слайд 3

ИСТОЧНИКИ

Тихвинский С.Л. (гл. ред.) - История Китая с древнейших времен до начала XXI

века. Т.1 – 3. 2013-2016
Бокщанин А.А., Непомнин О.Е., Степугина Т.В. – История Китая: древность, средневековье, новое время. Москва, «Восточная литература», 2010
Крюгер Р. - Китай: история страны (биографии великих стран). Москва, ЭКСМО, Санкт-Петербург, «Мидгард», 2008
Инь Шилинь, Чжан Цзяньго, Ван Дуань. – Китай. 5000 лет истории в рассказах и картинках. Москва, Аст, 2008
Хуанфу Цзян - «Чжунго даоцзянь» («Китайские мечи, палаши и сабли»), Цзинань, Минтянь чубаньшэ, 2007
Никифоров В.Н. - Очерк истории Китая. II тысячелетие до н.э. – XX в. Москва, Институт Дальнего Востока РАН, 2002
Меликсетов А.В. (ред.) – История Китая. Москва, Издательство Московского университета, 2002
Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации». Погребённые царства Китая. Москва, Терра-Книжный клуб, 1998
Всемирная история в 24 томах. Т. 5. Становление государств Азии. Минск, Литература, 1998
Илюшечкин В.П. – Сословно-классовое общество в истории Китая (опыт системно-структурного анализа). Москва, Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1986
Переломов Л.С. – Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. Москва, Издательство восточной литературы, 1981
Симоновская Л.В. (отв. ред.) – История Китая с древнейших времён до наших дней. Москва, Издательство восточной литературы, 1974
Джон П. Грир - Армии и враги Древнего Китая 1027 г. до н. э.—1286 г. н. э. 1974
Быков Ф.С. и др. (ред.) - Китай. Япония. История и филология. Москва, Издательство восточной литературы, 1961
Шан Юэ и др. - Очерки истории Китая с древности до «опиумных войн», 1959

Слайд 4

К ВОПРОСУ ОБ ИМЕНАХ И НАЗВАНИЯХ

У каждого монарха в Китае имелось личное имя

(мин), девиз правления (няньхао) и посмертное имя, т.е. храмовый титул (мяохао).
У каждой династии имелось два названия — официальное и родовое, т.е. по фамилии (син) правящего семейства и дома. Так, династию и империю Сун возглавлял род Чжао.

Слайд 5

ЗАСЕЛЕНИЕ

1-я волна заселения

2-я волна заселения
(6000 г. до н.э. ?)

Слайд 6

РИС И ПРОСО

Чумиза

Рисовые посевы

Рис — факультативный гидрофит, то есть может переносить кислород от листвы до затопленных корней,

поэтому для противодействия сорнякам и повышения урожайности, воду на проливных полях держат в течение всего вегетационного периода.

Слайд 7

ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ: ЛЁСС

- Пористый
- Образует пещеры
- При достаточном увлажнении позволяет собирать отличные урожаи,

однако
засуха приводит к большим проблемам

Слайд 8

ДОИСТОРИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

Слайд 9

НЕКОТОРЫЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ ОЧЕНЬ ДРЕВНИХ КИТАЙЦЕВ

Лапша (из проса) – около 2000 г. до н.э.
Вилка

(намного раньше палочек!) – около 2000 г. до н.э.
Лак (натуральный, есс-но; на основе лакового дерева Toxicodendron vernicifluum) – около 5000 г. до н.э.
Боярышника настойка – около 7000 г. до н.э. Химические анализы (в том числе газо- и жидкостная хроматография, масс-спектрометрия, ИК-спектрометрия и изотопный анализ) показали наличие сброженного напитка из плодов боярышника и дикого винограда с примесью пчелиного воска, мёда и риса.
Шёлк – более 3600 г. до н.э.
Ещё до Шан был изобретён календарь, но кривой.
Нормальный календарь будет в период Чжаньго.
По легенде, в 2137 г. до н. э. были казнены астрономы Хо и Хи, не сумевшие предсказать затмение.
По орудиям труда китайцы «перескочили» энеолит и сразу перешли к бронзе

Реальный китайский неолитический горшок

Слайд 10

ТРИ ВЛАСТИТЕЛЯ, ПЯТЬ ИМПЕРАТОРОВ

3 властителя:
Тайхао – научил людей ловить рыбу, охотиться
и заниматься скотоводством.
Янь

Ди – придумал плуг и научил людей
земледелию
Хуан Ди – придумал колесо, письменность и
вообще культуру
5 императоров (список варьируется):
Шао-хао
Чжуань-сюй
Ди-ку
Яо
Шунь.
По легендам, практически все они прожили
более 100 лет

Императоров 5 по 5 элементам (у-син)

Слайд 11

ЦАРСТВО «МО» (В РАЙОНЕ 2700-2200 Г. ДО Н.Э.)

Археологическая культура Лянчжу

Для сравнения: Стоунхендж –

3000 г. до н.э.; пирамида Хеопса - 2600 г. до н.э.

Слайд 12

ДИНАСТИЯ СЯ (?) – 2070 – 1765 Г. ДО Н.Э.

Алкашка местная

Протоиероглифы?

Предполагается соответствие археологической

культуре Эрлитоу

Деньги-каури

«Великий Юй»,
мифический
основатель
династии

Слайд 13

ДИНАСТИЯ ШАН (1554-1046 Г. ДО Н.Э.)

Цзягувэнь – иероглифические
надписи на панцире
черепахи

Столица – г. Иньсюй

Появились

бронзовые орудия труда.
Правитель – ван – одновременно был первосвященником.
Население около 150-200 тыс. чел.

Однажды был найден блок слежавшихся панцирей 3 т. весом!

Гадательные кости

Слайд 14

МАССОВЫЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ

Помимо этого, почти всегда рядом с человеком хоронили собаку

Слайд 15

ФУ ХАО, ЖЕНА ИМПЕРАТОРА У ДИНА

В гробнице было найдено: 1600 кг бронзы, 7000 раковин

каури, которые были в то время средством денежного обращения, и 1928 предметов: самый крупный клад нефрита среди ныне известных находок (755); 165 бронзовых сосудов, 271 др. бронзовых изделий (оружие, инструменты и проч.), 110 объектов из мрамора, бирюзы и др. камней; 564 предмета из резной кости, 3 чаши из слоновой кости, 130 образцов оружия, набор из 50 больших и малых колоколов и 3 зеркала и прочее.

Слайд 16

СТАТУИ ИЗ СЭНЬСИНДУЯ

Слайд 17

АЛКО(ШАН)

Увлечение подогретым просовым вином рассматривалось Чжоу как одна из причин слабости Шан.

Всё это

изготовлено методом литья в сборные формы. Работа начиналась с изготовления модели в форме вазы, на которую наносился рисунок. Модель обмазывалась слоем глины, создающим детали формы. Этот слой снимали и разрезали на две части. После того как в края разрезанной наружной части формы вделывались трёхгранные штифты для обеспечения плотной фиксации, оба сегмента обжигали и устанавливали так, чтобы внутреннюю полость можно было заполнить и создать тем самым сердцевину формы, с которой затем снимали слой определённой толщины для образования пространства между ним и сегментами. Затем изготавливали основание формы, проделывали в нём отверстие для заливки металла и отверстие для выхода воздуха. Потом форма собиралась. Между деталями вставляли прокладки для обеспечения равномерной толщины будущего отлитого сосуда. Собранную форму обмазывали глиной и переворачивали вверх дном. Заливали бронзу. Через час металл остывал, форму снимали, сосуд готов.

Слайд 18

О КИТАЙСКОЙ АРМИИ РАННЕГО ПЕРИОДА

Вооружение бронзовое
Кадровый состав – крестьяне плюс несколько феодалов –

военачальников
Основная масса – пехота плюс основная ударная сила – боевые колесницы
Централизованного снабжения нет

Топор времён династии Шан

Гэ (нечто среднее между клевцом и топором)

Слайд 19

ТИПОВОЕ ПОСТРОЕНИЕ ШАНСКОЙ АРМИИ

Пехота + лучники

Пехота + лучники

Пехота + лучники

3 полка по 100

человек

Боевые колесницы

Подразделение боевых колесниц состояло из 5 групп по 5 колесниц

Слайд 20

ПАДЕНИЕ ДИНАСТИИ ШАН (БИТВА ПРИ МУЕ)

Ди Синь, последний император Шан

У ван, первый император

Чжоу

Слайд 21

ДИНАСТИЯ ЧЖОУ (1045 – 221 Г. ДО Н.Э.)

Конфедерация: правитель «ван» контролирует полунезависимых «гунов»

Колокол

времён династии Чжоу

Династия Чжоу делится на период «западной» и «восточной» Чжоу – по причине переноса столицы

Слайд 22

ЗАПАДНАЯ ЧЖОУ (1045-722 Г. ДО Н.Э.)

Переход земель из рук общин в руки наследственной

аристократии
Появление практики «федератов»
Некоторая деградация качества бронзовых изделий
«Сотня имён» и «черноголовые»
Сокращение практики человеческих жертвоприношений
Формирования концепции Неба как божества и Мандата Неба

Чжоу-гун, возможный автор концепции Мандата Неба

Символ Небесного Мандата

Слайд 23

ГОД ЖИЗНИ КРЕСТЬЯНИНА (ПО ДРЕВНЕКИТАЙСКОМУ СТИХОТВОРЕНИЮ)

Первый месяц - подготовка к сельскохозяйственным работам; второй

месяц - крестьянин начинает пахать, жена приносит еду ему в поле, где он работает под наблюдением надсмотрщика, в то время как его дочь ходит с корзиной по тропинкам между полями и собирает листья тутовника для кормления шелкопрядов. Вероятно, следующие пять месяцев заняли военные действия, поскольку стихотворение продолжается с восьмого месяца, когда начинается сбор урожая, в то время как жена и дочь крестьянина ткут шелковую ткань, которую они окрашивают в черный и желтый цвет или же в красный для одежды князя; десятый месяц - сбор риса и приготовление вина; когда сбор урожая завершен, крестьяне направляются в дом господина, где чинят кровлю и вьют веревки; проводятся благодарственные церемонии и пиршества, крестьяне готовят барашков и все вместе отправляются к князю, чтобы наполнить рога вином и воскликнуть: «Долгие лета!»; одиннадцатый месяц - охота на лис, чтобы обеспечить господина мехом; а двенадцатый месяц посвящался военной подготовке, крестьяне приносили откормленных свиней своему господину, а также кололи и заготавливали для него лед.

Слайд 24

ПРИМЕР ЧЖОУСКОГО ЦЕРЕМОНИАЛА

Чжоуский ван назначал вассалов, а также избранных чиновников, на высокие должности

в ходе пышных церемоний. Сначала он усаживался лицом к югу в центральном зале храма предков, после чего человек, назначаемый на должность, по сигналу Великого мастера церемоний вставал перед владыкой. Ван заявлял о своем намерении назначить кандидата на должность, объяснял, чего именно ожидает от назначенного, и объявлял, какие дары будут ему вручены. После этого он отдавал распоряжение Великому историографу составить документ, содержащий приказ о назначении. Человек, получивший назначение, восхвалял и благодарил царя, совершал двойной поклон - то есть дважды касался лбом земли - и удалялся. Ценность полученных даров зависела от ранга, варьируясь от просяного вина до бронзовых сосудов, рабов, лошадей, колесниц, оружия, изделий из нефрита, домашнего скота, красных туфель, одежды и раковин. Самые важные персоны часто получали бронзовые сосуды с надписями, увековечивающими событие, и те из сосудов, что сохранились, стали ценными источниками информации для историков.

Слайд 25

ПИТАНИЕ ДРЕВНИХ КИТАЙЦЕВ

Кроме специфических деликатесов, таких как медвежьи лапы, в 600 году до

н. э. обед мог состоять из следующих блюд: Суп - говядина, баранина, свинина. Рыба - осетр, лещ, карп либо черепаха. Мясо - вареная либо тонко нарезанная баранина или говядина; рубленая говядина; жареная свинина с соусом и горчицей; цыпленок с требухой; простое или острое сушеное мясо; рагу из оленя, лося, улиток или зайца. Дичь - фазан или куропатка. Овощи - сельдерей, горчица, побеги бамбука, ряска, таро или фасоль; папоротник (двух типов). Чжоусцы любили соления, ели улиток, просвирник, лукпорей, корни камыша, арбуз, а также обильно использовали приправы и соусы. На десерт они могли выбрать персики, сливы, дикий виноград, апельсины, дыни и китайские финики (плоды дерева ююба). Пожалуй, самый удивительный факт, связанный с рационом китайцев, заключается в следующем: несмотря на то что они с незапамятных времен содержали молочных животных и тесно контактировали с народами, пьющими молоко, сами они, вплоть до появления мороженого в ХХ веке, никогда не употребляли молочных продуктов, к которым испытывали внутреннее отвращение.

Слайд 26

ДВА СЛОВА О РЕЛИГИИ: ШЭНИЗМ

Организованной китайской религии не было никогда
Существует в виде кучи

сект
Конфуцианцы специфически поступили с мифологией
Отдельные мифы сильно менялись со временем
Общие принципы: небо как верховное божество; энергия ци; культ предков; «по делам тебе воздастся»

Слайд 27

«ВЁСНЫ И ОСЕНИ» - ДОЛГИЙ УПАДОК ЧЖОУСКОЙ СИСТЕМЫ (722 – 481 Г. ДО

Н.Э.)

Реальное влияние Чжоу постепенно снижалось
Периферийные царства укрупнялись. Исходно их было порядка 170 шт.
Население росло – за время Восточной Чжоу по оценкам оно выросло с 10 до 50 млн. чел.
Единственное, что держало конфедерацию вместе – противостояние варварам. Плюс работал концепт Небесного Мандата: Чжоу сохраняли символическое значение.
80% времени по подсчётам учёных кто-то с кем-то воевал, но войны носили ограниченный характер
В военном деле значение колесниц на какое-то время стало сильно выше значения пехоты. Её число уменьшилось. Войны носили «рыцарский» характер.

«Милостиво прошу позволения Вашего Превосходительства начать между нашими и вашими рыцарями игру.»
Воевода царства Чу – правителю Цинь, 632 г. до н.э.

Слайд 28

МЕТОД ЛИТЬЯ ПО ВОСКОВЫМ МОДЕЛЯМ

Создаётся модель из воска, на которую наносят орнамент
Обмазывают модель

по всей поверхности влажной глиной, чтобы создать форму, в которой оставляют маленькие отверстия
Затем форму обжигают и расплавленный воск вытекает
Расплавленную бронзу заливают внутрь, где она занимает пространство выплавленного воска

Слайд 29

ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ АСТРОНОМИЯ

В начале эпохи Чжоу правитель У-ван (по традиции, правл. 1121–1115) приказал воздвигнуть

астрономическую башню в Гаочэнчжэне, на юго-восточной окраине города Лояна (совр. пров. Хэнань), который в древние времена рассматривался китайскими астрономами как центр мира. Это была первая из известных нам обсерваторий в Китае. Впоследствии она была названа в честь Чжоу-гуна, младшего брата У-вана, «чжоугунской обсерваторией».   Чжоуская астрономия служила главным образом для составления календаря и предсказаний, касающихся погоды, ведения государственных дел и войны. Не изменился характер традиционной китайской астрономии и в последующие времена.

Слайд 30

ПЕРИОД СРАЖАЮЩИХСЯ ЦАРСТВ (ЧЖАНЬГО)

Слайд 31

ОСОБЕННОСТИ КИТАЙСКОГО РАБОВЛАДЕНИЯ

Рабы никогда не составляли большую часть людей, занятых в с/х работах;

последними занимались свободные общинники
В основном рабы использовались в качестве слуг либо на ремесленных, протопромышленных производствах: рудниках, добыче соли, жемчуга и т.д.
Рабы женского пола активно использовались на производстве шёлка
Рабы имели «униформу» - красное рубище. Также им рисовали зелёные круги вокруг глаз
Основным документом, удостоверяющим, что человек – раб, служили деревянные таблички – даньшу
За рабов могли отдавать свободных девушек
Рабы могли занимать низшие управленческие должности
В рабов «закладывали» родственников

Слайд 32

НЕМНОГО СТАТИСТИКИ ЦАРСТВА ВЭЙ (V-IV В. ДО Н.Э.)

Сейчас семья из 5 едоков обрабатывает

участок из 100 му (1,9 га). Ежегодно собирает в 1 му 1,5 даня зерна (1 дань = 29,3 кг). Весь урожай составляет 150 даней. После уплаты земельного налога в размере 0,1 урожая остаётся 135 даней. Один человек ежемесячно съедает 1,5 даня, на пропитание в год уйдёт 90 даней. Остаётся 45 даней. Один дань стоит 30 цяней, следовательно, всего можно выручить 1350 цяней. За вычетом трат на жертвоприношения и религиозные праздники, на которые уходит 300 цяней, остаётся 1059 цяней. Каждый человек на одежду должен тратить 300 цяней, на одежду для 5 человек требуется 1500 цяней. Следовательно, на содержание семьи не хватает 450 цяней. А ещё не учтены неожиданные траты в связи с несчастными случаями, болезнью, смертью, похоронами…
Ли Куй, сановник царства Вэй

Слайд 33

АКАДЕМИЯ ЦЗИСЯ

Цзися, или Цзи-ся (кит. трад. 稷下學宮, упр. 稷下学宫, пиньинь: Jìxià xuégōng) «Академия (учёный двор) у [западных ворот] Цзи» (Цзи ся

сюэ гун) — самая известная академия Древнего Китая. Основана в 318 г. до н.э. в Линьцзы, столице царства Ци. Действовала более столетия (возможно, до 150 лет). Название академии связано с её местоположением в городе. В деятельности Цзися принимали участие сотни и даже тысячи представителей всех основных философских школ (за исключением чистых моистов) — конфуцианства, даосизма, легизма, мин цзя, инь ян цзя (Мэн-цзы и Сюнь-цзы, Тянь Пянь и Хуань Юань, Шэнь Дао, Сун Цзянь, Инь Вэнь, Тянь Ба и Эр Шо, Цзоу Янь и Цзоу Ши). По сообщению Сыма Цяня (Ши цзи, гл. 46), 76 виднейших из них правитель Сюань-ван (342—324 гг. до н.э.) назначил старшими сановниками (шан-дафу). Обсуждавшаяся в Цзися проблематика отражена главным образом в энциклопедическом трактате Гуань-цзы (IV—III вв. до н.э.), а также Янь-цзы чуньцю (Весны и осени Янь-цзы, III—II вв. до н.э.), Сыма фа (Законы Сыма, IV в. до н.э.) и других. В условиях официально поощряемой дискуссии в Цзися уточнялись теоретические позиции и рождались первые формы синтеза основных идейных направлений китайской философии. В итоге сложилось и собственно «учение Цзися», отмеченное общей даосской ориентацией.
Академики Цзися пользовались покровительством ванов Ци, получая почести в виде званий, стипендий и льгот. Наиболее почитаемые преподаватели носили титул сяньшэн (кит. упр. 先生, пиньинь: xiān-sheng), который закрепился в китайском языке в значении «учитель», «почтенный», «господин» (в VIII — IX вв. это понятие, сэнсэй, появляется в японском языке).
Слава академии стала мотивом для проекта Люй Бувэя по созданию Люй-ши чуньцю, в котором по преданию участвовали 3 000 приглашенных учёных.

Слайд 34

ДЕНЬГИ РАЗЛИЧНЫХ КИТАЙСКИХ ЦАРСТВ

Слайд 35

ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ КНИГА

Слайд 36

КОНФУЦИАНСТВО

Конфуций (551-479 г. до н.э.)
высказывает
увОжение предкам

Конфуцианство выражало интересы родовой аристократии
Предков надо

увОжать!
Правитель и подданные – «одна семья». Правитель не гнобит подданных, подданные безусловно подчиняются правителю
Небо – верховное божественное начало. Остальные мифы имеют рациональное объяснение

Слайд 37

ДАОСИЗМ

Даосизм выражал интересы общины и «старого порядка»
Необходимо следовать «естественному течению природы».

Лучше всего ничего не делать
Учение позволяло настолько широкие трактовки, что с одной стороны был Ян Чжу – атеист, материалист и гедонист, а с другой – Чжуан-цзы, мистик-солипсист

Лао Цзы (VI в. до н.э.) чилит и хиккует

Слайд 38

МОИЗМ

Люди должны уважать друг друга все зависимости от родства
Следует удовлетворять минимальные потребности максимального

числа людей
Знание – сила!

Мо-цзы (470-391 г. до н.э.)
потерял букву «а»

Слайд 39

ШАН ЯН И ЛЕГИЗМ (ФАЦЗЯ)

Шан Ян (390-338 г. до н.э.) смотрит на тебя,

как на говно

Легизм, по одной из версий, выражал интересы новой «имущественной знати», торговцев, частных рабовладельцев
Вы все говно!
Экономика всему голова!
Диктатура закона!
Всех на кол!

Если народ занимается земледелием, значит поля возделаны; если поля возделаны, значит зерна много, если зерна много, государство богато, а в богатом государстве воины сильны, при сильных же воинах войны победоносны, а при победоносных войнах расширяются пределы государства
Легистский трактат «Гуаньцзы»

Слайд 40

«ИСКУССТВО ВОЙНЫ» СУНЬ ЦЗЫ

Список «Искусства войны»

Статуя Сунь-цзы

Сунь Бинь (380-325 г. до н.э.),
сановник царства

Ци,
возможно, реальный автор

Возможно, примерно тогда же появляются «36 стратагем»

Слайд 41

НОВАЦИИ В ВОЕННОМ ДЕЛЕ

Массовое применение пехоты
Распространение меча
Массовое возведение фортификационных сооружений
Ужесточение характера войн
Облегчение колесниц

для улучшения маневренности; изготовление 26-спицовых колёс повышенной прочности; появление сверхдлинных алебард для боя на колесницах
Распространение кавалерии вместо колесниц
Распространение железного оружия
Изобретение и распространение китайского арбалета
Есть сообщения о применении горчичных аэрозолей

Кусок арбалета II в. до н.э.

Парные боевые крюки шуангоу

Слайд 42

ЦИНЬ («КИТАЙСКАЯ МАКЕДОНИЯ»)

Слайд 43

Я ДУРУК, ТЫ ДУРУК, МЫ КЫРМИНАЛЬНЫЙ КУРУК (С)

Генеральный спонсор майдана Ин Чжэна
Люй Бувэй

(аниме «Царство», 2012)

Статуя Цинь Ши хуанди (Ин Чжэн)

Ли Сы, главный идеолог Цинь, насмотревшийся на крыс

Слайд 44

КАНАЛ ЧЖЭН ГО – ОДИН ИЗ СТОЛПОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОЩИ ЦИНЬ

Великий канал сегодня

Изначально был

задуман как экономическая диверсия со стороны царства Хань. Однако обман был раскрыт, и строить пришлось на совесть, в результате чего урожайность на орошаемой территории поднялась в 5 раз.
Была обращена в пахотные земли территория площадью в 40 тыс. цин – 264,4 тыс. га, и «с тех пор земли Гуаньчжуна стали плодоносными и не знающими неурожайных годов».
Сегодня – часть Великого канала.

Слайд 45

ОСНОВНЫЕ МЕРЫ ЦИНЬ ШИ ХУАНДИ

Введение сверхжёсткого законодательства
Введение нового территориально-административного деления, не связанного с

племенными границами
Введение единой валюты
Введение всеобщей воинской повинности
Конфискация оружия у ванов
Введение свободной купли-продажи земли
Резкий (иногда до 20-30 раз!) рост налогов
Введение ГОСТов, основанных на нумерологии; например, регулировалась ширина оси телег, чтобы колея везде была одинаковая
Строительство трёхполосных дорог (центральная полоса для императора)
Строительство каналов
Введение единой письменности
Строительство Великой Китайской Стены

Слайд 46

ВЕЛИКАЯ КИТАЙСКАЯ СТЕНА: НАЧАЛО

При этом укрепления внутри страны император приказал срыть.

Слайд 47

ПОЧЕМУ ЦИНЬ ШИ ХУАНДИ - ЗЛОДЕЙ

Я вижу костры из книг,
Я слышу овчарок лай.
И

если один легист скажет «Цинь»
Конфуцианцы ответят: Бляяяя!...

Слайд 48

НЕКОТОРЫЕ ВИДЫ ПЫТОК

Просверливание головы ручным сверлом
Преступника сажали в холодную, тёмную  комнату. Связывали так,

чтобы он не мог двигаться вообще, даже головой. Пока он сидел в комнате,  все этой время на голову ему капала по каплям вода. Вода капала до последнего. Если преступник не сознавался, то от такой пытки он либо замерзал, либо становился сумасшедшим.
Сначала готовили утыканный острыми иглами лист металла, сворачивали его в форме бочки иглами вовнутрь. Один из палачей обхватывал эту железную «бочку» руками, а другой брал жертву за волосы, и протаскивал через нее. Иглы разрезали плоть, в это время палач, стоящий рядом с чашкой соленой воды, неспешно кропил ею растерзанное окровавленное тело.
Ещё один вид пытки носит дословное название "смерть от тысячи порезов". Казненному с помощью специальных ножей наносились глубокие, небольшие надрезы. Он мог умереть от нескольких причин, либо от потери крови, либо от болевого шока, так как надрезы наносились один за другим без остановки. В конце такой казни на теле человека как правило, не оставалось ни единого живого участка кожи.
Связанного человека усаживали на ростки бамбука, за  несколько суток бамбук прорастал сквозь человека.
Существовали так же верхняя казнь и нижняя казнь. При верхней казни человеку ставили клеймо на лицо или отрезали нос. При нижней казни человеку вырезали коленные чашки или кастрировали. Преступника очень долго кормили недоваренной рисовой кашей. Каша разбухала в желудке человека и разрывала стенки желудка, затем следовала ужасная мучительная смерть.
Наказание для неверных женщин: виновную связывали с раздвинутыми ногами, чтобы она не могла пошевелиться, во влагалище заливали молоко. Кидали змею к ногам. Змеи почувствовав запах, молока заползали во внутрь женщины. 
Если преступник долго не сознавался, то два палача брали и раздвигали ему ноги, третий палач вставлял кинжал в задний проход. При этом кинжал был очень острый. Преступника укладывали связанного  на землю и обливали расплавленным свинцом. В основном на плечи и спину.
«Подвешивание вышитых шариков». Кузнецу был специально заказан небольшой меч с четырьмя или пятью небольшими крючками на лезвии. Входил он в тело человека как по маслу, но крючки цеплялись за плоть, и когда палачи выдергивали меч, в стороны разлетались куски человеческого мяса.
Один из гуманных видов пыток – это прокалывание ногтей. Преступнику бамбуковой палочкой прокалывали на ногах и руках ногти. Если он не сознавался, то палка проходила насквозь.
На живот и грудь пытуемого ставили клетки с голодными крысами и открывали дно. Крыс подбадривали огнем.
Родственников осуждённого тоже казнили.

Слайд 49

ТЕРРАКОТОВАЯ АРМИЯ

Слайд 50

ЛИЦА СОЛДАТ ТЕРРАКОТОВОЙ АРМИИ

Слайд 51

ВОЗМОЖНЫЙ БОЕВОЙ ПОРЯДОК ЦИНЬСКОЙ АРМИИ

Арбалетчики

Всадники

Всадники

Колесницы
резерва

«Оркестровые» колесницы

Основная масса
одоспешенной пехоты

Штабная колесница
и её охрана

Один удар в

барабан – начало марша, второй – атака;
один удар в колокол – прекратить бой, второй - отступление

Слайд 52

БРОНЯ И ДОСПЕХИ

Цинь Ши Хуанди и его доспех

Боевая колесница.
Металлический шлем - редкость

На всаднике

слева – более
распространённый кожаный шлем

Слайд 53

КИТАЙСКИЙ АРБАЛЕТЧИК В ХАЛАТЕ

Слайд 54

ПАДЕНИЕ ЦИНЬ (ВОССТАНИЯ ЧЭНЬ ШЭ И У ГУАНА)

Чэнь Шэ

Цинь Шихуанди пережил три покушения,

после чего стал весьма подозрителен и пытался скрыть своё местоположение от подданных, скрытно перемещаясь по стране.
Смерть Цинь Шихуана в 210 до н. э. наступила во время поездки по стране, в которой его сопровождали его младший сын Ху Хай, начальник канцелярии Чжао Гао и главный советник Ли Сы. Опасаясь волнений, они скрыли смерть императора и, вступив в сговор, сфабриковали от имени императора письмо, в котором престолонаследником объявлялся не старший сын Фу Су, а младший — Ху Хай. В этом же письме содержался приказ о «даровании почётной смерти» Фу Су и военачальнику Мэн Тяню.
Ху Хай в 21-летнем возрасте вступил на трон под именем Эр Ши-Хуанди, однако фактически оставался марионеткой Чжао Гао и через три года был принуждён к самоубийству по его приказанию.
После этого пошли восстания.

Слайд 55

СЯН ЮЙ ПРОТИВ ЛЮ БАНА («АРИСТОКРАТ-РОМАНТИК ПРОТИВ ЭКС-КРЕСТЬЯНИНА-ПРАГМАТИКА»)

Сян Юй

Лю Бан

Я император простой –
вижу

шапку конфуцианца…

Слайд 56

ХАНЬ («КИТАЙСКИЙ ДРЕВНИЙ РИМ»)

Слайд 57

СТОЛИЦА – ГОРОД ЧАНЪАНЬ (НЫНЕ СИАНЬ)

Слайд 58

РЕФОРМЫ ЛЮ БАНА (ГАО ЦЗУ)

Резкое снижение строгости законов: согласно временному судебному кодексу, карались

только убийство, телесное повреждение и грабёж
Снижение фискальной нагрузки для большинства населения
Торговцам и ростовщикам запрещено: носить оружие; одеваться в шёлк и парчу; ездить в колесницах и верхом на лошади
Повышены налоги для купцов
Восстановление титулов вана и хоу; восстановление наследственных земельных владений
Разрешение частной эмиссии денег

Слайд 59

УСТРОЙСТВО ВЫСШЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Главными советниками Гао-цзу были имперский канцлер - а иногда два

канцлера, правой руки и левой руки, - имперский секретарь и верховный военачальник. На ступень ниже так называемых «Tpex владык» располагались девять министров, отвечавших за различные государственные функции, а именно: Начальник обрядового приказа – ритуалы, медицина, школы. Начальник посольского приказа - отношения с царями и варварами. Дворцовый советник - полиция и тюрьмы. Великий управитель сельским хозяйством - натуральные налоги и государственные финансы. Смотритель императорских кладовых - налоги для личной казны императора, дворцовый персонал, библиотека и архивы; дворцовые секретари и евнухи. Начальник охранной стражи дворца - дворцовая стража. Начальник судебного приказа. Главный конюший - конные заводы, арсеналы, дворцовые лошади и экипажи. Старший чиновник, ведающий делами императорского рода - выбирался из правящего дома Лю - обслуживание императорской недвижимости.

Слайд 60

«МЯТЕЖ СЕМИ ВАНОВ» (154 Г. ДО Н.Э.)

Жалования наследственных владений и частная эмиссия спровоцировали

рост сепаратистских настроений
Вождём повстанцев стал Лю Пи – племянник Лю Бана, имевший в своих владениях большие залежи меди и солеварни
Триггером восстания стал «инцидент с любо»
Повстанцы потерпели поражение, после чего без конфискации имущества их владения стали дробиться между потомками с целью расчленения крупных владений

Слайд 61

ОТКАТ РЕФОРМ ЛЮ БАНА

Ограничения для торговцев стали отменять непосредственно после смерти Лю Бана
Последний

запрет для протокапитала – покупка должностей – отменён примерно через 80 лет
Введены государственные монополии на железо и соль
Частная эмиссия отменена
Несмотря на реабилитацию конфуцианства, представители фацзя по-прежнему занимали важное положение в стране

Слайд 62

У-ДИ – «КИТАЙСКИЙ ТРАЯН» (156 – 87 Г. ДО Н.Э.)

138-125 г. до

н.э. – шпионская миссия Чжан Цяня на западном направлении
135 г. до н.э. – шпионская миссия Тан Мына на южном направлении
124 и 123 г. до н.э. - походы Вэй Цина и Хо Цюй-бина против гуннов
112-109 г. до н.э. – завоевание государств Миньюэ и Наньюэ
108 г. до н.э. – поход против государств реки Тарима
104 – 102 г. до н.э. – завоевание Ферганы

Слайд 63

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЭКСПАНСИЯ ХАНЬЦЕВ

Земли под контролем династии Хань около 100 г. до н.э.
Более светлым

цветом показаны зависимые территории

Слайд 64

ВЕЛИКИЙ ШЁЛКОВЫЙ ПУТЬ

Образец шёлка времён династии Хань

В 121 году до н. э. первый верблюжий караван с шёлком

и бронзовыми зеркалами направился к Ферганскому оазису через Турфанскую впадину вдоль Огненных гор и отрогов Тянь-Шаня. В 117 году до н. э. У-ди направил Чжан Цяня с новой миссией, большим посольством, большим количеством денег и шёлка — на этот раз в землю усуней, населявших бассейн реки Или. От усуней послы должны были разъехаться по другим странам, начиная с соседних среднеазиатских (Кангюй, Бактрия, Согдиана).
Торговля по установившемуся маршруту была прервана разорительными восстаниями в той местности в 17—27 годах н. э. (восстание «краснобровых»). После установления мира торговля продолжилась, но уже по новому пути — Южной дороге.

В хорошие для Шёлкового пути времена «один караван не упускал из виду другого».
Император Тиберий в начале н.э. даже запретил носить шёлковые одежды мужчинам, чтобы снизить отток золота из римской экономики.

Слайд 65

ВАН МАН (45 – 23 Г. ДО Н.Э.) И ЕГО РЕФОРМЫ

Ещё при императоре

Ай-ди существовал проект закона об ограничении числа рабов в одних руках.
Ван Ман – регент при малолетнем императоре - совершил государственный переворот, провозгласил «династию Синь» и начал реформы в том же направлении.
Фальсифицировал «древний трактат» «Чжоу ли».
В 9 г. до н.э. запретил куплю-продажу рабов. Рабы переводились в статус «сы-шу» (крепостных?)
Объявил (декларативно) о восстановлении системы «цзинтянь» – в одни руки не более 2 га земли.
Установил регулирование рыночных цен и ссудного процента.
Ввёл налог на профессии.

Слайд 66

ВОССТАНИЕ «КРАСНЫХ БРОВЕЙ» (17 Г. Н.Э.)

Очаг восстания – провинция Шаньдун
Расширение государственных монополий играло

против местных рыбаков
После изменения русла Хуанхэ полуостров оказался отрезан от основной части Китая. Начался голод
Один из лозунгов – восстановление династии Хань

Слайд 67

ГУАН У-ДИ (5 Г. ДО Н.Э. – 57 Г. Н. Э.) – «КИТАЙСКИЙ

ДИОКЛЕТИАН»

Рядом указов 26-37 г. н.э. были объявлены свободными люди, добровольно продававшиеся в рабство из-за голода, а также насильно и незаконно обращённые в рабство.
Также были освобождены те государственные рабы, которых набрал Ван Ман за несогласие с его политикой.
Клеймить рабов запрещалось, на убийство рабов накладывались ограничения.
Беднякам раздавались на льготных условиях государственные земли – гун-тянь. На несколько лет новопоселенцев освобождали от налогов.
Столица была перенесена в Лоян.

Лоян

Слайд 68

«УЧЁНЫЕ» ПРОТИВ ЕВНУХОВ

Во II в. н.э. сильно возросло число и влияние гаремных евнухов
При

дворе сформировались две противоборствующие группировки
«Учёные» выражали интересы мелких землевладельцев, гаремные евнухи – крупных
«Учёные» подготовили заговор с целью захвата власти, но он был раскрыт, множество «учёных» казнены, а власть евнухов упрочилась
Советник Лю Янь в 188 г. убедил императора, что причина восстаний – нехватка военных сил на местах. Так было положено начало децентрализации.

Слайд 69

ВОССТАНИЕ «ЖЁЛТЫХ ПОВЯЗОК»

Чжан Цзяо, один из
лидеров восстания

В середине II в. податное население империи

Хань насчитывало 50 млн.
В середине III в. податное население сократилось до 7,5 млн (!!!). По всей видимости, причина – переход податного населения в личную зависимость от «сильных домов» и переток налогов от государства к «сильным домам», т.е. феодализация

Движение «жёлтых повязок» использовало мессианские идеи.
Годом выступления был первый год 60-летнего цикла (цзи-цзя).
Восстание готовилось около 10 лет, создавалась агентурная сеть по всей стране.
В итоге восстание было подавлено, но подавлено уже не императорской армией, а частными армиями. Светов одобряэ!

Слайд 70

ДУН ЧЖО (134-192 Г. Н.Э.) – «КИТАЙСКИЙ СЕРДЮКОВ» (ШУТКА)

В борьбе с восставшими проиграл

всё что можно.
За взятку евнухам снова занял командную должность.
После резни евнухов сторонниками дяди императора Хэ Цзиня ввёл войска в столицу, посадив императора-марионетку. Устроил беспредел.
Началось восстание, впрочем плохо организованное.
Переместил столицу, разграбив старую. В конце концов таки пал жертвой заговора.
В общем, тут династия Хань закончилась.

Слайд 71

СИСТЕМА «ПЕРЕМЕННЫХ ПОЛЕЙ» (ДАЙ-ТЯНЬ)

Следующий с/х цикл – смена полос

Стадия 2 – борозды засеваются,

между ними
оставляются незасеянные полосы

Стадия 3 – посеянное подрастает,
поле выравнивается,
корневая система заглублена

Стадия 1 – вспахиваются борозды шириной
около 25 см. Между ними – не
предназначенные для посева участки той
же ширины.

Слайд 72

РАЗВИТИЕ ШАХТЁРСКОГО ДЕЛА

Китайцы бурили глубокие скважины для разработки месторождений и для других целей.

Например, они использовали буровые вышки для поднятия жидкого рассола на поверхность по бамбуковым трубопроводам, что привело к появлению дистилляционных печей (их, как считает Майкл Леви, нагревали природным газом), в которых производилась соль. Сцены этого процесса изображены на кирпичном рельефе гробницы Хан в провинции Сычуань. Леви считает, что скважины достигали глубины 600 м. К. С. Том так описывает процесс бурения: «Китайский метод глубокого бурения использовал группу мужчин, которые прыгали по брусу бурового долота, в то время как буровой инструмент вращался буйволами и быками». Этот же метод использовался для добычи нефти в Калифорнии в 1860-е годы (процесс называли «пинать ногами вниз»). Бронзовое литейное производство эпохи Западной династии Хань, обнаруженное в Синлуне, провинция Хэбэй, располагалось рядом с шахтными стволами, построенными для добычи меди, которую нужно смешивать с оловом для производства бронзы. Эти шахты достигали глубины 100 м и имели просторные штреки. Стволы и штреки оснащались крепежом, лестницами и стальным инструментом.

Слайд 73

ЦАЙ ЛУНЬ, ИЗОБРЕТАТЕЛЬ БУМАГИ

В общем-то, аналоги бумаги были до
Цай Луня, например некачественный шёлк.

Но новая технология была простой и относительно дешёвой.
Цай Лунь растолок волокна шелковицы, древесную золу, тряпки и пеньку. Всё это он смешал с водой и получившуюся массу выложил на форму (деревянная рама и сито из бамбука). После сушки на солнце, он эту массу разгладил с помощью камней. В результате получились прочные листы бумаги.

Слайд 74

АСТРОНОМИЯ ЭПОХИ ХАНЬ

Астрономы были госслужащими
В 1973 г. в Мавандуйском (ок. г.Чанша пров. Хунань)

могильнике был обнаружен самый древний из сохранившихся в Китае астрономический трактат «У син чжань» («Предсказания по пяти светилам»), датируемый 180–170 гг. до н.э. Его содержание показывает, что уже раннеханьская астрономия достигла высокого развития. Упоминаемые в названии трактата «пять светил» – это известные китайцам с эпохи Шан-Инь пять планет: Юпитер (Суй-син), Марс (Ин-хо), Сатурн (Чжэнь-син), Венера (Тай-бо), Меркурий (Чэнь-син). Планеты имели предсказательные характеристики на основе их корреляций с пятью стихиями/элементами, которые задавали связи со множеством реалий, в частности, с цветами и направлениями в пространстве

Слайд 75

ПРОТОКОМПАС

Модель протокомпаса

Слайд 76

НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ ВРЕМЁН ДИНАСТИИ ХАНЬ

Концепция отрицательных чисел
Примитивные доменные печи
Зоотроп («волшебный фонарь»)
Примитивный сейсмометр
Сеялка
Производство

стали
Тачка
Лодки с килевым рулём

Реконструкция древнего
сейсмометра

Слайд 77

«КИТАЙСКИЕ ГЕРОДОТЫ»

Сыма Цянь
Основной труд – Ши Цзи
(«Исторические записки»)

Бань Гу
Основной труд – «История
династии Хань»

Бань

Чжао

Слайд 78

ОРУЖИЕ ЭПОХИ ХАНЬ

Цзи (алебарда)

Лянь-ну (гипотетический многозарядный
арбалет залпового огня).
Все стрелы выпускаются одновременно.

Боевая повозка у-ган-чэ.
Прото-вагенбург

Ханьский

пехотный щит

Копьё ша с псевдогардой
(наконечник)

Палаши

Обоюдоострый меч цзянь

Слайд 79

СИСТЕМА ВОИНСКОЙ ПОВИННОСТИ

Всё взрослое мужское население было обложено рабочей и военной повинностями: до

155 г. до н.э. – от 23 до 56 лет; с 155 г. до н.э. – от 20 до 56 лет. В течение первых 3 лет мужчины отбывали 1 месяц в году трудовую повинность в своём округе, участвуя в ирригационных и транспортных работах. Отработав положенные 3 года, всё мужское население было обязано двумя видами военной повинности: двухлетним отбыванием солдатской службы и затем ежегодной трёхдневной службой в пограничных гарнизонах. Все мужчины в возрасте от 25 до 56 лет могли быть призваны в армию в любое время и на любой срок. При этом от армии можно было откупиться: как деньгами, так и сдачей рабов государству.

Слайд 80

ТРОЕЦАРСТВИЕ (САНЬ-ГО); 220-280 Г. Н.Э.

Слайд 81

ПРЕТЕНДЕНТЫ НА ЖЕЛЕЗНЫЙ НЕФРИТОВЫЙ ТРОН

Цао Цао (царство Вэй)

Лю Бэй (царство Шу)

Сун Цюань (царство

У)

Слайд 82

БИТВА У КРАСНОЙ СКАЛЫ (209 Г. Н.Э.)

Лю Бэй + Сун Цюань vs Цао

Цао

Слайд 83

ХУА ТО – КИТАЙСКИЙ ИЗОБРЕТАТЕЛЬ АНЕСТЕЗИИ

В качестве анестетика якобы использовал вино
с коноплёй
Очевидно, мог

как-то снимать симптомы, но не
устранять причины болезней – Цао Цао казнил
Хуа То, обезумев от боли за время его отсутствия

Слайд 84

«КОЛЕСНИЦА, УКАЗЫВАЮЩАЯ НА ЮГ» - МЕХАНИЧЕСКИЙ (!) КОМПАС

Слайд 85

ОРУЖИЕ ЭПОХИ ТРОЕЦАРСТВИЯ

Хуань-шоу-дао, длина 147 см (!)

Палаш царства У, длина 74 см

Гуань дао

(алебарда) ?

Слайд 86

«ЧЕТЫРЕ КЛАССИЧЕСКИХ РОМАНА» КИТАЯ

«Троецарствие» (китайская «Игра престолов»)
«Речные заводи» (прото-«Наруто»)
«Путешествие на Запад» (фентези-роуд-муви)
«Сон в

красном тереме» («повседневность» с элементами Борхеса)
Иногда приводится роман «Цветы сливы в золотой вазе» (порно)

Слайд 87

ОБЩЕЕ СВЕДЕНИЯ О РОМАНЕ «ТРОЕЦАРСТВИЕ»

Свыше 2000 персонажей.
Автором романа предположительно является Ло Гуаньчжун (прибл. 1330—1400 гг), создавший произведение

по летописным записям придворного историка Чэнь Шоу.
Роман состоит из 120 глав.
Глава 1
В первой главе кратко приводится китайская история с периода семи «Сражающихся царств» (V—III века до н. э.) до начала конца династии Хань (184 год).
Главы 2 — 79
В главах со второй по семьдесят девятую подробно описываются борьба за власть, войны и дипломатические интриги, которые проходили в период конца династии Хань (184—220 годы).
Главы 80 — 120
В главах с восьмидесятой по сто двадцатую подробно описываются события эпохи Троецарствия (220—280 годы), когда единая китайская ханьская империя распалась на 3 враждующих между собой царства:
царство Вэй, во главе с Цао Цао.
царство Шу, под главенством Лю Бэя;
царство У, под главенством Сунь Цюаня;
Междоусобные войны продолжаются вплоть до объединения царств династией Цзинь в 280 году.

Слайд 88

ПРЕВРАЩЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ПЕРСОНАЖЕЙ В ГЕРОЕВ ФЭНТЕЗИ

Цао Цао – суперзлодей огромного роста (около 2,1

м). Назначен местным Горбачёвым
Лю Бэй – кагбе герой, но вынужден иногда совершать и нехорошее, мучаясь совестью

Есть статья на пост-лурке - https://posmotre.li/Троецарствие_(роман)

Лю Бэй с соратниками

База данных по персонажам - http://kongming.net/encyclopedia/

Имя файла: Кратчайшая-история-Древнего-Китая.-К-выходу-Total-war:-three-kingdoms.pptx
Количество просмотров: 143
Количество скачиваний: 0